Письмо друзей
план-конспект занятия по развитию речи (подготовительная группа) на тему
Письмо друзей
Предложение. Слог.
Подготовительная группа
Образовательная область:
Вид деятельности: непосредственно - образовательная
Возрастная группа: старшая
Тема: Предложение. Слоговый состав слова. Звуковой анализ слова.
Цель: Обеспечение равных возможностей для полноценного развития .
Программное содержание:
Образовательные задачи: Учить делить на слоги двух, трёхсложные слова, отчётливо произносить каждую часть слова.
Учить анализу слов по схеме, упражнять в определении первого, второго и третьего звука.
Закрепить представление о предложении как единице речи.
Упражнять в умении составлять короткие и длинные предложения.
Развивающие: Развивать целенаправленное внимание, мышление, память, мелкую моторику рук, звуковое восприятие.
Воспитательные: Воспитывать культуру речевого общения, познавательный интерес к окружающему миру.
Предварительная работа: Беседа об окружающих нас звуках. Рассматривание картинок с изображением овощей, цветов. Работа со схемой предложения, схемой слова, разучивание дыхательной гимнастики, физкультминутки, игр.
Словарная работа: картофель, морковь, редис, капуста, жмём, овощи, звук.
Материалы и оборудование: картинки, палочки, бумага, карандаши, фишки, раздаточные карточки, образцы штриховки.
Ход занятия:
Дети играют на ковре. К ним подходит воспитатель.
Воспитатель: Ребята, кто-то бросил нам в оконце
Посмотрите письмецо
Может это лучик солнца,
Что щекочет мне в лицо,
Может это воробушек
Мимо сада пролетал.
Может, кто письмо как мышку на окошко заманил?
Воспитатель: Давайте, ребята, прочитаем и узнаем, что здесь написано.
«Здравствуйте, ребята. Мы, звери и птицы лесного детского сада «Сказка».
У нас скоро будет конкурс «Умницы и умники». Будут очень сложные вопросы, а мы многого не знаем. Просим у вас помощи. Посылаем к вам своего друга. Вы с ним уже знакомы. Нам необходимо всё узнать о предложении, слоговом составе слова, умение производить звуковой анализ слова. Надеемся на Вашу помощь. Заранее благодарим».
Воспитатель: Ребята, а где же друг зверей? Я догадалась, он не может найти нашу группу. Дима, помоги нашему гостью.
(Дима возвращается с тётушкой Совой.)
Воспитатель: Ой! Какие гости у нас! Здравствуйте. Кто же это, ребята?
Дети: Это умная тётушка Сова.
Сова: Здравствуйте, ребята. Помогите мне и лесным моим друзьям: лисам, белкам, мишкам участвовать в конкурсе? Я тоже очень хочу участвовать в конкурсе «Умники и умницы», но я многого не знаю. Ой, что-то тяжело дышать мне.
Воспитатель: Что нужно сделать? Как помочь тётушке Сове?
Дети: Нужно сделать дыхательную гимнастику.
Дыхательная гимнастика
«К солнышку»
(Б.Толкачев)
Руки к солнцу поднимаю Поднять руки через стороны вверх, делая вдох через нос.
И вдыхаю и вдыхаю
Ну, а руки опускаю Опускают руки через стороны вниз
И тихо произносят на выдохе звук Ф-Ф-Ф-
Воздух тихо выдыхаю.
Сова: А скажите, пожалуйста, что такое предложение?
Воспитатель: Предложение – это часть речи и состоит оно из слов. Какими бывают предложения?
Дети: предложения бывают длинными и короткими. (Примеры)
Воспитатель: Когда мы хотим рассказать о ком или о чем мы говорим предложениями. В предложении предмет не только называется, а о нем что-то рассказывается. Например: посмотрите на картину. Я называю слова: коньки, горка, дети. С моих слов вы узнали что-нибудь?
Дети: Нет.
Воспитатель: Тогда помогите и придумайте, а также назовите предложения с этими словами.
(Анализ предложений)
Воспитатель: Вы придумали и короткие и длинные предложения. Пришла зима и нам пора размяться.
Сова: А я знаю физкультминутку «Выпал беленький снежок»
Физкультминутка «Выпал беленький снежок»
Выпал беленький снежок,
Соберемся мы в кружок.
Снег, снег, белый снег,
Засыпает белый свет.
Мы на саночки садимся
И под горку быстро мчимся.
Снег, снег, белый снег,
Мчимся мы быстрее всех.
Мы на саночки садимся
И под горку быстро мчимся.
Снег, снег. Белый снег,
Мчимся мы быстрее всех.
Дети все на лыжи встали,
Друг за другом побежали.
Снег, снег, белый снег
Кружит, падает на всех.
Дети к вечеру устали,
Все в кроватках задремали.
Снег, снег, белый снег
Спят ребятки крепче всех.
Воспитатель: Ребята, посмотрите на доску. Вы видите картинки. Назовите их одним обобщающим словом: (картофель, морковь, редис, капуста.)
Делим каждое слово на слоги. Называем первый слог, второй, третий. Нужно записать схему слова: Кар- то - фель и так далее.
(дети записывают схему слов счетными палочками, затем квадратиками)
Воспитатель: А сейчас игра: «Найди, назови и подели».
Описание игры: Дети рассматривают групповую комнату, называют предметы, которые обозначаются словами сначала односложными (один слог), двухсложными (два слога), трехсложными (три слога). Выполняют задание на деление слов на слоги. Выбирают любой способ проверки: прохлопать, прошагать, поднести руку под подбородок.
Пальчиковая гимнастика «Мы капусту рубим-рубим».
Мы капусту рубим-рубим,
Мы капусту жмём-жмём,
Мы капусту солим-солим,
А потом и в рот кладем.
ЗВУКОВОЙ АНАЛИЗ СЛОВ-МАК, ДОМ, ЛУК, ЛИСА, САНКИ
На доске воспитатель вывешивает картины-схемы слов, на столах у детей такие же картины-схемы. Фишки красного и синего цвета.
ВОПРОСЫ:
1. Что изображено на картине? (Мак)
2. Что обозначают клеточки? (Звуки)
3. Сколько звуков в слове «Мак»?
4. Какой звук первый? «М»
5. Какой звук второй? « А»
6. Какой звук третий? «К»
7. А теперь произнесем слово МАК протяжно М-А-А-А-К
8. Назовите гласные и согласные звуки, запишите схемой, отмечая гласный звук красной фишкой, а согласный синей фишкой.
9. Почему мы называем гласные звуки гласными, а согласные -согласными? (ответы детей).
(Работа с раздаточными карточками. Аналогично проводится анализ других слов.)
Физкультминутка по выбору детей « Шел король по лесу».
Воспитатель: А сейчас ребята мы с вами попробуем заштриховать схему слова « МАК». Первый квадрат вертикально делаем штриховку, второй - горизонтально, третий - наклонно.
Работа детей.
Сова благодарит детей, а дети просят её остаться поиграть. Тётушка Сова играет с детьми, беседует о том, чем они занимаются в детском саду.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
pismo_druzey.docx | 18.32 КБ |
Предварительный просмотр:
Письмо друзей
Предложение. Слог.
Подготовительная группа
Образовательная область:
Вид деятельности: непосредственно - образовательная
Возрастная группа: старшая
Тема: Предложение. Слоговый состав слова. Звуковой анализ слова.
Цель: Обеспечение равных возможностей для полноценного развития .
Программное содержание:
Образовательные задачи: Учить делить на слоги двух, трёхсложные слова, отчётливо произносить каждую часть слова.
Учить анализу слов по схеме, упражнять в определении первого, второго и третьего звука.
Закрепить представление о предложении как единице речи.
Упражнять в умении составлять короткие и длинные предложения.
Развивающие: Развивать целенаправленное внимание, мышление, память, мелкую моторику рук, звуковое восприятие.
Воспитательные: Воспитывать культуру речевого общения, познавательный интерес к окружающему миру.
Предварительная работа: Беседа об окружающих нас звуках. Рассматривание картинок с изображением овощей, цветов. Работа со схемой предложения, схемой слова, разучивание дыхательной гимнастики, физкультминутки, игр.
Словарная работа: картофель, морковь, редис, капуста, жмём, овощи, звук.
Материалы и оборудование: картинки, палочки, бумага, карандаши, фишки, раздаточные карточки, образцы штриховки.
Ход занятия:
Дети играют на ковре. К ним подходит воспитатель.
Воспитатель: Ребята, кто-то бросил нам в оконце
Посмотрите письмецо
Может это лучик солнца,
Что щекочет мне в лицо,
Может это воробушек
Мимо сада пролетал.
Может, кто письмо как мышку на окошко заманил?
Воспитатель: Давайте, ребята, прочитаем и узнаем, что здесь написано.
«Здравствуйте, ребята. Мы, звери и птицы лесного детского сада «Сказка».
У нас скоро будет конкурс «Умницы и умники». Будут очень сложные вопросы, а мы многого не знаем. Просим у вас помощи. Посылаем к вам своего друга. Вы с ним уже знакомы. Нам необходимо всё узнать о предложении, слоговом составе слова, умение производить звуковой анализ слова. Надеемся на Вашу помощь. Заранее благодарим».
Воспитатель: Ребята, а где же друг зверей? Я догадалась, он не может найти нашу группу. Дима, помоги нашему гостью.
(Дима возвращается с тётушкой Совой.)
Воспитатель: Ой! Какие гости у нас! Здравствуйте. Кто же это, ребята?
Дети: Это умная тётушка Сова.
Сова: Здравствуйте, ребята. Помогите мне и лесным моим друзьям: лисам, белкам, мишкам участвовать в конкурсе? Я тоже очень хочу участвовать в конкурсе «Умники и умницы», но я многого не знаю. Ой, что-то тяжело дышать мне.
Воспитатель: Что нужно сделать? Как помочь тётушке Сове?
Дети: Нужно сделать дыхательную гимнастику.
Дыхательная гимнастика
«К солнышку»
(Б.Толкачев)
Руки к солнцу поднимаю Поднять руки через стороны вверх, делая вдох через нос.
И вдыхаю и вдыхаю
Ну, а руки опускаю Опускают руки через стороны вниз
И тихо произносят на выдохе звук Ф-Ф-Ф-
Воздух тихо выдыхаю.
Сова: А скажите, пожалуйста, что такое предложение?
Воспитатель: Предложение – это часть речи и состоит оно из слов. Какими бывают предложения?
Дети: предложения бывают длинными и короткими. (Примеры)
Воспитатель: Когда мы хотим рассказать о ком или о чем мы говорим предложениями. В предложении предмет не только называется, а о нем что-то рассказывается. Например: посмотрите на картину. Я называю слова: коньки, горка, дети. С моих слов вы узнали что-нибудь?
Дети: Нет.
Воспитатель: Тогда помогите и придумайте, а также назовите предложения с этими словами.
(Анализ предложений)
Воспитатель: Вы придумали и короткие и длинные предложения. Пришла зима и нам пора размяться.
Сова: А я знаю физкультминутку «Выпал беленький снежок»
Физкультминутка «Выпал беленький снежок»
Выпал беленький снежок,
Соберемся мы в кружок.
Снег, снег, белый снег,
Засыпает белый свет.
Мы на саночки садимся
И под горку быстро мчимся.
Снег, снег, белый снег,
Мчимся мы быстрее всех.
Мы на саночки садимся
И под горку быстро мчимся.
Снег, снег. Белый снег,
Мчимся мы быстрее всех.
Дети все на лыжи встали,
Друг за другом побежали.
Снег, снег, белый снег
Кружит, падает на всех.
Дети к вечеру устали,
Все в кроватках задремали.
Снег, снег, белый снег
Спят ребятки крепче всех.
Воспитатель: Ребята, посмотрите на доску. Вы видите картинки. Назовите их одним обобщающим словом: (картофель, морковь, редис, капуста.)
Делим каждое слово на слоги. Называем первый слог, второй, третий. Нужно записать схему слова: Кар- то - фель и так далее.
(дети записывают схему слов счетными палочками, затем квадратиками)
Воспитатель: А сейчас игра: «Найди, назови и подели».
Описание игры: Дети рассматривают групповую комнату, называют предметы, которые обозначаются словами сначала односложными (один слог), двухсложными (два слога), трехсложными (три слога). Выполняют задание на деление слов на слоги. Выбирают любой способ проверки: прохлопать, прошагать, поднести руку под подбородок.
Пальчиковая гимнастика «Мы капусту рубим-рубим».
Мы капусту рубим-рубим,
Мы капусту жмём-жмём,
Мы капусту солим-солим,
А потом и в рот кладем.
ЗВУКОВОЙ АНАЛИЗ СЛОВ-МАК, ДОМ, ЛУК, ЛИСА, САНКИ
На доске воспитатель вывешивает картины-схемы слов, на столах у детей такие же картины-схемы. Фишки красного и синего цвета.
ВОПРОСЫ:
- Что изображено на картине? (Мак)
- Что обозначают клеточки? (Звуки)
- Сколько звуков в слове «Мак»?
- Какой звук первый? «М»
- Какой звук второй? « А»
- Какой звук третий? «К»
- А теперь произнесем слово МАК протяжно М-А-А-А-К
- Назовите гласные и согласные звуки, запишите схемой, отмечая гласный звук красной фишкой, а согласный синей фишкой.
- Почему мы называем гласные звуки гласными, а согласные -согласными? (ответы детей).
(Работа с раздаточными карточками. Аналогично проводится анализ других слов.)
Физкультминутка по выбору детей « Шел король по лесу».
Воспитатель: А сейчас ребята мы с вами попробуем заштриховать схему слова « МАК». Первый квадрат вертикально делаем штриховку, второй - горизонтально, третий - наклонно.
Работа детей.
Сова благодарит детей, а дети просят её остаться поиграть. Тётушка Сова играет с детьми, беседует о том, чем они занимаются в детском саду.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
"Письма от друзей"
Итоговое познавательное занятие в средней группе...
Занятие в средней группе «Письма сказочных друзей»
Обобщаем знания детей о профессиях людей...
Конспект открытого занятия в первой младшей группе «Письмо из сказочного леса от друзей».
«Письмо из сказочного леса от друзей» Цели: 1. Закрепить понятия «один-много»; 2. Совершенствовать и закреплять умение различать понятия «большой-маленький»; 3. Закрепить знан...
Конспект открытого занятия в первой младшей группе «Письмо от друзей»
Цели:1. Закрепить понятия «один-много»;2. Совершенствовать и закреплять умение различать понятия«большой-маленький»;3. Закрепить знания основных цветов....
НОД по познавательному развитию в группе общеразвивающей направленности для детей от 6 до 7 лет « Письмо друзьям в далекий город Дамаск»
воспитание у детей любви и уважения к Родине, государственным символам, воспитание патриотизма....
Познавательное развитие "Письмо для друзей"
Конспект занятия по познавательному развитию а рамках проекта "Посткроссинг между детскими садами"...
Конспект интегрированного занятия по ФЭМП в подготовительной группе «Письмо от друзей из жарких стран»
Программное содержание.Закрепить знания о составе чисел в пределах 10 из двух меньших чиселЗакрепить представления детей о геометрических фигурах: умения различать геометрические фигуры, умения сравни...