Письмо друзей
план-конспект занятия по развитию речи (подготовительная группа) на тему

Ковальчук Валентина Александровна

Письмо друзей

Предложение. Слог.

Подготовительная группа

Образовательная область:

Вид деятельности: непосредственно - образовательная

Возрастная группа: старшая

Тема: Предложение. Слоговый состав слова. Звуковой анализ слова.

Цель: Обеспечение равных возможностей для полноценного развития .

Программное содержание:

Образовательные задачи: Учить делить на слоги двух, трёхсложные  слова, отчётливо произносить каждую часть слова.

Учить анализу слов по схеме, упражнять в определении первого, второго и третьего звука.

Закрепить представление о предложении как единице речи.

Упражнять в умении составлять короткие и длинные предложения.

Развивающие: Развивать целенаправленное внимание, мышление, память, мелкую моторику рук, звуковое восприятие.

Воспитательные: Воспитывать культуру речевого общения, познавательный интерес к окружающему миру.

Предварительная работа: Беседа об окружающих нас звуках. Рассматривание картинок с изображением  овощей, цветов. Работа со схемой предложения, схемой слова, разучивание дыхательной гимнастики, физкультминутки, игр.

Словарная работа: картофель, морковь, редис, капуста, жмём, овощи, звук.

Материалы и оборудование: картинки, палочки, бумага, карандаши, фишки, раздаточные карточки, образцы штриховки.

Ход занятия:

Дети играют на ковре. К ним подходит воспитатель.

Воспитатель: Ребята, кто-то бросил нам в оконце

Посмотрите письмецо

Может это лучик солнца,

Что щекочет мне в лицо,

Может это воробушек

Мимо сада пролетал.

Может, кто письмо как мышку на окошко заманил?

Воспитатель: Давайте, ребята, прочитаем и узнаем, что здесь написано.

«Здравствуйте, ребята. Мы,  звери и птицы лесного детского сада «Сказка».

У нас скоро будет конкурс «Умницы и умники». Будут очень сложные вопросы, а мы многого не знаем. Просим у вас помощи.  Посылаем к вам своего друга. Вы с ним уже знакомы. Нам необходимо всё узнать о предложении, слоговом составе слова, умение производить звуковой анализ слова. Надеемся на Вашу помощь. Заранее благодарим».

Воспитатель: Ребята, а где же друг зверей? Я догадалась, он не может найти нашу группу. Дима, помоги нашему гостью.

          (Дима возвращается с тётушкой Совой.)

Воспитатель: Ой! Какие гости у нас! Здравствуйте. Кто же это, ребята?

Дети: Это умная тётушка Сова.

Сова: Здравствуйте, ребята. Помогите мне и лесным моим друзьям: лисам, белкам, мишкам  участвовать в конкурсе? Я тоже очень хочу участвовать в конкурсе «Умники и умницы», но я многого не знаю. Ой, что-то тяжело дышать мне.

Воспитатель: Что нужно сделать? Как помочь тётушке Сове?

Дети: Нужно сделать дыхательную гимнастику.

Дыхательная гимнастика

«К солнышку»

(Б.Толкачев)

 

Руки к солнцу поднимаю      Поднять руки через стороны вверх, делая вдох через нос.

И вдыхаю и вдыхаю

Ну, а руки опускаю                          Опускают руки через стороны вниз

И тихо произносят на выдохе звук Ф-Ф-Ф-

Воздух тихо выдыхаю.

Сова: А скажите, пожалуйста, что такое предложение?

Воспитатель: Предложение – это часть речи и состоит оно из слов. Какими бывают предложения?

Дети: предложения бывают длинными и короткими. (Примеры)

Воспитатель: Когда мы хотим рассказать о ком или о чем мы говорим предложениями. В предложении предмет не только называется, а о нем что-то рассказывается.  Например: посмотрите на картину. Я называю слова: коньки, горка, дети. С моих слов вы узнали что-нибудь?

Дети: Нет.

Воспитатель: Тогда помогите и придумайте, а также назовите предложения с этими словами.

(Анализ предложений)

Воспитатель: Вы придумали и короткие и длинные предложения. Пришла зима и нам пора размяться.

Сова: А я знаю физкультминутку «Выпал беленький снежок»

Физкультминутка «Выпал беленький снежок»

Выпал беленький снежок,

Соберемся мы в кружок.

Снег, снег, белый снег,

Засыпает белый свет.

 

Мы на саночки садимся

И под горку быстро мчимся.

Снег, снег, белый снег,

Мчимся мы быстрее всех.

Мы на саночки садимся

И под горку быстро мчимся.

Снег, снег. Белый снег,

Мчимся мы быстрее всех.

Дети все на лыжи встали,

Друг за другом побежали.

Снег, снег, белый снег

Кружит, падает на всех.

 

Дети к вечеру устали,

Все в кроватках задремали.

Снег, снег, белый снег

Спят ребятки крепче всех.

Воспитатель: Ребята, посмотрите на доску. Вы видите картинки. Назовите их одним обобщающим словом: (картофель, морковь, редис, капуста.)

Делим каждое слово на слоги. Называем первый слог, второй, третий. Нужно записать схему слова: Кар- то - фель и так далее.

(дети записывают схему слов счетными палочками, затем квадратиками)

Воспитатель: А сейчас игра: «Найди, назови и подели».

Описание игры: Дети рассматривают групповую комнату, называют предметы, которые обозначаются словами сначала односложными (один слог), двухсложными (два слога), трехсложными (три слога). Выполняют задание на деление слов на слоги. Выбирают любой способ проверки: прохлопать, прошагать, поднести руку под подбородок.

Пальчиковая гимнастика «Мы капусту рубим-рубим».

Мы капусту рубим-рубим,

Мы капусту жмём-жмём,

Мы капусту солим-солим,

А потом и в рот кладем.

ЗВУКОВОЙ АНАЛИЗ СЛОВ-МАК, ДОМ, ЛУК, ЛИСА, САНКИ

На доске воспитатель вывешивает картины-схемы слов, на столах у детей такие же картины-схемы. Фишки красного и синего цвета.

ВОПРОСЫ:

1.     Что изображено на картине? (Мак)

2.     Что обозначают клеточки? (Звуки)

3.     Сколько звуков в слове «Мак»?

4.     Какой звук первый? «М»

5.     Какой звук второй? « А»

6.     Какой звук третий? «К»

7.     А теперь произнесем слово МАК протяжно М-А-А-А-К

8.     Назовите гласные и согласные звуки, запишите схемой, отмечая гласный звук красной фишкой, а согласный синей фишкой.

9.     Почему мы называем гласные звуки гласными, а согласные -согласными? (ответы детей).

(Работа с раздаточными карточками. Аналогично проводится анализ других слов.)

Физкультминутка по выбору детей « Шел король по лесу».

Воспитатель: А сейчас ребята мы с вами попробуем заштриховать схему слова « МАК». Первый квадрат вертикально делаем штриховку, второй - горизонтально, третий - наклонно.

Работа детей.

Сова благодарит детей, а дети  просят  её остаться поиграть. Тётушка Сова играет с детьми, беседует о том, чем они занимаются в детском саду.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл pismo_druzey.docx18.32 КБ

Предварительный просмотр:

Письмо друзей

Предложение. Слог.

Подготовительная группа

Образовательная область:

Вид деятельности: непосредственно - образовательная

Возрастная группа: старшая

Тема: Предложение. Слоговый состав слова. Звуковой анализ слова.

Цель: Обеспечение равных возможностей для полноценного развития .

Программное содержание:

Образовательные задачи: Учить делить на слоги двух, трёхсложные  слова, отчётливо произносить каждую часть слова.

Учить анализу слов по схеме, упражнять в определении первого, второго и третьего звука.

Закрепить представление о предложении как единице речи.

Упражнять в умении составлять короткие и длинные предложения.

Развивающие: Развивать целенаправленное внимание, мышление, память, мелкую моторику рук, звуковое восприятие.

Воспитательные: Воспитывать культуру речевого общения, познавательный интерес к окружающему миру.

Предварительная работа: Беседа об окружающих нас звуках. Рассматривание картинок с изображением  овощей, цветов. Работа со схемой предложения, схемой слова, разучивание дыхательной гимнастики, физкультминутки, игр.

Словарная работа: картофель, морковь, редис, капуста, жмём, овощи, звук.

Материалы и оборудование: картинки, палочки, бумага, карандаши, фишки, раздаточные карточки, образцы штриховки.

Ход занятия:

Дети играют на ковре. К ним подходит воспитатель.

Воспитатель: Ребята, кто-то бросил нам в оконце

Посмотрите письмецо

Может это лучик солнца,

Что щекочет мне в лицо,

Может это воробушек

Мимо сада пролетал.

Может, кто письмо как мышку на окошко заманил?

Воспитатель: Давайте, ребята, прочитаем и узнаем, что здесь написано.

«Здравствуйте, ребята. Мы,  звери и птицы лесного детского сада «Сказка».

У нас скоро будет конкурс «Умницы и умники». Будут очень сложные вопросы, а мы многого не знаем. Просим у вас помощи.  Посылаем к вам своего друга. Вы с ним уже знакомы. Нам необходимо всё узнать о предложении, слоговом составе слова, умение производить звуковой анализ слова. Надеемся на Вашу помощь. Заранее благодарим».

Воспитатель: Ребята, а где же друг зверей? Я догадалась, он не может найти нашу группу. Дима, помоги нашему гостью.

          (Дима возвращается с тётушкой Совой.)

Воспитатель: Ой! Какие гости у нас! Здравствуйте. Кто же это, ребята?

Дети: Это умная тётушка Сова.

Сова: Здравствуйте, ребята. Помогите мне и лесным моим друзьям: лисам, белкам, мишкам  участвовать в конкурсе? Я тоже очень хочу участвовать в конкурсе «Умники и умницы», но я многого не знаю. Ой, что-то тяжело дышать мне.

Воспитатель: Что нужно сделать? Как помочь тётушке Сове?

Дети: Нужно сделать дыхательную гимнастику.

Дыхательная гимнастика

«К солнышку»

(Б.Толкачев)

Руки к солнцу поднимаю         Поднять руки через стороны вверх, делая вдох через нос.

И вдыхаю и вдыхаю

Ну, а руки опускаю                          Опускают руки через стороны вниз

И тихо произносят на выдохе звук Ф-Ф-Ф-

Воздух тихо выдыхаю.

Сова: А скажите, пожалуйста, что такое предложение?

Воспитатель: Предложение – это часть речи и состоит оно из слов. Какими бывают предложения?

Дети: предложения бывают длинными и короткими. (Примеры)

Воспитатель: Когда мы хотим рассказать о ком или о чем мы говорим предложениями. В предложении предмет не только называется, а о нем что-то рассказывается.  Например: посмотрите на картину. Я называю слова: коньки, горка, дети. С моих слов вы узнали что-нибудь?

Дети: Нет.

Воспитатель: Тогда помогите и придумайте, а также назовите предложения с этими словами.

(Анализ предложений)

Воспитатель: Вы придумали и короткие и длинные предложения. Пришла зима и нам пора размяться.

Сова: А я знаю физкультминутку «Выпал беленький снежок»

Физкультминутка «Выпал беленький снежок»

Выпал беленький снежок,

Соберемся мы в кружок.

Снег, снег, белый снег,

Засыпает белый свет.

Мы на саночки садимся

И под горку быстро мчимся.

Снег, снег, белый снег,

Мчимся мы быстрее всех.

Мы на саночки садимся

И под горку быстро мчимся.

Снег, снег. Белый снег,

Мчимся мы быстрее всех.

Дети все на лыжи встали,

Друг за другом побежали.

Снег, снег, белый снег

Кружит, падает на всех.

Дети к вечеру устали,

Все в кроватках задремали.

Снег, снег, белый снег

Спят ребятки крепче всех.

Воспитатель: Ребята, посмотрите на доску. Вы видите картинки. Назовите их одним обобщающим словом: (картофель, морковь, редис, капуста.)

Делим каждое слово на слоги. Называем первый слог, второй, третий. Нужно записать схему слова: Кар- то - фель и так далее.

(дети записывают схему слов счетными палочками, затем квадратиками)

Воспитатель: А сейчас игра: «Найди, назови и подели».

Описание игры: Дети рассматривают групповую комнату, называют предметы, которые обозначаются словами сначала односложными (один слог), двухсложными (два слога), трехсложными (три слога). Выполняют задание на деление слов на слоги. Выбирают любой способ проверки: прохлопать, прошагать, поднести руку под подбородок.

Пальчиковая гимнастика «Мы капусту рубим-рубим».

Мы капусту рубим-рубим,

Мы капусту жмём-жмём,

Мы капусту солим-солим,

А потом и в рот кладем.

ЗВУКОВОЙ АНАЛИЗ СЛОВ-МАК, ДОМ, ЛУК, ЛИСА, САНКИ

На доске воспитатель вывешивает картины-схемы слов, на столах у детей такие же картины-схемы. Фишки красного и синего цвета.

ВОПРОСЫ:

  1. Что изображено на картине? (Мак)
  2. Что обозначают клеточки? (Звуки)
  3. Сколько звуков в слове «Мак»?
  4. Какой звук первый? «М»
  5. Какой звук второй? « А»
  6. Какой звук третий? «К»
  7. А теперь произнесем слово МАК протяжно М-А-А-А-К
  8. Назовите гласные и согласные звуки, запишите схемой, отмечая гласный звук красной фишкой, а согласный синей фишкой.
  9. Почему мы называем гласные звуки гласными, а согласные -согласными? (ответы детей).

(Работа с раздаточными карточками. Аналогично проводится анализ других слов.)

Физкультминутка по выбору детей « Шел король по лесу».

Воспитатель: А сейчас ребята мы с вами попробуем заштриховать схему слова « МАК». Первый квадрат вертикально делаем штриховку, второй - горизонтально, третий - наклонно.

Работа детей.

Сова благодарит детей, а дети  просят  её остаться поиграть. Тётушка Сова играет с детьми, беседует о том, чем они занимаются в детском саду.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Письма от друзей"

Итоговое познавательное занятие в средней группе...

Занятие в средней группе «Письма сказочных друзей»

Обобщаем знания детей о профессиях людей...

Конспект открытого занятия в первой младшей группе «Письмо из сказочного леса от друзей».

«Письмо из сказочного леса от друзей» Цели: 1. Закрепить понятия «один-много»; 2. Совершенствовать и закреплять умение различать понятия «большой-маленький»; 3. Закрепить знан...

Конспект открытого занятия в первой младшей группе «Письмо от друзей»

Цели:1. Закрепить понятия «один-много»;2. Совершенствовать и закреплять умение различать понятия«большой-маленький»;3. Закрепить знания основных цветов....

НОД по познавательному развитию в группе общеразвивающей направленности для детей от 6 до 7 лет « Письмо друзьям в далекий город Дамаск»

воспитание у детей любви и уважения к Родине, государственным символам, воспитание патриотизма....

Познавательное развитие "Письмо для друзей"

Конспект занятия по познавательному развитию а рамках проекта "Посткроссинг между детскими садами"...

Конспект интегрированного занятия по ФЭМП в подготовительной группе «Письмо от друзей из жарких стран»

Программное содержание.Закрепить знания о составе чисел в пределах 10 из двух меньших чиселЗакрепить представления детей о геометрических фигурах: умения различать геометрические фигуры, умения сравни...