рекомендации учителя логопеда на лето
методическая разработка по развитию речи (старшая группа) на тему
Предварительный просмотр:
«Чтобы лето даром не прошло».
Рекомендации логопеда на летний период.
Впереди лето – пора отпусков, детского отдыха. Важно помнить, что сформированные в течение года навыки (выработанные артикуляционные уклады, по ставленные звуки, выученные стихи, пальчиковые игры) за летний период могут, как укрепиться и войти в привычный стереотип, так и «потеряться». Поэтому перед тем, как дети уйдут на свой заслуженный отдых, мне бы хотелось дать некоторые рекомендации родителям.
СЛЕДИТЕ ЗА ПРОИЗНОШЕНИЕМ ДЕТЕЙ!!!
Закрепление звуков в речи – это тренинг: чем больше количество повторений, тем быстрее и качественнее идет введение звуков в речь ребенка. Другими словами, формируется привычка правильного произношения, вытесняя привычку дефектного произношения. В логопедической практике много случаев, когда летний период «отбрасывает» положительные результаты коррекции на несколько шагов назад. После продолжительного отпуска часто ребенок приходит с прежними речевыми проблемами. За время отдыха он потерял сформированные навыки, недостаточно закрепленные. Логопеду и ребенку приходится начинать все сначала, а хотелось бы двигаться дальше! Поэтому необходимо:
• Добиваться правильного произношения поставленных логопедом звуков.
• Исправлять ошибки в произношении слов, особенно слов сложной слоговой структуры (например, «блатека» – библиотека, «валосипед» –велосипед).
ОБОГАЩАЙТЕ СЛОВАРНЫЙ ЗАПАС ДЕТЕЙ НОВЫМИ СЛОВАМИ, РАЗВИВАЙТЕ СВЯЗНУЮ РЕЧЬ РЕБЕНКА !!!
Обогащение пассивного и активного словаря ребёнка и развитие у него грамматически правильной фразовой и связной речи – это задача, которую родители должны решать ежедневно. Не упускайте малейшего повода что-то обсудить с вашим ребёнком. Именно обсудить. Одностороннее «говорение», без диалога - малополезно. Неважно, кто при этом молчит: ребёнок или взрослый. В первом случае у детей не развивается активная речь, во втором – пассивная (умение слушать, слышать, понимать речь; своевременно и пра- вильно выполнять речевую инструкцию; вступать в партнёрские отношения; сопереживать услышанное). Полезно проводить следующие мероприятия, способствующие развитию речи детей.
1. Полезно проводить разнообразные наблюдения за погодой, сезонными изменениями в природе, растениями, птицами, животными, людьми, транспортом. Всё это обязательно нужно комментировать, обсуждать, оформлять в форме беседы. Новые, незнакомые ребёнку слова следует объяснить, повторить несколько раз, научить ребёнка понятно выговаривать их.
2. Полезно вслушиваться в звуки улицы: шелест листьев, шум шагов, гудение машин, голоса птиц, звуки ветра, дождя, грома, града и т.д. Это развивает слуховое внимания.
3. На кухне у Вас появляется возможность развивать словарь, грамматику, фразовую речь ребёнка по следующим темам: «Семья», «Овощи», «Фрукты», «Посуда», «Продукты питания», «Бытовая техника» и др.
Рассказывайте сыну или дочке, как называются продукты, какое блюдо вы готовите, какие действия при этом совершаете. Не ограничивайтесь примитивным бытовым словарём, предлагайте ребёнку всё новые и новые слова. Старайтесь, чтобы он запоминал и повторял их за вами.
Называйте свойства (цвет, форму, размер, вкус) продуктов (горячий, остывший, сладкий, острый, свежий, чёрствый и т.д.). Задавайте ребёнку соответствующие вопросы («Попробуй, какой получился салат?», «Что мы ещё забыли положить в суп?», «Какую морковку вы- берем?» и др.). Называйте свои действия («перемешиваю», «солю», «обжариваю» и т.д.), показывайте ребёнку, что и как вы делаете. Подводите его к тому, чтобы он повторял ваши слова. Поручите ему посильную помощь по кухне. В деятельности речевой материал усваивается значительно быстрее и естественнее
4. На даче перед Вами открывается простор для словарной и грамматической работы по темам «Весна», «Лето», «Осень», «Растения сада», «Цветы», «Деревья», «Насекомые», «Ягоды», «Весенние (летние, осенние) работы в саду» и др. Наблюдения, впечатления, речевые навыки, полученные на даче необычайно ценны и наглядны. Они остаются в памяти ребёнка на всю жизнь. Только здесь ребёнок в естественных условиях усвоит значение глаголов «вскопать», «подрыхлить», «прополоть», «удобрить» и многих других. Не на картинке, а в живую увидит растения в разную пору их вегетативного периода (рост, цветение, плодоношение, увядание). Узнает, как и где вырастают ягоды, овощи и фрукты, каким трудом даётся урожай. Даже если названия цветов, кустарников, овощей кажутся Вам сложными для ребёнка, всё равно чаще называйте их вслух (нарцисс, примула, жимолость, гладиолус, патиссон и др.). На первых порах они пополнят пассивный словарь ребёнка, он будет их знать. Постепенно эти слова перейдут и в активное употребление и существенно обогатят словарный запас ребёнка.
5. В любом месте и в любое время можно поиграть с ребёнком в речевые игры на развитие лексико-грамматического строя и связной речи:
∙ Подбирать определения (Какие бывают собаки: большие, служебные …).
∙ Узнавать предметы по описанию (Зелёная, кудрявая, белоствольная. Что это? Берёза).
∙ Игра «Угадай, что я вижу» (по описанию узнать задуманный предмет). ∙ Посчитаем (1 раба, 2 рыбы, 3 рыбы…).
∙ Животные и их детеныши (мама-лошадь, папа-конь, детеныш-жеребенок).
∙ Один-много (шар-шары, мяч-мячи).
∙ Скажи ласково (птица-птичка).
∙ Что из чего сделано? (стол из дерева - какой?- деревянный).
∙ Составлять словосочетания и предложения с заданными словами.
∙ «Найди словечко» (на кухне, на улице и т. д.).
∙ «А если бы» (помечтать на тему: «А если бы у меня был ковёр-самолёт, шапка-невидимка...»).
∙ Переделать известную сказку.
∙ Придумать свою сказку (с опорой на картинки, на ключе- вые слова).
∙ Придумать продолжение сказки.
∙ «Перевирание сказки» (взрослый наме- ренно «перевирает» известную сказку, ребёнок должен исправить).
6. Следите за грамматикой. Исправляйте ошибки:
• в употреблении предлогов: В,ИЗ,НА,ПОД,К.(Например, «Шишка упала из ветки» – Шишка упала с ветки.)
• в согласовании слов (например, «Я видел на ветке две птички» – Я видел на ветке двух птичек.)
• неправильный порядок слов в предложении (например, «Дети играют в игры интересные». – Дети играют в интересные игры.) Конечно, мы занятые люди. И проще всего отдыхать, усадив ребёнка перед телевизором или компьютером… Но: Просмотр боевиков, «ужастиков», даже мультипликационных (особенно в кино), как правило, не несут в себе обучающего момента. «Бегалки» и «стрелялки» провоцируют агрессию, приучают к мысли, что насилие – это форма поведения и дети могут переносить весь этот негатив в свои игры. И вряд ли агрессивное поведение сделает вашего ребенка желанным партнером для других детей. Уделяйте своему ребенку больше внимания, чаще находитесь на свежем воздухе, посещайте игровые площадки, парк.
Солнечного вам лета и приятных впечатлений!!!!!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рекомендации учителя-логопеда на лето родителям дошкольников 6 лет с Общим недоразвитием речи.
Рекомендации родителям дошколят на летние каникулы....
"Рекомендации учителя-логопеда на лето для родителей"
Рекомендации для родителей...
Методическая разработка "Рекомендации учителя логопеда на лето для родителей"
Для того, чтобы наша с Вами совместная работа за лето не пропала, предлагаю Вам упражнения, которые можно выполнять не только дома, сидя, но и в любой другой обстановке: на прогулке, в поездке и ...
Рекомендации учителя-логопеда на лето
Рекомендации учителя-логопеда на лето предназначены родителям. Данные рекомендации помогут родителям развивать речь, мелкую моторику, лексико-грамматический строй и т.д. в игре у дошкольников....
Рекомендации учителя-логопеда на лето для родителей
Летние каникулы самое подходящее время для того, чтобы накопить положительные эмоциональные ресурсы на весь год. Проводите больше времени на открытом воздухе в подвижных играх. Все они развивают коорд...
Рекомендации учителя-логопеда на лето для родителей
Уважаемые родители!Поздравляем Вас с окончанием учебного года!Наши дети за это время многому научились, выросли, достигли огромных результатов в образовательном и речевом направлении. Летние кани...
Рекомендации учителя - логопеда на лето для родителей будущих первоклассников
В логопедической практике много случаев, когда летний период «отбрасывает» положительные результаты коррекции на несколько шагов назад. Неправильное звукопроизношение и другие речевые нару...