«Развитие связной речи у детей 3-4 лет»
статья по развитию речи (младшая группа) на тему
В настоящее время в связи с вступлением федеральных государственных образовательных стандартов, особую актуальность приобретает проблема развития речи детей дошкольного возраста. Дошкольный период наиболее благоприятен для закладывания основ грамотной, четкой, красивой речи, что является важным условием умственного воспитания ребенка.
Массовое явление, связанное с низким уровнем речевого развития детей, обусловлено серьезными причинами. Компьютер широко вошел в нашу повседневную жизнь. Всю необходимую информацию дети черпают в Интернете. Они мало общаются, их речевой опыт ограничен, языковые средства несовершенны. Потребность общения удовлетворяется недостаточно. Резко снизился интерес детей к чтению. Социальные проблемы общества часто не позволяют родителям уделять достаточного внимание всестороннему развитию своих детей. Игрушки, телевидение, компьютеры заменили собой живое речевое общение.
В результате на сегодняшний день образная, богатая синонимами, дополнениями и описаниями речь у детей дошкольного возраста – явление очень редкое. Так же в речи детей существует множество проблем, таких как:
1) Односложная, состоящая лишь из простых предложений речь. Неспособность грамматически правильно построить распространенное предложение.
2) Бедность речи. Недостаточный словарный запас.
3) Употребление нелитературных слов и выражений.
4) Бедная диалогическая речь: неспособность грамотно и доступно сформулировать вопрос, построить краткий или развернутый ответ.
5) Трудности в построении монолога: например, сюжетный или описательный рассказ на предложенную тему, пересказ текста своими словами.
6) Отсутствие логического обоснования своих утверждений и выводов.
7) Отсутствие навыков культуры речи: неумение использовать интонации, регулировать громкость голоса и темп речи и т.д.
8) Плохая дикция.
Еще хочется отметить, что становление связной речи – актуальная задача на рубеже подготовки детей к школьному обучению. Это объясняется тем, что, собственно, речь считается приемом формирования и формулирования идеи, средством общения и воздействия на окружающих.
Без овладения речью, а точнее, связной речью, невозможно дальнейшее развитие и образование ребенка.
Поэтому развитие связной речи и формирование навыков общения - одна из главных задач дошкольного учреждения.
Могут ли учреждение, педагог активно повлиять на развитие речи детей? Могут, и практика это доказывает. Ведь умение связно говорить развивается при целенаправленном руководстве педагога и путем систематического обучения детей. Именно педагог прививает детям ряд точных умений:
- умение понять тему, вдуматься в нее, осмыслить ее границы, с относительной полнотой раскрыть ее в своем связном высказывании;
- умение подчинить свое связное высказывание определенной мысли;
- умение подбирать языковой материал для высказывания, для любого связного текста;
- умение систематизировать материал, располагать его в логической последовательности;
- умение критически относится к своей речи, совершенствовать ее, «редактировать» составленные связные высказывания, тексты.
Интеграции разнообразных видов детской деятельности (организованные формы обучения, совместная деятельность воспитателей с детьми, свободная самостоятельная деятельность).
Интеграции образовательных областей в соответствии с возрастными возможностями и особенностями воспитанников: «Физическая культура» «Социально-коммуникативное развитие», «Познавательное развитие», «Речевое развитие», «Художественно-эстетическое развитие».
Основывается на комплексно- тематическом принципе построения образовательного процесса.
Создание условий педагогической деятельности для всех участников проекта, активной эмоциональной включённости педагогов, детей, родителей, поиском методов и средств освоения задач проекта.
Предполагаемый результат:
Если систематически использовать такую организованную образовательную деятельность, то расширятся представления ребенка об окружающем мире, разовьются психические процессы, сформируется связная речь, что в дальнейшем приведет к развитию познавательной активности и коммуникативных навыков, которые в свою очередь помогут в социальной адаптации ребенка, его успешности в школе.
Конспект
Cоставление рассказа по картине «Таня не боится мороза»
Цель: вызвать интерес детей к рассматриванию картины.
Образовательные задачи:
- расширять представления о первичных зимних явлениях в природе (холодно, идёт снег, нужно надевать зимнюю одежду, дети катаются на санках, лыжах, лепят снеговиков и т.д.);
- вовлекать детей в разговор во время рассматривания картины, при повторении рассказа воспитателя;
- расширять словарь по теме «Приметы зимы».
Развивающие задачи:
- развитие диалогической речи;
- развивать у детей умение логически выстраивать своё высказывание;
- развивать воображение, мышление и зрительное внимание;
- развивать память;
- развивать общую моторику;
Воспитательные задачи:
- воспитывать умение внимательно слушать рассказ воспитателя и своих товарищей;
- воспитывать любовь к природе;
Оборудование: картина «Таня не боится мороза» (серия «Наша Таня»,автор О. И. Соловьёва),предметные картинки «Времена года»,конверт, снежинка, волшебная палочка, магнитофон, аудио запись волшебной музыки, игрушка-Чебурашка.
Мотивационная деятельность, постановка учебной проблемы:
Воспитатель вносит игрушку - Чебурашку. (Дети здороваются с ним.)
1. Воспитатель: Дети, когда я сегодня шла в детский сад, встретила очень грустного Чебурашку. Он никогда не видел зимы и не знает, что это такое. Как мы можем помочь Чебурашке? (выслушать все варианты ответов).
Правильно, дети, мы можем рассказать ему, что такое зима!
(Дети на коврике возле воспитателя.)
Воспитатель: Дети, пока Чебурашка добирался до нашего детского сада, по пути он встретил почтальона, который отдал ему конверт с письмом. Давайте посмотрим что же за письмо лежит в конверте? (достаёт из конверта снежинку).
Воспитатель: Что это?
Воспитатель: Как вы думаете, кто мог прислать нам снежинку?
(Выслушать варианты ответов детей.)
(Воспитатель подводит детей к понятию – зима.)
Воспитатель: А почему вы так решили?
(Выслушать все ответы.)
Воспитатель: Как вы думаете, какую краску любит зима?
Воспитатель: Почему белую краску? (Ответы детей.)
Воспитатель: Правильно, зимой всё белое, так как снег укутал деревья, кусты, поля.
(Обращается к Чебурашке: Видишь, Чебурашка, что бывает зимой?)
2. Игра «Снежное поле». (На столе разложены картинки разных времён года.)
Воспитатель: Дети, посмотрите, у меня все картинки перепутались. Найдите картинки, которые относятся к зиме и положите их на снежное поле, чтобы Чебурашка увидел, что бывает зимой.
(Дети выбирают картинки и закрывают ими «снежное поле» - лист белого ватмана.)
Дети рассказывают Чебурашке, что бывает зимой, используя свою картинку:
- зимой дети катаются на лыжах;
- зимой встречаем праздник Новый год;
- зимой на деревьях, домах лежит снег;
- зимой дети катаются на санках;
- зимой можно рассматривать снежинки;
- зимой дети лепят снеговика.
Воспитатель: Правильно! Молодцы! Ой, что это в корзине? Да это снежки к нам в группу залетели. Давайте научим Чебурашку играть в снежки.
Физкультминутка:
Раз, два, три, четыре, (дети шагают на месте)
Мы с тобой снежок слепили (руками лепят снежки)
Круглый, крепкий, очень гладкий (имитируют движения)
И совсем, совсем не сладкий (грозят пальчиком).
Раз - подбросим, (прыжки вверх)
Два - поймаем (приседают)
Три - уроним (наклон)
И - сломаем (топают).
Воспитатель: Молодцы, ребята, хорошо играли. А сейчас давайте закроем глазки, у нас произойдут чудеса (включает запись волшебной музыки, берёт волшебную палочку и касается ею каждого ребёнка), «Крибли, крабли, бумс» и вы превратились в снежинки.
Воспитатель: Покружились. Покружились. И в снежинку превратились. (Дети кружатся, летают, а затем садятся на стульчики.)
Воспитатель: Дети, а вы боитесь мороза?
Воспитатель: Я вас познакомлю с девочкой, которая тоже не боится мороза.
Познакомьтесь с нашей Таней-
Ей пошел четвёртый год.
Таня рано утром встанет,
И гулять она пойдёт.
(Воспитатель выставляет картину, усаживает Чебурашку. Дети рассматривают картину и отвечают на вопросы.)
Воспитатель: Какое время года изображено на картине?
Воспитатель: Почему, вы решили, что это зима?
Воспитатель: Дети, а зима какая? Какими словами можно рассказать о зиме?
(Снежная, морозная, холодная, белая, ледяная и т.п.)
Воспитатель: Какими словами можно рассказать Чебурашке о снеге, снег какой? (Белый, пушистый, холодный, мягкий и т.д.)
Воспитатель: Кто нарисован на этой картине?
Воспитатель: Как одета Таня?
Воспитатель: Во что она одета?
(Пальто, валенки, шапка, шарф, варежки.)
Воспитатель: Вам нравится пальто Тани, какого оно цвета?
Воспитатель: Что можно сказать о шапке у Тани?
Воспитатель: Как называется обувь у Тани?
Воспитатель: Для чего Тане нужны варежки?
Воспитатель: Что делает Таня?
(Воспитатель выслушивает варианты ответов детей на каждый вопрос, обобщает их.)
Воспитатель: Посмотрите, ребята, какие красивые деревья зимой! На них…
Воспитатель: На берёзе и на зелёной ёлочке лежит снег. Даже веточек не видно.
Воспитатель: Ребята, я расскажу вам про эту картину? Слушайте.
На улице зима. Таня взяла санки и пошла гулять. Зимой морозно, но Танюше не холодно: на ней зимнее пальто и тёплая шапка. Пальто зелёное, тёплое, красивое. Танюша в чёрных валенках. Она не забыла надеть шарф и варежки. Таня трудится. Она синей лопаткой насыпает снег в зелёное ведёрко. А вокруг белым-бело. Всюду лежит снег: на земле, на скамейке и на деревьях.
Воспитатель: Дети, вам понравился рассказ? Чебурашка, ты всё запомнил? Нет? Ребята помогите мне ещё раз рассказать про картину.
(Воспитатель с помощью снежинки и волшебной палочки мотивирует детей к рассказыванию для Чебурашки.)
Воспитатель: Чебурашка благодарит детей, он теперь знает, что такое зима.
Воспитатель: Дети, Чебурашке так понравилась игра в снежки, давайте ещё поиграем!
(Дети с Чебурашкой играют в снежки.)
Конспект «Зайчонок ищет свою маму»
Задачи:
Активизация словаря по теме «Дикие животные».
Закрепление в речи простых предлогов: под, в, у.
Образование и использование в речи существительных с уменьшительно-ласкательными суффиксами.
Развитие диалогической речи (стимулирование речевых реакций, умение отвечать на вопросы предложениями из 2-3 слов). Умение отгадывать описательные загадки о животных.
Развитие умения сострадать и оказывать помощь.
Оборудование: аудиозапись (детский плач), «телевизор» с прозрачными кармашками, картинки животных (заяц, лиса, волк, медведь, ежик, белка), картина зимнего леса с домиками для животных.
Ход образовательной деятельности:
Слышится детский плачь. (аудиозапись)
Воспитатель: Ой! Что это за рукавичка? Кто же может плакать там? (из рукавички торчат ушки зайки)
(Ответы детей. Из рукавички достается зайчик.)
Воспитатель: Ребята, кто это? Давайте спросим, почему он плачет?
Зайчонок: Я маленький, я еще глупенький, много не знаю, часто забываю, маму не слушался, убежал от нее и заблудился. Пожалуйста, помогите мне найти мою маму.
Воспитатель: Ребята, как же помочь зайчонку? (Ответы детей.)
Воспитатель: Где зайчонок со своей мамой живут? (Ответы детей.) А кто у него мама?
Зайчонок: Расскажите, какая она: белая или серая? А уши короткие? А хвост какой, длинный?»
Стихотворение про зайца
Поменяли шубки зайки,
Разбежались по лужайке.
Шубки белые у всех.
То ли зайки, то ли снег?
Воспитатель: Давайте включим наш волшебный телевизор, может он нам поможет найти маму зайки.(Воспитатель имитирует включение телевизора)
(На телевизоре выставляется изображение зайчихи.)
Зайчонок: Да, да! Это она! Вот спасибо, побегу!
Воспитатель: Подожди, не спеши. Ребята, кого зайцам в лесу надо бояться?» (Ответы детей: описание волка.)
Артикуляционная гимнастика
Возле дома бродит Волк,
Он зубами щёлк да щёлк!
Щёлк да щёлк! Щёлк да щёлк –
Вот какой сердитый Волк.
(Активно открывать и закрывать рот)
Волк голодный воет: «У-у-у,
Мне бы утку хоть одну!»
(Губы вытянуты вперёд.)
Спрячем уток за забор.
Уходи зубастый вор!
(Оскалить зубы.)
(На телевизоре выставляется изображение волчицы.)
Воспитатель: Кто еще опасен для зайки? (лиса) Давайте зайке расскажем про лису, какая она? (рыжая, пушистая, хитрая)
Пальчиковая гимнастика
Бежала лесочком
Лиса с кузовочком, а что в кузовочке,
Лесные грибочки,
Грибочки, груздочки
Для сына и дочки.
(На телевизоре выставляются изображения лисицы.)
Воспитатель: Зайчонок, может ты, вспомнил, кто еще с вами в лесу живет?
Зайчонок: Как зовут ее - не знаю, а загадку - загадаю. Она большая, лохматая, косолапая. (На телевизоре вставляется медведица.)
Воспитатель:
А мы, зайчонок, знаем игру про медведя:
Как на горке снег, снег,
И под горкой снег, снег,
А под снегом спит медведь.
Тише, тише не шумите
И медведя не будите!
(Стихотворение сопровождается соответствующими движениями.)
Зайчонок:
А вот еще загадка.
Лежит клубок с иголками
Колючий и живой (ежик).
(На телевизоре выставляется изображение ежихи.)
Зайчонок:
Короткие ушки, пушистый хвост, с ветки на ветку - прыг, скок! (Ответы детей.) (На телевизоре- изображение белки.)
Воспитатель:
А мы знаем потешку про белку.
Сидит белка на тележке,
Продает она орешки,
Лисичке - сестричке,
Воробью, синичке,
Мишке толстопятому,
Зайчику усатому,
Кому в зобок, кому в платок,
Кому в лапочку.
Воспитатель: Детки, назовите, пожалуйста, этих мам. (Дети называют всех выставленных зверей.)
Воспитатель: Поможем и им найти своих детенышей.
(Воспитатель предлагает взять картинки, с изображением детенышей, назвать их и разместить на телевизоре рядом с мамой.)
Воспитатель: Мои милые друзья, Вам секрет открою я: У каждого зверя, зверька и зверюшки. В лесу есть своя под небом избушка.
Воспитатель предлагает пройти в зимний лес и посмотреть где живут все перечисленные животные.
(Дети подходят к мольберту где изображена картина зимнего леса)
Воспитатель: Где наш зайчонок живет? И т.д. (Ответы и показы детей.) Да, у каждого есть дом, всем тепло, уютно в нем, да еще если мамочка рядом!
Вот мы и нашли домик зайчонка и его маму.
Зайка: Спасибо вам ребятки, вы мне очень помогли. До свиданья!!!
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
dokument_microsoft_office_word_9.docx | 26.62 КБ |
Предварительный просмотр:
«Развитие связной речи у детей 3-4 лет»
В настоящее время в связи с вступлением федеральных государственных образовательных стандартов, особую актуальность приобретает проблема развития речи детей дошкольного возраста. Дошкольный период наиболее благоприятен для закладывания основ грамотной, четкой, красивой речи, что является важным условием умственного воспитания ребенка.
Массовое явление, связанное с низким уровнем речевого развития детей, обусловлено серьезными причинами. Компьютер широко вошел в нашу повседневную жизнь. Всю необходимую информацию дети черпают в Интернете. Они мало общаются, их речевой опыт ограничен, языковые средства несовершенны. Потребность общения удовлетворяется недостаточно. Резко снизился интерес детей к чтению. Социальные проблемы общества часто не позволяют родителям уделять достаточного внимание всестороннему развитию своих детей. Игрушки, телевидение, компьютеры заменили собой живое речевое общение.
В результате на сегодняшний день образная, богатая синонимами, дополнениями и описаниями речь у детей дошкольного возраста – явление очень редкое. Так же в речи детей существует множество проблем, таких как:
1) Односложная, состоящая лишь из простых предложений речь. Неспособность грамматически правильно построить распространенное предложение.
2) Бедность речи. Недостаточный словарный запас.
3) Употребление нелитературных слов и выражений.
4) Бедная диалогическая речь: неспособность грамотно и доступно сформулировать вопрос, построить краткий или развернутый ответ.
5) Трудности в построении монолога: например, сюжетный или описательный рассказ на предложенную тему, пересказ текста своими словами.
6) Отсутствие логического обоснования своих утверждений и выводов.
7) Отсутствие навыков культуры речи: неумение использовать интонации, регулировать громкость голоса и темп речи и т.д.
8) Плохая дикция.
Еще хочется отметить, что становление связной речи – актуальная задача на рубеже подготовки детей к школьному обучению. Это объясняется тем, что, собственно, речь считается приемом формирования и формулирования идеи, средством общения и воздействия на окружающих.
Без овладения речью, а точнее, связной речью, невозможно дальнейшее развитие и образование ребенка.
Поэтому развитие связной речи и формирование навыков общения - одна из главных задач дошкольного учреждения.
Могут ли учреждение, педагог активно повлиять на развитие речи детей? Могут, и практика это доказывает. Ведь умение связно говорить развивается при целенаправленном руководстве педагога и путем систематического обучения детей. Именно педагог прививает детям ряд точных умений:
- умение понять тему, вдуматься в нее, осмыслить ее границы, с относительной полнотой раскрыть ее в своем связном высказывании;
- умение подчинить свое связное высказывание определенной мысли;
- умение подбирать языковой материал для высказывания, для любого связного текста;
- умение систематизировать материал, располагать его в логической последовательности;
- умение критически относится к своей речи, совершенствовать ее, «редактировать» составленные связные высказывания, тексты.
Интеграции разнообразных видов детской деятельности (организованные формы обучения, совместная деятельность воспитателей с детьми, свободная самостоятельная деятельность).
Интеграции образовательных областей в соответствии с возрастными возможностями и особенностями воспитанников: «Физическая культура» «Социально-коммуникативное развитие», «Познавательное развитие», «Речевое развитие», «Художественно-эстетическое развитие».
Основывается на комплексно- тематическом принципе построения образовательного процесса.
Создание условий педагогической деятельности для всех участников проекта, активной эмоциональной включённости педагогов, детей, родителей, поиском методов и средств освоения задач проекта.
Предполагаемый результат:
Если систематически использовать такую организованную образовательную деятельность, то расширятся представления ребенка об окружающем мире, разовьются психические процессы, сформируется связная речь, что в дальнейшем приведет к развитию познавательной активности и коммуникативных навыков, которые в свою очередь помогут в социальной адаптации ребенка, его успешности в школе.
Конспект
Cоставление рассказа по картине «Таня не боится мороза»
Цель: вызвать интерес детей к рассматриванию картины.
Образовательные задачи:
- расширять представления о первичных зимних явлениях в природе (холодно, идёт снег, нужно надевать зимнюю одежду, дети катаются на санках, лыжах, лепят снеговиков и т.д.);
- вовлекать детей в разговор во время рассматривания картины, при повторении рассказа воспитателя;
- расширять словарь по теме «Приметы зимы».
Развивающие задачи:
- развитие диалогической речи;
- развивать у детей умение логически выстраивать своё высказывание;
- развивать воображение, мышление и зрительное внимание;
- развивать память;
- развивать общую моторику;
Воспитательные задачи:
- воспитывать умение внимательно слушать рассказ воспитателя и своих товарищей;
- воспитывать любовь к природе;
Оборудование: картина «Таня не боится мороза» (серия «Наша Таня»,автор О. И. Соловьёва),предметные картинки «Времена года»,конверт, снежинка, волшебная палочка, магнитофон, аудио запись волшебной музыки, игрушка-Чебурашка.
Мотивационная деятельность, постановка учебной проблемы:
Воспитатель вносит игрушку - Чебурашку. (Дети здороваются с ним.)
1. Воспитатель: Дети, когда я сегодня шла в детский сад, встретила очень грустного Чебурашку. Он никогда не видел зимы и не знает, что это такое. Как мы можем помочь Чебурашке? (выслушать все варианты ответов).
Правильно, дети, мы можем рассказать ему, что такое зима!
(Дети на коврике возле воспитателя.)
Воспитатель: Дети, пока Чебурашка добирался до нашего детского сада, по пути он встретил почтальона, который отдал ему конверт с письмом. Давайте посмотрим что же за письмо лежит в конверте? (достаёт из конверта снежинку).
Воспитатель: Что это?
Воспитатель: Как вы думаете, кто мог прислать нам снежинку?
(Выслушать варианты ответов детей.)
(Воспитатель подводит детей к понятию – зима.)
Воспитатель: А почему вы так решили?
(Выслушать все ответы.)
Воспитатель: Как вы думаете, какую краску любит зима?
Воспитатель: Почему белую краску? (Ответы детей.)
Воспитатель: Правильно, зимой всё белое, так как снег укутал деревья, кусты, поля.
(Обращается к Чебурашке: Видишь, Чебурашка, что бывает зимой?)
2. Игра «Снежное поле». (На столе разложены картинки разных времён года.)
Воспитатель: Дети, посмотрите, у меня все картинки перепутались. Найдите картинки, которые относятся к зиме и положите их на снежное поле, чтобы Чебурашка увидел, что бывает зимой.
(Дети выбирают картинки и закрывают ими «снежное поле» - лист белого ватмана.)
Дети рассказывают Чебурашке, что бывает зимой, используя свою картинку:
- зимой дети катаются на лыжах;
- зимой встречаем праздник Новый год;
- зимой на деревьях, домах лежит снег;
- зимой дети катаются на санках;
- зимой можно рассматривать снежинки;
- зимой дети лепят снеговика.
Воспитатель: Правильно! Молодцы! Ой, что это в корзине? Да это снежки к нам в группу залетели. Давайте научим Чебурашку играть в снежки.
Физкультминутка:
Раз, два, три, четыре, (дети шагают на месте)
Мы с тобой снежок слепили (руками лепят снежки)
Круглый, крепкий, очень гладкий (имитируют движения)
И совсем, совсем не сладкий (грозят пальчиком).
Раз - подбросим, (прыжки вверх)
Два - поймаем (приседают)
Три - уроним (наклон)
И - сломаем (топают).
Воспитатель: Молодцы, ребята, хорошо играли. А сейчас давайте закроем глазки, у нас произойдут чудеса (включает запись волшебной музыки, берёт волшебную палочку и касается ею каждого ребёнка), «Крибли, крабли, бумс» и вы превратились в снежинки.
Воспитатель: Покружились. Покружились. И в снежинку превратились. (Дети кружатся, летают, а затем садятся на стульчики.)
Воспитатель: Дети, а вы боитесь мороза?
Воспитатель: Я вас познакомлю с девочкой, которая тоже не боится мороза.
Познакомьтесь с нашей Таней-
Ей пошел четвёртый год.
Таня рано утром встанет,
И гулять она пойдёт.
(Воспитатель выставляет картину, усаживает Чебурашку. Дети рассматривают картину и отвечают на вопросы.)
Воспитатель: Какое время года изображено на картине?
Воспитатель: Почему, вы решили, что это зима?
Воспитатель: Дети, а зима какая? Какими словами можно рассказать о зиме?
(Снежная, морозная, холодная, белая, ледяная и т.п.)
Воспитатель: Какими словами можно рассказать Чебурашке о снеге, снег какой? (Белый, пушистый, холодный, мягкий и т.д.)
Воспитатель: Кто нарисован на этой картине?
Воспитатель: Как одета Таня?
Воспитатель: Во что она одета?
(Пальто, валенки, шапка, шарф, варежки.)
Воспитатель: Вам нравится пальто Тани, какого оно цвета?
Воспитатель: Что можно сказать о шапке у Тани?
Воспитатель: Как называется обувь у Тани?
Воспитатель: Для чего Тане нужны варежки?
Воспитатель: Что делает Таня?
(Воспитатель выслушивает варианты ответов детей на каждый вопрос, обобщает их.)
Воспитатель: Посмотрите, ребята, какие красивые деревья зимой! На них…
Воспитатель: На берёзе и на зелёной ёлочке лежит снег. Даже веточек не видно.
Воспитатель: Ребята, я расскажу вам про эту картину? Слушайте.
На улице зима. Таня взяла санки и пошла гулять. Зимой морозно, но Танюше не холодно: на ней зимнее пальто и тёплая шапка. Пальто зелёное, тёплое, красивое. Танюша в чёрных валенках. Она не забыла надеть шарф и варежки. Таня трудится. Она синей лопаткой насыпает снег в зелёное ведёрко. А вокруг белым-бело. Всюду лежит снег: на земле, на скамейке и на деревьях.
Воспитатель: Дети, вам понравился рассказ? Чебурашка, ты всё запомнил? Нет? Ребята помогите мне ещё раз рассказать про картину.
(Воспитатель с помощью снежинки и волшебной палочки мотивирует детей к рассказыванию для Чебурашки.)
Воспитатель: Чебурашка благодарит детей, он теперь знает, что такое зима.
Воспитатель: Дети, Чебурашке так понравилась игра в снежки, давайте ещё поиграем!
(Дети с Чебурашкой играют в снежки.)
Конспект «Зайчонок ищет свою маму»
Задачи:
Активизация словаря по теме «Дикие животные».
Закрепление в речи простых предлогов: под, в, у.
Образование и использование в речи существительных с уменьшительно-ласкательными суффиксами.
Развитие диалогической речи (стимулирование речевых реакций, умение отвечать на вопросы предложениями из 2-3 слов). Умение отгадывать описательные загадки о животных.
Развитие умения сострадать и оказывать помощь.
Оборудование: аудиозапись (детский плач), «телевизор» с прозрачными кармашками, картинки животных (заяц, лиса, волк, медведь, ежик, белка), картина зимнего леса с домиками для животных.
Ход образовательной деятельности:
Слышится детский плачь. (аудиозапись)
Воспитатель: Ой! Что это за рукавичка? Кто же может плакать там? (из рукавички торчат ушки зайки)
(Ответы детей. Из рукавички достается зайчик.)
Воспитатель: Ребята, кто это? Давайте спросим, почему он плачет?
Зайчонок: Я маленький, я еще глупенький, много не знаю, часто забываю, маму не слушался, убежал от нее и заблудился. Пожалуйста, помогите мне найти мою маму.
Воспитатель: Ребята, как же помочь зайчонку? (Ответы детей.)
Воспитатель: Где зайчонок со своей мамой живут? (Ответы детей.) А кто у него мама?
Зайчонок: Расскажите, какая она: белая или серая? А уши короткие? А хвост какой, длинный?»
Стихотворение про зайца
Поменяли шубки зайки,
Разбежались по лужайке.
Шубки белые у всех.
То ли зайки, то ли снег?
Воспитатель: Давайте включим наш волшебный телевизор, может он нам поможет найти маму зайки.(Воспитатель имитирует включение телевизора)
(На телевизоре выставляется изображение зайчихи.)
Зайчонок: Да, да! Это она! Вот спасибо, побегу!
Воспитатель: Подожди, не спеши. Ребята, кого зайцам в лесу надо бояться?» (Ответы детей: описание волка.)
Артикуляционная гимнастика
Возле дома бродит Волк,
Он зубами щёлк да щёлк!
Щёлк да щёлк! Щёлк да щёлк –
Вот какой сердитый Волк.
(Активно открывать и закрывать рот)
Волк голодный воет: «У-у-у,
Мне бы утку хоть одну!»
(Губы вытянуты вперёд.)
Спрячем уток за забор.
Уходи зубастый вор!
(Оскалить зубы.)
(На телевизоре выставляется изображение волчицы.)
Воспитатель: Кто еще опасен для зайки? (лиса) Давайте зайке расскажем про лису, какая она? (рыжая, пушистая, хитрая)
Пальчиковая гимнастика
Бежала лесочком
Лиса с кузовочком, а что в кузовочке,
Лесные грибочки,
Грибочки, груздочки
Для сына и дочки.
(На телевизоре выставляются изображения лисицы.)
Воспитатель: Зайчонок, может ты, вспомнил, кто еще с вами в лесу живет?
Зайчонок: Как зовут ее - не знаю, а загадку - загадаю. Она большая, лохматая, косолапая. (На телевизоре вставляется медведица.)
Воспитатель:
А мы, зайчонок, знаем игру про медведя:
Как на горке снег, снег,
И под горкой снег, снег,
А под снегом спит медведь.
Тише, тише не шумите
И медведя не будите!
(Стихотворение сопровождается соответствующими движениями.)
Зайчонок:
А вот еще загадка.
Лежит клубок с иголками
Колючий и живой (ежик).
(На телевизоре выставляется изображение ежихи.)
Зайчонок:
Короткие ушки, пушистый хвост, с ветки на ветку - прыг, скок! (Ответы детей.) (На телевизоре- изображение белки.)
Воспитатель:
А мы знаем потешку про белку.
Сидит белка на тележке,
Продает она орешки,
Лисичке - сестричке,
Воробью, синичке,
Мишке толстопятому,
Зайчику усатому,
Кому в зобок, кому в платок,
Кому в лапочку.
Воспитатель: Детки, назовите, пожалуйста, этих мам. (Дети называют всех выставленных зверей.)
Воспитатель: Поможем и им найти своих детенышей.
(Воспитатель предлагает взять картинки, с изображением детенышей, назвать их и разместить на телевизоре рядом с мамой.)
Воспитатель: Мои милые друзья, Вам секрет открою я: У каждого зверя, зверька и зверюшки. В лесу есть своя под небом избушка.
Воспитатель предлагает пройти в зимний лес и посмотреть где живут все перечисленные животные.
(Дети подходят к мольберту где изображена картина зимнего леса)
Воспитатель: Где наш зайчонок живет? И т.д. (Ответы и показы детей.) Да, у каждого есть дом, всем тепло, уютно в нем, да еще если мамочка рядом!
Вот мы и нашли домик зайчонка и его маму.
Зайка: Спасибо вам ребятки, вы мне очень помогли. До свиданья!!!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Виды связной речи. Пересказ - важное средство развития связной речи у детей дошкольного возраста с ЗПР.
Речь - это своеобразная форма познания человеком предметов и явлений действительности и средство общения людей друг с другом. Речь имеет основные...
Семинар-пратикум «Развитие связной речи у детей дошкольного возраста через составление рифмованных текстов, метафор, загадок» (Технология развития связной речи Т.А. Сидорчук, Н.Н. Хоменко)
Семинар-практикум "Развитие связной речи у детей дошкольного возраста через составление рифмованных текстов, метафор, загадок" (Технология развития связной речи Т.А. Сидорчук, Н.Н. Хоменко)...
Консультация на тему: «Развитие связной речи у детей старшего дошкольного возраста»Что такое связная речь? Связная речь - смысловое развёрнутое высказывание (ряд логически сочетающихся предложений), обеспечивающее общение и взаимопонимание людей. Св
Консультация на тему: «Развитие связной речи у детей старшего дошкольного возраста»Что такое связная речь? Связная речь - смыслов...
Семинар – практикум «Развитие связной речи у детей дошкольного возраста через составление рифмованных текстов, метафор, загадок» (Технология развития связной речи Т.А. Сидорчук, Н.Н. Хоменко)
Семинар – практикум «Развитие связной речи у детей дошкольного возраста через составление рифмованных текстов, метафор, загадок» (Технология развития связной речи Т.А. Сидорчу...
Семинар – практикум «Развитие связной речи у детей дошкольного возраста через составление рифмованных текстов, метафор, загадок» (Технология развития связной речи Т.А. Сидорчук, Н.Н. Хоменко)
Приняла участие на семинаре – практикуме по теме: «Развитие связной речи у детей дошкольного возраста через составление рифмованных текстов, метафор, загадок» (Технология развит...
Развитие связной речи у детей дошкольного возраста через составление рифмованных текстов, метафор, загадок.(Технология развития связной речи Т.А. Сидорчук, Н.Н. Хоменко)
Развитие связной речи у детей дошкольного возраста через составление рифмованных текстов, метафор, загадок....
Развитие связной речи у детей дошкольного возраста через составление рифмованных текстов, метафор, загадок ("Технология развития связной речи дошкольников" Сидорчук Т.А., Хоменко Н.Н. )
Развитие связной речи у детей дошкольного возраста через составление рифмованных текстов, метафор, загадок ("Технология развития связной речи дошкольников" Сидорчук Т.А., Хоменко Н.Н. )...