Сказки как средство развития связной речи дошкольников
статья по развитию речи на тему

Шарова Александра Александровна

Детство, детский возраст - период жизни человека, в котором ребенок проходит величайший путь в своем индивидуальном развитии от беспомощного          существа, не способного к самостоятельной жизни, до вполне адаптированной к природе и обществу детской личности, уже способной взять ответственность за себя, своих близких и сверстников.

«Целью сказки, - писал П.М. Соболев, - является развлечение слушателей, перенесение их внимания из реальной обстановки в мир идеального, фантастического» [9, 99].

 Известный фольклорист М.Е. Халанский определял сказку как «рассказ, не имеющий иной цели, как воздействие на фантазию слушателей, и в основе своей заключающий вымышленное событие, интересное или самой своей невероятностью, или юмористическими подробностями».

К.И. Чуковский считал, что цель сказки «заключается в том, чтобы воспитать в ребенке человечность - эту дивную способность волноваться чужим несчастьям, радоваться радостям другого, переживать чужую судьбу, как свою. Ведь сказка совершенствует, обогащает и гуманизирует детскую психику, так как слушающий сказку ребенок чувствует себя ее активным участником и всегда отождествляет себя с теми из ее персонажей, кто борется за справедливость, добро и свободу».

Скачать:


Предварительный просмотр:

                

ГБДОУ «Детский сад №103»

 

Сказки как средство развития связной речи дошкольников

             

                                                        Воспитатель:

                                             Шарова Александра Александровна

г.Севастополь 2016

           Сказки как средство развития связной речи дошкольников

«Сказки могут помочь воспитать ум,
дать ключи для того, чтобы войти в действительность
новыми путями, могут помочь ребёнку узнать мир
и одарить его воображение». Д. Родари.

Детство, детский возраст - период жизни человека, в котором ребенок проходит величайший путь в своем индивидуальном развитии от беспомощного          существа, не способного к самостоятельной жизни, до вполне адаптированной к природе и обществу детской личности, уже способной взять ответственность за себя, своих близких и сверстников [7, 119].

«Целью сказки, - писал П.М. Соболев, - является развлечение слушателей, перенесение их внимания из реальной обстановки в мир идеального, фантастического» [9, 99].

 Известный фольклорист М.Е. Халанский определял сказку как «рассказ, не имеющий иной цели, как воздействие на фантазию слушателей, и в основе своей заключающий вымышленное событие, интересное или самой своей невероятностью, или юмористическими подробностями»  [1, 200].

К.И. Чуковский считал, что цель сказки «заключается в том, чтобы воспитать в ребенке человечность - эту дивную способность волноваться чужим несчастьям, радоваться радостям другого, переживать чужую судьбу, как свою. Ведь сказка совершенствует, обогащает и гуманизирует детскую психику, так как слушающий сказку ребенок чувствует себя ее активным участником и всегда отождествляет себя с теми из ее персонажей, кто борется за справедливость, добро и свободу».

В современном обществе резко повысился социальный престиж интеллекта и научности знания. С этим связано стремление дать детям знания, научить их читать, писать и считать, а не способность чувствовать, думать, творить. Педагогическая установка в первую очередь на развитие личности превращает эмоционально-духовную сущность ребенка во вторичную ценность. Современные дети знают гораздо больше, чем их сверстники 10-15 лет назад, они быстрее решают логические задачи, но они значительно реже восхищаются и удивляются, возмущаются и сопереживают, всё чаще они проявляют равнодушие и черствость, их интересы ограничены, а игры однообразны. Одновременно с этим, в современных молодых семьях искажается и утрачивается роль бабушек в воспитании внуков. Бабушки – сказительницы, являясь соединяющим звеном поколений и традиций, глубже понимая смысл сказок и рассказывая их внукам, передают им нравственные традиции, учат законам красоты и добра.

К сожалению, сегодня у многих детей к пяти годам уровень речевого развития ниже положенной нормы. Уровень передачи эмоциональных состояний недоразвит, артистические способности, интонирование, восприятие различных оттенков речи оставляют желать лучшего. Именно это подтолкнуло нас на мысль о создании совместного проекта с родителями «Сказка, сказка — прибаутка», цель которого - создание условий для духовно-нравственного развития дошкольников через взаимодействие с семьей средствами театрализованной деятельности.

Перед тем, как приступить к реализации проекта, было проведено  анкетирование  для того, чтобы выявить, читают ли родители дома детям или нет.  Анкета включала в себя перечень следующих вопросов:

1. Читаете ли вы своему ребенку сказки?

2. Беседуете ли вы с ребенком по прочитанному произведению?

3 Обыгрывает ли ребенок прочитанную вами сказку?

4. Имеется ли у Вас опыт семейных театральных постановок?

5. Чему вы больше отдаете предпочтение, мультфильмам или чтению сказок?

6. Как охотно вы купили бы билет в кукольный театр на постановку по мотивам русской народной сказки?

Результаты анкетирования оставляли желать лучшего, так как только 20% родителей читают своему ребенку сказки, 60% родителей отдают предпочтение мультфильмам, беседу по прочитанному произведению производят только 5% родителей. На вопрос обыгрывает ли ребенок прочитанную вами сказку, положительно ответили лишь 2% родителей, имеется ли опыт семейных театральных постановок — 0%, 13% родителей — охотно бы купили билет в кукольный театр на постановку по мотивам русской народной сказки.

В рамках проекта была проведена акция «Подари книгу детскому саду». Родители приняли активной участие и принесли очень интересные, красочные книги со сказками. Проводя данную акцию, мы развиваем интерес детей к книге, как к источнику знаний, воспитываем культуру юного читателя, любовь к чтению, бережное отношение к книге, стимулируем самостоятельную познавательную активность детей, создаем условия для внедрения литературного опыта в творческую деятельность, актуализируем важность участия родителей в формировании книжной культуры детей.

Мною были разработаны следующие дидактические игры по сказкам:

- игра-викторина «Знатоки сказок»;

- игра-путешествие «По сказочным тропинкам»;

- «Вспомни сказку»;

- «Сказка за сказкой».

     Ребята с большим удовольствием играли в игры, вспоминали знакомых персонажей произведений, название сказок.

Совместно с родителями был организован круглый стол, где было решено поставить сказку  «Лиса и волк», сшить костюмы к сказке, распределить роли, сшить куклы в театральный уголок изготовить театр на бутылочках, создать декорации к сказке. Родители очень активно вносили предложения и идеи в сценарий сказки, самостоятельно сочиняли сказки, выполняли домашние задания.

Вместе с музыкальным руководителем были поставлены два номера, которые тесно переплетались с сюжетом произведения: «Тень, тень, потетень» и русский народный танец «Барыня».  В русских народных костюмах дети пели, танцевали, играли на ложках, водили хороводы.

С помощью взрослых сказка приобрела высоко-нравственный характер. У многих родителей мы увидели искру, радость, счастье в глазах. Словно маленькие дети, родители перевоплощались в сказочных героев, вернулись на один день в детство и сделали сказку образной, выразительной, увлекательной, забавной, волшебной.

Удивлению детей не было предела, когда главными героями сказки оказались родители. Очень долго дети в группе обсуждали того или иного героя: характер, поступки, внешний вид.

По завершению проекта был организован круглый стол, где родители пили чай и обсуждали результаты проделанной работы.

В конце года было проведено повторное анкетирование, результаты которого заметно улучшились: 48,8% родителей стали читать детям сказки, беседовать по прочитанному —15%,  36,2% родителей стали совместно с детьми организовывать дома театральные представления по прочитанным сказкам. Интерес родителей к чтению сказок заметно изменился. Театрализованная деятельность объединила детей, родителей и воспитателей в общий коллектив, что подтверждает проведенное повторное анкетирование. Родители стали принимать активное участие в праздниках, совместных развлечениях.

После реализации проекта родители сами стали предлагать интересные сценарии сказок Дети стали приносить в группу книги и просить почитать сказки. Утром ребята рассказывают, что читали с родителями интересную сказку , беседовали по прочитанному и обыгрывали произведение.

Результатом проделанной работы является следующее:

  • повысилось развитие инициативности и самостоятельности ребёнка в речевом общении с взрослыми и сверстниками;
  • сопереживают персонажам сказок историй, рассказов, откликаются на эмоции близких людей и друзей;
  • проявляют любовь к родителям, взрослым, сверстникам В случае совершения действий, оцененных взрослыми отрицательно, стараются не повторять их вновь;
  • ребёнок проявляет себя, легко входит в образ, играет любые роли, стараясь подражать тому, что видел и, что его заинтересовало, получая огромное эмоциональное наслаждение;
  • совместная театрализованная деятельность способствует общему развитию: проявлению любознательности, стремление к познанию нового, усвоению новой информации и новых способов действия, развитию ассоциативного мышления: настойчивости, целеустремлённости, проявлению общего интеллекта, эмоций при проигрывании ролей;
  • дети стали более  раскрепощенными, общительными, они учатся чётко формулировать свои мысли и излагать их публично, точно чувствовать и познавать окружающий мир;
  • заметно улучшились речевые функции, дети стали более коммуникабельными, проявляют инициативу в общении, в речи употребляют художественные средства выразительности. Речь стала выразительной, грамотной.

Список используемой литературы

1. Арушанова А.Г. Речь и речевое общение детей: Книга для воспитателей детского сада. – М.: Мозаика – Синтез, 1999 – 272с.

2. Журнал «Дошкольное воспитание», №2, 1991, №4, 2007.

3. Журнал «Ребёнок в детском саду» №4, 2007.

4. Кукольный театр - дошкольникам Пособие для воспитателей и муз. Руководителей детских садов. Т.Н.Караманенко, Ю.Г.Караманенко - Москва «Просвещение» 1982.

5. Леушина A.M. Развитие связной речи у дошкольника.// Хрестоматия по теории и методике развития речи детей дошкольного возраста./ Сост. М.М.Алексеева, В. И.Яшина. -М.: Издательский центр «Академия», 1999. -560с.

6. Мухина B.C. Детская психология. Москва,1985, 250с.

7. Общение и речь: Развитие речи у детей в общении со взрослыми / Под ред. М.И.Лисиной. – М.:Педагогика, 1985. -208с.

8. Обухова Л.В. Возрастная психология. - М.: Изд. «Педагогическое общество России», 1999. - 170 с.

9. Психолого-педагогические вопросы развития речи в детском саду: Сб. научн. тр./ Под ред. Ф.А.Сохина и О.С.Ушаковой. – М.: изд. АПН СССР, 1987. – 120с.

10. Рубинштейн С.Л. Развитие связной речи.//Хрестоматия по теории и методике развития речи детей дошкольного возраста./ Сост. М.М.Алексеева, В.И.Яшина.-М.: Издательский центр «Академия», 1999.-560с.

11. Щёткин А.В. Театральная деятельность в детском саду. М, – Мозаика-Синтез 2007.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Сказка как средство развития связной речи дошкольников.

Воспитательные  и  обучающие    свойства   сказки,    как   педагогического средства, известны с давних времён.  Сказка  форм...

"Русская народная сказка как средство развития связной речи дошкольников"

В словаре Даля  сказка – вымышленный рассказ, небывалая и даже несбыточная повесть, сказание. Сказка – вымысел, произведение народной фантазии, складное, яркое, интересное произведени...

Презентация для воспитателей на тему: " Сказка как средство развития связной речи дошкольников"

Цель работы :доставить детям радость, вдохнуть в них творческое начало, превращать их пребывание в детском саду в сказку, праздник, воспитывать их на лучших образцах народного творчества, прививать вк...

Сказки как средство развития связной речи дошкольников

laquo;Сказки могут помочь воспитать ум,дать ключи для того, чтобы войти в действительностьновыми путями, могут помочь ребёнку узнать мири одарить его воображение». Д. Родари....

"Сказки, как средство развития связной речи дошкольника"

С развитием связной речи у детей дошкольного возраста развиваются мыслительные процессы. Включение сказки во все виды детской деятельности при работе с детьми в ДОО и использование традиционных и нетр...

консультация для педагогов "Сказка как средство развития связной речи дошкольника"

Данный материал может использован при разработке занятий по развитию речи ,для подготовки консультаций в уголок родителя....