"Русская народная сказка как средство развития связной речи дошкольников"
консультация (старшая группа) по теме

Садовая Екатерина Константиновна

В словаре Даля  сказка – вымышленный рассказ, небывалая и даже несбыточная повесть, сказание. Сказка – вымысел, произведение народной фантазии, складное, яркое, интересное произведение, имеющее определенную целостность и особый смысл. Русская сказка – популярный и любимый жанр фольклора, потому что в ней не только занимательный сюжет, не только удивительные герои, но и присутствует поэзия, открываются человеческие чувства и взаимоотношения: доброта, справедливость, приобщение к русской культуре, к мудрому народному опыту, родному языку.

Скачать:


Предварительный просмотр:

"Русская народная сказка как средство развития связной речи дошкольников"

Кто из нас не любил сказку в детстве? Наверное, не найдется такого человека. Со сказки начинается знакомство ребенка с миром человеческих взаимоотношений,  с окружающим миром.

В словаре Даля  сказка – вымышленный рассказ, небывалая и даже несбыточная повесть, сказание. Сказка – вымысел, произведение народной фантазии, складное, яркое, интересное произведение, имеющее определенную целостность и особый смысл. Русская сказка – популярный и любимый жанр фольклора, потому что в ней не только занимательный сюжет, не только удивительные герои, но и присутствует поэзия, открываются человеческие чувства и взаимоотношения: доброта, справедливость, приобщение к русской культуре, к мудрому народному опыту, родному языку.

Русские народные сказки обеспечивают высокую эффективность в работе по развитию речи детей, поскольку раскрывают перед ними меткость и выразительность языка, показывают, как богата родная речь юмором, живыми и образными выражениями. Присущая необычайная простота, яркость, образность, особенность повторно воспроизводить одни и те же речевые формы и образы заставляют выдвигать сказки как фактор развития связной речи детей. Поразительная мощь языкового творчества русского народа ни в чем не проявила себя с такой яркостью, как в народных сказках.

Исчерпывающую оценку сказки дал Ушинский: «Народная сказка читается детьми легко уже потому, что во всех народных сказках беспрестанно повторяются одни и те же слова и обороты, и из этих беспрестанных повторений слагается нечто целое, стройное, полное движения, жизни и интереса».

Именно в русских народных сказках сложился ряд образных выражений, близких и доступных детям. Например, коровушка-бурёнушка, конь вороной, алый цвет, маков цвет, красное солнышко, ясные звёзды, светлый месяц, травушка-муравушка,  зимушка-зима, мороз трескучий, лётчики-соколы, как буря налетел, засвистал соловьем и многие другие, образно характеризующие и явления природы и поведение людей. Все эти, и многие другие выражения тесно связаны с национальными образами, с явлениями родной природы.

Говоря об образной речи, мы имеем в виду умение ребенка правильно использовать такие выразительные средства, как метафора, сравнение, олицетворение, эпитеты, многозначные слова, фразеологизмы, и с их помощью ярко, точно, убедительно выражать свои мысли и чувства.

Большое значение для развития образной речи имеет рассказывание сказок детьми. Рассказывая сказку, ребенок вновь и вновь переживает события, в ней происходящие, представляет образы, практически пользуется родным языком в его наиболее совершенных образцах. Следует не только поощрять детей к рассказыванию сказок, но умело помогать ребенку воспроизвести последовательность событий, наполнить то или иное выражение. По мере того, как ребенок овладевает рассказыванием сказки, воспитатель все больше переходит в роль заинтересованного слушателя.

Таким образом, русская народная сказка, с ее живым, выразительным, красочным языком является эффективным средством развития образности речи старших дошкольников. Основными методами работы со сказкой являются беседа о прочитанном, в ходе которой используются самые разнообразные приемы, и драматизация, способствующая осознанному употреблению детьми образных слов и выражений.

Рекомендуемые русские народные сказки для пересказа для детей 5-6 лет:

Заюшкина избушка.

Мужик и медведь.

Лиса и журавль.

Заяц-хваста.

Хвосты.

Лиса и кувшин.

Журавль и цапля.

Лисичка со скалочкой.

Кот и лиса.

Волк и семеро козлят.

Петушок — Золотой гребешок.

Маша и Медведь.

Храбрый баран.

Лисичка-сестричка и серый волк.

Сказка про ерша.

Зимовье.

Полкан и медведь.

Лиса и козел.

Петушок — Золотой гребешок и чудо-меленка.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

план работы по теме самообразования "Русские народные сказки как средство развития связной речи старших дошкольников"

Русские народные сказки обеспечивают высокую эффективность в работе по развитию связной речи детей, поскольку раскрывают перед ними меткость и выразительность языка, показывают, как богата родная речь...

РУССКИЕ НАРОДНЫЕ СКАЗКИ КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ СВЯЗНОЙ РЕЧИ СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ.

Развитие речи у детей  тесным образом связано с  чтением, познанием окружающего мира, развитием личности в целом....

Консультация для педагогов: «Русская народная сказка как средство развития связной речи старших дошкольников»

в этой статье вы узнаете, что такое сказка, с какими сказками необходимо знакомить детей дошкольного воозрвста и многое другое....

Консультация для родителей «Русская народная сказка, как средство развития связной речи старших дошкольников».

Таким образом, работу над связной речью ребёнка с использованием русских народных сказок необходимо проводить систематически, начиная с дошкольного возраста. Это позволит ребёнку:o...