Развитие коммуникативных способностей дошкольников и потребности в общении
статья по развитию речи по теме
Важной задачей по развитию речи детей дошкольного возраста является становление начальной коммуникативной компетентности ребенка. Реализация данной задачи предполагает, что к концу дошкольного возраста речь становится универсальным средством общения ребенка с окружающими людьми: старший дошкольник может общаться с людьми разного возраста, пола, социального положения. Это предполагает свободное владение языком на уровне устной речи, умение ориентироваться на особенности собеседника в процессе общения: отбирать адекватное его восприятию содержание и речевые формы.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Развитие коммуникативных способностей дошкольников и потребности в общении | 66.09 КБ |
Предварительный просмотр:
Развитие коммуникативных способностей дошкольников и потребности в общении
Важной задачей по развитию речи детей дошкольного возраста является становление начальной коммуникативной компетентности ребенка. Реализация данной задачи предполагает, что к концу дошкольного возраста речь становится универсальным средством общения ребенка с окружающими людьми: старший дошкольник может общаться с людьми разного возраста, пола, социального положения. Это предполагает свободное владение языком на уровне устной речи, умение ориентироваться на особенности собеседника в процессе общения: отбирать адекватное его восприятию содержание и речевые формы.
Коммуникативная компетентность дошкольника проявляется в возможности посредством речи решать задачи в условиях разных видов деятельности: бытовой, познавательной, игровой, учебной, трудовой и т.д. При этом ребенок ориентируется на особые условия ситуации, в которой протекает деятельность.
Для достижения ребенком коммуникативной компетентности я помогаю ее становлению посредством решения задач по развитию разных сторон речи ребенка: развитие словаря, освоение грамматически правильной речи, освоение звуковой культуры речи, развитие связной речи, подготовка к обучению грамоте (подготовительная группа).
Построение образовательного процесса основывается на формах работы приведенных в схеме №1.
Схема №1
Ведущей формой работы по развитию речи детей я использую образовательную ситуацию. Это форма обучения, направленная на решение новой конкретной познавательно-речевой задачи. Она позволяет осуществлять дифференцированный подход к детям и индивидуализировать процесс обучения. В образовательном процессе я стараюсь организовать несколько образовательных ситуаций с одним дидактическим средством (сюжетной картиной, игрушкой, книгой, природным материалом), но с целью решения постепенно усложняющихся задач познавательно-речевого характера.
Для развития игрового общения использую игровую обучающую ситуацию (ИОС), например: ситуация-иллюстрация, ситуация-упражнение. В ситуациях-иллюстрациях я разыгрываю простые сценки из жизни детей, демонстрируя образцы социально приемлемого поведения, у детей при этом активизируются их навыки эффективного общения. Данную форму использую в работе с младшими дошкольниками. В средней группе использую игровые ситуации-упражнения. Теперь ребёнок не только слушает и наблюдает, но и активно действует. Включаясь в ситуации-упражнения, дети тренируются в выполнении отдельных игровых действий и связывании их в сюжет, учатся регулировать взаимоотношения со сверстниками в рамках игрового взаимодействия. Навыки игрового общения, которые будут приобретены в ИОС, дети свободно перенесут и в самостоятельную деятельность.
Игровые обучающие ситуации позволяют успешно решать задачи, которые являются уже традиционными для методики развития речи: обогащение и активизация словаря, воспитание звуковой культуры речи, формирование грамматического строя языка ребенка, развитие связной речи.
Еще одна форма речевого развития детей - сценарии активизирующего общения (составляют основу ИОС). Такая форма включает разговор воспитателя с детьми, игры-путешествия, игры-беседы, игры-драматизации, игры-импровизации. Здесь же в сценарий я включаю изобразительную деятельность, конструирование, имитационные упражнения, обследование предметов (рассматривание игрушек, предметов, картин). Используя, сценарии активизирующего общения, я решаю важные задачи — коммуникативное развитие детей и пробуждение собственной речевой активности каждого ребенка, его языковых игр, диалогов между детьми, то есть детской языковой и коммуникативной самодеятельности.
Ситуация общения - это специально проектируемая педагогом или возникающая спонтанно форма общения, направленная на упражнение детей в использовании освоенных речевых категорий. При их организации чаще всего я как педагог «иду от детей», то есть нахожу эти ситуации в детской деятельности и использую их для развития речи ребенка. Именно в таких видах детской деятельности речь выступает во всех своих многообразных функциях, несет основную нагрузку при решении практических и познавательных задач. Я использую такие ситуации общения, как игры-викторины: «Придумай загадку» (упражнение детей в описании предметов, придумывании загадок), «Из какой сказки вещи» (упражнение для развития объяснительной речи), «Магазин волшебных вещей» (упражнение в использовании средств языковой выразительности); утверждения (подготовленные заранее педагогом) требующие завершения; словесные игры, цель которых обогащение словарного запаса, формирование грамматически правильной речи. Благодаря таким играм дети оперируют языковой информацией, что повышает их собственную речевую активность.
Такая форма речевого развития дошкольников как игра побуждает детей к вступлению в контакты, является мотивом к коммуникативной деятельности.
В работе с детьми я использую много других форм развития речи: литературные фестивали, творческие конкурсы, музыкальные праздники, акции, разные виды театров, сюжетно-ролевые игры, книги самоделки, домик нашего настроения, календарь событий, проектная деятельность, игры по развитию речи с использованием элементов ТРИЗ технологии.
Использование перечисленных форм работы с детьми привели к обогащению игровой и коммуникативной деятельности детей, развитию их познавательного интереса, общительности и повышению уровня развития речи у воспитанников.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Социально-психологический тренинг "Развитие коммуникативных умений у педагогов в общении с родителями"
Развитие коммуникативной компетентности педагога в общении с родителями....
Конспект родительского собрания для родителей средней группы «Развитие коммуникативных способностей, или учим детей общению»
Цель: Активизация интереса родителей к теме общения, формирования коммуникативных навыков детей дошкольного возраста.Задачи:1....
Круглый стол для педагогов ДОУ «Развитие коммуникативных способностей старших дошкольников через общение с природой»
Согласно новым требованиям ФГОС в РФ одним из ведущих приоритетов является коммуникативная направленность учебного процесса. Это является значимым, так как в последнее время педагоги и родители ...
Конспект родительского собрания«Развитие коммуникативных способностей, или учим детей общению»
Активизация интереса родителей к теме общения, формирования коммуникативных навыков детей дошкольного возраста....
Тренинг "Развитие коммуникативных умений у педагогов в общении с родителями"
Традиционные собрания не могут в достаточной степени создать условия для полной вовлеченности родителей в педагогический процесс. Назрела пора создать новую философию взаимодействия ДОУ с семьей...
Родительское собрание «Развитие коммуникативных способностей, или учим детей общению»
Родительское собрание «Развитие коммуникативных способностей, или учим детей общению»...
Конспект родительского старшей группы на тему «Развитие коммуникативных способностей, или учим детей общению»
Конспект родительского старшей группы на тему «Развитие коммуникативных способностей, или учим детей общению»...