Конспект ООД по речевому развитию. Тема: "Я рисую осень".
план-конспект занятия по развитию речи (подготовительная группа) на тему
Речевое развитие организовано с использованием технологий развития связной речи дошкольников Т. А. Сидорчук, Н. Н. Хоменко и социо-игровых подходов к педагогике Е. Е. Шулешко, А. П. Ершовой, В. М. Букатова. Тема по комплексно-тематическому планированию "Золотая осень".
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
ood_1.docx | 204.15 КБ |
Предварительный просмотр:
Тема: «Я рисую осень».
Цель (как предполагаемый результат): дети объясняют взаимосвязи между объектами, изображёнными на фотографии, и сочиняют метафоры о них.
Образовательная среда: колокольчик, электронная фотография осени, телевизор, на котором она демонстрируется, или распечатанная фотография формата А3, осенние листики 3-х цветов (жёлтого, красного и оранжевого) по количеству детей для объединения в группы, модель составления метафор, 6 картинок с объектами для составления метафор, гусиное перо или красивая шариковая ручка.
Форма организации: фронтальная, групповая, индивидуальная.
Характер взаимодействия: совместная деятельность педагога и детей, самостоятельная деятельность детей.
Ход (руководство деятельностью)
1.Потребностно-мотивационно-целевой этап.
Звенит колокольчик, приглашающий детей встать в круг. Воспитатель проводит игру «Неиспорченный телефон» (игра для рабочего настроя из социо-игровых подходов к педагогике Е.Е. Шулешко, А.П.Ершовой, В.М.Букатова). Педагог шёпотом на ухо рядом стоящему ребёнку произносит слово писатель. Далее воспитанники точно также (шёпотом на ухо) быстро по цепочке передают это слово друг другу. Сначала взрослый спрашивает о передаваемом слове у тех, кто его ловил, потом просит назвать, какое слово получил последний в линии передачи и, наконец, произносит это слово сам и спрашивает о его значении. (Ответы детей: «Человек, который пишет сказки и рассказы».) Воспитатель сообщает, что ученики из соседней школы, выпускающие школьную газету, решили выступить в роли писателей: сочинить рассказы о природе на «детском языке» и напечатать их в школьной газете. По этой причине им нужна наша помощь: дошкольникам, взяв на себя роль маленьких писателей, старшие товарищи предлагают выполнить несколько интересных заданий по фотографии осени, которую они принесли.
2. Практический этап (набор дел для реализации цели).
─Педагог демонстрирует фотографию (Приложение 1) и предлагает воспитанникам поиграть в дидактическую игру «Кто-то теряет, кто-то находит, и что из этого выходит». Цель: выбрав объекты, которые связаны между собой по взаимному расположению, объяснить причинно-следственные отношения сложного характера, которые возникают при их взаимодействии. (Ответы детей могут быть следующими: « Медведю интересно смотреть на землю, взобравшись на обломанное дерево, а старому дереву очень тяжело и больно, потому что медведь много весит и, взбираясь вверх, царапает его своими когтями. Листьям легко по воздуху падать на землю, а воздуху весело играть с листочками, иногда дуя на них ветерком. Деревья смело растут вверх, так как, держась корнями за землю, они не падают, а земля очень сильная, ведь она держит большое количество деревьев, но иногда земля устаёт, так как деревьев в лесу очень много…»)
─Физминутка «Осень»
Меж еловых мягких лап
Дождик тихо кап, кап, кап! (Дети поочередно то поднимают, то опускают руки перед собой ладонями вверх.)
Где сучок давно засох,
Вырос серый мох, мох, мох! (Дети медленно приседают с опущенными, прижатыми к корпусу руками. Кисти рук слегка отведены в стороны, ладонями «смотрят» вниз.)
Где листок к листку прилип,
Появился гриб, гриб, гриб! (Дети медленно поднимаются, держась руками за голову, как за шляпку.)
Кто нашел его, друзья? (Дети стоят прямо, пожимая плечами.)
Это я, это я, это я! (Дети прижимают руки к груди, утвердительно кивая головой.)
В небе жаворонок пел. (Дети выполняют маховые движения руками, вращают кистями поднятых рук.)
Порезвился в вышине,
Спрятал песенку в траве. (Слегка помахивая руками, опускают их через стороны вниз.)
Тот, кто песенку найдет, (Дети приседают, руками обхватывают колени.)
Будет весел целый год. (Дети, стоя, весело хлопают в ладоши.)
Аверина И.Е.
─ Для выполнения следующего задания воспитатель предлагает ребятам объединиться в 3 группы, выбрав понравившийся по цвету осенний лист. Педагог просит детей повторить правила работы в группе. (Ответы детей: «Работаем дружно. Слушаем друг друга. Помогаем друг другу. Начинаем работу после того, как прослушали задание. С карточками обращаемся аккуратно. Выполнив задание, все члены команды дружно поднимают руки вверх, демонстрируя окончание работы».) Воспитатель предлагает поиграть в дидактическую игру «Составь метафору». Цель: формируем умение составлять метафору по картине по знакомой модели составления метафор. Педагог демонстрирует эту модель детям и вспоминает вместе с ними условные обозначения. (Модель ранее составлялась совместно с детьми. На столе у каждой группы лежит 1 модель составления метафор.)
Модель метафоры (Приложение 2):
- Выделить объект на картине и сравнить его по какому-либо характерному признаку с другим объектом. (Сравнивая, задаём вопросы: «Какой? Или что делает?»)
- Обозначить место, где находится объект.
- Не называя выделенный объект, надо соединить сравнение и место нахождения этого объекта в речевой фразе.
Команды приступают к работе. На столе у каждой команды лежит по 2 картинки с объектом, к которому надо подобрать метафору.(1команда− медведь и земля, 2− осенний лист и обломанное дерево, на которое взобрался медведь, 3− дерево, растущее в лесу, и сова.) Затем, выбрав представителя или представителей, каждая из 3 групп озвучивает свой ответ. (Ответы детей могут быть следующими: «1)Обломанное дерево, на которое взобрался медведь, острое, как скала. 2) Обломанное дерево, на которое взобрался медведь, стоит посреди леса. 3)Скала посреди леса. Или 1)медведь взобрался на обломанное дерево, как испуганный собакой домашний кот . 2)Медведь в лесной глуши. 3)Испуганный домашний кот лесной глуши».) Слушатели из других групп могут возразить, если не согласны с ответом, или добавить что-либо.
Воспитатель сообщает, что результат работы маленьких писателей он запишет и передаст школьникам.
3. Результативный этап.
Далее ребята собираются в круг и, передавая друг другу перо или красивую шариковую ручку− «орудие труда писателя», по желанию заканчивают предложение: «Сегодня я был(а) писателем и мне очень понравилось…»
Источники (используемые при составлении приложений):
Приложение 1.
Приложение 2.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект НОД по речевому развитию Тема: «Что нам осень подарила?»
Конспект НОД по речевому развитиюТема: «Что нам осень подарила?»Интеграция ОО: речевое развитие, познавательное развитие,Цель: формирование у детей представлений об овощах и фруктах.Задачи...
Методическая разработка организованной образовательной деятельности «Речевое развитие» Тема: «Путешествие в осень»
Методическая разработкаорганизованной образовательной деятельности«Речевое развитие»Тема: «Путешествие в осень»...
Конспект ООД по речевому развитию "Чтение стихотворений об осени" (Средняя группа)
Конспект оод по развитию речи. Чтение стихотворений об осени. (Средняя группа)...
Конспект НОД по Речевому развитию. Тема: Чтение стихотворений А. Плещеева «Осень наступила», А. Блока «Зайчик».
Конспект НОД по Речевому развитию: развитие речиВид деятельности – познавательно - исследовательскаяТема: Чтение стихотворений А. Плещеева «Осень наступила», А. Блока «Зайчик&r...
Конспект ООД по Речевому развитию Тема: «Беседа об осени»
Представлен конспект ООД по речевому развитию "Беседа об осени". Может использован как в старших так и в подготовительных группах на занятиях по речевому развитию...
Конспект НОД по Речевому развитию "В гостях у осени"
laquo;В гостях у Осени»Цель: формирование представлений об осени, на основе ознакомления с существенными признаками сезона.Задачи:Развивать любознательность, творческое воображение, коорд...
Конспект занятия по речевому развитию в младшей группе " Осень в гости к нам пришла "
Конспект занятия в младшей группе " Осень в гости к нам пришла "...