Конспект открытого занятия "Весна"
план-конспект занятия по логопедии (средняя, старшая группа)

Кулагина Ирина Александровна

Занятие по лексической теме "Весна". На нем в форме путешествия по весенним месяцам происходит закрепление всех полученных знаний об этом времени года. Сюрпризным моментом становится появление Деда Мороза.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл otkrytyy_urok.docx21.99 КБ

Предварительный просмотр:

Занятие «Весна».

Коррекционно-образовательные цели. Закрепление представлений о весне и ее приметах. Уточнение, расширение и активизация словаря по теме «Весна». Совершенствование грамматического строя речи (согласование прилагательных с существительными в роде и числе в именительном падеже, образование существительных с уменьшительно- ласкательными суффиксами, образование антонимов к прилагательным, образование множественного числа существительных в родительном падеже).

Коррекционно-развивающие цели. Развитие длительного плавного выдоха, связной речи, зрительного внимания, мышления, артикуляционной, тонкой и обшей моторики, координации речи с движением.

Коррекционно-воспитательные цели. Формирование навыков сотрудничества, взаимопонимания, доброжелательности, самостоятельности, инициативности, ответственности. Воспитание любви и бережного отношения к природе.

Ход занятия

  1. Приветствие. Дети и воспитатель стоят возле входных дверей.

Логопед: Раз, два, три, четыре, пять – становитесь в круг играть! (Дети встают вместе с логопедом в круг).

Логопед: Доброе утро, ребята! Как вы думаете, оно сегодня доброе?

Дети: Да!

Логопед: Каждое утро просыпается солнышко и радует нас своим появлением. Давайте возьмёмся за руки и сделаем «солнышко». Вот какое «солнышко» у нас получилось! А наши руки будут его лучами (поднимает руки вверх, пальцы расставлены в стороны). Ведь у солнца очень много лучей, которые своим светом радуют всех, а теплом согревают всё вокруг (на эти слова руки опускают по сторонам и снова за руки).

Обычно, видя солнце, люди невольно улыбаются ему. Я улыбнусь вам, а вы улыбнитесь друг другу. Вот уже улыбки засияли и на ваших лицах. Улыбнитесь себе! Улыбнитесь нашим гостям, а они улыбнутся вам. Улыбнитесь всему, что окружает вас. Как хорошо, что мы сегодня здесь все вместе.

  1. Переход к изучению темы.

Логопед: Но пора начинать наше занятие. Сейчас я загадаю вам загадку, а отгадкой будет тема нашего занятия.

Метель затихла, ветры смолкли,

У елей чуть блестят иголки.

А Дед Мороз садится в сани,

Ему пора прощаться с нами.

Ему на смену величаво

Идёт красавица одна.

О ней вы знаете немало,

Зовут красавицу…. ВЕСНА

Дети: ВЕСНА!

Логопед: Правильно, ребята! Сегодня мы вместе поговорим о весне и ее признаках.

- Стук, грохот из кухни.

Логопед: Ой, ребята, кто это там так шумит?

Дети: Не знаем!

- Из кухни выходит Дед Мороз.

Дед Мороз: Ох, батюшки! Где я оказался? Ведь придремал всего на минутку в холодильнике, а солнце почему- то вон как печёт! Где снег? Где метели? О, ребята, здравствуйте!

Дети: Здравствуй, Дедушка Мороз!

Логопед: Здравствуй, Дедушка Мороз! Вот не ожидали тебя увидеть посреди весны!

Дед Мороз: Как весны? Вот же была зима- мое любимое время года! Куда все подевалось? Ребята, может, вы мне расскажете, что случилось?

Дети: Да!

Логопед: Конечно, Дед Мороз, ребята с радостью тебе все расскажут и объяснят. А чтобы тебе было понятнее, мы отправимся в путешествие по весенним месяцам! Согласны, ребята? А ты, Дед Мороз?

Дети: Да!

Дед Мороз: Конечно!

  1. Первая остановка. Месяц Март.

Логопед: Тогда в путь! Слушайте загадку:

Ручейки бегут быстрее,

Светит солнышко теплее.

Воробей погоде рад

- Заглянул к нам месяц…. (МАРТ)

Дети: Март!

Логопед: Правильно! Какой это по счету весенний месяц?

Дети: Первый.

Логопед: Правильно. Давайте расскажем Деду Морозу, какие же в марте появляются первые весенние признаки.

Дети: солнце свети ярче и теплее, небо становится голубым, с крыш капают сосульки, на земле появляются проталины, снег потихоньку тает, ветер становится теплее.

Логопед: Молодцы! А теперь давайте назовем эти приметы ласково, мы ведь их ждали всю зиму!

Дидактическая игра «Назови ласково»:

Солнце- солнышко, сосулька- сосулечка, капля- капелька, проталина- проталинка, снег- снежок,  сугроб- сугробик, ветер- ветерок.

Логопед: Молодцы! Ребята, а как мы одеваемся весной?

Дети: Меняем теплую одежду на более лёгкую!

Дед Мороз: Как это? Как выглядит весенняя одежда? Ни разу не слыхивал про это!

Логопед: Давайте покажем Деду!

Игра «Найди свое место». На доске перемешаны зимняя одежда с весенней. Дети берут по одной картинке, называют вещь, определяют ее место и «кладут» в соответствующую корзину.

Вещи: шуба, зимняя шапка, варежки, перчатки, ветровка, кепка.

Логопед: Умницы! Но не стоит забывать, что хоть и кажется, что тепло, а ветер все равно коварен, может простудить, если не беречь себя. Давайте покажем, как сильно может дуть ветер.

Дыхательная гимнастика «Ветер в бутылке».

Логопед: Хорошо подули, молодцы! А теперь пройдем к зеркалам и покажем Деду Морозу, как мы тренируем наши язычки.

Артикуляционная гимнастика «Весна».

- Наступила весна.                           Упражнение «Улыбочка».

- Ярко светит солнце.                      Широко открыть рот.

- Тает снег, бегут ручьи.                  Упражнение «Часики».

- Дети взяли лист бумаги, чтобы сделать кораблик.     Упражнение «Лопаточка»

- Сложили из бумаги лодочку.      Упражнение «Чашечка».

- Прикрепили парус.                        Упражнение «Грибок».

- И, подув на парус, пустили кораблик в плаванье.          Упражнение «Трубочка с дыханием».

Логопед: Молодцы! Пойдемте дальше. Ой, а что это у нас на пути?

Дети: Первый ручеёк!

Логопед: Правильно! А как мы через него пройдем, чтоб не намочить ноги?

Дети: Перепрыгнем!

Логопед: Отлично! Позовем и Дедушку!
Дети: Да! (помогают ему перепрыгнуть).

  1. Вторая остановка. Месяц Апрель.

Логопед: Послушайте еще загадку:

Яростно река ревет

И разламывает лед.

В домик свой скворец вернулся,

А в лесу медведь проснулся.

В небе жаворонка трель.

Кто же к нам пришел? (АПРЕЛЬ)

Дети: Апрель!

Логопед: Все знаете! Молодцы! А какой это по счету весенний месяц?

Дети: Второй!

Логопед: Правильно! А что же происходит с природой в апреле, вы сейчас сами расскажете, если соберете картинки.

- Дидактическая игра «Разрезные картинки».

Крокус, подснежник, мать- и- мачеха.

Дети собирают цветы, называют их.

- Раздается птичья трель.

Дед Мороз: А это что за звук? Кто так красиво поёт?

Дети: это перелетные птицы. Они осенью улетают в теплые края, а в апреле возвращаются домой.

Дед Мороз: Ох, как интересно! А покажете мне таких птиц?

Дети: Да!

- Дидактическая игра «Убери лишнее».

1 ряд: скворец, воробей, ласточка, соловей

2 ряд: ворона, синица, грач, снегирь

3 ряд: жаворонок, сорока, кукушка, дрозд.

Логопед: Какие птицы остались на доске?

Дети: Перелётные!

Логопед: Давайте их назовем еще раз.

Дети: Скворец, ласточка, соловей, грач, жаворонок, кукушка, дрозд.

Дед Мороз: Это вы молодцы, что все знаете? Но я так и не понял, чем же зима от весны отличается?

Логопед: А мы сейчас тебе расскажем.

- Дидактическая игра «Скажи наоборот»

Зимой снег чистый, а весной…

Зимой дни холодные, а весной…

Зимой дни короткие, а весной…

Зимой солнце тусклое, а весной…

Зимой ветер холодный, а весной…

Зимой солнце низкое, а весной…

Дед Мороз: Вот это да! Какая большая разница! Я удивлен! Сколько вы мне всего рассказали!

Логопед: Ну, язычки мы размяли, теперь давайте отдохнем.

- Физминутка

Возле речки детский сад

На лугу ромашки                       (вытягивают руки вперед)

Сорок маленьких ребят            (разводят руки в стороны)

Бегают в пятнашки                     (бегут на месте)

Мы приехали сюда                    (изображают руль)

Ходим за цветами                    (ходят на месте)

Солнце, воздух и вода

На прогулке с нами                 (закрывают глаза, подставляют лицо солнцу)

  1. Третья остановка. Месяц Май.

Звучит музыка жужжание насекомых.

Дед Мороз: Ой! А это что такое? Что за странные звуки и когда они появились?

Логопед: А вот, Дедушка Мороз, отгадай загадку, а вы, ребята, помогите Деду и все поймем.

Запевает соловей.

В белый цвет оделся сад,

Пчелы первые летят.

Гром грохочет. Угадай,

Что за месяц это? МАЙ

Дети: МАЙ!

Логопед: Молодцы! А это какой по счету весенний месяц?

Дети: Третий!
Логопед: Молодцы! Так что же это за звуки услышал Дедушка?

Дети: Жужжание насекомых.

Логопед: А каких насекомых вы знаете?

Дети называют.

Логопед: А насекомых много?

Дети: Да!

Логопед: Тогда давайте поиграем в игру «Один- много»

- Дидактическая игра «Один- много»:

Один комар- много

Одна пчела- много

Один шмель- много шмелей

Один муравей- много муравьев

Одна стрекоза- много стрекоз

Одна муха- много мух

Один паук- много пауков

Один кузнечик- много кузнечиков

Логопед: Молодцы! Вот как много насекомых просыпается в мае и каждый занимается своей работой. Но вот беда! Картинки некоторых насекомых разорвало ветром и остались только части. Давайте посмотрим на них и постараемся их отгадать.

- Дидактическая игра «Один- целое». На картинках части насекомых: голова мухи, нос комара, туловище пчелы, крылья стрекозы.

Дед Мороз: Ну и глазастые вы ребята! Даже с таким заданием справились, и мне многое показали. Вот я….

Звучат раскаты грома.

Дед Мороз пугается: Ой! Вот это грохот! Шум и гам! Откуда такие звуки? Как много звуков весной, мне прям страшно!

Логопед: Не бойся, Дедушка! Ребята, что это?

Дети: Это гром и дождь. Первый гром раздается всегда в мае.

Логопед: Ребята, а давайте сами изобразим гром, и Дед Мороз вместе с нами!

Бом-бом, бара - бом!

Это что ещё за гром?

Бум, бум, бара - бум!

Всех разбудит этот шум!

Логопед: Но молодцы! Очень похоже у вас получилось! А после грозы и дождя появляется солнце! Вот и к нам оно пришло. Но что с ним?

Дети: Оно грустное!

Логопед: Да, а знаете почему? (шепчет на ухо): Потому что у него нету лучиков, чтобы всех нас обогреть. Давайте сделаем ему лучики сами. Но с каждым лучиком будем называть, какое наше солнышко.

- Дидактическая игра «Какое?»

Логопед: Итак, ребята, солнышко какое? (Дети называют слова и прикрепляют прищепки).

Дети: Доброе, родное, яркое, любимое, дорогое, теплое, милое, светлое.

Логопед (переворачивает солнце улыбающейся стороной): Вот посмотрите, вы молодцы! Солнышко стало радостным и приглашает вас в песочницу! (дети проходят за столы, у каждого поднос с кинетическим песком и черно- белой картинкой цветка).

- Пальчиковая гимнастика

С крыши капает капель: (дети медленно опускают растопыренные пальцы в песок)

Кап-кап, кап- кап! (В медленном темпе стучат пальцами по песку)

Это к нам пришёл апрель (вытягивают руки вперед)

Кап-кап, кап-кап! (Увеличиваем темп.)

Солнце припекло сильней («Солнышко» из ладошек)

И быстрей звенит капель:

Кап, кап, кап, кап, кап! (В быстром темпе.)

Логопед: Пальчики размяли, а теперь давайте сделаем цветочную поляну. У всех на столах есть цветы, но нужно раскрасить лепестки. А для это мы скатаем небольшие шарики из песка и выложим его в контуре.

Дети выполняют.

  1. Окончание занятия. Рефлексия.

Дед Мороз: Ох и порадовали вы старика, все мне рассказали! Хорошее время года- весна. Да только уж очень теплое. Пора мне домой возвращаться! Увидимся на моем празднике- Новом году! До свидания!

Дети: До свидания!

Логопед: Понравилось вам занятие? Что понравилось особенно? А может, что-то было трудным?

Дети отвечают.

Логопед: Я рада, что мы сегодня вспомнили признаки весны и поделились своими знаниями с Дедом Морозом! Спасибо вам, ребята, за занятие! До свидания!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект открытого занятия в подготовительной к школе группе Конспект открытого занятия в подготовительной к школе группе Конспект занятия в подготовительной группы педагога-психолога со слабослышащими детьми

Дата проведения:  21  февраля  2012  г. Участники:   дети подготовительной группыПроводит:  педагог-психолог Панова  М.М.Цель:способствовать формиров...

Конспект открытого мероприятия для родителей "День открытых дверей"

Цель:  Познакомить родителей с тем, какие по содержанию м объеиу знания, умения, должны усвоить их дети за данный период. Увидеть воочию своего ребенка в новой обстановке, сравнить с другими деть...

конспект открытого занятия Конспект открытого занятия с элементами театрализации по развитию лексико – грамматической стороны речи у детей с ОНР (подготовительная группа)

Конспект открытого занятия с элементами театрализации по развитию лексико – грамматической стороны речи у детей с ОНР (подготовительная группа) ТЕМА: «Почему медведь зимой спит» (по мотивам сказки В. ...

Конспект открытого фронтального логопедического занятия в старшей группе компенсирующей направленности в рамках Дня открытых дверей. Тема: "Перелётные птицы"

Подробный конспкет комплексного логопедического занятия в старшей группе компенсирующей направленности с активным участием родителей. Будет интересен учителям - логопедам, воспитателям дошкольных обра...

Конспект открытого занятия по физической культуре в подготовительной группе ко дню открытых дверей на тему: «Туристы».

Данный материал будет полезен инструкторам по физической культуре и воспитателям....

Конспект открытого занятия на тему: «День открытых дверей» (1 младшая группа).

Конспект мероприятия на тему «День открытых дверей» в 1 младшей группе.Интеграция образовательных областей: «Познавательное развитие», «Речевое развитие», «Художественно-эстетическое развитие», «Физич...