ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОБЛАСТЬ «РЕЧЕВОЕ РАЗВИТИЕ»
учебно-методический материал по развитию речи (младшая группа) на тему
Образовательная область: речевое развитие. Содержание, методы, формы, средства психолого-педагогической работы.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
obrazovatelnaya_oblast_rechevoe_razvitie.docx | 19.85 КБ |
obrazovatelnaya_oblast_rechevoe_razvitie.pptx | 1.66 МБ |
Предварительный просмотр:
1.ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОБЛАСТЬ «РЕЧЕВОЕ РАЗВИТИЕ»
2 Основные цели и задачи
- Развитие свободного общения с взрослыми и детьми, овладение конструктивными способами и средствами взаимодействия с окружающими.
- Развитие всех компонентов устной речи детей: грамматического строя речи, связной речи, формирование словаря, воспитание звуковой культуры речи.
- Практическое овладение воспитанниками нормами речи.
3 Содержание психолого-педагогической работы
Развивающая речевая среда.
- Продолжать помогать детям общаться со знакомыми взрослыми и сверстниками посредством поручений.
- Подсказывать детям образцы обращения к взрослым.
- В быту, в самостоятельных играх помогать детям посредством речи взаимодействовать и налаживать контакты друг с другом.
- В целях развития инициативной речи, обогащения и уточнения представлений о предметах ближайшего окружения предоставлять детям для самостоятельного рассматривания картинки, книги, наборы предметов.
4. Самостоятельное рассматривание книг. Рассматривание набора предметов «Продукты» и игра с ним.
5. Взаимодействие и налаживание контактов друг с другом в самостоятельных играх
6. Формирование словаря.
- На основе обогащения представлений о ближайшем окружении продолжать расширять и активизировать словарный запас детей. Уточнять названия и назначение предметов одежды, обуви, головных уборов, посуды, мебели, видов транспорта.
- Учить детей различать и называть существенные детали и части предметов, качества, особенности поверхности, некоторые материалы и их свойства, местоположение. Обращать внимание детей на некоторые сходные по назначению предметы. Учить понимать обобщающие слова.
7. Назвать домашних животных и их детенышей
8. Звуковая культура речи.
- Продолжать учить детей внятно произносить в словах гласные и некоторые согласные звуки.
- Развивать моторику речедвигательного аппарата, слуховое восприятие, речевой слух и речевое дыхание, уточнять и закреплять артикуляцию звуков.
- Вырабатывать правильный темп речи, интонационную выразительность.
- Учить отчетливо произносить слова и короткие фразы, говорить спокойно, с естественными интонациями.
9. Грамматический строй речи.
- Продолжать учить детей согласовывать прилагательные с существительными; употреблять существительные с предлогами.
- Помогать употреблять в речи имена существительные в форме единственного и множественного числа; форму множественного числа существительных в родительном падеже.
10. Связная речь.
- Развивать диалогическую форму речи.
- Вовлекать детей в разговор во время рассматривания, наблюдений, после просмотра спектаклей, мультфильмов.
- Обучать умению вести диалог с педагогом.
- Напоминать детям о необходимости говорить вежливые слова.
- Помогать доброжелательно общаться друг с другом.
- Формировать потребность делиться своими впечатлениями с воспитателями и родителями.
11. Принципы реализации задач ОО « Речевое развитие»:
- Принцип взаимосвязи сенсорного, умственного и речевого развития;
- Принцип развития языкового чутья;
- Принцип формирования элементарного осознания явлений языка;
- Принцип взаимосвязи работы над различными сторонами речи;
- Принцип обогащения мотивации речевой деятельности;
- Принцип обеспечения активной языковой практики
12. Средства реализации ОО «Речевое развитие»:
- Общение взрослых и детей;
- Культурная языковая среда;
- Обучение родной речи на занятиях;
- Занятия по другим разделам программы
13. Методы реализации ОО «Речевое развитие» по используемым средствам:
Наглядные, словесные, практические:
- Непосредственное наблюдение и его разновидности;
- Опосредованное наблюдение;
- Чтение и рассказывание художественных произведений;
- Заучивание наизусть;
- Пересказ;
- Беседа;
- Рассказывание с опорой и без опоры на наглядный материал;
- Дидактические игры.
14. Промежуточные планируемые результаты
- Развитие свободного общения с взрослыми и детьми.
- Развитие всех компонентов устной речи детей в различных формах и видах детской деятельности.
- Практическое овладение воспитанниками нормами речи.
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Основные цели и задачи Развитие речи. Развитие свободного общения с взрослыми и детьми, овладение конструктивными способами и средствами взаимодействия с окружающими. Развитие всех компонентов устной речи детей: грамматического строя речи, связной речи — диалогической и монологической форм; формирование словаря, воспитание звуковой культуры речи. Практическое овладение воспитанниками нормами речи.
Содержание психолого-педагогической работы Развивающая речевая среда. Продолжать помогать детям общаться со знакомыми взрослыми и сверстниками посредством поручений (спроси, выясни, предложи помощь, поблагодари и т. п.). Подсказывать детям образцы обращения к взрослым, зашедшим в группу («Скажите: „Проходите, пожалуйста“», «Предложите: „Хотите посмотреть...“», «Спросите: „Понравились ли наши рисунки?“»). В быту, в самостоятельных играх помогать детям посредством речи взаимодействовать и налаживать контакты друг с другом («Посоветуй Мите перевозить кубики на большой машине», «Предложи Саше сделать ворота пошире », «Скажи: „Стыдно драться! Ты уже большой“»). В целях развития инициативной речи, обогащения и уточнения представлений о предметах ближайшего окружения предоставлять детям для самостоятельного рассматривания картинки, книги, наборы предметов.
Самостоятельное рассматривание книг Рассматривание набора предметов «Продукты» и игра с ним
Взаимодействие и налаживание контактов друг с другом в самостоятельных играх
Формирование словаря . На основе обогащения представлений о ближайшем окружении продолжать расширять и активизировать словарный запас детей. Уточнять названия и назначение предметов одежды, обуви, головных уборов, посуды, мебели, видов транспорта. Учить детей различать и называть существенные детали и части предметов (у платья — рукава, воротник, карманы, пуговицы), качества (цвет и его оттенки, форма, размер), особенности поверхности (гладкая, пушистая, шероховатая), некоторые материалы и их свойства (бумага легко рвется и размокает, стеклянные предметы бьются, резиновые игрушки после сжимания восстанавливают первоначальную форму), местоположение (за окном, высоко, далеко, под шкафом). Обращать внимание детей на некоторые сходные по назначению предметы (тарелка — блюдце, стул — табурет — скамеечка, шуба — пальто — дубленка). Учить понимать обобщающие слова (одежда, посуда, мебель, овощи, фрукты, птицы и т.п.); называть части суток (утро, день, вечер, ночь); называть домашних животных и их детенышей, овощи и фрукты.
Назвать домашних животных и их детенышей
Звуковая культура речи. Продолжать учить детей внятно произносить в словах гласные (а, у, и, о, э) и некоторые согласные звуки: п — б — т — д — к — г; ф — в; т — с — з — ц. Развивать моторику речедвигательного аппарата, слуховое восприятие, речевой слух и речевое дыхание, уточнять и закреплять артикуляцию звуков. Вырабатывать правильный темп речи, интонационную выразительность. Учить отчетливо произносить слова и короткие фразы, говорить спокойно, с естественными интонациями.
Грамматический строй речи. Продолжать учить детей согласовывать прилагательные с существительными в роде, числе, падеже; употреблять существительные с предлогами (в, на, под, за, около). Помогать употреблять в речи имена существительные в форме единственного и множественного числа , например, обозначающие животных и их детенышей (утка — утенок — утята); форму множественного числа существительных в родительном падеже (ленточек, матрешек, книг, груш, слив).
Связная речь. Развивать диалогическую форму речи. Вовлекать детей в разговор во время рассматривания предметов, картин, иллюстраций; наблюдений за живыми объектами; после просмотра спектаклей, мультфильмов. Обучать умению вести диалог с педагогом: слушать и понимать заданный вопрос, понятно отвечать на него, говорить в нормальном темпе, не перебивая говорящего взрослого. Напоминать детям о необходимости говорить «спасибо», «здравствуйте», «до свидания», «спокойной ночи» (в семье, группе). Помогать доброжелательно общаться друг с другом. Формировать потребность делиться своими впечатлениями с воспитателями и родителями.
Принципы реализации задач ОО « Речевое развитие »: Принцип взаимосвязи сенсорного, умственного и речевого развития; Принцип развития языкового чутья; Принцип формирования элементарного осознания явлений языка; Принцип взаимосвязи работы над различными сторонами речи; Принцип обогащения мотивации речевой деятельности; Принцип обеспечения активной языковой практики
Средства реализации ОО «Речевое развитие »: Общение взрослых и детей; Культурная языковая среда; Обучение родной речи на занятиях; Занятия по другим разделам программы
Методы реализации ОО «Речевое развитие» по используемым средствам : Наглядные, словесные, практические : Непосредственное наблюдение и его разновидности ( наблюдение в природе, экскурсии); Опосредованное наблюдение (изобразительная наглядность : рассматривание игрушек и картин, рассказывание по игрушкам и картинам) Чтение и рассказывание художественных произведений ; Заучивание наизусть; Пересказ; Б еседа ; Рассказывание с опорой и без опоры на наглядный материал Дидактические игры.
Промежуточные планируемые результаты Развитие свободного общения с взрослыми и детьми. Развитие всех компонентов устной речи детей (лексической стороны, грамматического строя речи, произносительной стороны речи; связной речи – диалогической и монологической форм) в различных формах и видах детской деятельности. Практическое овладение воспитанниками нормами речи.
Спасибо за внимание !
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект Организованной образовательной деятельности Образовательной области «Речевое развитие» с интеграцией в образовательную область «Познавательное развитие» на тему : «Как помочь Буратино?»
Программное содержание: учить выделять условие и вопрос задачи, учить решать задачи путём сложения и вычитания однозначных чисел; закрепить знание детей о последовательности дней недели; з...
Конспект Организованной образовательной деятельности образовательной области «Речевое развитие» с интеграцией в образовательную область «Познавательное развитие» во второй группе раннего возраста на тему: «Котик в гости к нам пришел»
Программное содержание: учить детей узнавать и называть домашнее животное, формировать умение выделять характерные особенности (пушистый хвост, мягкая шерсть, зоркие глаза и т. д)., учить различать пр...
Конспект организованной образовательной деятельности во II младшей группе «Калинка» Тема: «Чудеса леса» Приоритетная образовательная область: «Познавательное развитие» Интеграция образовательных областей: «Речевое развитие», « Познавательное развитие
Конспект организованной образовательной деятельностиво II младшей группе «Калинка»Тема: «Чудеса леса»Приоритетная образовательная область: «Познавательн...
Конспект Итоговой непосредственной образовательной деятельности в старшей группе деятельности по образовательной области «Речевое развитие» , по образовательной области «Познавательное развитие»
Итоговой непосредственной образовательной деятельности по образовательной области «Речевое развитие» (раздел развитие речи), по образовательной области «Познавательное развитие»...
Итоговое занятие по развитию речи (Образовательная область «Речевое развитие») и по математике (Образовательная область «Познавательное развитие») в средней группе.
Цель занятия - Выявить уровень сформированности знаний, умений и представлений детей, полученных ими в течение учебного года и закрепить их....
Образовательная деятельность по областям в соответствии с ФГОС Познавательное развитие. Интеграция образовательных областей (Речевое развитие, социально-коммуникативное, физическое развитие)
Месяц Октябрь Лексическая тема Овощи. Фрукты.Ознакомление с окружающим.Задачи коррекционно-развивающей работы с деть...
Конспект НОД По образовательной области «Познавательное развитие», с интеграцией образовательных областей «Речевое развитие», «Социально-коммуникативное развитие», «Физическое развитие» в средней группе Математическая игра – путешествие «Морская экспеди
Математическая игра – путешествие «Морская экспедиция «Поможем морским обитателям»» Данный материал позволит в увлектельной игровой форме выполнить следующие...