Игры и упражнения для развития фонематического слуха
методическая разработка по развитию речи (подготовительная группа) на тему

Лухманова Наталья Олеговна

Одной из важных составляющих успешного обучения в школе является овладение грамотой, т.е. беглое осознанное чтение и безошибочное письмо. Для того чтобы овладеть грамотой, необходимо иметь хорошо развитые фонематический слух и фонематическое восприятие. Причём развивать их нужно ещё задолго до поступления в школу, начиная с раннего детства
 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon igry_i_uprazhneniya_dlya_razvitiya_fonematich.doc27.5 КБ

Предварительный просмотр:

                         Игры и упражнения для развития

                                   фонематического слуха.

   В работе с детьми логопедической группы, мы часто сталкиваемся с таким положением:  пройдет первый этап обучения- ребенок правильно употребляет звуки в отработанных словах и фразах, выделяет звук из слова,  анализирует слоги и слова.

   Задача педагога- развить, усовершенствовать речевые навыки, а для этого необходим обширный практический материал, тренирующий речевой слух. Память, развивающий четкость восприятия, точность воспроизведения слова.

   Начинают работу с  простых слоговых упражнений. Согласный звук, отрабатываемый по программе, включался в прямые и обратные слоги. В этих упражнениях дети должны были повторить слоги в заданном порядке: « ба- бу- бо» или «бо - бу- ба -бы» .

   Отрабатывая произношение заданного звука в слогах, мы вместе с тем развиваем у детей способность удерживать в памяти заданное количество слогов в положении ударного слога в их ряду:

   Са- са- са               стра- стра- стра          скла- скла- скла

   Са -са- са               стро- стро- стро          спла- стла- скла

   Са- са- са               стру- стру- стру          спра- стра- скра

   Для автоматизации поставленного звука в слогах и словах  были составлены специальные упражнения и игры со стихотворными текстами. Начинаем с простейших упражнений:

   Ла-ла, ла-ла, ла-ла,         ла-ла-ла, ла-ла-ла,ла-ла-ла.

   Лапа, лама, лампа,          ласточка, лампочка, лапочка,

   Ла-ла, ла-ла, ла-ла,         ла-ла-ла, ла-ла-ла, ла-ла-ла,

   Шкала, скала, смола,      булавка, палатка, заплатка,

                                             Ло-ло-ло, ло-ло-ло, ло-ло-ло,

                                              Колонка, солонка, соломка.

 Считалки со связным текстом на определенной звук вводили в игры детей и следили за правильным произношением звуков и умением детей отмечать ударный слог.

   На сосне сидит сова,

   Под сосной стоит лиса,

   На сосне сова осталась,

   Под сосной лисы не стало.

   Вот со звуком  « С»  считилка:

   Сани, сад, сова, скакалка.

   Выходи на слово стук,

   Назови в нем первый звук!

   Кроки- кроки- крокичок,

   Жил за печкою сверчок.

   Ты за печкой не сиди,

   Поиграть к нам выходи.

   Строки- струки- стрики- стречик,

   Стрекотал в траве кузнечик.

   Стрекотал он, стрекотал,

   Вдруг пропал и замолчал!

«Повтори по парам»

стоп – пост          срок- кросс,          сорт – трос,

скот- сток,           корт- крот,            карп- парк,

куст- стук,           шрам- марш,        шелк- клеш,

наст- стан,           краб- брак,            ниша- шина.

Какой новый звук появился?

Сон- стон    каска- краска,     ролик- кролик,

Сок – сток   салка- скалка,     тучка- штучка,

Сук- стук,    кошка- крошка,  кот- крот,

Стол- столб, ложка- плошка,  сон- слон.

Послушай, запомни, повтори

Рост, мост, пост, куст,

Слон, стон, сноп, стог,

Слойка, стойка, стайка,

Скрепка, скрипка, стрижка,

груздь, гроздь, гвоздь,

тряпка, тропка, трубка,

солнышко,  совушка, скворушка.

Дает Катеринке

Картинки Каринка,

Картинки в корзинку

Кладет Катеринка.

Пекла для Варюшки

Подружка ватрушку.

Подружке подушку

Сшила Варюшка.

У Любашки- шляпка,

У Полюшки- плюшка,

У Павлушки- шлюпка,

У Илюшки- клюшка.

На лесной опушке

Собрались лягушки,

Квакают хвастушки,

Хвастают квакушки.

Хватит квакать,

Хватит хвастать!

Не квакайте, хвастушки!

Не хвастайте, квакушки!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Игры и упражнения для развития фонематического слуха.

Опыт работы по развитию фонематического слуха у детей, посещающих логопедическую группу. Совместная работа воспитателя и логопеда....

ИГРЫ И УПРАЖНЕНИЯ НА РАЗВИТИЕ ФОНЕМАТИЧЕСКОГО СЛУХА (приложение)

Дошкольный возраст - это период активного усвоения ребенком разговорного языка, становления и развития всех сторон речи – фонетической (развитие фонематического слуха и восприятия), лексической, грамм...

Игры и упражнения для развития фонематического слуха старших дошкольников и младших школьников

В данной статье представлены игры и упражнения для развития фонематического слуха, систематизированные по принципу - от простого к сложному....

Игры и упражнения для развития фонематического слуха

Памятка для родителей. Цель представленных игр и упражнений – развивать у детей фонематическое восприятие (способность слышать и различать звуки в словах)....

Консультация для родителей «Игры и упражнения на развитие фонематического слуха у детей старшего дошкольного возраста».

Фонематический слух — это способность человека к распознаванию речевых звуков, представленных фонемами данного языка. Фонематический слух – очень важное понятие для овладения речью, а затем и гра...

Картотека "Игры и упражнения по развитию фонематического слуха"

Картотека игр и упражнений по развитию фонематического слуха, как средство формирования звуковой культуры речи у детей старшего дошкольного возраста с постепенным усложнением игровых и учебных заданий...

«Игры и упражнения на развитие фонематического слуха»

Всем родителям известно, как скучно бывает ребенку выполнять длинные утомительные упражнения. Да и результат далеко не всегда утешителен. В игре же мы не подавляем детскую любознательность, а напротив...