Обучение пересказу на основе сказки Б.Н.Сергуненкова "Козёл"
план-конспект занятия по развитию речи (старшая группа) на тему

 Конспект занятия по формированию связной речи у детей с ОНР. Обучение пересказу на основе сказки Б.Н.Сергуненкова "Козёл"

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon konspekt1.doc37.5 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект занятия по формированию связной речи у детей с ОНР.

Обучение пересказу на основе сказки Б.Н.Сергуненкова «Козел».

Работа по обучению пересказу проводится на двух занятиях. Они тематически связаны с занятиями по изучению лексической темы «Домашние животные».

Цель занятий - формирование у детей навыков связного последовательного пересказа текста с опорой на иллюстративный материал.

Оборудование: шесть цветных картинок с воспроизведением персонажей сказки и места действия, соответственно числу и содержанию фрагментов рассказа; отдельная картина с изображением центрального персонажа; штатив для размещения иллюстраций.

ЗАНЯТИЕ № 1.

Ход занятия.

  1. Организационная        часть. Вступление к теме занятия. (Отгадывание загадок о животных - персонажах произведения. Затем дети называют других известных им домашних животных.).
  2. Чтение сказки. (Текст прочитывается дважды.)

Жил-был козел. Однажды пришел он домой, а ворота на запоре. Постоял, постоял козел у ворот и думает: «Ворота закрыты, значит, хозяйка меня не

узнала. Хозяйка меня не узнала, значит, я не козел. Если я не козел, то кто же».

Пошел он по тропинке на луг. Видит: гуляют на лугу кони. «Наверное, я конь, - подумал козел. - Погуляю с конями на лугу». Подошел он к коням - кони от него убежали. Бежал, бежал козел за конями - не догнал. «Кони от меня убежали, значит, я не конь», - подумал козел.

Пошел дальше. Видит: около леса коровы пасутся, травку щиплют. «Наверное, я корова», - подумал козел. Подошел козел к коровам - пастух козла прогнал. «Пастух меня прогнал, значит, я не корова», - подумал козел.

Пошел он дальше, видит: в поле куры зернышки клюют. «Может быть, я курица? - подумал козел . - Поклюю-ка зернышки вместе с курами». Подошел он к курам. Закудахтали куры, разлетелись в разные стороны. Налетел на козла петух, стукнул его клювом. Обиделся козел, думает: «И не курица я». Пошел дальше.

Подошел он к речке. Течет речка тихая, светлая. Поглядел козел в речку. Увидел в речке козла с рогами, с бородой, с копытцами. «Козел я, козел!» - заблеял он.

Прибежал домой, застучал рогами в ворота. Услышала хозяйка, открыла ворота. Увидела она козла и впустила его во двор.

(Текст приводится в адаптированном варианте. В нем четко выделяются шесть смысловых фрагментов.)

III. Разбор содержания сказки. Примерные вопросы:

  1. О ком говорится в сказке?
  2. Что увидел козел, когда пришел домой?
  3. Что он подумал?
  4. Каких животных встретил козел по дороге?
  5. Что сделали кони, когда козел подошел к ним?
  6. Что случилось с козлом, когда он подошел к коровам?
  7. Что произошло, когда козел подошел к курам?
  8. Как помогла речка козлу? (Что он увидел в речке?)

9. Чем закончилась сказка?

IV. Языковой (лексический) разбор текста.

Языковой разбор включает: воспроизведение детьми предикативной основы текста (глагольные словосочетания, синтаксические конструкции), слов-определений и т. д.

Примерные вопросы

  1. Где гуляли кони?
  2. Где паслись коровы?
  3. Что делали коровы?
  4. Что сделал пастух, когда козел подошел к коровам?
  5. Что делали в поле куры?
  6. Что сделали куры, когда к ним подошел козел?
  7. Что сделал петух?

Ответы детей Кони гуляли на лугу. Коровы паслись около леса. Коровы щипали травку. Пастух его прогнал.

Куры клевали зернышки. Куры закудахтали, разлетелись в разные стороны. Петух налетел на козла, стукнул его клювом.

8. Что говорится в сказке о речке?                                 Течёт речка тихая, светлая.

  1. Каким себя увидел козел, когда                                 С рогами, бородой и копытами.

посмотрел в речку?

  1. Что сделал козел, когда прибежал

домой?

  1. А что сделала хозяйка?         Хозяйка открыла ворота и впустила козла во двор.

Лексический разбор проводится с использованием отдельных иллюстраций, например, к вопросам 2, 5, 8-10.

V. Упражнение на сравнение животных - персонажей сказки по их внешнему виду; установление сходства и различия между ними. Используются предметные картинки «Домашние животные».

ЗАНЯТИЕ №2.

Ход занятия.

  1. Организационная часть. Объяснение цели занятия.
  2. Повторное чтение с иллюстрированием педагогом или одним из детей текста сказки.
  3. Составление пересказа по фрагментам (с опорой на иллюстрации). Первоначально каждый ребенок пересказывает один из шести фрагментов сказки. Используются опорные вопросы («Что сделал потом козел?», «Куда он пошел?», «Кого увидел?», «Что с ним случилось?» и т.д.).
  4. Составление одним ребенком пересказа двух или трех фрагментов.
  5. Анализ детских высказываний

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Обучение пересказу на материале сказки "Пряничный домик" 1 этап

Активизация и обогащение словарного запаса; развитие навыков диалогической формы речи; формирование навыков монологической формы речи; формирование навыков рассказывания с элементами творчества....

Обучение пересказу на материале сказки «Пряничный домик» 2 этап

Обучение пересказу на материале сказки  «Пряничный домик» 2 этапЦели:- учить детей отвечать полным предложением по образцу;- учить детей пересказывать сказку с опорой на свой рисунок;- развитие м...

Обучение пересказу на материале сказки "Пряничный домик" 3 этап

Цели: - учить детей отгадывать загадки;- учить детей следить за ходом сказки и уметь продолжить её;- учить детей пересказу сказки "Пряничный домик";- учить детей совместной творческой импровизаци...

ОБУЧЕНИЕ ПЕРЕСКАЗУ СКАЗКИ «ПЕТУШОК И БОБОВОЕ ЗЕРНЫШКО». Пересказ сказки.

Материал предназначен для воспитателей средней группы....

Конспект образовательной деятельности по обучению детей пересказу на основе рассказа «Белки» (по П. Соколову-Микитову).

Обучение связному последовательному пересказу с наглядной основой в виде графических схем, отражающих последовательность событий....

Конспект к занятию по обучению пересказу детей с ОНР 3 ур.р.р. на основе сказки «Заюшкина избушка»

формирование у детей навыков связного рассказывания с опорой на картинки, символизирующие основные события, отраженные в сказке...