Обучение пересказу на основе сказки Б.Н.Сергуненкова "Козёл"
план-конспект занятия по развитию речи (старшая группа) на тему
Конспект занятия по формированию связной речи у детей с ОНР. Обучение пересказу на основе сказки Б.Н.Сергуненкова "Козёл"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt1.doc | 37.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект занятия по формированию связной речи у детей с ОНР.
Обучение пересказу на основе сказки Б.Н.Сергуненкова «Козел».
Работа по обучению пересказу проводится на двух занятиях. Они тематически связаны с занятиями по изучению лексической темы «Домашние животные».
Цель занятий - формирование у детей навыков связного последовательного пересказа текста с опорой на иллюстративный материал.
Оборудование: шесть цветных картинок с воспроизведением персонажей сказки и места действия, соответственно числу и содержанию фрагментов рассказа; отдельная картина с изображением центрального персонажа; штатив для размещения иллюстраций.
ЗАНЯТИЕ № 1.
Ход занятия.
- Организационная часть. Вступление к теме занятия. (Отгадывание загадок о животных - персонажах произведения. Затем дети называют других известных им домашних животных.).
- Чтение сказки. (Текст прочитывается дважды.)
Жил-был козел. Однажды пришел он домой, а ворота на запоре. Постоял, постоял козел у ворот и думает: «Ворота закрыты, значит, хозяйка меня не
узнала. Хозяйка меня не узнала, значит, я не козел. Если я не козел, то кто же».
Пошел он по тропинке на луг. Видит: гуляют на лугу кони. «Наверное, я конь, - подумал козел. - Погуляю с конями на лугу». Подошел он к коням - кони от него убежали. Бежал, бежал козел за конями - не догнал. «Кони от меня убежали, значит, я не конь», - подумал козел.
Пошел дальше. Видит: около леса коровы пасутся, травку щиплют. «Наверное, я корова», - подумал козел. Подошел козел к коровам - пастух козла прогнал. «Пастух меня прогнал, значит, я не корова», - подумал козел.
Пошел он дальше, видит: в поле куры зернышки клюют. «Может быть, я курица? - подумал козел . - Поклюю-ка зернышки вместе с курами». Подошел он к курам. Закудахтали куры, разлетелись в разные стороны. Налетел на козла петух, стукнул его клювом. Обиделся козел, думает: «И не курица я». Пошел дальше.
Подошел он к речке. Течет речка тихая, светлая. Поглядел козел в речку. Увидел в речке козла с рогами, с бородой, с копытцами. «Козел я, козел!» - заблеял он.
Прибежал домой, застучал рогами в ворота. Услышала хозяйка, открыла ворота. Увидела она козла и впустила его во двор.
(Текст приводится в адаптированном варианте. В нем четко выделяются шесть смысловых фрагментов.)
III. Разбор содержания сказки. Примерные вопросы:
- О ком говорится в сказке?
- Что увидел козел, когда пришел домой?
- Что он подумал?
- Каких животных встретил козел по дороге?
- Что сделали кони, когда козел подошел к ним?
- Что случилось с козлом, когда он подошел к коровам?
- Что произошло, когда козел подошел к курам?
- Как помогла речка козлу? (Что он увидел в речке?)
9. Чем закончилась сказка?
IV. Языковой (лексический) разбор текста.
Языковой разбор включает: воспроизведение детьми предикативной основы текста (глагольные словосочетания, синтаксические конструкции), слов-определений и т. д.
Примерные вопросы
- Где гуляли кони?
- Где паслись коровы?
- Что делали коровы?
- Что сделал пастух, когда козел подошел к коровам?
- Что делали в поле куры?
- Что сделали куры, когда к ним подошел козел?
- Что сделал петух?
Ответы детей Кони гуляли на лугу. Коровы паслись около леса. Коровы щипали травку. Пастух его прогнал.
Куры клевали зернышки. Куры закудахтали, разлетелись в разные стороны. Петух налетел на козла, стукнул его клювом.
8. Что говорится в сказке о речке? Течёт речка тихая, светлая.
- Каким себя увидел козел, когда С рогами, бородой и копытами.
посмотрел в речку?
- Что сделал козел, когда прибежал
домой?
- А что сделала хозяйка? Хозяйка открыла ворота и впустила козла во двор.
Лексический разбор проводится с использованием отдельных иллюстраций, например, к вопросам 2, 5, 8-10.
V. Упражнение на сравнение животных - персонажей сказки по их внешнему виду; установление сходства и различия между ними. Используются предметные картинки «Домашние животные».
ЗАНЯТИЕ №2.
Ход занятия.
- Организационная часть. Объяснение цели занятия.
- Повторное чтение с иллюстрированием педагогом или одним из детей текста сказки.
- Составление пересказа по фрагментам (с опорой на иллюстрации). Первоначально каждый ребенок пересказывает один из шести фрагментов сказки. Используются опорные вопросы («Что сделал потом козел?», «Куда он пошел?», «Кого увидел?», «Что с ним случилось?» и т.д.).
- Составление одним ребенком пересказа двух или трех фрагментов.
- Анализ детских высказываний
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Обучение пересказу на материале сказки "Пряничный домик" 1 этап
Активизация и обогащение словарного запаса; развитие навыков диалогической формы речи; формирование навыков монологической формы речи; формирование навыков рассказывания с элементами творчества....
Обучение пересказу на материале сказки «Пряничный домик» 2 этап
Обучение пересказу на материале сказки «Пряничный домик» 2 этапЦели:- учить детей отвечать полным предложением по образцу;- учить детей пересказывать сказку с опорой на свой рисунок;- развитие м...
Обучение пересказу на материале сказки "Пряничный домик" 3 этап
Цели: - учить детей отгадывать загадки;- учить детей следить за ходом сказки и уметь продолжить её;- учить детей пересказу сказки "Пряничный домик";- учить детей совместной творческой импровизаци...
ОБУЧЕНИЕ ПЕРЕСКАЗУ СКАЗКИ «ПЕТУШОК И БОБОВОЕ ЗЕРНЫШКО». Пересказ сказки.
Материал предназначен для воспитателей средней группы....
Конспект образовательной деятельности по обучению детей пересказу на основе рассказа «Белки» (по П. Соколову-Микитову).
Обучение связному последовательному пересказу с наглядной основой в виде графических схем, отражающих последовательность событий....
Конспект к занятию по обучению пересказу детей с ОНР 3 ур.р.р. на основе сказки «Заюшкина избушка»
формирование у детей навыков связного рассказывания с опорой на картинки, символизирующие основные события, отраженные в сказке...
Конспект на тему "Обучение пересказу русской народной сказки "Теремок" с помощью настольного театра" (в рамках самообразования)
Развитие творческих способностей и интереса детей к русским народным сказкам...