" Поговорим о Пушкине"
план-конспект занятия по развитию речи (подготовительная группа) на тему
Воспитывать детей на творчестве великого русского поэта А.С.Пушкина.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
pogovorim_o_pushkine.docx | 39.36 КБ |
Предварительный просмотр:
МУНИЦИПАЛЬНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«Детский сад №9 «Журавушка» комбинированного вида
городского округа Стрежевой»
Занятие по развитию речи в подготовительной к школе группе:
«Литературная гостиная «Поговорим о Пушкине».
Автор:
Гнедой Любовь Николаевна,
воспитатель.
Актуальность.
Современный мир – это мир новейшей техники, которая меняется, совершенствуется с каждым днем. Наше сознание все больше попадает в зависимость от различных компьютеров, гаджетов, смартфонов. За нас думает и решает техника. Как легко ребенку попасть в такую ловушку и быть зависимым от всего этого.
На сегодняшний день актуальным становится внимание к одной из задач к деятельности воспитателя – это развитие речи детей.
Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования в России ориентирует педагогов дошкольного образования при выборе задач и содержания работы не столько на приобретение определенной суммы знаний, сколько на открытие перед ними «науки жизни», которая способствовала формированию творческих личностей с развитым чувством собственного достоинства. В соответствии с образовательным стандартом до конца дошкольного периода ребенком должны быть усвоены литературные нормы и нормы культуры речи, культура общения на родном языке.
Считаю, что устная речь является одной из основ эффективного развития дошкольников, так как является основной психической функцией человека и ярким показателем развития ребенка. Развитие ребенка также невозможно без знаний и знакомства с художественной литературой.
Представленный конспект занятия по развитию речи на тему: «Поговорим о Пушкине» составлен мною в соответствии с программой «Воспитание и обучение в детском саду», автор М.Васильева и включено в образовательную область «Познание», дисциплину «Развитие речи».
Конспект разработан в соответствии с дидактическими и общепедагогическими принципами:
-Принцип непрерывности (занятие построено на основе предыдущих занятий «Знакомство с творчеством русского поэта А.С Пушкина»).
-Принцип доступности (соответствие возрастным особенностям).
-Принцип психологической комфортности (любой ответ ребенка принимается, одобряется).
Длительность занятия составляет 30 минут. Проводится фронтально.
Цель занятия: воспитывать любовь и интерес к поэту, к русской литературе.
Новизна занятия заключается в применении инновационных технологий – использование ИКТ, что позволило заинтересовать и привлечь внимание детей. На протяжении всего занятия у детей поддерживалась мотивация. Поэтапно происходит смена видов деятельности. Дети сами являлись участниками игровых моментов и активными помощниками во время занятия.
Для достижения наибольшего успеха:
- постановка проблемной ситуации – позволила мне заинтересовать детей и включить их в активную мыслительную, практическую и исследовательскую деятельности на личностно-значимом уровне за счет возникновения у них внутренней потребности к деятельности.
- занятие было построено в виде игры-путешествия. Выбрала именно такой вид занятия, потому что соответствует теме недели и путешествие – это источник творчества не только детей, но и профессиональное творчество меня, как педагога.
-использовала на занятии все формы сотрудничества (микрогруппы, подгрупповое, фронтальное).
-использовала сочетание практической и игровой деятельности, решение детьми проблемно-игровых и поисковых ситуаций. Разгадывание загадки, вопросы к детям способствовали развитию у них логического мышления, смекалки и находчивости.
Для реализации поставленной цели я определила следующие программные задачи:
Образовательные:
1. Обогащать и расширять словарный запас детей.
2.Закрепить навыки выразительного, эмоционального чтения..
Развивающие:
1. Продолжать знакомить детей с жизнью и творчеством А.С. Пушкина.
Обращать внимание детей на выразительные средства языка, используемые поэтом (выразительность, музыкальность, точность).
2. Побуждать детей применять свои знания в игре, точно передавая характер героя сказки.
3.Развивать мелкую моторику пальцев рук.
4.Развивать творческий подход к работе.
Воспитательные:
1. Воспитывать у детей интерес к жизни и творчеству А.С. Пушкина. Помочь ребёнку открыть мир литературы, заложить эмоционально – чувственную основу литературного образования дошкольника.
2. Воспитывать любовь и интерес к поэту, к русской литературе.
3..Воспитывать умение работать в команде.
4.Воспитывать аккуратность в работе.
Материал: Портрет А.С. Пушкина; портрет няни – Арины Родионовны; портрет семьи А.С Пушкина; иллюстрации к сказкам; атрибуты из сказок Пушкина.
.
Слайд№1 «Тема занятия»
Ход занятия
Предварительная работа:
Рассматривание иллюстраций к сказкам А.С. Пушкина;
Заучивание наизусть стихотворений, чтение сказок;
Драматизация отрывков из сказок А.С. Пушкина;
Создание « книжки-самоделки» детьми.
Под музыку входят дети. В одной части группы стоят столы накрытые зелеными скатертями, на столах стоят подсвечники со свечами. В другой части группы расположены атрибуты из произведений А.С Пушкина.
Слайд№2 «Семья читает книгу»
Воспитатель: Здравствуйте, ребята. Здравствуйте, уважаемые гости. Я рада поприветствовать вас сегодня в нашей литературной гостиной.
В 2013 году наш президент В.В. Путин на Российском литературном собрании сказал, что мы с вами стали мало читать, всего 9 минут в день. А когда-то, мы были самой читающей страной в мире. Как вы думаете, что такое литература.
Верно, литература – это…
Послушайте стихотворение
Слайд№3 «У лукоморья дуб зеленый».
Воспитатель: У лукоморья дуб зелёный
Златая цепь на дубе том.
И днём и ночью кот учёный
Всё ходит по цепи кругом… Ваня, продолжи, пожалуйста.
Ваня:
Идёт направо — песнь заводит,
Налево — сказку говорит.
Там чудеса: там леший бродит,
Русалка на ветвях сидит;
Там, на неведомых дорожках
Следы невиданных зверей;
Избушка там на курьих ножках,
Стоит без окон, без дверей;
Там лес и дол видений полны;
Там о заре прихлынут волны,
На брег песчаный и пустой,
И тридцать витязей прекрасных
Чредой из вод выходят ясных,
И с ними дядька их морской;
Там королевич мимоходом,
Пленяет грозного царя;
Там в облаках перед народом,
Через леса, через моря
Колдун несет богатыря;
В темнице там царевна тужит,
А бурый волк ей верно служит;
Там ступа с Бабою Ягой.
Идёт, бредёт сама собой;
Там царь Кащей над златом чахнет;
Там русской дух... там Русью пахнет!
И там я был, и мёд я пил;
У моря видел дуб зелёный;
Под ним сидел, и кот учёный,
Свои мне сказки говорил.
Воспитатель: Ребята, кто из вас может назвать автора этого стихотворения?
Данил: Это стихотворение написал Александр Сергеевич Пушкин.
Воспитатель: Верно, это А.С. Пушкин
- Кто такой Пушкин?
Дети: Великий русский поэт.
Слайд№4 « Портрет А.С Пушкина»
Посмотрите на экран. Его лицо отличают живые ясные глаза, вьющиеся волосы и курчавые бакенбарды.
В: - А что еще вы знаете о Пушкине? Ответы детей.
Слайд№5 «Портреты родителей А.С Пушкина»
Слайд№6 «Портреты сестры Ольги и Льва Пушкиных»
Рассказ воспитателя: Александр Сергеевич Пушкин родился 26 мая 1799 года в Москве в дворянской помещичьей семье. Его родители, уделяли большое внимание обучению своих детей, сыновьям Александру и Льву, дочери Ольге. Семья Пушкиных принадлежала к образованной части общества, в их доме собирались поэты, художники, музыканты. Образованием Александра Пушкина занимался француз. Будущий поэт рано познакомился с русской и французской литературой: в их доме была большая библиотека. А на восьмом году жизни он уже сочинял на французском языке маленькие комедии, запирался в библиотеке и «пожирал книгу за книгой». Обладал памятью невероятной, а на одиннадцатом году «знал наизусть всю французскую литературу».
Также в воспитании принимала участие бабушка- Мария Алексеевна Ганнибал. Кроме отца Пушкина, известным поэтом своего времени был дядя, Василий Львович. Стихи слагали и старшая сестра Ольга и младший брат Лев.
На протяжении всей его жизни рядом с ним была его няня. Кто помнит, как звали няню поэта?
Данил: Няню звали Арина Родионовна.
Воспитатель: Ребята, давайте представим, как это было.
Выходит няня Арина Родионовна и маленький Пушкин. В роли няни мама Лизы Казанцевой, в роли маленького Пушкина Бойченко Данил. Немая сцена. Маленький Пушкин пишет стихи, а няня подает ему чай.
Воспитатель:Арина Родионовна очень любила Александра Сергеевича, заботилась о нём, отдавая ему всю свою любовь. Она подбадривала маленького Сашу, поглаживала его непослушные локоны, угощала его чаем. Няня знала много сказок и народных песен, мастерски их рассказывала. - Да, именно эти сказки маленький Саша готов был слушать бесконечно! Они переносили его в волшебный мир сказок.
Слайд№7 «Герои сказки Пушкина «Сказка о царе Салтане»
Инсценировка "Сказка о царе Салтане"
Чтец
Три девицы под окном
Пряли поздно вечерком.
1-я девица
«Кабы я была царица, -
Говорит одна девица, -
То на весь крещеный мир
Приготовила б я пир».
2-я девица.
«Кабы я была царица, -
Говорит ее сестрица, -
То на весь бы пир одна
Наткала я полотна».
3-я девица
"Кабы я была царица,-
Третья молвила девица,
Я б для батюшки-царя
Родила богатыря".
Чтец
Только вымолвить успела,
Дверь тихонько заскрипела,
И в темницу входит царь,
Стороны той государь.
Во все время разговора
Он стоял позадь забора;
Речь последней по всему
Полюбилася ему.
Царь
Здравствуй, красная девица,-
Говорит он,- будь царица
И роди богатыря
Мне к исходу сентября.
Вы ж, голубушки-сестрицы,
Выбирайтесь из светлицы,
Поезжайте вслед за мной,
Вслед за мной и за сестрой:
Будь одна из вас ткачиха,
А другая повариха".
А.С. Пушкин записывал все сказки, которые рассказывала Арина Родионовна.
Слайд№8 «Портрет няни Пушкина Арины Родионовны»
Воспитатель: «Няня» — так всегда называл её поэт. Одно из своих стихотворений он посвятил Арине Родионовне, оно так и называется «Няне».
Воспитатель: Данил, прочти нам это замечательное стихотворение.
Подруга дней моих суровых,
Голубка дряхлая моя!
Одна в глуши лесов сосновых.
Давно, давно ты ждешь меня.
Ты под окном своей светлицы.
Горюешь, будто на часах,
И медлят поминутно спицы.
В твоих наморщенных руках.
Глядишь в забытые вороты.
На черный отдаленный путь:
Теснят твою всечасно грудь.
То чудится тебе...
Воспитатель: Как вы думаете, прослушав это стихотворение, что можно сказать об отношение поэта к няне?
Данил: Можно сказать, что он очень любил свою няню, называл её голубкой.
Арина Родионовна любила гулять с Сашей. Они часто ходили в ближайший парк, где Саша собирал красивые листья, рассматривал причудливые деревья. Няня учила его любить природу, видеть её красоту.
Воспитатель: Ребята, послушайте, как красиво он описывает зимнее утро. А прочтет нам Лиза.
Слайд№9 « Зима»
Мороз и солнце; день чудесный!
Еще ты дремлешь, друг прелестный —
Пора, красавица, проснись:
Открой, сомкнуты негой взоры
Навстречу северной Авроры,
Звездою севера явись!
Вечор, ты помнишь, вьюга злилась,
На мутном небе мгла носилась;
Луна, как бледное пятно,
Сквозь тучи мрачные желтела,
И ты печальная сидела —
А нынче… погляди в окно:
Под голубыми небесами
Великолепными коврами,
Блестя на солнце, снег лежит;
Прозрачный лес один чернеет,
И ель сквозь иней зеленеет,
И речка подо льдом блестит.
Вся комната янтарным блеском
Озарена. Веселым треском
Трещит затопленная печь.
Приятно думать у лежанки.
Но знаешь: не велеть ли в санки
Кобылку бурую запрячь?
Скользя по утреннему снегу,
Друг милый, предадимся бегу
Нетерпеливого коня
И навестим поля пустые,
Леса, недавно столь густые,
И берег, милый для меня.
Шли годы, маленький Саша вырос и стал поэтом. Одной из любимых тем в его поэзии была тема « Времена года», которая показывает нам сложный внутренний мир поэта. Самым любимым временем года была осень. Послушайте, как красиво и образно писал Пушкин об осени. А прочтет нам Женя.
Слайд№10 «Осень»
Унылая пора! Очей очарованье!
Приятна мне твоя прощальная краса —
Люблю я пышное природы увяданье,
В багрец и в золото одетые леса,
В их сенях ветра шум и свежее дыханье,
И мглой волнистою покрыты небеса,
И редкий солнца луч, и первые морозы,
И отдаленные седой зимы угрозы.
Или…
Уж небо осенью дышало,
Уж реже солнышко блистало,
Короче становился день,
Лесов таинственная сень.
С печальным шумом обнажалась,
Ложился на поля туман,
Гусей крикливый караван.
Тянулся к югу: приближалась
Довольно скучная пора;
Стоял ноябрь уж у двора.
Воспитатель: Писать о весне Пушкин не любил « …не люблю эту грязь, слякоть, сырость…»
- Арина Родионовна знала очень много народных песен и игр, с которыми познакомила и Сашу. Выходите все и вставайте в хоровод. В такую игру мы сейчас и поиграем.
Дети выходят из-за столов и встают в хоровод.
Слайд№11 « Хоровод»
Хороводная игра « По малину в сад пойдем…»
По малину в сад пойдем, в сад пойдем, в сад пойдем,
Плясовую заведем, заведем, заведем.
Солнышко на дворе, а в саду тропинка,
сладкая, ты моя, ягодка малинка.
Как малины наберем, наберем, наберем.
Пирогов мы напечем, напечем, напечем.
Пирогов мы напечем, напечем, напечем.
Всех соседей позовем, позовем, позовем.
-Молодцы!
Воспитатель: Ребята, сегодня мы с вами говорили о Пушкине. По сказкам Пушкина издано много книг с красивыми иллюстрациями. А вам больше нравятся книги с картинками или без них?
Дети: С картинками.
Слайд№12 «Художественная мастерская»
Слайд№13 « Книги А.С Пушкина»
Воспитатель: Давайте представим, что мы с вами находимся в художественной мастерской, где вы сейчас будете делать такие книжки с картинками сами. Для этого вам необходимо самостоятельно разделится на 4команды.
- Договоритесь, какую сказку ваша команда будет иллюстрировать. Какой формы и размера будет ваша книжка. Распределите между собой, кто какой сюжет будет рисовать? Кто, что будет делать?
Презентация книги.
Представьте свою книгу? Прочитай отрывок. Теперь ваша команда расскажите о своей книжке?
Ребята, вам легко было работать? Почему?
Как лучше делать книжку одному или в команде? Почему?
Слайд№14 « Памятник А.С Пушкина»
Анализ результатов проведенного занятия.
Данное занятие было проведено с группой детей, возраст которых 6-7 лет. Количественный состав -14человек. У большинства детей устойчивое психоэмоциональное развитие, есть гиперактивные дети. Проявление ярко выраженных агрессивных состояний не было.
Все дети справились с поставленной задачей.
Результаты проведенного занятия свидетельствуют о положительной динамике.
В процессе деятельности были созданы условия, чтобы каждый ребенок мог достичь результата. У детей наблюдалось проявление активности, желания добиться поставленной воспитателем задачи. Дети оценили себя после задания адекватно, если справились с заданием. Данную образовательную деятельность могут использовать воспитатели, родители.
Список Интернет-источников:
1.https://img04.rl0.ru/0bf3e85ddcfd7f88dd50dd7767ed6371/c500x636/new.stihi.ru/pics/2016/05/30/7529.jpg
2.https://img07.rl0.ru/92c6ec0d8bfbe207084de6ab94d6fd27/c900x600/www.cheboksary.ru/images/71321.jpg
3.https://img02.rl0.ru/b04543fe0c2d96cad406f6c8dd7c8998/c1072x768/foto-cat.ru/wp-content/uploads/2015/06/f_4a409afa01f1f.jpg
4.https://img08.rl0.ru/a9cf9bd0028a662a1bdec9a121c5c683/c340x255/www.newyork.ru/ic/img.lenta.ru/news/2009/01/11/bust/picture.jpg
5.https://img01.rl0.ru/a9c5ebf2c7ef138c7b7743f4496c32c6/c700x434/www.kulturologia.ru/files/u12645/Pushkina-1.jpg
6.https://img07.rl0.ru/01cbc332f4a1b7d6fb6e659b6a7fb5a8/c689x767/130.r.photoshare.ru/01309/00c7d2868f7934c6404f44442c4c385055b77274.jpg
7https://img02.rl0.ru/5542517044ff0ccea9189292d5f1f57c/c720x544/www.urano.ru/wp-content/uploads/2011/06/%D0%A2%D1%80%D0%B8-%D0%B4%D0%B5%D0%B2%D0%B8%D1%86%D1%8B-%D0%BF%D0%BE%D0%B4-%D0%BE%D0%BA%D0%BD%D0%BE%D0%BC1.jpg
.https://img09.rl0.ru/01f51930d02b0b46f2c3e6defd8de7dc/c480x500/zavtrasvadba.ru/images/poleznoe/horovod-rus.jpg
8.https://img05.rl0.ru/809cf8647bd08d445f8ecef54a1b3db2/c490x705/umotnas.ru/umot/podruga-dnej-moih-surovih-po-tvorchestvu-a-s-pushkina/1.gif
9.https://img07.rl0.ru/2a87b14ccf3333ae64c71edd373f134f/c1920x1200/xallyava.ru/images/Priroda/Inej/0c4ac468cd2e5df9998e0dd2caa4da27.jpg
10.https://img05.rl0.ru/10be13412240eca572162481b03d58ed/c560x406/parnasse.ru/images/content_photos/small/9d8072347294d190d7ef.jpg
11.https://img09.rl0.ru/01f51930d02b0b46f2c3e6defd8de7dc/c480x500/zavtrasvadba.ru/images/poleznoe/horovod-rus.jpg
12. https://img04.rl0.ru/5c9241de45a491d42ea717cf39ee1a00/c1000x665/ligamaterey.ru/wp-content/uploads/2016/08/tvorchestvo_dlya_vsroslych.jpg
13.https://img06.rl0.ru/0a25e9c5a8b0456ea350ab4671607f8c/c600x802/www.baby-day.ru/upload/iblock/772/7728069340bcb1a5ac3acf94263bc1b0.jpg
14.https://img06.rl0.ru/069ee8e5841d6eb716245d8973d753a8/c699x561/www.s.gorodpushkin.ru/section/catalog_album_photos/upload/pers/51/img/catalog/photos/000/000/004/79206333_2270477_139_144607007134.jpg
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект образовательной деятельности подготовительной группы Тема: «А.С.Пушкин – великий русский поэт. Знакомство с творчеством А.С.Пушкина»
Конспект образовательной деятельности подготовительной группы №10 Тема: «А.С.Пушкин – великий русский поэт.Знакомство с творчеством А.С.Пушкина»...
Стихотворение "По жизни с Пушкиным" материал для сценария праздника, посвященному А.С.Пушкину.
Ко дню 177-летия со дня гибели поэта Александра Сергеевича Пушкина....
Литературная гостиная " Поговорим о Пушкине"
Продолжать знакомить детей и закреплять знания о великом русском поэте А.С.Пушкине....
"Поговорим о Пушкине"
Презентация для детей про А.С.Пушкина...
Конспект занятия по развитию речи в подготовительной группе на тему: «Поговорим о Пушкине»
Конспект занятия по развитию речи в подготовительной группе на тему: «Поговорим о Пушкине» Цель: Воспитывать у детей интерес к жизни и творчеству А.С. Пушкину. Помочь ребёнку открыть мир литерату...
Конспект занятия по ознакомлению с художественной литературой в подготовительной группе «Поговорим о Пушкине».
Воспитывать у детей интерес к творчеству А.С. Пушкина.Помочь ребёнку открыть мир литературы, заложить эмоционально – чувственную основу литературного образования дошкольника....