КОНСПЕКТ НОД В СРЕДНЕЙ ГРУППЕ ПО РАЗВИТИЮ РЕЧИ И ПОДГОТОВКЕ ДЕТЕЙ К ОБУЧЕНИЮ ГРАМОТЕ
план-конспект занятия по развитию речи (средняя группа) по теме
Представляю вам конспект НОД по развитию речи для детей среднего дошкольного возраста по теме: "Звуки вокруг нас" по произведению К.И. Чуковского "Путаница". данный материал будет полезен для воспитателей среднего дошкольного возраста. Этот конспект обучающего и познавательного характера, направленный на развитие связной монологической и диалогической речи, обогащающий словарный запас.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
zanyatie_po_razvitiyu_rechi.docx | 17.47 КБ |
Предварительный просмотр:
КОНСПЕКТ НОД В СРЕДНЕЙ ГРУППЕ ПО РАЗВИТИЮ РЕЧИ И ПОДГОТОВКЕ ДЕТЕЙ К ОБУЧЕНИЮ ГРАМОТЕ
Тема занятия: Звуки вокруг нас. По произведению К.И.Чуковского «Путаница».
Интеграция образовательных областей. Познание, чтение художественной литературы.
Задачи. Погрузить детей в мир звуков, развить интерес к ним; привлечь их внимание к звуковой (внешней) стороне речи; учить передавать звуки природы фонетическими средствами языка. Формировать умение понимать поставленную задачу, закреплять навыки правильного произношения.
Оборудование. Аудиозаписи с голосами животных и птиц; картинки с их изображениями.
Предварительная работа. Вспомнить произведение К.И. Чуковского «Путаница».
Методические приёмы: игровая ситуация (путешествие в «Сказочный лес»), беседа-диалог, рассматривание иллюстраций, физкультминутка «Совушка-сова».
Ход НОД
I. Игровая ситуация «Сказочный лес».
Воспитатель предлагает детям совершить путешествие в лес.
- Представьте себя в лесу. Мы все дальше и дальше уходим по тропинке в лес. Какое разнообразие деревьев, трав и цветов! (Дети могут назвать их.) Прислушайтесь. Чем наполнен лес? Что вы слышите?
Воспитатель задает уточняющие вопросы:
- Какие звуки издает жук? (Ж-ж-ж.) А кукушка?.. И т. д. (Дети произносят конкретные звуки.)
- Можно ли по голосу узнать животных и птиц? (Да, потому что каждый издает свои определенные звуки.)
- Знаете, именно в этом лесу однажды произошла великая путаница: все птицы и звери поменялись голосами. В какой сказке это случилось? Кто ее написал? Давайте вспомним, кто с кем менялся голосами. (В ответах используется хоровая декламация.)
- Свинки с кошечками.
Свинки замяукали:
Мяу, мяу! (Хором.)
Кошечки захрюкали:
Хрю, хрю, хрю! (Хором.)
- Уточки и курочки.
Уточки заквакали:
Ква, ква, ква! (Хором.)
Курочки закрякали:
Кря, кря, кря! (Хором.)
3. Воробышек с коровой.
Воробышек прискакал и коровой замычал:
Му-у-у! (Хором.)
Как корова ответила воробышку? (Чик-чирик.)
— Как вы думаете, какие еще звери и птицы могли поменяться голосами и как они при этом стали бы кричать? (Дети придумывают свои варианты путаниц с обязательным озвучиванием.). Например: ворона стала лаять — гав-гав, а собака каркать — кар-кар.
— Кто из зверят был паинькой и советовал баловникам остановиться? (Заинька.) Какие слова он говорил? (Дети декламируют, выразительно читают хором.)
Кому велено чирикать —
Не мурлыкайте!
Кому велено мурлыкать —
Не чирикайте!
Не бывать вороне Коровою!
Не летать лягушатам под облаком!
— При такой великой путанице и до беды недалеко. Какая беда произошла в сказке К. Чуковского? (Лисички спичками подожгли море синее.) Кто помог зверятам потушить море? Когда зверята обрадовались и стали снова петь и кричать своим голосом?
Гуси начали опять По-гусиному кричать:
Га-га-га! (Хором.)
Кошки замяукали:
Мур-мур-мур! (Хором.)
Птички зачирикали:
Чик-чирик! (Хором.)
Лошади заржали:
И-и-и! (Хором.)
Мухи зажужжали:
Ж-ж-ж! (Хором.)
Воспитатель подводит детей к выводу: «Как говорится, в сказке ложь, да в ней намек, добрым молодцам урок». Какой урок нам всем надо вынести из этой сказки? (Каждый должен говорить своим голосом.)
Давайте немножко отдохнём. Физкультминутка «Совушка-сова».
Совушка-сова
Большая голова
На пеньке сидит,
Головой вертит.
Глазками хлоп-хлоп,
Ножками топ-топ.
Мы собрались в ровный круг,
Повернёмся разом вдруг.
А как скажем скок-скок-скок,
Прыгнем хлопая хлоп-хлоп
II. Воспитатель читает рассказ Л. Пантелеева «Как поросенок говорить научился».
Один раз я видел, как маленькая девочка учила поросёнка говорить...
Она ему, я помню, говорит:
— Поросенок, скажи «мама»!
А он ей отвечает:
— Хрю-хрю...
Она ему:
— Поросенок, скажи «дерево»!
А он ей:
— Хрю-хрю...
— Скажи «цветочек»!
А он:
— Хрю-хрю...
Я смотрел-смотрел, слушал-слушал, мне стало жалко поросенка и девочку. Я говорю:
— Знаешь, что, голубушка, ты бы ему что-нибудь попроще велела сказать. А то ведь он еще маленький, ему трудно такие слова произносить... Попроси его, например, сказать «хрю-хрю».
Девочка немного подумала и говорит:
— Поросенок, скажи, пожалуйста, «хрю-хрю».
Поросенок посмотрел на нее и сказал:
— Хрю-хрю!
Девочка удивилась, обрадовалась, в ладоши захлопала.
— Ну вот, — говорит, — наконец-то! Научился!
— Как мы передаем голоса животных? Подумайте, как разговаривает, общается человек, с помощью чего это происходит. Использует ли человек звуки в своем разговоре (в своей речи)? Чем они отличаются от тех, что используют животные?
Воспитатель обобщает ответы детей: животные, как правило, используют небольшое число звуков, часто одинаковых в различных ситуациях. А человек в общении пользуется словом. Оно удивительное, потому что может звучать и одновременно обозначать (называть) все, что нас окружает (окно, небо, солнце и т. д.). С помощью слова можно передать (сообщить) свои мысли и желания близким и друзьям.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Развитие речи и подготовка детей к обучению грамоте
Методические рекомендации...
Развитие речи и подготовка детей к обучению грамоте
Консультация для родителей....
Программа по развитию речи и подготовки дошкольников к обучению грамоте: «Школа азбуки»
Когда начинается развитие детской речи? Для родителей – в тот незабываемый день, когда малыш произнёс первые слова: мама, папа, дай, на. А на самом деле – гораздо раньше. Этому дню предшествуют ...
Рекомендации родителям "Развитие речи и подготовка детей к обучению грамоте"
Рекомендации родителям...
Открытое занятие по развитию речи и подготовке детей к обучению грамоте в подготовительной школе группе "Звуки (Н - НЬ) и буквы Н н "
Звуки (Н -НЬ) и буквы Н н...
Консультация для родителей "Развитие речи и подготовка детей к обучению грамоте".«Учим грамоте играя!»
Уровень речевого развития, на который выходит ребенок в старшем дошкольном возрасте, вплотную подводит его к серьезному этапу – овладению письменными формами речи (чтением и письмом). Поэтому ст...