Развитие речи и подготовка детей к обучению грамоте
статья по обучению грамоте (старшая группа) на тему
Предварительный просмотр:
Статья
«Развитие речи и подготовка детей к обучению грамоте.»
Уровень речевого развития, на который выходит ребенок в старшем дошкольном возрасте, вплотную подводит его к серьезному этапу – овладению письменными формами речи (чтением и письмом).
Поэтому старший дошкольный возраст – это возраст серьезной подготовки детей к обучению чтению и письму.
Готовность ребенка к обучению грамоте складывается из многих оставляющих, среди которых первостепенное значение уделяется таким речевым характеристикам, как:
- развитый речевой слух
- четкая артикуляция звуков родного языка (что обеспечивает правильное проговаривание)
- знание зрительных образов букв и умение соотносить звук с буквой
- выработка гибкости и точности движения руки, глазомера, чувства ритма и пр.
Взрослым необходимо помнить, что чтение и письмо – сложные навыки, которые требуют определенного уровня развития ребенка (психологического, физиологического и лингвистического).
Задача взрослых – подготовить ребенка к последующему обучению чтению и письму.
В пять-шесть лет следует не только закрепить имеющиеся достижения в речевом развитии, но и расширить круг умений и навыков, необходимых для полноценного усвоения письменной формы речи.
В течение года дети вслушиваются в звучание слов. Они учатся узнавать, различать и выделять отдельные звуки; определять их позицию в слове (начало, середина, конец).
На этом этапе важно вновь вернуться к артикуляции звуков, уточнить их звучание. Дошкольников упражняют в умении различать твердые и мягкие согласные, чтобы в дальнейшем избежать ошибок при письме. Особое внимание уделяется звукам, близким по произношению и звучанию. Тщательная работа со звуками позволяет научить детей устанавливать последовательность звуков в слове.
Анализ артикуляции звуков позволяет установить, что одни звуки произносятся голосом свободно. Произношение других звуков связано с тем, что губы, язык, зубы образуют преграду, препятствие на пути выдыхаемого воздуха.
Так дети знакомятся с существенными опознавательными признаками двух основных групп звуков русского языка: гласных и согласных. Вводятся условные обозначения: гласные звуков – красный цвет, согласные – синий.
Изучение акустико-артикуляционных особенностей звуков, отнесение их к группе гласных или согласных завершается ознакомлением с соответствующими образами – буквами.
Помимо занятий в детском саду, мы рекомендуем дома проводить игры на развитие правильной артикуляции звуков и на развитие фонематического слуха.
Игры на развитие правильной артикуляции звуков и на развитие фонематического слуха.
- «Угадай-ка». (имитация голосов птиц и животных).
Эту игру можно использовать на прогулке. Попросите ребенка пожужжать, как жук, прокуковать как кукушка, промычать, как корова и т.д. Добивайтесь от ребенка четкой артикуляции звуков.
Можно использовать звуки окружающего мира (как завывает ветер, как он шумит в листе деревьев, как капает дождик, как шумит чайник, тикают часы и т.д.)
- «Длинное-короткое» (упражнение в умении определять на слух длинные и короткие слова).
Можно искать на кухне слова, в которых много звуков (мясорубка, электричество, кастрюля и др.) и слова, в которых мало звуков (нож, соль, суп, хлеб и т.д.).
- «Сломанный телевизор».
Для игры необходима любая рамочка, которая держится у губ. Показывайте детям по очереди гласные звуки и их сочетания: а, у, и, ау, аи, иу. Дети определяют звуки и их последовательность.
- «Поймай песенку».
Ребенок ловит заданный звук хлопками в ладоши. Песня исполняется протяжно. Звуки: а, у, и, э, и, у, э, а, э и т.д.
- «Где прячется звук?»
Предлагайте ребенку слова, выделяя, например, звук «о». Ребенок определяет позицию в слове (начало, середина, конец).
- «Измени слово».
Ребенку предлагают картинки с односложными словами. Необходимо изменить их так, чтобы в слове слышались два гласных звука. Образец: дом-домик.
- «Мягкий-твердый».
Предлагайте ребенку картинки со словами, с мягким согласным звуком и с твердым. Картинки с мягким согласным он выкладывает на мягкую подушку, а с твердым – на стол или камень.
Желаем успехов в подготовке Вашего ребенка!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Развитие речи и подготовка детей к обучению грамоте
Консультация для родителей....
Программа по развитию речи и подготовки дошкольников к обучению грамоте: «Школа азбуки»
Когда начинается развитие детской речи? Для родителей – в тот незабываемый день, когда малыш произнёс первые слова: мама, папа, дай, на. А на самом деле – гораздо раньше. Этому дню предшествуют ...
Рекомендации родителям "Развитие речи и подготовка детей к обучению грамоте"
Рекомендации родителям...
КОНСПЕКТ НОД В СРЕДНЕЙ ГРУППЕ ПО РАЗВИТИЮ РЕЧИ И ПОДГОТОВКЕ ДЕТЕЙ К ОБУЧЕНИЮ ГРАМОТЕ
Представляю вам конспект НОД по развитию речи для детей среднего дошкольного возраста по теме: "Звуки вокруг нас" по произведению К.И. Чуковского "Путаница". данный материал будет полезен для воспитат...
Открытое занятие по развитию речи и подготовке детей к обучению грамоте в подготовительной школе группе "Звуки (Н - НЬ) и буквы Н н "
Звуки (Н -НЬ) и буквы Н н...
Консультация для родителей "Развитие речи и подготовка детей к обучению грамоте".«Учим грамоте играя!»
Уровень речевого развития, на который выходит ребенок в старшем дошкольном возрасте, вплотную подводит его к серьезному этапу – овладению письменными формами речи (чтением и письмом). Поэтому ст...