Взаимосвязь физического воспитания и развития речи детей дошкольного возраста.
статья по развитию речи (младшая, средняя, старшая, подготовительная группа) на тему
Интеграция физкультурно-речевой совместной деятельности инструктора, педагогов и детей, формы физкульурно-речевой работы в ДОО.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
doklad_rech._razv._na_zanyat._po_fka.docx | 24.86 КБ |
Предварительный просмотр:
Инструктор по физической культуре
Мокшина И.В.
ДОКЛАД
Взаимосвязь физического воспитания и развития речи детей дошкольного возраста.
Актуальность интегрированной физкультурно-речевой совместной деятельности.
Система упражнений и игр по формированию речевой культуры - необходимое средство образовательной и воспитательной работы в физическом воспитании. Помимо развития речи они способствуют развитию координации движений, внимания, общей и мелкой моторики, памяти. Данные игры и упражнения можно использовать как на физкультурных занятиях, так и на зарядке, как в досугах, праздниках, так и свободной деятельности детей, в том числе на прогулке, в подвижных играх.
Дошкольник познает мир, осваивает речь, пространственно – временные связи предметов и явлений при помощи движений. Роль подвижных упражнений для формирования мелкой моторики, быстроты реакции, координации движений, памяти, восприятия, деятельности слухового и зрительного анализаторов неоценима.
Соответствующие условия можно создавать на физкультурных занятиях. В процессе выполнения общеразвивающих упражнений, основных движений, подвижных игр детям предлагаются задания для закрепления и активизации звуков на основе хорошо знакомых стихов, песенок, потешек, считалок, закличек, подобранных с учетом сюжета занятия. При выполнении упражнений дети одновременно проговаривают речитатив.
Таким образом, процесс формирования связной речи детей дошкольного возраста определил цель интегрированной физкультурно-речевой совместной деятельности - это взаимосвязь процессов физического воспитания и развития речи детей дошкольного возраста.
Задачи интегрированной физкультурно-речевой совместной деятельности:
- Повышение интереса у дошкольников к занятиям физической культурой;
- Расширение словарного запаса, активизация речевой деятельности детей;
- Развитие памяти, внимания, мелкой и общей моторики, координации движений, связной речи;
- Использование некоторых форм речевой деятельности в самостоятельной двигательной деятельности.
Содержание практической деятельности.
1.Анализ и обобщение методической литературы по организации физкультурных занятий с использованием речевого сопровождения;
2.Отбор речевых заданий, комплексов упражнений ритмической и пальчиковой гимнастики и других форм речевой деятельности в физкультурно – оздоровительную работу;
3.Организация и проведение физкультурных занятий, утренней гимнастики, спортивных праздников с применением различных форм речевой деятельности;
4.Составление картотек художественного слова, считалок, закличек, «Игровых зарядок»;
5.Подготовка сценариев спортивных праздников и физкультурных досугов с применением речевых упражнений, стихов и песен тематического содержания;
6.Привлечение в физкультурно–речевую деятельность родителей (организация совместных викторин, конкурсов и развлечений на закрепление знаний о считалках, стихотворение и загадок о спорте, названий спортивных терминов и др.).
Формы физкультурно - речевой работы.
Преимущества интегрированных занятий заключается в том, что они:
- Способствуют повышению мотивации обучения, формированию познавательного интереса дошкольников;
- в большей степени, чем обычные занятия, способствуют развитию речи, формированию умения сравнивать, обобщать, снимают перенапряжение, перегрузку;
- расширяют кругозор, способствуют формированию разносторонне развитой личности;
- эмоционально развивают детей, так как основаны на элементах музыки, литературы, пластики движений и др.
Упражнения по развитию речи, проводимые в игровой форме, могут широко использоваться на совместной деятельности по физкультуре, на утренней гимнастике, во время физкультминуток, гимнастики после дневного сна, в подвижных играх, во время прогулок, а также на физкультурных праздниках. Включение в разные виды занятий по физической культуре считалок, поговорок, пословиц, способствует формированию звуковой культуры речи и развитию интереса детей к разным движениям. Все это создает положительный эмоциональный настрой, а творческий подход к проведению занятий будет способствовать быстрому усвоению материала и своевременному формированию навыков речи дошкольников.
Литература:
1. Беззубцева Г.В., Ермошина А.М. В дружбе со спортом: Конспекты занятий с детьми 5 – 7 лет в спортивном зале и сценарии спортивных праздников по мотивам детских сказок и мультфильмов. – М.: Издательство ГНОМ и Д, 2003. – 56 с.
2. Голицина Н.С., Шумова И.М. Воспитание основ здорового образа жизни у малышей. – М.: Издательство «Скрипторий 2003», 2007. – 120 с.
3. Громова О.Е. Спортивные игры для детей. – М.: ТЦ Сфера, 2008. – 128 с.
4. Кузьменко М.В. Образно – игровая ритмическая гимнастика / М.В. Кузьменко // Инструктор по физкультуре. – 2009. – N 2. – С. 30 - 44.
5. Козырева Г.В. Игровые физкультурные занятия на воздухе / Г.В. Козырева // Инструктор по физкультуре. – 2008. – N 2. – С. 43 – 54.
6. Митневская Н.Н. Интегрированное занятие по речевому и физическому занятию детей /Н.Н. Митневская. – Справочник старшего воспитателя дошкольного учреждения. – 2009. – N 2. – С. 36 – 39.
7. Сказочный театр физической культуры (Физкультурные занятия с дошкольниками в музыкальном ритме сказок) / Авт. – сост. Н.А. Фомина и др. – Волгоград:Учитель, 2004. – 96 с.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Взаимосвязь процессов физического воспитания и развития речи детей дошкольного возраста.
I. Актуальность интегрированной физкультурно-речевой совместной деятельности. Система упражнений и игр по формированию речевой культуры - необходимое средство образовательной и воспитатель...
Презентация «Взаимосвязь процессов физического воспитания и развития речи детей дошкольного возраста»
Проект для инструктора по физической культуре....
Паспорт педагогического проекта «Взаимосвязь процессов физического воспитания и развития речи детей дошкольного возраста»
Проект содержит гипотезу, цели, задачи. Раскрывает формы речевой работы с детьми. Содержит план работы над проектом....
Паспорт педагогического проекта «Взаимосвязь процессов физического воспитания и развития речи детей дошкольного возраста»
Проект содержит гипотезу, цели, задачи. Раскрывает формы речевой работы с детьми. Содержит план работы над проектом....
«Взаимосвязь процессов физического воспитания и развития речи детей дошкольного возраста на основе природных условий родного края».
· Меркурьева С.А. – воспитатель I квалификационная категория;· Родители;· Дети подготовительной группы «Вишенк...
Статья "Взаимосвязь подвижных игр и развития речи детей дошкольного возраста"
Дети с общим недоразвитием речи нуждаются в специальных упражнениях для развития общей моторики, для улучшения координации движения и слова, выработки чувства ритма, преодоления моторной неловкости....
Проект «Взаимосвязь процессов физического воспитания и развития речи детей дошкольного возраста»
Система упражнений и игр по формированию речевой культуры - необходимое средство образовательной и воспитательной работы в физическом воспитании. Помимо развития речи они способствуют разви...