Игры на развитие разных сторон речи.
картотека по развитию речи на тему
Хорошая речь - это умение четко и ясно выразить свои мысли, говорить грамотно, это умение не только привлечь внимание своей речью, но и воздействовать на слушателей. Владеть культурой речи обязаны все, кто по роду своей деятельности связан с людьми, организует их, ведет переговоры, воспитывает. Культура речи - это сознательный выбор таких языковых средств, при использовании которых достигается решение поставленных задач общения.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
igry_po_razvitiyu_rechi.docx | 18.98 КБ |
Предварительный просмотр:
1 МЛАДШИЙ ДОШКОЛЬНЫЙ ВОЗРАСТ
Игра для развития фонетико-фонематической стороны речи
«Сдуй шарик.»
Цель: развитие правильного речевого дыхания – длительное произнесение на одном выдохе согласного звука Ф.
Ход игры: Предложите малышам поиграть в такую игру: стоя на ковре, расставьте руки широко в стороны – получился шар, затем произносите длительно звук Ф, одновременно сводя руки перед собой – шарик сдувается. В конце обнимите себя за плечи – шарик сдулся.
– Давайте поиграем в шарики! Разведите руки в стороны – вот так! Вот какие большие шары получились. Вдруг в шарике образовалась маленькая дырочка, и он стал сдуваться... Воздух выходит из шарика: Ф-Ф-Ф! Сдулся шарик!
Напомните детям, что следует вдохнуть побольше воздуха, пока шарик надут, а затем постепенно плавно выдыхать его, произнося звук Ф. Добирать воздух нельзя.
Игра для развития лексической стороны речи
Что за предмет?
Цель: учить называть предмет и его описывать.
Материал: мешочек, игрушки.
Ход игры: Ребёнок вынимает из чудесного мешочка предмет, игрушку, называет его (это мяч). Вначале игрушку описывает воспитатель: «Он круглый, синий, с жёлтой полосой и т.д.» Далее дети вынимают по игрушке называют её и описывают.
Игра для развития грамматического строя речи
«Чего не стало?»
Цель: Способствовать усвоению формы родительного падежа множественного числа имен существительных. Развивать наблюдательность, зрительную память.
Оборудование: игрушки
Ход игры:
Воспитатель говорит: Дети, сегодня мы поиграем в игру: «Чего не стало?».
Перед вами стоят игрушки: утята, котята, поросята, козлята, телята, поросята,
мышата (дети перечисляют игрушки, запомните их. Когда вы
закроете глаза, я уберу некоторые игрушки, а вы скажете: «Кого не стало?» (воспитатель убирает игрушки).
-Кого не стало? Не стало утят (дети повторяют).
Игра для развития связной речи
«Машенькино угощение»
Цель: Упражняться в составлении простых предложений, употреблении существительных в косвенных падежах.
Ход игры: Пришла Маша в лес и зовёт к себе зверей, предлагая им угощение. «Звери» должны сами себя назвать и рассказать, чем они питаются: медведь – медом и ягодами, ёж – ягодами, улитками и грибами и т.д.
Аналогичную игру можно проводить при знакомстве с темами: «Домашние животные», «Домашние птицы».
2 СРЕДНИЙ ДОШКОЛЬНЫЙ ВОЗРАСТ
Игра для развития фонетико-фонематической стороны речи.
Найди первый звук»
Цель: учиться четко выделять в слове первый звук.
Материал: машина и разные игрушки, но среди них обязательно должны быть слон и собака.
Ход игры: Взрослый предлагает ребенку назвать все игрушки и покатать в машине тех зверят, название которых начинается со звука «с» (слон, собака). Если ребенок называет слово, в котором нет звука «с», то взрослый произносит это слово, выделяя каждый звук, например, кооошшшкааа.
Взрослый сажает в машину гуся, машина не едет.
— Машина не поедет, потому что в слове гусь звук «сь», а не «с».
Развитый речевой слух дает возможность детям различать повышение и понижение громкости голоса, замедление и убыстрение темпа речи взрослых и сверстников. Причем такие упражнения можно проводить параллельно с подбором звуков в словах и фразах.
Игра для развития лексической стороны речи
Игра «Кто больше действий назовёт».
Цель: активно использовать в речи глаголы, образовывая различные глагольные формы.
Оборудование: картинки: предметы одежды, самолёт, ручка, солнце, собака, пчела, снежинка.
Ход игры: Приходит Неумейка и приносит картинки. Задача детей подобрать слова, которые обозначают действия, относящиеся к предметам или явлениям, изображённым на картинках. Например, что можно сказать о самолёте? (он летит, гудит, поднимается); что можно делать с одеждой? (стирать, гладить, зашивать); что можно сказать о солнце? (греет, светит, восходит); что можно делать с куклой? (играть, одевать, обувать) и т.д.
Игра для развития грамматического строя речи
«Чего не стало?»
Цель: Упражнять детей в согласовании числительных с существительными в родительном падеже.
Игровой материал: Карточки с изображениями предметов, картонные прямоугольники для закрывания карточек.
Ход игры: Воспитатель раздает детям по 3-4 карточки, которые они раскладывают перед собой в ряд, и объясняет: «Чтобы играть в эту игру, надо хорошо запомнить, что и сколько у вас нарисовано на всех карточках, для этого надо тихо или про себя назвать предметы. Я буду закрывать одну из ваших карточек, а вы должны ответить, каких и сколько предметов у вас не стало (не стало пяти конфет, не стало двух яблок, не стало одного мячика и т. д.)- Потом откроете свою карточку и, если правильно ответили, получите фишку». Игра продолжается еще несколько конов, воспитатель может добавить 1-2 карточки или поменять 1-2 карточки у ребенка, И опять воспитатель отмечает, что слова, обозначающие число и названия предметов, снова изменили свои окончания. В игре «Сколько их?» мы говорим «два яблока», а в этой игре — «двух яблок», или говорили «пять конфет», а теперь — «пяти конфет». Усложнение. Воспитатель предлагает поиграть по-другому. Объясняет: «Я буду начинать предложение, а тот, на чью карточку положу фишку, — продолжит его. В предложении должны быть слова, обозначающие предметы и их количество, — те, которые у него на карточке с фишкой. А тот, кто не только продолжит предложение, но придумает, почему не стало их, получит дополнительную фишку. Например, я говорю: «Не стало на птичьем дворе...», а тот, у кого фишка на карточке, добавляет: «Пяти цыплят» —и придумывает: «Потому что они убежали через дырку в заборе» или «Их унес коршун». Примерные предложения: Не стало на тарелке ... (двух яблок, потому что...). Не стало на полке магазина ... (двух пирамидок, потому что...). Не стало хватать на столе ... (одной чашки, потому что...). Не стало в банке ... (пяти огурцов, потому что...). Не стало у продавца ... (пяти шаров, потому что...). Не стало в кормушке у кролика ... (двух морковок, пото¬му что...). Не стало у Вовы ... (одного мяча, потому что...) и т.п. Выигравшими считаются те, у кого по две фишки на карточке. Если ребенок неправильно согласовывает числительные с существительными в родительном падеже, то фишка у него снимается с карточки.
Игра для развития связной речи
«Дай действия словам»
Цель: активизация словаря, развитие связной речи.
Ход игры: я начну говорить, а ты закончи:
Материал. карточки с изображением действий
Мама (что делает?) – стирает, готовит, помогает…
Праздник (что делает?) – наступает, приходит, радует…
Собака (что делает?)- лает, охраняет, скулит
Птичка (что делает?) - летает, клюёт, поёт
СТАРШИЙ ДОШКОЛЬНЫЙ ВОЗРАСТ
Игра для развития фонетико-фонематической стороны речи. «Испорченный телефон»
Цель: развивать у детей слуховое внимание.
Игровые правила. Передавать слово надо так, чтобы рядом сидящие дети не слышали. Кто неправильно передал слово, т.е. испортил телефон, пересаживается на последний стул.
Игровое действие: шепотом передавать слово на ухо рядом сидящему игроку.
Ход игры. Дети выбирают ведущего при помощи считалочки. Все садятся на стулья, поставленные в ряд. Ведущий тихо (на ухо) говорит какое-либо слово рядом сидящему, тот передает его следующему и т.д. Слово должно дойти до последнего ребёнка. Ведущий спрашивает у последнего: «Какое ты услышал слово?» Если тот скажет слово, предложенное ведущим, значит, телефон исправен. Если же слово не то, водящий спрашивает всех по очереди (начиная с последнего) какое они услышали слово. Так узнают, кто напутал, «испортил телефон». Провинившийся занимает место последнего в ряду.
Игра для развития лексической стороны речи (формирования словаря)
«Переезжаем на новую квартиру»
Цель: научить детей различать предметы, сходные по назначению и похожие внешне, помочь запомнить их названия; активизировать в речи детей соответствующий словарь.
Игровой материал:
1.Предметные картинки (парные): чашка-стакан, кружка-чашка, масленка-сахарница, чайник-кофейник, кастрюля-сковородка, платок-косынка, шапка-шляпа, платье-сарафан, свитер-безрукавка, брюки-шорты, носки-гольфы, чулки-носки, перчатки-варежки, туфли-босоножки, тапочки- сандалии, ранец- портфель, люстра-настольная лампа.
2.Коробочки для складывания картинок.
Ход игры: играют 6 детей. Воспитатель вручает каждому ребёнку 2-3 пары картинок, например: чашка-стакан, платок-косынка, ранец-портфель. Рассказывает: «Дети, мы получили новую квартиру. Надо собрать все вещи и упаковать их для переезда. Сначала я буду упаковывать посуду. Вы мне будете помогать. Передавайте мне только ту вещь, которую я назову. Будьте внимательны – многие вещи внешне похожи. Не спутайте, например кружку с чашкой, чайник с кофейником. Собранную посуду я сложу в синюю коробку».
Воспитатель называет по одному предмету из каждой пары, например кофейник. Если ребёнок ошибается (предъявляет чайник), картинка остается
у него. К концу игры у детей не должно остаться ни одной картинки. Проигравшим считается тот, у кого остались картинки. Затем для активизации в речи детей соответствующего словаря воспитатель предлагает одному ребёнку вынимать из коробки собранные картинки и говорить, что он достал, а остальным – называть предмет, объединенный в пару с предъявляемым.
3. Игра для развития грамматического строя речи
« Назови ласково»
Цель: учить детей образовывать слова при помощи уменьшительное- ласкательных суффиксов.
Оборудование: мяч
Ход игры: воспитатель произносит фразу и бросает мяч ребенку. Предложите ребенку вернуть вам мяч и изменить фразу так, чтобы слова в ней звучали ласково.
Шуба теплая - шубка тепленькая
Лиса хитрая - лисичка хитренькая
Заяц белый - зайчик беленький
Сапоги чистые - сапожки чистенькие
Ветка короткая - веточка коротенькая
Шишка длинная - шишечка длинненькая
Ворона черная - вороненок черненький
Снег белый - снежок беленький.
4. Игра для развития связной речи «Найди картинке место»
Цель: научить соблюдать последовательность хода действия.
Ход игры. Перед ребенком выкладывают серию картинок, но одну картинку не помещают в ряд, а дают ребёнку с тем, чтобы он нашёл ей нужное место. После этого просят ребёнка составить рассказ по восстановленной серии картинок.
Наборы серийных картинок для выкладывания
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Авторская программа: Мнемокарты. Игры по развитию произносительной стороны речи дошкольников с нарушением слуха.
В программе представлены авторские разработки игр, направленных на развитие произносительной стороны речи дошкольников с нарушением слуха посредством использования мнемокарт и мнемотаблиц. Приводятся ...
Игры на развитие семантической стороны речи.
Бедность словаря, его слабая структурная организация, свойственные детям с разной структурой речевой патологии, являются одной из причин, вызывающих школьную дезадаптацию. Обследование вновь пос...
Дидактическая игра по развитию лексической стороны речи детей дошкольного возраста (6-7 лет).
Мы воспитатели и должны не стоять на месте, а тоже развиваться и идти в ногу со временем. Поэтомку я и придумала сделать игру в виде мини-мультика. каждый герой двигается по щелчку мыши....
Игры на развитие лексической стороны речи
Уважаемые, родители! Данные игры помогут Вам объяснить ребенку смысл слова и обогатят его словарный запас....
Развитие разных сторон речи в онтогенезе по книге «Развитие речи в онтогенезе»
Развитие разных сторон речи в онтогенезе по книге «Развитие речи в онтогенезе»...
Дидактические игры для развития лексической стороны речи (развитие словаря)
Дидактические игры для развития лексической стороны речи (развитие словаря)Игры на развитие лексической стороны речи детей способствуют формированию у детей таких понятий, как: цвет, форма, живое и не...
- Мне нравится (2)