Дидактические игры для развития лексической стороны речи (развитие словаря)
картотека по развитию речи (старшая группа)

Дмитриева Мария Дмитриевна

Дидактические игры для развития лексической стороны речи (развитие словаря)

Игры на развитие лексической стороны речи детей способствуют формированию у детей таких понятий, как: цвет, форма, живое и неживое, пространственно-временных представлений, антонимы, синонимы и т.д. В процессе игр дети приучаются не только пользоваться словом, но и активно оперировать им.

«Один – много»

Цель: учить различать существительные в единственном и множественном числе.

Оборудование: предметные картинки на тему «Осень. Деревья и кустарники», фишки.

Ход игры: Организатор показывает картинку с изображением одного предмета. Спрашивает: «Что изображено?». Дети «Дерево». Организатор показывает картинку с изображением нескольких предметов и спрашивает: «Что изображено?», дети отвечают «Деревья». За правильные ответы дети получают фишки, выигрывает тот, кто набрал больше всего фишек.

«Я собрал на огороде»

Цель: расширение объема словаря, развитие слуховой памяти.

Ход игры: Участники садятся в круг. Организатор начинает игру, произнося предложение: «Я собрал на огороде... огурцы». Ребенок повторяет фразу целиком и добавляет наименование своего овоща: «Я собрал на огороде огурцы и помидоры». Следующий игрок повторяет все сказанное предыдущим участником и придумывает третий овощ: «Я собрал на огороде огурцы, помидоры и лук». Игроки участвуют в игре до первой ошибки.

Побеждает тот, кто останется в игре последним.

«Фрукты - овощи»

Цель: дифференциация сходных понятий.

Оборудование: предметные картинки на тему «Фрукты и овощи».

Ход игры: в начале игры ведущий напоминает детям, какие растения мы называем фруктами, какие - овощами. Для фруктов выбирается картинка «Сад», а для овощей – «Огород». Эти картинки выкладываются на разных краях стола. Предметные картинки, изображающие фрукты и овощи, лежат на столе стопкой изображенными вниз. По очереди дети берут из стопки по одной картинке, называют её, а также объясняют, к какой группе она относится. Объяснение должно быть полным: «Помидор – это овощ, потому что он растёт на огороде». Если ребёнок дал неправильный ответ, картинка возвращается на место, а если ребёнок верно назвал картинку и отнёс её к нужному понятию, он забирает её себе. Игра заканчивается после того, как всё картинки будут находиться у детей. Выигрывает тот, у кого окажется больше картинок.

«Посылка»

Цель: расширять объем словаря, уточнять представления о признаках предметов, развивать связную речь.

Оборудование: предметы, спрятанные в коробки по количеству игроков.

Предметы на тему «Лес осенью»: шишки, листья и т.д.

Ход игры: каждый ребенок получает «посылку» (коробку с предметом внутри). Первый игрок начинает описывать свой предмет, используя признаки, не называя и не показывая его. Предмет предъявляется после того, как будет отгадан.

«Чей след?»

Цель: учить использовать в речи притяжательные прилагательные.

Оборудование: картинки с изображениями лесных зверей и их следов.

Ход игры: Организатор показывает картинку с изображением следов зверя и спрашивает «Чей это след?», а дети отвечают «заячий». За правильный ответ ребенок получает картинку, у кого к концу игры будет больше картинок, тот и выиграл.

«Подбери слово»

Цель: развивать умение подбирать нужные по смыслу слова, расширять объем словаря, развивать у детей сообразительность.

Оборудование: заранее подготовленные вопросы по данной теме.

Ход игры:  Организатор, обращаясь к детям, предлагает им вопросы, например: «Вспомните, что можно шить?» Ответы детей: «Платье, пальто, сарафан, рубашку, сапоги, шубу и т.д. «Штопать – носки, чулки, варежки, шарф».  «Завязывать – шнурки, веревочку, шарф, завязки». «Надвигать – шапку, платок, шляпу, панаму, бескозырку, фуражку». «Надеть - пальто, платье, чулки, шубу, плащ, юбку, сарафан, колготки» и т.д.

 «Подбери признак»

Цель: закреплять в речи детей слова-предметы и слова-признаки, обогащать словарь.

Оборудование: заранее подобрать слова на тему «Поздняя осень».

Ход игры: необходимо подобрать к слову, обозначающему предмет, подходящие по смыслу слова-признаки. Поставить вопрос к этим словам.

Например: погода (какая?) – холодная, пасмурная, снежная и т.д.

 «Найди лишнюю картинку»

Цель: развивать умение обобщать предметы, учить дифференциации домашних и диких животных, развивать словарный запас.

Оборудование: подбирается серия рисунков на тему «Домашние и дикие животные», среди которых,три рисунка можно объединить в группу по общему признаку, а четвертый – лишний.

Ход игры: предложите ребёнку первые четыре рисунка и попросите лишний убрать. Спросите: «Почему ты так думаешь? Чем похожи те рисунки, которые ты оставил?»   Третья неделя.

«Наоборот»

Цель: развивать   словарь      антонимов,          развивать у       детей сообразительность, быстроту мышления.

Оборудование: мяч.

Ход игры: дети и организатор садятся на стулья в круг. Организатор произносит слово и бросает кому-нибудь из детей мяч, ребенок должен поймать мяч, сказать слово противоположное по смыслу, и снова бросить мяч организатору. Если тот, кому бросили мяч, затрудняется ответить, дети по предложению организатора  хором произносят нужное слово.Например, организатор говорит: «вперёд» - ребенок отвечает: «назад» (направо - налево, вверх-вниз, под - над, далеко - близко, высоко - низко,  внутри - снаружи,

дальше - ближе).Можно произносить не только наречия, но и прилагательные, глаголы: далекий - близкий, верхний - нижний, правый - левый, завязать - развязать, намочить - высушить и др.

 «Для чего нужен этот предмет»

Цель: обогащать знания детей о предметах, развивать словарный запас, развивать память, воспитывать такие качества личности, как находчивость, сообразительность.

Оборудование: заранее подобранные слова-предметы на тему «Посуда».

Ход игры: дети вместе с организатором садятся на стулья (на ковёр) в круг. Организатор говорит:

  • У меня в руках стакан. Кто скажет, как и для чего его можно использовать?

Дети отвечают:

  • Пить чай, поливать цветы, измерять крупу, накрывать рассаду, ставить карандаши.
  • Правильно, - подтверждает организатор и если нужно, дополняет ответы ребят. Теперь давайте поиграем. Я буду называть различные предметы, а вы вспомните и назовите, что с ними можно делать. Постарайтесь сказать как можно больше.  Организатор заранее подбирает слова, которые он предложит детям во время игры.

«Что бывает зимой?»

Цель:  закрепить понятия о зимних явлениях, активизация словаря по теме.

Оборудование: сюжетные картинки с изображением различных времен года.

Ход игры: на столе вперемешку лежат картинки с изображением различных сезонных явлений (идет снег, цветущий луг, осенний лес, скворец у скворечника и т. д.). Ребенок выбирает картинки, на которых изображены только зимние явления и сам или с помощью взрослого называет их. 

 «Угадай, кто это?»

Цель: активизировать словарь по теме «Зимующие птицы».

Оборудование: картинки с изображениями зимующих птиц, загадки по данной теме.

Ход игры: организатор просит ребенка отгадать загадки. Если ребенок отгадал правильно, взрослый показывает картинку-отгадку.

 «Назови ласково»

Цель: учить          образовывать      слова          при    помощи      уменьшительно-ласкательного суффикса.

Оборудование: предметные картинки на тему «Человек. Части тела».

Ход игры: организатор показывает картинку с изображением «носа» и просит назвать ласково, дети отвечают «носик». Кто ответит правильно, получает картинку. У кого к концу игры будет больше картинок, тот и выиграл.

 «Наряжаем елку»

Цель: расширить и активизировать словарь.

Оборудование: небольшая искусственная елка, елочные игрушки.

Ход игры: сначала рассматривается елка без игрушек. Ребенка просим рассказать все, что он знает о ней. Затем уточняем, какой скоро будет праздник и как надо подготовить елку к нему. После этого рассматриваются игрушки. Организатор активизирует речь ребенка вопросами о цвете игрушек, объясняет, какие бывают игрушки - стеклянные, бумажные, пластмассовые. Предлагает ребенку повесить игрушку, уточняя на какие ветки (нижние, верхние, длинные, короткие).

 «Назови три предмета»

Цель: упражнять детей в классификации предметов, развивать умение обобщать слова, развивать словарный запас.

Оборудование: мяч

Ход игры: организатор говорит: «Я назову одно слово, например, «рыбы», а тот, кому я брошу мяч, назовёт три слова, которые можно назвать одним словом «рыбы». Какие предметы можно назвать, одним словом «рыбы»?

- «Щука», «Карп», «Окунь».

-«Цветы»- произносит организатор и после небольшой паузы бросает мяч ребенку. Тот отвечает: «Ромашка, роза, василёк».

В этой игре дети учатся относить три видовых понятия к одному родовому. В другом варианте игры дети, наоборот, по нескольким видовым понятиям учатся находить родовые. Например, Организатор называет: «Малина, клубника, смородина». Ребёнок, поймавший мяч, отвечает: «Ягоды».  Более сложным вариантом игры будет такой, когда организатор во время одной игры меняет задание: то называет видовые понятия, и дети находят родовые, то называет родовые понятия, а дети указывают видовые. 

«Как разговаривают животные»

Цель: расширение глагольного словаря по данной теме.

Оборудование: стихотворение Г. Сапгира, предметные картинки с изображениями животных.

Ход игры: ведущий читает детям стихотворение Г. Сапгира.

Ветер весеннюю песню донёс

Песню пролаял охотничий пёс, Волк эту песню провыл на опушке,

Дружно проквакали песню лягушки.

Бык эту песню, как мог, промычал.

Рысь промурлыкала,  Сом промычал.

Филин прогукал,

Уж прошипел,

А соловей эту песню пропел.

Ведущий спрашивает, кто, как разговаривал, одновременно показывая  предметные картинки с изображениями животных. За каждый правильный ответ дают картинку, выигрывает тот, кто соберёт больше картинок.

 «Назови родственное слово»

Цель: учить детей подбирать родственные слова.

Оборудование: фишки, заранее подобранные слова на тему «Мой город».

Ход игры: организатор называет слово, детям необходимо как можно больше назвать родственных слов. За каждый правильный ответ дети получают фишки, выигрывает тот, у кого к концу игры будет больше фишек.

 «Кто что делает?»

Цель: развивать умение образовывать глаголы от существительных, развивать умение словообразования, расширять объем словаря.

Оборудование: сюжетные картинки на тему «Профессии».

Ход игры: организатор показывает детям сюжетные картинки и проговаривает предложения. Дети должны вставить в них пропущенные слова, необходимые по смыслу.

Примерный лексический материал: Рыбу ловит рыболов.

Лес рубит …

Пчел разводит …

Трубы чистит …

Землю копает …

При знакомстве детей со сложными словами логопед выделяет интонационно каждую значимую часть слова (рыбо-лов). Педагог объясняет происхождение каждого слова. Сложные слова проговариваются хором и индивидуально.Можно предложить на слух выделить заданное слово из ряда других слов (поднять соответствующую картинку).

 «Собери группу»

Цель: научить обобщать предметы по определенным тематическим группам.

Оборудование: набор предметных картинок, состоящих из нескольких тематических групп (одежда, посуда, игрушки, мебель и т.д.).

Ход игры: играет несколько человек, по количеству тематических групп. Картинки лежат на столе изображениями вниз. Каждый берёт по одной картинке, называет её  и родовое понятие, к которому относится данная картинка. Таким образом, устанавливается, какую группу будет собирать каждый участник. Если выбраны одинаковые группы, открывают ещё по одной картинке. Затем ведущий показывает играющим по одной картинке, а они должны просить себе ту или иную картинку: «Мне нужна кукла, потому что я собираю игрушки». Выигрывают тот, кто первый собрал свою группу картинок (количество картинок в каждой группе должно быть одинаковым, например, по шесть картинок).

 «Наша армия»

Цель: развивать умение образовывать страдательные причастия прошедшего времени и отглагольные прилагательные.

Оборудование: подобрать слова на тему «Наша армия», мяч.

Ход игры: дети сидят в круг. Организатор бросает мяч ребенку и называет слово «ранить», ребенок, поймавший мяч, отвечает «раненый боец». По такому принципу продолжается игра.

 «Эстафета»

Цель: активизация глагольного словаря.

Оборудование: палочка-эстафета.

Ход игры: играющие стоят в кругу. У ведущего палочка-эстафета. Он произносит какое-нибудь слово  и передаёт эстафету рядом стоящему ребёнку. Тот должен подобрать подходящее слово-действие и быстро передать палочку дальше. Когда эстафета вернётся к ведущему, он задаёт новое слово, но палочку передаёт в другом направлении. Если кто-то затрудняется назвать слово или подбирает неподходящее слово, ему дают штрафное очко. После того как игрок набрал три штрафных очка, он выходит из игры. Выигрывает тот, у кого в конце игры будет меньше штрафных очков.

Например, собака – лает, кусает, бежит, сторожит, скулит, воет; кошка – мурлыкает, охотится, играет, дремлет, мяукает, царапает.

 «Кузовок»

Цель: активизировать словарь, развивать слуховое внимание, мышление; развивать сообразительность.

Оборудование: корзинка («кузовок»), различные предметы (среди этих предметов также должны находиться те, названия которых оканчивается на ок).

Ход игры: играющие усаживаются за столом. Организатор ставит на стол корзинку, затем спрашивает:

- Видите, дети, этот кузовок? Знаете, что можно класть в кузовок? В этот кузовок будете класть все, что можно назвать словом, оканчивающимся на ок. Например: замок, платок, чулок, носок, шнурок, листок, комок, колобок, крючок, грибок, коробок и т.д. Каждый положит в кузовок, что он хочет, согласно правилу,  и передаёт своему соседу, тот тоже положит что-нибудь из вещей, название которых оканчивается на  -ок, и передаёт кузовок дальше.

 «Скажи по-другому»

Цель: учить детей подбирать слово-синоним, слово близкое по значению.

Оборудование: заранее подобранные слова.

Ход игры: организатор говорит, что в этой игре дети должны будут вспомнить слова, похожие по смыслу на то слово, которое он назовёт.

«Большой» - предлагает организатор. Дети называют слова: «огромный, крупный, громадный, гигантский».

«Красивый» - «прекрасный, прелестный, чудесный».

«Мокрый» - «сырой, влажный» и т.д.

 «Переставь цветок»

Цель: развитие слухового внимания, совершенствование грамматического строя речи, употребление предлогов НА, С, СО, В, ИЗ.

Оборудование: доска, магниты, картинки с изображениями подоконника, стола, шкафа, кактуса.

Ход игры: на доске закреплены изображения окна с подоконником, стола, книжного шкафа. Организатор показывает детям картинку с изображением кактуса в горшочке, с обратной стороны которой подклеен магнит. Затем один из детей начинает прикреплять картинку НА стол, В книжный шкаф и т.п., а остальные комментируют его действия.

 «Придумай слово»

Цель: развивать умение образовывать глаголы при помощи приставок.

Оборудование: фишки, подготовить слова и приставки на карточках.

Ход игры: детям предлагается слово «ехать» и приставки «по-, под-, на-, за-» и т.д. Им нужно образовать новые слова. За правильные ответы дети получают фишки, у кого больше фишек, тот и выиграл.

«Найди место»

Цель: совершенствование грамматического строя речи, закрепление в речи предлогов ПО, В, расширение объема словаря.

Оборудование: доска, необходимые картинки.

Ход игры: на доске висит таблица, на которой изображены небо, море, берег моря с железнодорожной и автомобильной дорогами. В разных частях картины приклеены липучки, на которых дети будут крепить картинки. На наборном полотне стоят картинки: поезд, самолет, пароход, грузовая машина, легковая машина, автобус. Организатор просит детей назвать маленькие картинки, а потом найти место для каждой из них на большой картине и составить предложение. Первый ребенок берет картинку с изображением самолета, закрепляет ее на большой картине и составляет предложение:

—        Самолет летит В небе.

Следующий ребенок выбирает картинку с изображением поезда, закрепляет ее на большой картине и составляет предложение:

—        Поезд мчится ПО рельсам. И т. п.

 «Кто чем питается?»

Цель: закреплять в речи детей правильное употребление существительных в творительном падеже.

Оборудование: предметные картинки с изображением животных и продуктов питания.

Ход игры: Детям раздаются картинки с изображением продуктов питания. Организатор показывает картинку с изображением животных и птиц и спрашивает, чем они питаются. Дети находят у себя нужную картинку и отвечают. Травой, корой — Заяц; Сеном, соломой — Корова; Овсом, сеном — Лошадь; Курами, зверьками — Лиса; Молоком, мясом — Кошка; Жуками, гусеницами — Дятел; Орехами, грибами — Белка; Крупой — Мышь.

«Улетели птицы»

Цель: упражнять в словоизменении: употребление родительного падежа имен существительных в единственном и множественном числе.

Оборудование: картинки с изображениями разных птиц.

Ход игры: на доске висят картинки с изображениями птиц. Организатор дает детям время на запоминание птиц. Дети закрывают глаза, и организатор убирает одну птицу, после чего спрашивает «Нет кого?».

Нет (кого?) – нет лебедя, утки …  .

Нет (кого?) – нет лебедей, уток …  .

 «Забавная шкатулка»

Цель: ативизировать словарь детей на тему «Насекомые».

Оборудование: шкатулка, предметные картинки с изображениями животных, птиц и насекомых.

Ход игры: детям предлагается класть в шкатулку только картинки с изображениями насекомых. Также надо называть насекомое, которое ребенок кладет в шкатулку.

 «Кто чем защищается?»

Цель: учить детей употреблять в речи существительные в творительном падеже.

Оборудование: картинки с изображением животных, птиц, фишки.

Ход игры: Детям раздаются картинки с изображением животных и птиц. Организатор задаёт вопрос: «Чем защищается кошка?» Тот из детей, у кого в руках картинка с изображением кошки, поднимает руку и отвечает: «Когтями». За правильный ответ ребёнок получает фишку. Победителем считается тот, у кого больше фишек. Клювом  - Гусь; Рогами — Олень;Когтями — Кошка; Иглами — Ёж; Зубами — Собака; Хоботом — Слон.

 «Первоклассник»

Цель: развивать словарный запас, закреплять знания детей о том, что нужно первокласснику для учёбы в школе, воспитывать желание учиться в школе, воспитывать собранность, аккуратность.

Оборудование: два портфеля и учебные принадлежности (тетради, буквари, пеналы, ручки, цветные карандаши и др.).

Ход игры: на столе лежат два портфеля. На других столах лежат учебные принадлежности: тетради, буквари, пеналы, ручки, цветные карандаши и др. После краткой беседы о том, что дети подготовительной группы скоро пойдут в школу, и что они будут сами собирать в портфели все необходимое для учебы, они начинают игру выходят к столу двое играющих; по команде водящего они должны отобрать необходимые учебные принадлежности, аккуратно положить их в портфель и закрыть его. Кто это сделает первым, тот и выиграл. Чтобы игра продолжалась, дети, выполнившие задание, выбирают вместо себя других участников. Остальные выступают в роли болельщиков и объективно оценивают победителей.

В игре закрепляется название и назначение всех предметов. Воспитатель обращает внимание ребят на то, что не только быстро надо всё складывать, но и аккуратно; поощряет тех, кто точно выполнил эти правила в игре.

 

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Дидактические игры для развития лексической стороны речи (развитие словаря)

Игры на развитие лексической стороны речи детей способствуют формированию у детей таких понятий, как: цвет, форма, живое и неживое, пространственно-временных представлений, антонимы, синонимы и т.д. В процессе игр дети приучаются не только пользоваться словом, но и активно оперировать им.

«Один – много»

Цель: учить различать существительные в единственном и множественном числе.

Оборудование: предметные картинки на тему «Осень. Деревья и кустарники», фишки.

Ход игры: Организатор показывает картинку с изображением одного предмета. Спрашивает: «Что изображено?». Дети «Дерево». Организатор показывает картинку с изображением нескольких предметов и спрашивает: «Что изображено?», дети отвечают «Деревья». За правильные ответы дети получают фишки, выигрывает тот, кто набрал больше всего фишек.

«Я собрал на огороде»

Цель: расширение объема словаря, развитие слуховой памяти.

Ход игры: Участники садятся в круг. Организатор начинает игру, произнося предложение: «Я собрал на огороде... огурцы». Ребенок повторяет фразу целиком и добавляет наименование своего овоща: «Я собрал на огороде огурцы и помидоры». Следующий игрок повторяет все сказанное предыдущим участником и придумывает третий овощ: «Я собрал на огороде огурцы, помидоры и лук». Игроки участвуют в игре до первой ошибки.

Побеждает тот, кто останется в игре последним.

«Фрукты - овощи»

Цель: дифференциация сходных понятий.

Оборудование: предметные картинки на тему «Фрукты и овощи».

Ход игры: в начале игры ведущий напоминает детям, какие растения мы называем фруктами, какие - овощами. Для фруктов выбирается картинка «Сад», а для овощей – «Огород». Эти картинки выкладываются на разных краях стола. Предметные картинки, изображающие фрукты и овощи, лежат на столе стопкой изображенными вниз. По очереди дети берут из стопки по одной картинке, называют её, а также объясняют, к какой группе она относится. Объяснение должно быть полным: «Помидор – это овощ, потому что он растёт на огороде». Если ребёнок дал неправильный ответ, картинка возвращается на место, а если ребёнок верно назвал картинку и отнёс её к нужному понятию, он забирает её себе. Игра заканчивается после того, как всё картинки будут находиться у детей. Выигрывает тот, у кого окажется больше картинок.

«Посылка»

Цель: расширять объем словаря, уточнять представления о признаках предметов, развивать связную речь.

Оборудование: предметы, спрятанные в коробки по количеству игроков.

Предметы на тему «Лес осенью»: шишки, листья и т.д.

Ход игры: каждый ребенок получает «посылку» (коробку с предметом внутри). Первый игрок начинает описывать свой предмет, используя признаки, не называя и не показывая его. Предмет предъявляется после того, как будет отгадан.

«Чей след?»

Цель: учить использовать в речи притяжательные прилагательные.

Оборудование: картинки с изображениями лесных зверей и их следов.

Ход игры: Организатор показывает картинку с изображением следов зверя и спрашивает «Чей это след?», а дети отвечают «заячий». За правильный ответ ребенок получает картинку, у кого к концу игры будет больше картинок, тот и выиграл.

«Подбери слово»

Цель: развивать умение подбирать нужные по смыслу слова, расширять объем словаря, развивать у детей сообразительность.

Оборудование: заранее подготовленные вопросы по данной теме.

Ход игры:  Организатор, обращаясь к детям, предлагает им вопросы, например: «Вспомните, что можно шить?» Ответы детей: «Платье, пальто, сарафан, рубашку, сапоги, шубу и т.д. «Штопать – носки, чулки, варежки, шарф».  «Завязывать – шнурки, веревочку, шарф, завязки». «Надвигать – шапку, платок, шляпу, панаму, бескозырку, фуражку». «Надеть - пальто, платье, чулки, шубу, плащ, юбку, сарафан, колготки» и т.д.

 «Подбери признак»

Цель: закреплять в речи детей слова-предметы и слова-признаки, обогащать словарь.

Оборудование: заранее подобрать слова на тему «Поздняя осень».

Ход игры: необходимо подобрать к слову, обозначающему предмет, подходящие по смыслу слова-признаки. Поставить вопрос к этим словам.

Например: погода (какая?) – холодная, пасмурная, снежная и т.д.

 «Найди лишнюю картинку» 

Цель: развивать умение обобщать предметы, учить дифференциации домашних и диких животных, развивать словарный запас.

Оборудование: подбирается серия рисунков на тему «Домашние и дикие животные», среди которых,три рисунка можно объединить в группу по общему признаку, а четвертый – лишний.

Ход игры: предложите ребёнку первые четыре рисунка и попросите лишний убрать. Спросите: «Почему ты так думаешь? Чем похожи те рисунки, которые ты оставил?»   Третья неделя.

«Наоборот»

Цель:         развивать         словарь         антонимов,         развивать         у         детей сообразительность, быстроту мышления.

Оборудование: мяч.

Ход игры: дети и организатор садятся на стулья в круг. Организатор произносит слово и бросает кому-нибудь из детей мяч, ребенок должен поймать мяч, сказать слово противоположное по смыслу, и снова бросить мяч организатору. Если тот, кому бросили мяч, затрудняется ответить, дети по предложению организатора  хором произносят нужное слово.Например, организатор говорит: «вперёд» - ребенок отвечает: «назад» (направо - налево, вверх-вниз, под - над, далеко - близко, высоко - низко,  внутри - снаружи,

дальше - ближе).Можно произносить не только наречия, но и прилагательные, глаголы: далекий - близкий, верхний - нижний, правый - левый, завязать - развязать, намочить - высушить и др.

 «Для чего нужен этот предмет»

Цель: обогащать знания детей о предметах, развивать словарный запас, развивать память, воспитывать такие качества личности, как находчивость, сообразительность.

Оборудование: заранее подобранные слова-предметы на тему «Посуда».

Ход игры: дети вместе с организатором садятся на стулья (на ковёр) в круг. Организатор говорит:

  • У меня в руках стакан. Кто скажет, как и для чего его можно использовать?

Дети отвечают:

  • Пить чай, поливать цветы, измерять крупу, накрывать рассаду, ставить карандаши.
  • Правильно, - подтверждает организатор и если нужно, дополняет ответы ребят. Теперь давайте поиграем. Я буду называть различные предметы, а вы вспомните и назовите, что с ними можно делать. Постарайтесь сказать как можно больше.  Организатор заранее подбирает слова, которые он предложит детям во время игры.

«Что бывает зимой?»

Цель:  закрепить понятия о зимних явлениях, активизация словаря по теме.

Оборудование: сюжетные картинки с изображением различных времен года.

Ход игры: на столе вперемешку лежат картинки с изображением различных сезонных явлений (идет снег, цветущий луг, осенний лес, скворец у скворечника и т. д.). Ребенок выбирает картинки, на которых изображены только зимние явления и сам или с помощью взрослого называет их.  

 «Угадай, кто это?»

Цель: активизировать словарь по теме «Зимующие птицы».

Оборудование: картинки с изображениями зимующих птиц, загадки по данной теме.

Ход игры: организатор просит ребенка отгадать загадки. Если ребенок отгадал правильно, взрослый показывает картинку-отгадку.

 «Назови ласково»

Цель:         учить         образовывать         слова         при         помощи         уменьшительно-ласкательного суффикса.

Оборудование: предметные картинки на тему «Человек. Части тела».

Ход игры: организатор показывает картинку с изображением «носа» и просит назвать ласково, дети отвечают «носик». Кто ответит правильно, получает картинку. У кого к концу игры будет больше картинок, тот и выиграл.

 «Наряжаем елку»

Цель: расширить и активизировать словарь.

Оборудование: небольшая искусственная елка, елочные игрушки.

Ход игры: сначала рассматривается елка без игрушек. Ребенка просим рассказать все, что он знает о ней. Затем уточняем, какой скоро будет праздник и как надо подготовить елку к нему. После этого рассматриваются игрушки. Организатор активизирует речь ребенка вопросами о цвете игрушек, объясняет, какие бывают игрушки - стеклянные, бумажные, пластмассовые. Предлагает ребенку повесить игрушку, уточняя на какие ветки (нижние, верхние, длинные, короткие).

 «Назови три предмета»

Цель: упражнять детей в классификации предметов, развивать умение обобщать слова, развивать словарный запас.

Оборудование: мяч

Ход игры: организатор говорит: «Я назову одно слово, например, «рыбы», а тот, кому я брошу мяч, назовёт три слова, которые можно назвать одним словом «рыбы». Какие предметы можно назвать, одним словом «рыбы»?

- «Щука», «Карп», «Окунь».

-«Цветы»- произносит организатор и после небольшой паузы бросает мяч ребенку. Тот отвечает: «Ромашка, роза, василёк».

В этой игре дети учатся относить три видовых понятия к одному родовому. В другом варианте игры дети, наоборот, по нескольким видовым понятиям учатся находить родовые. Например, Организатор называет: «Малина, клубника, смородина». Ребёнок, поймавший мяч, отвечает: «Ягоды».  Более сложным вариантом игры будет такой, когда организатор во время одной игры меняет задание: то называет видовые понятия, и дети находят родовые, то называет родовые понятия, а дети указывают видовые.  

«Как разговаривают животные»

Цель: расширение глагольного словаря по данной теме. 

Оборудование: стихотворение Г. Сапгира, предметные картинки с изображениями животных.

Ход игры: ведущий читает детям стихотворение Г. Сапгира.

Ветер весеннюю песню донёс

Песню пролаял охотничий пёс, Волк эту песню провыл на опушке,

Дружно проквакали песню лягушки.

Бык эту песню, как мог, промычал.

Рысь промурлыкала,  Сом промычал.

Филин прогукал,

Уж прошипел,

А соловей эту песню пропел.

Ведущий спрашивает, кто, как разговаривал, одновременно показывая  предметные картинки с изображениями животных. За каждый правильный ответ дают картинку, выигрывает тот, кто соберёт больше картинок.

 «Назови родственное слово»

Цель: учить детей подбирать родственные слова.

Оборудование: фишки, заранее подобранные слова на тему «Мой город».

Ход игры: организатор называет слово, детям необходимо как можно больше назвать родственных слов. За каждый правильный ответ дети получают фишки, выигрывает тот, у кого к концу игры будет больше фишек.

 «Кто что делает?»

Цель: развивать умение образовывать глаголы от существительных, развивать умение словообразования, расширять объем словаря.

Оборудование: сюжетные картинки на тему «Профессии».

Ход игры: организатор показывает детям сюжетные картинки и проговаривает предложения. Дети должны вставить в них пропущенные слова, необходимые по смыслу.

Примерный лексический материал: Рыбу ловит рыболов.

Лес рубит …

Пчел разводит …

Трубы чистит …

Землю копает …

При знакомстве детей со сложными словами логопед выделяет интонационно каждую значимую часть слова (рыбо-лов). Педагог объясняет происхождение каждого слова. Сложные слова проговариваются хором и индивидуально.Можно предложить на слух выделить заданное слово из ряда других слов (поднять соответствующую картинку).

 «Собери группу»

Цель: научить обобщать предметы по определенным тематическим группам.

Оборудование: набор предметных картинок, состоящих из нескольких тематических групп (одежда, посуда, игрушки, мебель и т.д.). 

Ход игры: играет несколько человек, по количеству тематических групп. Картинки лежат на столе изображениями вниз. Каждый берёт по одной картинке, называет её  и родовое понятие, к которому относится данная картинка. Таким образом, устанавливается, какую группу будет собирать каждый участник. Если выбраны одинаковые группы, открывают ещё по одной картинке. Затем ведущий показывает играющим по одной картинке, а они должны просить себе ту или иную картинку: «Мне нужна кукла, потому что я собираю игрушки». Выигрывают тот, кто первый собрал свою группу картинок (количество картинок в каждой группе должно быть одинаковым, например, по шесть картинок).

 «Наша армия»

Цель: развивать умение образовывать страдательные причастия прошедшего времени и отглагольные прилагательные.

Оборудование: подобрать слова на тему «Наша армия», мяч.

Ход игры: дети сидят в круг. Организатор бросает мяч ребенку и называет слово «ранить», ребенок, поймавший мяч, отвечает «раненый боец». По такому принципу продолжается игра.

 «Эстафета»

Цель: активизация глагольного словаря.

Оборудование: палочка-эстафета.

Ход игры: играющие стоят в кругу. У ведущего палочка-эстафета. Он произносит какое-нибудь слово  и передаёт эстафету рядом стоящему ребёнку. Тот должен подобрать подходящее слово-действие и быстро передать палочку дальше. Когда эстафета вернётся к ведущему, он задаёт новое слово, но палочку передаёт в другом направлении. Если кто-то затрудняется назвать слово или подбирает неподходящее слово, ему дают штрафное очко. После того как игрок набрал три штрафных очка, он выходит из игры. Выигрывает тот, у кого в конце игры будет меньше штрафных очков.

Например, собака – лает, кусает, бежит, сторожит, скулит, воет; кошка – мурлыкает, охотится, играет, дремлет, мяукает, царапает.

 «Кузовок»

Цель: активизировать словарь, развивать слуховое внимание, мышление; развивать сообразительность.

Оборудование: корзинка («кузовок»), различные предметы (среди этих предметов также должны находиться те, названия которых оканчивается на ок).

Ход игры: играющие усаживаются за столом. Организатор ставит на стол корзинку, затем спрашивает:

- Видите, дети, этот кузовок? Знаете, что можно класть в кузовок? В этот кузовок будете класть все, что можно назвать словом, оканчивающимся на ок. Например: замок, платок, чулок, носок, шнурок, листок, комок, колобок, крючок, грибок, коробок и т.д. Каждый положит в кузовок, что он хочет, согласно правилу,  и передаёт своему соседу, тот тоже положит что-нибудь из вещей, название которых оканчивается на  -ок, и передаёт кузовок дальше.

 «Скажи по-другому»

Цель: учить детей подбирать слово-синоним, слово близкое по значению.

Оборудование: заранее подобранные слова.

Ход игры: организатор говорит, что в этой игре дети должны будут вспомнить слова, похожие по смыслу на то слово, которое он назовёт.

«Большой» - предлагает организатор. Дети называют слова: «огромный, крупный, громадный, гигантский».

«Красивый» - «прекрасный, прелестный, чудесный».

«Мокрый» - «сырой, влажный» и т.д.

 «Переставь цветок»

Цель: развитие слухового внимания, совершенствование грамматического строя речи, употребление предлогов НА, С, СО, В, ИЗ.

Оборудование: доска, магниты, картинки с изображениями подоконника, стола, шкафа, кактуса.

Ход игры: на доске закреплены изображения окна с подоконником, стола, книжного шкафа. Организатор показывает детям картинку с изображением кактуса в горшочке, с обратной стороны которой подклеен магнит. Затем один из детей начинает прикреплять картинку НА стол, В книжный шкаф и т.п., а остальные комментируют его действия.

 «Придумай слово»

Цель: развивать умение образовывать глаголы при помощи приставок.

Оборудование: фишки, подготовить слова и приставки на карточках.

Ход игры: детям предлагается слово «ехать» и приставки «по-, под-, на-, за-» и т.д. Им нужно образовать новые слова. За правильные ответы дети получают фишки, у кого больше фишек, тот и выиграл.

«Найди место»

Цель: совершенствование грамматического строя речи, закрепление в речи предлогов ПО, В, расширение объема словаря.

Оборудование: доска, необходимые картинки.

Ход игры: на доске висит таблица, на которой изображены небо, море, берег моря с железнодорожной и автомобильной дорогами. В разных частях картины приклеены липучки, на которых дети будут крепить картинки. На наборном полотне стоят картинки: поезд, самолет, пароход, грузовая машина, легковая машина, автобус. Организатор просит детей назвать маленькие картинки, а потом найти место для каждой из них на большой картине и составить предложение. Первый ребенок берет картинку с изображением самолета, закрепляет ее на большой картине и составляет предложение:

—        Самолет летит В небе.

Следующий ребенок выбирает картинку с изображением поезда, закрепляет ее на большой картине и составляет предложение:

—        Поезд мчится ПО рельсам. И т. п.

 «Кто чем питается?»

Цель: закреплять в речи детей правильное употребление существительных в творительном падеже.

Оборудование: предметные картинки с изображением животных и продуктов питания.

Ход игры: Детям раздаются картинки с изображением продуктов питания. Организатор показывает картинку с изображением животных и птиц и спрашивает, чем они питаются. Дети находят у себя нужную картинку и отвечают. Травой, корой — Заяц; Сеном, соломой — Корова; Овсом, сеном — Лошадь; Курами, зверьками — Лиса; Молоком, мясом — Кошка; Жуками, гусеницами — Дятел; Орехами, грибами — Белка; Крупой — Мышь.

«Улетели птицы»

Цель: упражнять в словоизменении: употребление родительного падежа имен существительных в единственном и множественном числе.

Оборудование: картинки с изображениями разных птиц.

Ход игры: на доске висят картинки с изображениями птиц. Организатор дает детям время на запоминание птиц. Дети закрывают глаза, и организатор убирает одну птицу, после чего спрашивает «Нет кого?».

Нет (кого?) – нет лебедя, утки …  .

Нет (кого?) – нет лебедей, уток …  .

 «Забавная шкатулка»

Цель: ативизировать словарь детей на тему «Насекомые».

Оборудование: шкатулка, предметные картинки с изображениями животных, птиц и насекомых.

Ход игры: детям предлагается класть в шкатулку только картинки с изображениями насекомых. Также надо называть насекомое, которое ребенок кладет в шкатулку.

 «Кто чем защищается?»

Цель: учить детей употреблять в речи существительные в творительном падеже.

Оборудование: картинки с изображением животных, птиц, фишки.

Ход игры: Детям раздаются картинки с изображением животных и птиц. Организатор задаёт вопрос: «Чем защищается кошка?» Тот из детей, у кого в руках картинка с изображением кошки, поднимает руку и отвечает: «Когтями». За правильный ответ ребёнок получает фишку. Победителем считается тот, у кого больше фишек. Клювом  - Гусь; Рогами — Олень;Когтями — Кошка; Иглами — Ёж; Зубами — Собака; Хоботом — Слон.

 «Первоклассник»

Цель: развивать словарный запас, закреплять знания детей о том, что нужно первокласснику для учёбы в школе, воспитывать желание учиться в школе, воспитывать собранность, аккуратность.

Оборудование: два портфеля и учебные принадлежности (тетради, буквари, пеналы, ручки, цветные карандаши и др.).

Ход игры: на столе лежат два портфеля. На других столах лежат учебные принадлежности: тетради, буквари, пеналы, ручки, цветные карандаши и др. После краткой беседы о том, что дети подготовительной группы скоро пойдут в школу, и что они будут сами собирать в портфели все необходимое для учебы, они начинают игру выходят к столу двое играющих; по команде водящего они должны отобрать необходимые учебные принадлежности, аккуратно положить их в портфель и закрыть его. Кто это сделает первым, тот и выиграл. Чтобы игра продолжалась, дети, выполнившие задание, выбирают вместо себя других участников. Остальные выступают в роли болельщиков и объективно оценивают победителей.

В игре закрепляется название и назначение всех предметов. Воспитатель обращает внимание ребят на то, что не только быстро надо всё складывать, но и аккуратно; поощряет тех, кто точно выполнил эти правила в игре.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Дидактическая игра по развитию лексической стороны речи детей дошкольного возраста (6-7 лет).

Мы воспитатели и должны не стоять на месте, а тоже развиваться и идти в ногу со временем. Поэтомку я и придумала сделать игру в виде мини-мультика. каждый герой двигается по щелчку мыши....

Картотека дидактических игр для развития лексической стороны речи дошкольников (формирование словаря)

Словарь – это слова (основные единицы речи), обозначающие предметы, явления, действие и признаки окружающей действительности. Различают словарь активный и пассивный. Под пассивным словарем поним...

Игры для развития лексической стороны речи (формирования словаря)

Игры для развития лексической стороны речи (формирования словаря)...

Дидактические игры для развития лексической стороны речи (формирования словаря)

Речь занимает чрезвычайно важное место в развитии ребенка. Появившись, слово входит в состав почти всех основных форм психической деятельности ребенка, участвуя в формировании восприятия и памяти, поб...

Дидактические игры для развития лексической стороны речи (формирования словаря)

Речь занимает чрезвычайно важное место в развитии ребенка. Появившись, слово входит в состав почти всех основных форм психической деятельности ребенка, участвуя в формировании восприятия и памяти, поб...

Дидактическая игра для развития лексической стороны речи (формирование словаря) "Летает, а не прица

презентация по знакомству с окружающим миром, "птицы" , "насекомые"...