Игры на развитие грамматической стороны речи
методическая разработка по развитию речи (подготовительная группа) по теме
Предварительный просмотр:
Логопедические занятия по развитию речи включают задания по формированию грамматического строя речи. Эти задания тесно связаны с работой над словом, так как в речи слово употребляется в той или иной словоформе, сами же словоформы связываются по законам грамматики. Необходима целенаправленная работа по правильному построению и употреблению форм существительных, прилагательных и глаголов. Дети с нарушениями речи часто испытывают затруднения в изменении слов по числам, падежам, родам и в согласовании слов между собой в соответствии с грамматическими нормами языка.На индивидуальных занятиях важно специально упражнять детей в правильном употреблении отдельных грамматических форм, в словообразовании и в правильном построении фраз. Мы предлагаем практический материал для индивидуальных логопедических занятий, включающий задания для работы над словоизменением и словообразованием.Карточка №1.1).Образование множественного числа имен существительных:дом – …(дома) лес – … бок – … глаз – … берег – …поезд – … парус – … пояс – … повар – … вечер – …2).Согласование существительных с числительными:Один кот – два кота – три кота – четыре кота – пять котовОдин петух – …Один волк – …Один страус – …Один крот – …3).Образование существительных при помощи уменьшительных суффиксов:дом – домик гном – … слон – … кот – … двор – …ключ – … бант – … бинт – … луч – … стол – …4).Образование относительных прилагательных:Шапка из меха – меховая шапкаШапка из шерсти – …Шапка из кожи – …Платье из шёлка – …Платье из бархата – …5).Окончания глаголов:Я играю, ты… он… мы… вы… они…Я пилю, ты… он… мы… вы… они…Я считаю, ты… он… мы… вы… они…Я рублю, ты… он… мы… вы… они…Карточка №2.1).Образование множественного числа имен существительных:платок – … венок – … щенок – … грибок – … молоток – …колосок – … жучок – … потолок – … дубок – … звонок – …2).Согласование существительных с числительными:Один лев – два льва – три льва – четыре льва – пять львовОдин орёл – …Один муравей – …Один воробей – …Один дятел – …3).Образование существительных при помощи уменьшительных суффиксов:кошка – кошечка чашка – … сушка – … пушка – … шишка – …ложка – … кружка – … стружка – … ромашка – … игрушка – …4).Образование относительных прилагательных:Кувшин из глины – глиняный кувшинКувшин из стекла – …Кувшин из хрусталя – …Кувшин из серебра – …Кувшин из меди – …5).Окончания глаголов:Я читаю, ты… он… мы… вы… они…Я смотрю, ты… он… мы… вы… они…Я рисую, ты… он… мы… вы… они…Я спешу, ты… он… мы… вы… они…Карточка №3.1).Образование множественного числа имен существительных:стул – … лист – … колос – … копьё – … крыло – …клок – … ком – … платье – … дерево – … перо – …2).Согласование существительных с числительными:Одно кольцо – два кольца – три кольца – четыре кольца – пять колецОдно кресло – …Одно стекло – …Одно окно – …Одно сердце – …3).Образование существительных при помощи уменьшительных суффиксов:жук – жучок паук – … червяк – … старик – … хомяк – …рак – … моряк – … каблук – … башмак – … клок – …4).Образование относительных прилагательных:Ложка из дерева – деревянная ложкаЛожка из серебра – …Ложка из стали – …Ложка из пластмассы – …Ложка из олова – …5).Окончания глаголов:Я вяжу, ты… он… мы… вы… они…Я строю, ты… он… мы… вы… они…Я режу, ты… он… мы… вы… они…Я ношу, ты… он… мы… вы… они…Карточка №4.1).Образование множественного числа имен существительных:поле – … море – … озеро – … число – … кресло – …окно – … ведро – … весло – … стекло – … облако – …2).Согласование существительных с числительными:Один корень – два корня – три корня – четыре корня – пять корнейОдин врач – …Один фонарь – …Один зверь – …Один корабль – …3).Образование существительных при помощи уменьшительных суффиксов:конфета – конфетка осина – … берёза – … рябина – … картина – …голова – … трава – … туча – … рука – … река – …4).Образование относительных прилагательных:Котлета из рыбы – рыбная котлетаКотлета из мяса – …Котлета из моркови – …Котлета из капусты – …Котлета из картофеля – …5).Окончания глаголов:Я делаю, ты… он… мы… вы… они…Я гружу, ты… он… мы… вы… они…Я копаю, ты… он… мы… вы… они…Я кошу, ты… он… мы… вы… они…Карточка №5.1).Образование множественного числа имен существительных:день – … пень – … рот – … лоб – … лев – …сон – … ров – … мох – … ухо – … 2).Согласование существительных с числительными:Одно море – два моря – три моря – четыре моря – пять морейОдно поле – …Одно ухо – …Одно слово – …Одно дело – …3).Образование существительных при помощи уменьшительных суффиксов:зеркало – зеркальце платье – … одеяло – … кресло – … масло – …покрывало – … дело – … мыло – … сало – … тело – …4).Образование относительных прилагательных:Сок из яблок – яблочный сокСок из клюквы – …Сок из вишни – …Сок из клубники – …Сок из апельсина – …5).Окончания глаголов:Я лаю, ты… он… мы… вы… они…Я леплю, ты… он… мы… вы… они…Я плаваю, ты… он… мы… вы… они…Я глажу, ты… он… мы… вы… они…Карточка №6.1).Согласование существительных с числительными:Одна голова – две головы – три головы – четыре головы – пять головОдна рука – …Одна нога – …Одна коса – …Одна мыльница – …2).Образование существительных при помощи уменьшительных суффиксов:балкон – … фонтан – … росток – … компот – … солдат – …маска – … масло – … марка – … дудка – … ночник – …3).Образование относительных прилагательных:мёд с липы – …суп с фасолью – …пух тополей – …шуба из соболя – …малина из леса – …4).Образование названий детёнышей животных:У мышки – мышонок, мышатаУ ежа – …У ужа – …У лягушки – …У осла – …5).Окончания глаголов:Я отсутствую … ты… он… мы… вы… они…Я рассматриваю – …Я воздействую – …Я подглядываю – …Карточка №7.1).Согласование существительных с числительными:Одна чернильница – 2… 3… 4… 5…Одна картина– …Одна люстра– …Одна шляпа – …Одна лента – …2).Образование существительных при помощи уменьшительных суффиксов:чертёж – … журнал – … кафтан – … горшок – … ломоть – …ларец – … желток – … ковёр – … карман – … кирпич – …3).Образование относительных прилагательных:жилет из кожи – …одежда для молодёжи – …джемпер из трикотажа – …икра из баклажанов – …полка для книг – …4).Образование названий детёнышей животных:У медведя – медвежонок, медвежатаУ верблюда – …У зайца– …У белки – …У волка– …5).Окончания глаголов:Я останавливаюсь … ты… он… мы… вы… они…Я регулирую – …Я приближаюсь – …Я разглядываю – …Карточка №8.1).Согласование существительных с числительными:Одна шуба – 2… 3… 4… 5…Одна роза– …Одна река– …Одна конфета – …Одна сахарница – …2).Образование существительных при помощи уменьшительных суффиксов:башмак – … фартук – … окно – … огонь – … утка – …яхта – … осёл – … юбка – … изба – … овца – …3).Образование относительных прилагательных:сумка из соломы – …салат из лука – …морс из клубники – …воротник из кружев – …ассорти из фруктов – …4).Образование названий детёнышей животных:У барсука – барсучонок, барсучатаУ бурундука – …У кролика – …У козы – …У лошади – …5).Окончания глаголов:Я вздрагиваю … ты… он… мы… вы… они…Я встречусь– …Я разгораюсь – …Я присоединяюсь– …Карточка №9.1).Согласование существительных с числительными:Одно дело – 2… 3… 4… 5…Одно слово– …Одно одеяло– …Одно покрывало – …Одно лицо – …2).Образование существительных при помощи уменьшительных суффиксов:пальто – … полька – … капля – … фонарь – … письмо – …майка – … вафля – … слойка – … венок – … лейка – …3).Образование множественного числа имён существительных и прилагательных:высокая скала – …сухой стакан – …светлая спальня – …сладкая слойка – …сломанная скамейка – …4).Образование названий детёнышей животных и птиц:У коровы – телёнок, телятаУ овцы – …У свиньи – …У собаки – …У утки – …5).Окончания глаголов:Я вырисовываю … ты… он… мы… вы… они…Я приветствую – …Я раскрываю – …Я совмещаю – …Карточка №10.1).Согласование существительных с числительными:Одно село – 2… 3… 4… 5…Одно колесо– …Одно озеро– …Одно зеркало – …Одно письмо – …2).Образование существительных при помощи уменьшительных суффиксов:банка – … ноготь – … винт – … ветка – … ведро – …шорты – … санки – … капля – … норка – … песня – …3). Образование множественного числа имён существительных и прилагательных:свободный студент – …старый снаряд – …полосатый свитер – …усатый старик – …светлая скатерть – …4).Образование названий детёнышей птиц:У гуся – гусёнок, гусятаУ вороны – …У грача – …У орла – …У журавля – …5).Окончания глаголов:Я взбираюсь … ты… он… мы… вы… они…Я поддерживаю – …Я показываю – …Я беседую – …Список использованной литературыЕфименкова Л.Н. Коррекция устной и письменной речи учащихся начальных классов: Пособие для логопеда._М.:Гуманит. Изд. Центр ВЛАДОС, 2001..Жихарева-Норкина Ю.Б. Домашняя тетрадь для логопедических занятий с детьми: пособие для логопедов и родителей: в 9 вып.: вып.5. Звуки С-Сь.-М.; Гуманитар. изд. центр ВЛАДОС, 2005.Коноваленко В.В., Коноваленко С.В. Индивидуально-подгрупповая работа по коррекции звукопроизношения (из опыта работы). Краснодар.1994.Коноваленко В.В., Коноваленко С.В. Фронтальные логопедические занятия в подготовительной группе для детей с фонетико-фонематическим недоразвитием с элементами лексико-грамматического недоразвития. Краснодар.1994.Лопухина И.С. 550 занимательных упражнений для развития речи : Пособие для логопедов и родителей. – М. : Аквариум, 1995.Парамонова Л.Г. Предупреждение и устранение дисграфии у детей.-СПб.: Лениздат; Издательство “Союз”, 2001.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Связь мелкой моторики и развития грамматической стороны речи у детей с ОНР.
Думаю, предложенный мною материал может пригодиться всем логопедам, работающим в группах с детьми, имеющими общее недоразвитие речи....
"Художественная литература, как средство развития грамматической стороны речи дошкольников"
Из опыта работы....
Выступление на педсовете Особенности развития грамматической стороны речи у дошкольников при нормальном и нарушенном речевом развитии
Особенности развития грамматической стороны речи у дошкольников при нормальном и нарушенном речевом развитии...
Игры на развитие грамматической стороны речи
Материал для родителей...
Игры и упражнения по развитию грамматической стороны речи.
Иргы для развития грамматической стороны речи дошкольников дома....
Дидактические игры по формированию грамматической стороны речи у детей с тяжёлыми нарушениями речи (старшая группа) Лексическая тема: "Зима. Зимние забавы".
Игры составлены с учетом основных дидактических принципов: наглядности, доступности, последовательности, максимального использования активности ребенка. Работа по формированию грамматической стороны р...
Сообщение из опыта работы: «Подвижные игры как средство развития грамматической стороны речи детей дошкольного возраста»
Овладение грамматическим строем языка осуществляется на основе познавательного развития, в связи с освоением предметных действий, игры, труда и других видов детской деятельности, опосредованных словом...