проект "Чудо - песок"
проект по развитию речи (старшая группа) на тему
þ Название проекта: «Чудо-песок»
þ Организация: Государственное Бюджетное Образовательное Учреждение детский сад № 863
þ Руководители проекта: Фирулёва Мария Сергеевна, Александрова Марина Павловна,
þ Должность, кв. кат.: воспитатели, 1 квалификационная категория
þ Возрастная группа: старшая группа № 1
þ Сроки реализации проекта: март-май
þ Актуальность проблемы:
В настоящее время актуальна проблема экологического воспитания подрастающего поколения: наблюдается процесс отчуждения ребенка от природы. Необходимое условие формирования экологического воспитания – осознание социальной обусловленности взаимоотношения человека с природой. Непременным условием выживания в сложных экологических условиях является совершенствование экологической культуры человека, его нравственных качеств. Экологическая культура – это новый способ соединения человека с природой, примирения с ней на основе более глубокого ее познания.
Экологическая культура рассматривается, как часть общемировой культуры, характеризуется глубоким осознанием важности экологических проблем в жизни человека. Н. Н. Кондратьева отмечает, что экологическую культуру следует рассматривать «как нравственную, ибо в основе отношения человека к миру природы должны лежать гуманные чувства, то есть осознание ценности любого проявления жизни, стремление защитить и сберечь природу».
Дошкольное детство – начальный этап формирования личности человека его ценности, ориентации в окружающем мире природы, связях и отношениях существующих в ней. По мнению П. Г. Саморуковой, природа – это важнейшее средство воспитания и развития детей дошкольного возраста. Множество открытий делает ребенок, общаясь с ней. Изучение законов природы, формирование элементов экологической культуры, как считают А.Н. Леонтьева, Ю. Н. Хижняк, Е. Н. Шиянов, должно быть начато в дошкольном детстве в рамках экологического воспитания. Возможность и успешность этого процесса доказаны исследованиями отечественных психологов и педагогов Н. В. Виноградовой, О.А. Воронкевич, П. Г. Саморуковой, Н. Н. Кондратьевой, Н. Ф. Добрыниным.
Цель: формирование представлений о песке как объекте неживой природы в воспитании экологической культуры детей старшего дошкольного возраста.
Задачи:
1. Дать представления:
- об объектах неживой природы (песок);
- о признаках и свойствах песка;
- об использовании песка в промышленности;
2. Развивать познавательные и речевые умения:
- учить различать объекты природы по их признакам, вычленять совокупность их сенсорных признаков, пользоваться всеми способами сенсорного анализа;
- учить составлять описательный рассказ о песке, хорошо знакомый детям, отражать в речи результаты наблюдений, сравнения, использовать слова, отражающие меру качества того или иного признака, установленные связи, усвоенные обобщения
3. Развивать практические умения:
- под руководством и контролем взрослого учить экспериментировать с песком (рисовать, моделировать и т.д.)
- упражнять в проявлении некоторой самостоятельности в проведении опытов с песком;
- стимулировать в проявлении любознательности по отношению к особенностям песка в разной форме и цвете;
4. Воспитывать эстетические чувства:
- учить воспринимать природу, любоваться ею, восхищаться ее красотой.
Краткое описание проекта:
В педагогическом процессе детского сада используются различные формы организации детей по экологическому воспитанию: непосредственная образовательная деятельность, экскурсии, индивидуальная работа, труд и др. Используются различные методы обучения. Методы обучения в формировании экологической культуры у дошкольников - это способы совместной деятельности воспитателя и детей, в ходе которой осуществляется формирование знаний о неживой природе, выработка умений и навыков взаимодействия с песком в разной форме, а также воспитание отношения к окружающему миру.
В своем детском саду мы используем наглядные, практические и словесные методы.
К наглядным методам относятся: наблюдение, рассматривание картин, демонстрация моделей, кинофильмов, диафильмов. Наглядные методы с наибольшей полнотой соответствуют возможностям познавательной деятельности детей дошкольного возраста, позволяют сформировать у них яркие, конкретные представления о природе. Наблюдение явлений природы служит основой для формирования индуктивного пути познания ребенком окружающей действительности. Целью наблюдения может быть усвоение разных знаний – установление свойств и качеств, структуры и внешнего вида песка, причин изменения в соответствии местоположением.
Практические методы - это игра, элементарные опыты и моделирование. Использование этих методов позволяет воспитателю уточнять представления детей, углублять их путем установления связей и отношений между отдельными предметами и явлениями природы, приводить в систему полученные знания, упражнять дошкольников в применении знаний.
Словесные методы - это рассказы воспитателя и детей, чтение художественных произведений о песке, беседы. Словесные методы используются для расширения знаний детей о природе, систематизации и обобщения их. Словесные методы помогают формировать у детей эмоционально-положительное отношение к природе.
В данном проекте используются все перечисленные методы в комплексе. Проект рассчитан для детей старшего дошкольного возраста и реализуется на протяжении трех месяцев. В проекте представлено перспективное планирование работы по экологическому воспитанию и серии разработанных наблюдений, опытов, конспектов занятий, игровой, а также самостоятельной деятельности детей старшего дошкольного возраста.
Ожидаемые результаты: Благодаря проведенной работе у детей старшего дошкольного возраста будет продолжена работа по формированию представлений об объектах неживой природы.
Этапы проекта: подготовительный:
· определение уровня развития интереса к объектам неживой природы (песок);
· составление перспективного тематического плана;
· разработка цикла наблюдений, занятий;
· беседы;
· подборка художественной литературы.
Основной:
· реализация мероприятий перспективного тематического планирования (непосредственная образовательная деятельность по теме, цикл наблюдений, опыты).
Итоговый:
· выставка детских работ;
· презентация проекта.
Перспективное планирование:
Дата | Тема | Цель и задачи | Материал и пособия | Работа вне НОД | |
март
| Что мы знаем о песке | Цель: уточнение знаний о песке. Задачи: обобщать знания детей о песке (вид, где встречается, из чего состоит, цвет); Сформировать представление об использовании песка человеком в строительстве.
| Иллюстрации, фотографии, микроскоп, лупа, песок разный. | Рассматривание иллюстраций. Чтение художественной литературы. Рассматривание песка через лупу и микроскоп. | |
март | Чудо-песок | Цель: познакомить со свойствами песка. Задачи: закрепить знания о свойствах песка (сыпучий, рыхлый, плотность песка) | Сухой песок. Формочки. Вертушки. Фен. | Игры с сухим песком. Рассматривание иллюстраций. Чтение сказки «Песок и солнечный свет». Опытно- экспериментальная деятельность с Ольгой Борисовной: «Как образуются барханы и дюны.
| |
апрель | Опыты с песком | Цель: Продолжать знакомить детей составом и свойством песка в сухом и мокром состоянии. Задачи: Подвести детей к сравнительному анализу свойства песка и глины; Учить детей делать выводы, развивать наблюдательность и познавательные процессы. | Песок, глина, стаканчики, воронки, вода. | Рассматривание иллюстраций. Рассказ Сони Г. «Как используется песок в строительстве». | |
| апрель | Игры с песком | Цель: развивать активность и любознательность детей в процессе познавательной деятельности и игре. Задачи: Формировать навыки экспериментирования с песком; Обогащать тактильный опыт детей; Развивать кинестетическую чувствительность и мелкую моторику рук; Воспитывать аккуратность. | Песочница, совочки, камушки, формочки | Просмотр фильма «Рисование песком. Сказка». Игры из мокрого песка. Работа с родителями: составление стихов, рассказов и сказок о песке.
|
апрель | Песком по бумаге | Цель: расширять кругозор детей, познавать окружающий мир, воспитывать трудолюбие. Задачи: Совершенствовать навыки детей в рисовании с песком; Развивать творческое, образное и логическое мышление; Развивать тактильную чувствительность и мелкую моторику рук; Обогащать эмоциональную сферу детей. | Цветной песок, клей ПВА, листы бумаги с контурами зверей, ложки, салфетки. | Игры с песком. Чтение художественной литературы. Просмотр фильма «Песочное шоу арт- студии». Работа с родителями: картины из песка.
| |
| май | Защита презентации. |
|
|
|
май | Выставка детских работ.
|
|
|
|
Литература:
1. Алексеев В.А. 300 вопросов и ответов по экологии. Ярославль, 1998
2. Воронкевич О.А. Добро пожаловать в экологию, Санкт – Петербург, 2003
3. Иванова А.И. Методика организации экологических наблюдений и экспериментов в детском саду, М., 2003
4. Маневцова Л.М., П.Г. Саморукова Мир природы и ребенок, Санкт – Петербург, 1998
5. Коробова М.В., Посылкина Р.Ю. Малыш в мире природы, М.,
2005
6. Кондратьева Н.Н. Мы. Программа экологического образования
детей., Санкт – Петербург, 2002
7. Саморукова П.Г. Как знакомить дошкольников с природой, М.1983
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
план проектной деятельности Чудо-песок | 25.36 КБ |
Предварительный просмотр:
- Название проекта: «Чудо-песок»
- Организация: Государственное Бюджетное Образовательное Учреждение детский сад № 863
- Руководители проекта: Фирулёва Мария Сергеевна, Александрова Марина Павловна,
- Должность, кв. кат.: воспитатели, 1 квалификационная категория
- Возрастная группа: старшая группа № 1
- Сроки реализации проекта: март-май
- Актуальность проблемы:
В настоящее время актуальна проблема экологического воспитания подрастающего поколения: наблюдается процесс отчуждения ребенка от природы. Необходимое условие формирования экологического воспитания – осознание социальной обусловленности взаимоотношения человека с природой. Непременным условием выживания в сложных экологических условиях является совершенствование экологической культуры человека, его нравственных качеств. Экологическая культура – это новый способ соединения человека с природой, примирения с ней на основе более глубокого ее познания.
Экологическая культура рассматривается, как часть общемировой культуры, характеризуется глубоким осознанием важности экологических проблем в жизни человека. Н. Н. Кондратьева отмечает, что экологическую культуру следует рассматривать «как нравственную, ибо в основе отношения человека к миру природы должны лежать гуманные чувства, то есть осознание ценности любого проявления жизни, стремление защитить и сберечь природу».
Дошкольное детство – начальный этап формирования личности человека его ценности, ориентации в окружающем мире природы, связях и отношениях существующих в ней. По мнению П. Г. Саморуковой, природа – это важнейшее средство воспитания и развития детей дошкольного возраста. Множество открытий делает ребенок, общаясь с ней. Изучение законов природы, формирование элементов экологической культуры, как считают А.Н. Леонтьева, Ю. Н. Хижняк, Е. Н. Шиянов, должно быть начато в дошкольном детстве в рамках экологического воспитания. Возможность и успешность этого процесса доказаны исследованиями отечественных психологов и педагогов Н. В. Виноградовой, О.А. Воронкевич, П. Г. Саморуковой, Н. Н. Кондратьевой, Н. Ф. Добрыниным.
Цель: формирование представлений о песке как объекте неживой природы в воспитании экологической культуры детей старшего дошкольного возраста.
Задачи:
- Дать представления:
- об объектах неживой природы (песок);
- о признаках и свойствах песка;
- об использовании песка в промышленности;
- Развивать познавательные и речевые умения:
- учить различать объекты природы по их признакам, вычленять совокупность их сенсорных признаков, пользоваться всеми способами сенсорного анализа;
- учить составлять описательный рассказ о песке, хорошо знакомый детям, отражать в речи результаты наблюдений, сравнения, использовать слова, отражающие меру качества того или иного признака, установленные связи, усвоенные обобщения
- Развивать практические умения:
- под руководством и контролем взрослого учить экспериментировать с песком (рисовать, моделировать и т.д.)
- упражнять в проявлении некоторой самостоятельности в проведении опытов с песком;
- стимулировать в проявлении любознательности по отношению к особенностям песка в разной форме и цвете;
- Воспитывать эстетические чувства:
- учить воспринимать природу, любоваться ею, восхищаться ее красотой.
Краткое описание проекта:
В педагогическом процессе детского сада используются различные формы организации детей по экологическому воспитанию: непосредственная образовательная деятельность, экскурсии, индивидуальная работа, труд и др. Используются различные методы обучения. Методы обучения в формировании экологической культуры у дошкольников - это способы совместной деятельности воспитателя и детей, в ходе которой осуществляется формирование знаний о неживой природе, выработка умений и навыков взаимодействия с песком в разной форме, а также воспитание отношения к окружающему миру.
В своем детском саду мы используем наглядные, практические и словесные методы.
К наглядным методам относятся: наблюдение, рассматривание картин, демонстрация моделей, кинофильмов, диафильмов. Наглядные методы с наибольшей полнотой соответствуют возможностям познавательной деятельности детей дошкольного возраста, позволяют сформировать у них яркие, конкретные представления о природе. Наблюдение явлений природы служит основой для формирования индуктивного пути познания ребенком окружающей действительности. Целью наблюдения может быть усвоение разных знаний – установление свойств и качеств, структуры и внешнего вида песка, причин изменения в соответствии местоположением.
Практические методы - это игра, элементарные опыты и моделирование. Использование этих методов позволяет воспитателю уточнять представления детей, углублять их путем установления связей и отношений между отдельными предметами и явлениями природы, приводить в систему полученные знания, упражнять дошкольников в применении знаний.
Словесные методы - это рассказы воспитателя и детей, чтение художественных произведений о песке, беседы. Словесные методы используются для расширения знаний детей о природе, систематизации и обобщения их. Словесные методы помогают формировать у детей эмоционально-положительное отношение к природе.
В данном проекте используются все перечисленные методы в комплексе. Проект рассчитан для детей старшего дошкольного возраста и реализуется на протяжении трех месяцев. В проекте представлено перспективное планирование работы по экологическому воспитанию и серии разработанных наблюдений, опытов, конспектов занятий, игровой, а также самостоятельной деятельности детей старшего дошкольного возраста.
Ожидаемые результаты: Благодаря проведенной работе у детей старшего дошкольного возраста будет продолжена работа по формированию представлений об объектах неживой природы.
Этапы проекта: подготовительный:
- определение уровня развития интереса к объектам неживой природы (песок);
- составление перспективного тематического плана;
- разработка цикла наблюдений, занятий;
- беседы;
- подборка художественной литературы.
Основной:
- реализация мероприятий перспективного тематического планирования (непосредственная образовательная деятельность по теме, цикл наблюдений, опыты).
Итоговый:
- выставка детских работ;
- презентация проекта.
Перспективное планирование:
Дата | Тема | Цель и задачи | Материал и пособия | Работа вне НОД | |
март | Что мы знаем о песке | Цель: уточнение знаний о песке. Задачи: обобщать знания детей о песке (вид, где встречается, из чего состоит, цвет); Сформировать представление об использовании песка человеком в строительстве. | Иллюстрации, фотографии, микроскоп, лупа, песок разный. | Рассматривание иллюстраций. Чтение художественной литературы. Рассматривание песка через лупу и микроскоп. | |
март | Чудо-песок | Цель: познакомить со свойствами песка. Задачи: закрепить знания о свойствах песка (сыпучий, рыхлый, плотность песка) | Сухой песок. Формочки. Вертушки. Фен. | Игры с сухим песком. Рассматривание иллюстраций. Чтение сказки «Песок и солнечный свет». Опытно- экспериментальная деятельность с Ольгой Борисовной: «Как образуются барханы и дюны.
| |
апрель | Опыты с песком | Цель: Продолжать знакомить детей составом и свойством песка в сухом и мокром состоянии. Задачи: Подвести детей к сравнительному анализу свойства песка и глины; Учить детей делать выводы, развивать наблюдательность и познавательные процессы. | Песок, глина, стаканчики, воронки, вода. | Рассматривание иллюстраций. Рассказ Сони Г. «Как используется песок в строительстве». | |
апрель | Игры с песком | Цель: развивать активность и любознательность детей в процессе познавательной деятельности и игре. Задачи: Формировать навыки экспериментирования с песком; Обогащать тактильный опыт детей; Развивать кинестетическую чувствительность и мелкую моторику рук; Воспитывать аккуратность. | Песочница, совочки, камушки, формочки | Просмотр фильма «Рисование песком. Сказка». Игры из мокрого песка. Работа с родителями: составление стихов, рассказов и сказок о песке.
| |
апрель | Песком по бумаге | Цель: расширять кругозор детей, познавать окружающий мир, воспитывать трудолюбие. Задачи: Совершенствовать навыки детей в рисовании с песком; Развивать творческое, образное и логическое мышление; Развивать тактильную чувствительность и мелкую моторику рук; Обогащать эмоциональную сферу детей. | Цветной песок, клей ПВА, листы бумаги с контурами зверей, ложки, салфетки. | Игры с песком. Чтение художественной литературы. Просмотр фильма «Песочное шоу арт- студии». Работа с родителями: картины из песка. | |
май | Защита презентации. | ||||
май | Выставка детских работ. |
Литература:
- Алексеев В.А. 300 вопросов и ответов по экологии. Ярославль, 1998
- Воронкевич О.А. Добро пожаловать в экологию, Санкт – Петербург, 2003
- Иванова А.И. Методика организации экологических наблюдений и экспериментов в детском саду, М., 2003
- Маневцова Л.М., П.Г. Саморукова Мир природы и ребенок, Санкт – Петербург, 1998
- Коробова М.В., Посылкина Р.Ю. Малыш в мире природы, М.,
2005
- Кондратьева Н.Н. Мы. Программа экологического образования
детей., Санкт – Петербург, 2002
- Саморукова П.Г. Как знакомить дошкольников с природой, М.1983
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Материалы для родителей - "Сыпь песок"
Не секрет, что имя Марии Монтессори давно на слуху у молодых мам и продвинутых педагогов. Вот уже почти век имя М. Монтессори (1870 - 1952) - психиатра и психолога, детского врача ...
Перспективный план кружка "Чудесный песок"
В работе с песком у детей развивается творчество и фантазия, умение доводить начатое дело до конца, видеть результат своего труда и получать от этого удовольствие и чувство удовлетворения, что с...
Методическая разработка: мастер-класс – кинетический песок или «Живой песок»
Познакомить со способом изготовления и внедрить использование кинетического песка в свою практику....
Н. А. САКОВИЧ Технология игры в песок н. А. САКОВИЧ Технология игры в песок Игры на мосту.
Концептуальные источники песочной терапии• История и современные тенденции песочной терапии • Психотерапевтические достоинства песочной терапии • Роль психолога в...
Презентация "Природный материал - песок, глина, песок"
Закреплять представления детей о свойствах песка, глины и камня.Формировать умение исследовать свойства природных материалов.Уточнять знание о том, что песок, глина, камень – неживая природа....
Экспериментальная деятельность «Песок. Сухой и влажный песок. Их свойства»
[[{"type":"media","view_mode":"media_large","fid":"25229583","attributes":{"alt":"","class":"media-image"}}]]...
Мастер-класс "Кинетический песок - удивительный песок"
Мастер-класс для педагогов и родителей...