проект "Чудо - песок"
проект по развитию речи (старшая группа) на тему

þ Название проекта: «Чудо-песок»

þ Организация: Государственное  Бюджетное Образовательное Учреждение детский сад № 863

þ Руководители проекта:  Фирулёва Мария Сергеевна, Александрова Марина Павловна,  

þ Должность, кв. кат.: воспитатели, 1 квалификационная категория

þ Возрастная группа: старшая группа № 1

þ Сроки реализации проекта: март-май

þ Актуальность проблемы:

В настоящее время актуальна проблема экологического воспитания подрастающего поколения: наблюдается процесс отчуждения ребенка от природы. Необходимое условие формирования экологического воспитания – осознание социальной обусловленности взаимоотношения человека с природой. Непременным условием выживания в сложных экологических условиях является совершенствование экологической культуры человека, его нравственных качеств. Экологическая культура – это новый способ соединения человека с природой, примирения с ней на основе более глубокого ее познания.

Экологическая культура рассматривается, как часть общемировой культуры, характеризуется глубоким осознанием важности экологических проблем в жизни человека. Н. Н. Кондратьева отмечает, что экологическую культуру следует рассматривать «как нравственную, ибо в основе отношения человека к миру природы должны лежать гуманные чувства, то есть осознание ценности любого проявления жизни, стремление защитить и сберечь природу». 

Дошкольное детство – начальный этап формирования личности человека его ценности, ориентации в окружающем мире природы, связях и отношениях существующих в ней.  По мнению П. Г. Саморуковой, природа – это важнейшее средство воспитания и развития детей дошкольного возраста. Множество открытий делает ребенок, общаясь с ней. Изучение законов природы, формирование элементов экологической культуры, как считают А.Н. Леонтьева, Ю. Н. Хижняк, Е. Н. Шиянов, должно быть начато в дошкольном детстве в рамках экологического воспитания. Возможность и успешность этого процесса доказаны исследованиями отечественных психологов и педагогов Н. В. Виноградовой, О.А. Воронкевич, П. Г. Саморуковой, Н. Н. Кондратьевой, Н. Ф. Добрыниным.

Цель: формирование представлений о песке как объекте неживой природы в воспитании экологической культуры детей старшего дошкольного возраста.

Задачи:

1.     Дать представления:

-       об объектах неживой природы (песок);

-       о признаках и свойствах песка;

-       об  использовании песка в промышленности;

2.     Развивать познавательные и речевые умения:

-       учить различать объекты природы по их признакам, вычленять совокупность их сенсорных признаков, пользоваться всеми способами сенсорного анализа;

-       учить составлять описательный рассказ о песке, хорошо знакомый детям, отражать в речи результаты наблюдений, сравнения, использовать слова, отражающие меру качества того или иного признака, установленные связи, усвоенные обобщения

3.     Развивать практические умения:

-       под руководством и контролем взрослого учить экспериментировать с песком (рисовать, моделировать и т.д.)

-       упражнять в проявлении некоторой самостоятельности в проведении опытов с песком;

-       стимулировать в проявлении любознательности по отношению к особенностям песка в разной форме и цвете;

4.     Воспитывать эстетические чувства:

-       учить воспринимать природу, любоваться ею, восхищаться ее красотой.

 

Краткое описание проекта:

В педагогическом процессе детского сада используются раз­личные формы организации детей по экологическому воспитанию: непосредственная образовательная деятельность, экскурсии, индивидуальная работа, труд и др. Используются различные методы обучения. Методы обучения в формировании экологической культуры у дошкольников - это способы совместной деятель­ности воспитателя и детей, в ходе которой осуществляется фор­мирование знаний о неживой природе, выработка умений и навыков взаимодействия с песком в разной форме, а также воспитание отношения к окружающему миру.

В своем детском саду мы используем наглядные, практические и словесные методы.

К наглядным методам относятся: наблюдение, рас­сматривание картин, демонстрация моделей, кинофильмов, диа­фильмов. Наглядные методы с наибольшей пол­нотой соответствуют возможностям познавательной деятельнос­ти детей дошкольного возраста, позволяют сформировать у них яркие, конкретные представления о природе.  Наблюдение явлений природы служит основой для формирования индуктивного пути познания ребенком окружающей действительности. Целью наблюдения может быть усвоение разных знаний – установление свойств и качеств, структуры и внешнего вида песка, причин изменения в соответствии местоположением.

Практические методы - это игра, элементарные опы­ты и моделирование. Использование этих методов позволяет  воспитателю уточнять представления детей, углублять их путем установления связей и отношений между отдельными предме­тами и явлениями природы, приводить в систему полученные знания, упражнять дошкольников в применении знаний.

Словесные методы - это рассказы воспитателя и де­тей, чтение художественных произведений о песке, беседы. Словесные методы используются для расширения знаний детей о природе, систематизации и обобщения их. Словесные методы помогают формировать у детей эмоционально-положительное отношение к природе.

В данном проекте используются все перечисленные методы в комплексе. Проект рассчитан для детей старшего дошкольного возраста и реализуется на протяжении трех месяцев. В проекте представлено  перспективное планирование работы по экологическому воспитанию и серии разработанных наблюдений, опытов, конспектов занятий, игровой, а также самостоятельной деятельности детей старшего дошкольного возраста.

Ожидаемые результаты: Благодаря проведенной работе у детей старшего дошкольного возраста будет продолжена работа по  формированию представлений об объектах неживой природы.

Этапы проекта: подготовительный:

·        определение уровня развития интереса к объектам неживой природы (песок);

·        составление перспективного тематического плана;

·        разработка цикла наблюдений, занятий;

·        беседы;

·        подборка художественной литературы.

Основной:                                        

·        реализация мероприятий перспективного тематического планирования (непосредственная образовательная деятельность по теме, цикл наблюдений, опыты).

              Итоговый:

·        выставка детских работ;

·        презентация проекта.

          Перспективное планирование:

Дата

         Тема

Цель и задачи

Материал и пособия

Работа вне НОД

март

 

Что мы знаем о песке

Цель: уточнение знаний о песке.

Задачи: обобщать знания детей о песке (вид, где встречается, из чего состоит,  цвет);

Сформировать представление об использовании песка человеком в строительстве.

 

 

Иллюстрации, фотографии,  микроскоп, лупа, песок разный.

Рассматривание иллюстраций. Чтение художественной литературы. Рассматривание песка через лупу и микроскоп.

март

Чудо-песок

Цель: познакомить со свойствами песка.

Задачи: закрепить знания о свойствах песка (сыпучий, рыхлый, плотность песка)

Сухой песок.

Формочки.

Вертушки.

Фен.

Игры с сухим песком.

Рассматривание иллюстраций.

Чтение сказки «Песок и солнечный свет».

Опытно- экспериментальная деятельность с Ольгой Борисовной: «Как образуются барханы и дюны.

 

апрель

Опыты с песком

Цель: Продолжать знакомить детей составом и свойством песка в сухом и мокром состоянии.

Задачи: Подвести детей к сравнительному анализу свойства песка и глины;  Учить детей делать выводы, развивать наблюдательность и познавательные процессы.

Песок, глина, стаканчики, воронки, вода.

Рассматривание иллюстраций.

Рассказ Сони Г. «Как используется песок в строительстве».

 

апрель

Игры с песком

Цель: развивать активность и любознательность детей в процессе познавательной деятельности и игре.

Задачи: Формировать навыки экспериментирования с песком;

Обогащать тактильный опыт детей;

Развивать кинестетическую чувствительность и мелкую моторику рук;

Воспитывать аккуратность.

Песочница, совочки, камушки, формочки

Просмотр  фильма «Рисование  песком. Сказка».

Игры из мокрого песка.

Работа с родителями: составление стихов, рассказов и сказок о песке.

 

апрель

Песком по бумаге

Цель: расширять кругозор детей, познавать окружающий мир, воспитывать трудолюбие.

Задачи: Совершенствовать навыки детей в рисовании с песком;

Развивать творческое, образное и логическое мышление;

Развивать тактильную чувствительность и мелкую моторику рук;

Обогащать эмоциональную сферу детей.

Цветной песок, клей ПВА, листы бумаги с контурами зверей, ложки, салфетки.

Игры с песком.

Чтение художественной литературы.

Просмотр фильма «Песочное шоу арт- студии».

Работа с родителями: картины из песка.

 

 

 

май

Защита презентации.

 

 

 

май

Выставка детских работ.

 

 

 

 

 

 

 

Литература:

 

1.     Алексеев В.А. 300 вопросов и ответов по экологии. Ярославль, 1998

2.     Воронкевич О.А. Добро пожаловать в экологию, Санкт – Петербург, 2003

3.     Иванова А.И. Методика организации экологических наблюдений и экспериментов в детском саду, М., 2003

4.     Маневцова Л.М., П.Г. Саморукова Мир природы и ребенок, Санкт – Петербург, 1998

5.     Коробова М.В., Посылкина Р.Ю. Малыш в мире природы, М.,     

        2005

6.     Кондратьева Н.Н. Мы. Программа экологического образования

        детей., Санкт – Петербург, 2002

7.     Саморукова П.Г. Как знакомить дошкольников с природой, М.1983

Скачать:


Предварительный просмотр:

  • Название проекта: «Чудо-песок»
  • Организация: Государственное  Бюджетное Образовательное Учреждение детский сад № 863
  • Руководители проекта:  Фирулёва Мария Сергеевна, Александрова Марина Павловна,  
  • Должность, кв. кат.: воспитатели, 1 квалификационная категория
  • Возрастная группа: старшая группа № 1
  • Сроки реализации проекта: март-май
  • Актуальность проблемы:

В настоящее время актуальна проблема экологического воспитания подрастающего поколения: наблюдается процесс отчуждения ребенка от природы. Необходимое условие формирования экологического воспитания – осознание социальной обусловленности взаимоотношения человека с природой. Непременным условием выживания в сложных экологических условиях является совершенствование экологической культуры человека, его нравственных качеств. Экологическая культура – это новый способ соединения человека с природой, примирения с ней на основе более глубокого ее познания.

Экологическая культура рассматривается, как часть общемировой культуры, характеризуется глубоким осознанием важности экологических проблем в жизни человека. Н. Н. Кондратьева отмечает, что экологическую культуру следует рассматривать «как нравственную, ибо в основе отношения человека к миру природы должны лежать гуманные чувства, то есть осознание ценности любого проявления жизни, стремление защитить и сберечь природу».  

Дошкольное детство – начальный этап формирования личности человека его ценности, ориентации в окружающем мире природы, связях и отношениях существующих в ней.  По мнению П. Г. Саморуковой, природа – это важнейшее средство воспитания и развития детей дошкольного возраста. Множество открытий делает ребенок, общаясь с ней. Изучение законов природы, формирование элементов экологической культуры, как считают А.Н. Леонтьева, Ю. Н. Хижняк, Е. Н. Шиянов, должно быть начато в дошкольном детстве в рамках экологического воспитания. Возможность и успешность этого процесса доказаны исследованиями отечественных психологов и педагогов Н. В. Виноградовой, О.А. Воронкевич, П. Г. Саморуковой, Н. Н. Кондратьевой, Н. Ф. Добрыниным.

Цель: формирование представлений о песке как объекте неживой природы в воспитании экологической культуры детей старшего дошкольного возраста.

Задачи:

  1. Дать представления:
  • об объектах неживой природы (песок);
  • о признаках и свойствах песка;
  • об  использовании песка в промышленности;
  1. Развивать познавательные и речевые умения:
  • учить различать объекты природы по их признакам, вычленять совокупность их сенсорных признаков, пользоваться всеми способами сенсорного анализа;
  • учить составлять описательный рассказ о песке, хорошо знакомый детям, отражать в речи результаты наблюдений, сравнения, использовать слова, отражающие меру качества того или иного признака, установленные связи, усвоенные обобщения
  1. Развивать практические умения:
  • под руководством и контролем взрослого учить экспериментировать с песком (рисовать, моделировать и т.д.)
  • упражнять в проявлении некоторой самостоятельности в проведении опытов с песком;
  • стимулировать в проявлении любознательности по отношению к особенностям песка в разной форме и цвете;
  1. Воспитывать эстетические чувства:
  • учить воспринимать природу, любоваться ею, восхищаться ее красотой.

Краткое описание проекта:

В педагогическом процессе детского сада используются различные формы организации детей по экологическому воспитанию: непосредственная образовательная деятельность, экскурсии, индивидуальная работа, труд и др. Используются различные методы обучения. Методы обучения в формировании экологической культуры у дошкольников - это способы совместной деятельности воспитателя и детей, в ходе которой осуществляется формирование знаний о неживой природе, выработка умений и навыков взаимодействия с песком в разной форме, а также воспитание отношения к окружающему миру.

В своем детском саду мы используем наглядные, практические и словесные методы.

К наглядным методам относятся: наблюдение, рассматривание картин, демонстрация моделей, кинофильмов, диафильмов. Наглядные методы с наибольшей полнотой соответствуют возможностям познавательной деятельности детей дошкольного возраста, позволяют сформировать у них яркие, конкретные представления о природе.  Наблюдение явлений природы служит основой для формирования индуктивного пути познания ребенком окружающей действительности. Целью наблюдения может быть усвоение разных знаний – установление свойств и качеств, структуры и внешнего вида песка, причин изменения в соответствии местоположением.

Практические методы - это игра, элементарные опыты и моделирование. Использование этих методов позволяет  воспитателю уточнять представления детей, углублять их путем установления связей и отношений между отдельными предметами и явлениями природы, приводить в систему полученные знания, упражнять дошкольников в применении знаний.

Словесные методы - это рассказы воспитателя и детей, чтение художественных произведений о песке, беседы. Словесные методы используются для расширения знаний детей о природе, систематизации и обобщения их. Словесные методы помогают формировать у детей эмоционально-положительное отношение к природе.

В данном проекте используются все перечисленные методы в комплексе. Проект рассчитан для детей старшего дошкольного возраста и реализуется на протяжении трех месяцев. В проекте представлено  перспективное планирование работы по экологическому воспитанию и серии разработанных наблюдений, опытов, конспектов занятий, игровой, а также самостоятельной деятельности детей старшего дошкольного возраста.

Ожидаемые результаты: Благодаря проведенной работе у детей старшего дошкольного возраста будет продолжена работа по  формированию представлений об объектах неживой природы.

Этапы проекта: подготовительный:

  • определение уровня развития интереса к объектам неживой природы (песок);
  • составление перспективного тематического плана;
  • разработка цикла наблюдений, занятий;
  • беседы;
  • подборка художественной литературы.

Основной:                                        

  • реализация мероприятий перспективного тематического планирования (непосредственная образовательная деятельность по теме, цикл наблюдений, опыты).

              Итоговый:

  • выставка детских работ;
  • презентация проекта.

          Перспективное планирование:

Дата

         Тема

Цель и задачи

Материал и пособия

Работа вне НОД

март

Что мы знаем о песке

Цель: уточнение знаний о песке.

Задачи: обобщать знания детей о песке (вид, где встречается, из чего состоит,  цвет);

Сформировать представление об использовании песка человеком в строительстве.

Иллюстрации, фотографии,  микроскоп, лупа, песок разный.

Рассматривание иллюстраций. Чтение художественной литературы. Рассматривание песка через лупу и микроскоп.

март

Чудо-песок

Цель: познакомить со свойствами песка.

Задачи: закрепить знания о свойствах песка (сыпучий, рыхлый, плотность песка)

Сухой песок.

Формочки.

Вертушки.

Фен.

Игры с сухим песком.

Рассматривание иллюстраций.

Чтение сказки «Песок и солнечный свет».

Опытно- экспериментальная деятельность с Ольгой Борисовной: «Как образуются барханы и дюны.

 

апрель

Опыты с песком

Цель: Продолжать знакомить детей составом и свойством песка в сухом и мокром состоянии.

Задачи: Подвести детей к сравнительному анализу свойства песка и глины;  Учить детей делать выводы, развивать наблюдательность и познавательные процессы.

Песок, глина, стаканчики, воронки, вода.

Рассматривание иллюстраций.

Рассказ Сони Г. «Как используется песок в строительстве».

апрель

Игры с песком

Цель: развивать активность и любознательность детей в процессе познавательной деятельности и игре.

Задачи: Формировать навыки экспериментирования с песком;

Обогащать тактильный опыт детей;

Развивать кинестетическую чувствительность и мелкую моторику рук;

Воспитывать аккуратность.

Песочница, совочки, камушки, формочки

Просмотр  фильма «Рисование  песком. Сказка».

Игры из мокрого песка.

Работа с родителями: составление стихов, рассказов и сказок о песке.

 

апрель

Песком по бумаге

Цель: расширять кругозор детей, познавать окружающий мир, воспитывать трудолюбие.

Задачи: Совершенствовать навыки детей в рисовании с песком;

Развивать творческое, образное и логическое мышление;

Развивать тактильную чувствительность и мелкую моторику рук;

Обогащать эмоциональную сферу детей.

Цветной песок, клей ПВА, листы бумаги с контурами зверей, ложки, салфетки.

Игры с песком.

Чтение художественной литературы.

Просмотр фильма «Песочное шоу арт- студии».

Работа с родителями: картины из песка.

май

Защита презентации.

май

Выставка детских работ.

Литература:

  1. Алексеев В.А. 300 вопросов и ответов по экологии. Ярославль, 1998
  2. Воронкевич О.А. Добро пожаловать в экологию, Санкт – Петербург, 2003
  3. Иванова А.И. Методика организации экологических наблюдений и экспериментов в детском саду, М., 2003
  4. Маневцова Л.М., П.Г. Саморукова Мир природы и ребенок, Санкт – Петербург, 1998
  5. Коробова М.В., Посылкина Р.Ю. Малыш в мире природы, М.,      

        2005

  1. Кондратьева Н.Н. Мы. Программа экологического образования

        детей., Санкт – Петербург, 2002

  1. Саморукова П.Г. Как знакомить дошкольников с природой, М.1983


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Материалы для родителей - "Сыпь песок"

  Не секрет, что имя Марии Монтессори давно на слуху у молодых мам и продвинутых педагогов. Вот уже почти век имя М. Монтессори (1870 - 1952) - психиатра и психолога, детского врача ...

Перспективный план кружка "Чудесный песок"

В работе с песком у детей развивается творчество и фантазия, умение доводить начатое дело до конца, видеть результат своего труда и  получать от этого удовольствие и чувство удовлетворения, что с...

Методическая разработка: мастер-класс – кинетический песок или «Живой песок»

Познакомить со способом изготовления  и внедрить использование кинетического песка в свою практику....

Н. А. САКОВИЧ Технология игры в песок н. А. САКОВИЧ Технология игры в песок Игры на мосту.

 Концептуальные источники песочной терапии• История и современные тенденции песочной терапии • Психотерапевтические достоинства песочной терапии • Роль психолога в...

Презентация "Природный материал - песок, глина, песок"

Закреплять представления детей о свойствах песка, глины и камня.Формировать умение исследовать свойства природных материалов.Уточнять знание о том, что песок, глина, камень – неживая природа....

Экспериментальная деятельность «Песок. Сухой и влажный песок. Их свойства»

[[{"type":"media","view_mode":"media_large","fid":"25229583","attributes":{"alt":"","class":"media-image"}}]]...

Мастер-класс "Кинетический песок - удивительный песок"

Мастер-класс для педагогов и родителей...