НОД по развитию речи старшая группа « Чародейкою зимою околдован лес стоит».
план-конспект занятия по развитию речи (старшая группа) на тему

Солодовникова Тамара Иннокентьевна

Тема:  « Чародейкою  зимою околдован  лес  стоит».   Рассматривание  картины  И.И. Шишкина  «Зима».

Цель:  развивать  осознанную  речевую  активность.

Задачи:  познакомить детей с картиной художника-пейзажиста  И.И.Шишкина;    продолжать  учить детей внимательно рассматривать картину;   формировать умение составлять предложения, используя разные синтаксические конструкции, образные слова и выражения;  активизировать в речи глаголы, прилагательные;   приобщать детей к словесному искусству, развивать эстетический вкус, художественное восприятие.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл shishkin.docx22.27 КБ

Предварительный просмотр:

НОД   по  развитию речи  в  старшей группе.

Тема:  « Чародейкою  зимою околдован  лес  стоит».   Рассматривание  картины  И.И. Шишкина  «Зима».

Цель:  развивать  осознанную  речевую  активность.

Задачи:  познакомить детей с картиной художника-пейзажиста  И.И.Шишкина;    продолжать  учить детей внимательно рассматривать картину;   формировать умение составлять предложения, используя разные синтаксические конструкции, образные слова и выражения;  активизировать в речи глаголы, прилагательные;   приобщать детей к словесному искусству, развивать эстетический вкус, художественное восприятие.

Материалы  и  оборудование:  портрет И.Шишкина;  репродукция  картины  «Зима» на доске  и  маленькие  на каждого  ребенка,  музыкальный  ряд: П. Чайковский «Зима»,  А. Вивальди  «Зима».

Предварительная  работа:  наблюдения  за  зимними  явлениями, прослушивание  стихов  о  зиме,  рассматривание  пейзажей  и  репродукций  о  зиме.

Методы  и  приемы:  проблемная  ситуация,  чтение  стихов,  беседа,  рассматривание  репродукций,  рассказ  воспитателя,  слушание  музыки.

                                   Ход  НОД.

  1. Вступительная  часть. ( Дети сидят на стульчиках полукругом).

Воспитатель: Ребята, какое  сейчас  время  года? (дети отвечают).  А  вы любите  зиму?  Чем она  вам  нравится?  ( ответы  детей).                                А вы  знаете, что  писатели,  поэты, композиторы  и  художники  тоже  любуются  этим  временем  года?  Зима  раскрывает  им  свои  тайны, они  рассказывают  нам  в  своих произведениях о том, что  слышат, видят,  чувствуют.  Послушайте, как  о  зиме  говорит  поэт  С. Есенин (портрет):       Поет  зима, аукает, мохнатый  лес  баюкает  стозвоном  сосняка.                     Кругом  с тоской  глубокою  плывут  в  страну  далекую  седые  облака.         А  поэтесса  Валентина Тагина  так описывает зиму:      

Расписал  кружевами  мороз                                                                                     Стекла  окон  в  старинной  избушке                                                                            И  вуалью из  сказочных  грез                                                                                       Принакрыл  деревья на опушке,                                                                                 Белым бархатом  мягкий снежок                                                                                      Всю укутал, как  в сказке,  округу                                                                                        И  морозный февральский денек                                                                                 Солнцу  рад, как  душевному  другу.                                                                        Ах  какая  вокруг  красота!                                                                                              Как  искусно  художник рисует,                                                                                   Словно  сказка  на землю  сошла,                                                                             Взор  ласкает  и  душу  волнует.                                                                                              А вы рады  зиме?  А  хотите  попасть  в  зимний лес? (ответы  детей).             Подойдите  все ко  мне.  Я  сейчас произнесу  волшебные  слова, а в  это  время  все закройте глазки:  По  щучьему веленью, по моему хотенью  перенеси  нас  в  зимний лес.  ( На доске  выставляется  репродукция картины «Зима»  И.Шишкина.                                                                                                Откройте глаза, осмотритесь кругом, прислушайтесь.  Какая  тишина!          Ребята, перед вами репродукция картины И.И.Шишкина «Зима».  (дети под музыку рассматривают картину).                                                                                 А кто может определить жанр этой картины? (ответы детей). Правильно, это пейзаж.

Физминутка.  Ребята,прежде, чем перейти к беседе по картине, давайте  немного отдохнем.                                                                                                        Мы пришли в зимний лес (ходьба на месте),                                                           Сколько здесь вокруг чудес! (руки в стороны)                                                        С неба падают снежинки, как на сказочной картинке (поднять руки вверх,опустить),                                                                                                          Будем их ловить руками (ловят), а потом покажем  маме.                                      А вокруг лежат сугробы (показывают влево, вправо),                                         Снегом занесло дороги, не завязнуть в поле чтобы поднимайте выше ноги (высоко поднимать колени).                                                                                        Мы идем,идем,идем и немножко отдохнем. (ходьба на месте).

2 часть. Основная.                                                                                                        Воспитатель. Сейчас мы с вами будем рассматривать картину о зиме.              Как вы думаете,о чем рассказал нам художник?                                                 Дети. (Художник рассказал нам о зиме в лесу, о красоте заснеженного леса).                                                                                                                                 Воспитатель. Посмотрите, какой это лес?                                                                        Дети. (Это старый, темный, глухой лес. Непрходимый, непролазный, дремучий).                                                                                                                        Воспитатель. Верно. Еще такой лес называют «еловый бор».   А почему вы решили, что это старый и дремучий лес?                                                                    Дети. (Деревья большие, гигантские стволы).                                                       Воспитатель. Посмотрите внимательно на ели. Что о них можно сказать? Какие они?                                                                                                                      Дети.(Огромные, с мощными стволами, ветви начинаются высоко вверху).                                                                                                        Воспитатель. Да, это огромные, крепкие деревья, еще такие деревья называют «лесные богатыри».  А  чуть дальше что мы видим?                         Дети. (Частый лес, чащобу,через нее не пробраться).                                            Воспитатель.  А что мы видим на земле?  Что лежит под снегом?               Дети. (Поваленные стволы. Кое-где стволы наклонились, но еще не упали).                                                                                                                                  Воспитатель. А есть ли в этом лесу маленькие деревья?                                 Дети. (Да, есть маленькие елочки. Они укутаны в теплые снежные шубки                                     Воспитатель.  Посмотрите, какой снег на поляне!  Он необыкновенный: коричневато-белый. Это от стволов деревьев.  А там, где тень, он голубоватый.   Только в глубине, между деревьями, луч солнца осветил заснеженные ели.   Холодно,морозно, кажется, что все в этом лесу застыло, замерло, замерзло, и только коричневые тона стволов говорят, что лес живой, он только заснул.                                                                           (Ребенок читает стихотворение С. Есенина «Заколдован невидимкой…).      Воспитатель.  А видите вы здесь живое существо?  Присмотритесь внимательно.  Художник загадал нам здесь загадку.  Попробуйте ее разгадать.                                                                                                                    Дети.  (Это птица на ветке).                                                                                        Воспитатель. Молодцы! Верно заметили птицу, кажется, что она тоже заснула.     Ребята, а какая по настроению эта картина?  Тихая, спокойная или радостная,громкая?  (Дети отвечают).                                                                       3 часть.  Заключительная.                                                                                                 Воспитатель. Сегодня мы с вами увидели ,услышали, почувствовали, как художник рассказал нам о зиме, а композитор о своем настроении, навеянном красотой зимы.                                                                                         Чародейкою зимою околдован лес стоит,                                                                   И под снежной бахромою неподвижною, немою                                                Чудной жизнью он блестит. (Ребенок читает на фоне музыки А. Вивальди «Зима»).                                                                                                                           Воспитатель. Ребята, вы все молодцы!  Спасибо вам.      

                                         Составила : Солодовникова  Т.И., воспитатель МБДОУ  детский сад №95, г. Иркутск.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ПРОЕКТ ПО РАЗВИТИЮ РЕЧИ(СТАРШАЯ ГРУППА) ПО ТЕМЕ: «РАЗВИТИЕ РЕЧИ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ВОЗРАСТА ЧЕРЕЗ ТЕАТРАЛИЗОВАННУЮ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ПО СКАЗКЕ ШАРЛЯ ПЕРРО «КРАСНАЯ ШАПОЧКА».

Проект разработан для детей старшего дошкольного возраста. В нем раскрыта актуальность рассматриваемой темы. В проекте присутствует, как коллективная, так и индивидуальная работа с детьми по теме, а т...

Методическая разработка по развитию речи (старшая группа) на тему:  Непосредственная образовательная деятельность по развитию речи в старшей группе на тему "Нужные звуки" 

Цель: закрепить у воспитанников представления о букве Л и звуках [Л] - [Л’].Задачи:1. Образовательные:- закрепить умения различать твердые и мягкие согласные, звуки и буквы;- расширить представле...

Конспект НОД по развитию речи: «Составление рассказа по лексической теме: «Весна. Природа». план-конспект занятия по развитию речи (старшая группа)

Конспект НОД по развитию речи: «Составление рассказа по лексической  теме: «Весна. Природа».Задачи: 1). Образовательные: Активизация предметного, глагольного  сло...

Методическая разработка по развитию речи (старшая группа) на тему: Непосредственная образовательная деятельность по развитию речи в старшей группе на тему "Нужные звуки"

Цель: закрепить у воспитанников представления о букве Л и звуках [Л] - [Л’].Задачи:1. Образовательные:- закрепить умения различать твердые и мягкие согласные, звуки и буквы;- расширить пред...

ООД по речевому развитию в старшей группе.Тема: Составление рассказа на тему "Домашние животные" план - конспект занятия по развитию речи (старшая группа)

Тема: Составление рассказа на тему «Домашнее животное».Составила: Рудько Е.В.Программные задачи:1. Учить рассказывать о своих личных впечатлениях, воспитывать умение от...