Конспект НОД по социально-коммуникативному направлению и развитию речи в средней группе по теме «Моя дружная семья»
план-конспект занятия по развитию речи (средняя группа) на тему

Кирсанова Гульнара Равилевна

Конспект

Непосредственной образовательной деятельности по социально-коммуникативному направлению

и развитию речи

в средней группе по теме «Моя дружная семья»

Виды детской деятельности: (игровая, коммуникативная, продуктивная).

 

Цель: углублять представления детей о семье, ее членах и родственных отношениях.

Задачи:

Познание:

- Способствовать формированию правильного представления о семье, роли матери, отца, бабушки, дедушки, сестры, брата.

- Закрепить представления о трудовых обязанностях членов семьи.

Коммуникация:

-Продолжать развивать свободное общение с взрослыми и детьми. Способствовать совершенствованию диалогической речи: умение участвовать в беседе, понятно для слушателей отвечать на вопросы и задавать их;

- Упражнять детей в подборе прилагательных и глаголов, уменьшительно ласкательных существительных;

-Формировать умение выразительно читать стихотворения;

- Закреплять умение составлять предложение с опорой на вопрос и действие. Словарная работа: активизация слов по теме «Семья»

Художественное творчество:

- Побуждать к выражению эстетических чувств, проявлению эмоций при рассматривании продуктов своей и коллективной деятельности.

Воспитательная задача:

- Воспитывать положительные взаимоотношения в семье, взаимовыручку, любовь и уважение ко всем членам семьи.

Предварительная работа:

1. Заучивание фамилии, имени, отчества и профессии родителей.

2. Рассматривание семейных фотографий на даче, в квартире, на море, в лесу.

3. Наблюдение и запоминание, какие обязанности, какую работу выполняют дома члены семьи.

4. Тематическая неделя «Моя семья»

5. Рисунки детей на тему «Моя семья»

6. Разучивание текста пальчиковой игры «Кто приехал?» и физ. минутки «Веселая зарядка»

7. Заучивание стихотворений о семье наизусть.

Материал для занятия:

Плоскостные модели дерева и 3 домиков, мультимедийная презентация, картинки (дедушка, бабушка, папа, мама, девочка, мальчик), бабочки на магнитах, макет цветка.

 

 

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад общеобразовательного вида №22 «Малыш»

Конспект

Непосредственной образовательной деятельности по социально-коммуникативному направлению

и развитию речи

в средней группе по теме «Моя дружная семья»

                                                               

                                                                                                                                                                    Воспитатель:

Кирсанова Г.Р.

г. Зеленодольск, 2016г

Виды детской деятельности: (игровая, коммуникативная, продуктивная).

Цель: углублять представления детей о семье, ее членах и родственных отношениях.

Задачи:

Познание:

- Способствовать формированию правильного представления о семье, роли матери, отца, бабушки, дедушки, сестры, брата.

- Закрепить представления о трудовых обязанностях членов семьи.

Коммуникация:

-Продолжать развивать свободное общение с взрослыми и детьми. Способствовать совершенствованию диалогической речи: умение участвовать в беседе, понятно для слушателей отвечать на вопросы и задавать их;

- Упражнять детей в подборе прилагательных и глаголов, уменьшительно ласкательных существительных;

-Формировать умение выразительно читать стихотворения;

- Закреплять умение составлять предложение с опорой на вопрос и действие. Словарная работа: активизация слов по теме «Семья»

Художественное творчество:

- Побуждать к выражению эстетических чувств, проявлению эмоций при рассматривании продуктов своей и коллективной деятельности.

Воспитательная задача:

- Воспитывать положительные взаимоотношения в семье, взаимовыручку, любовь и уважение ко всем членам семьи.

Предварительная работа:

1. Заучивание фамилии, имени, отчества и профессии родителей.

2. Рассматривание семейных фотографий на даче, в квартире, на море, в лесу.

3. Наблюдение и запоминание, какие обязанности, какую работу выполняют дома члены семьи.

4. Тематическая неделя «Моя семья»

5. Рисунки детей на тему «Моя семья»

6. Разучивание текста пальчиковой игры «Кто приехал?» и физ. минутки «Веселая зарядка»

7. Заучивание стихотворений о семье наизусть.

Материал для занятия:

Плоскостные модели дерева и 3 домиков, мультимедийная презентация, картинки (дедушка, бабушка, папа, мама, девочка, мальчик), бабочки на магнитах, макет цветка.

Ход непосредственно образовательной деятельности

Организационный момент.

Дети входят в группу за воспитателем.

Воспитатель: Ребята, сегодня к нам на занятие пришли гости. Давайте поздороваемся.

Дети здороваются с гостями.

Воспитатель: Молодцы! А теперь станем в круг.

Собрались все дети в круг

Я твой друг и ты - мой друг.

Крепко за руки возьмемся

И друг другу улыбнемся.

- С кем вы сегодня пришли в детский сад?

(Дети: с мамой, с папой, с бабушкой, с дедушкой, со старшей сестрой)

В детском саду мы с вами очень любим играть. Давайте поиграем в нашу любимую игру «Кто приехал? »

Воспитатель:

Пальчиковая игра «Кто приехал? »

(пальцы обеих рук складываются кончиками вместе)

Кто приехал? /большими пальцами/

Мы, мы, мы /4-мя пальцами, кроме больших/

Мама, мама это ты? /большими пальцами/

Да, да, да /указательными пальцами/

Папа, папа это ты? /большими пальцами/

Да, да, да /средними пальцами/

Братец, братец этот ты? /большими пальцами/

Да, да, да /безымянными пальцами/

Ах, сестричка это ты? /большими пальцами/

Да, да, да /мизинцами/

Все мы вместе? /большими пальцами/

Да, да, да /хлопки в ладоши/

Воспитатель:

- Так кто же к нам приехал? Как сказать одним словом? (семья)

- Как вы думаете, что такое семья?

Вывод: Семья – это дом. Семья – это мир, где царит любовь, дружба. Семья – это самое дорогое, что есть у каждого человека.

- А вы хотели бы узнать больше о семье?

Дети: Да

Воспитатель: Чтобы было нам удобнее, предлагаю присесть на стульчики (садятся)

- Ребята посмотрите, какой красивый дом на экране. Но он пустой, в нём никто не живёт. Кого можно в этот домик поселить?  (Семью)

2.Отгадывание загадок.

Воспитатель: Сейчас мы поселим в него нашу дружную семью. Сначала вы должны отгадать загадки, готовы?

Дети: Да.

Воспитатель: Кто у нас самый первый живет в домике?

Он трудился не от скуки

У него в мозолях руки,

А теперь он стар и сед —

Мой родной, любимый... (дед)

Кто любить не устает,

Пироги для нас печет,

Вкусные оладушки?

Это наша.,, (бабушка)

Воспитатель: Ребята, а какая она бабушка? (старенькая, добрая, ласковая, заботливая)

- А дедушка у вас, какой? (старенький, седой, добрый)

Давай-те позовем бабушку и дедушку по-татарски : Кил монда эби, кил монда бабай.

Воспитатель:

Жили-были в нашем доме бабушка и дедушка. (появляются на экране картинки дедушки и бабушки) Вот мы и видим начало новой семьи.

Кто научит гвоздь забить,

даст машину порулить,

и подскажет, как быть смелым,

сильным, ловким и умелым?

Все вы знаете ребята,

это наш любимый,,, (папа)

Кто милее всех на свете?

Кого любят очень дети?

На вопрос отвечу прямо:

Всех милее наша... (мама)

Воспитатель: Давайте заселим маму и папу в наш дом. Давай-те позовем папу и маму по-татарски: Кил монда эти, кил монда эни.

- Ребята, а кого ещё нет в нашем доме? Конечно детей.

Кто веселый карапузик –

 шустро ползает на пузе?

Удивительный мальчишка

— это младший мой.. .(братишка)

Кто любит и меня братца,

но больше любит наряжаться?

Очень модная девчонка,

 моя старшая.. .(сестренка)

Вот теперь в нашем доме появились дети.

Скажите, какие должны быть дети? (дружными, заботливыми, внимательными, весёлыми)

Игра «Скажи ласково» (Игра с мячом)
В семье друг друга называют ласково, нежно, потому что друг друга любят. Как можно назвать ласково? ( Воспитатель называет первое слово, дети продолжают.)
Дочь – доченька, дочурка.
Сын — сынок, сыночек.
Папа — папочка, папенька.
Дед – дедушка, дедуля.
Мама — мамочка, мамуля.
Сестра-сестрёнка.

Вывод: У нас получилась целая семья – большая и дружная.

А ещё хочется, чтобы она была здоровая, а для этого нужно заниматься зарядкой.  Покажем?

Физкультминутка «Кто живет у нас в квартире?»

Раз, два, три, четыре, (Хлопаем в ладоши.)
Кто живет у нас в квартире? (Шагаем на месте.)
Раз, два, три, четыре, пять (Прыжки на месте.)
Всех могу пересчитать: (Шагаем на месте.)
Папа, мама, брат, сестра, (Хлопаем в ладоши.)
Кошка Мурка, два котенка, (Наклоны туловища влево-вправо.)
Мой сверчок, щегол и я — (Повороты туловища влево-вправо.)
Вот и вся моя семья, (Хлопаем в ладоши.)

Под музыку появляется ребёнок-Колобок.

Колобок: Здравствуйте, ребята

Я Колобок, румяный бок.

Очень быстро катился,

В гости к вам торопился

И принёс я вам письмо, угадайте от кого? 

Колобок вручает конверт, дети предлагают воспитателю прочитать его.

Письмо:

Ждём вас с нетерпеньем уж готово угощение,

Повнимательней смотрите, всех нас быстро назовите!

Дети называют героев сказок на картинках. (презентация)

Воспитатель. Ребята, вы хотите в гости к сказкам? Друг за другом вы вставайте.

Ты Колобок, помоги

Нам дорогу покажи.

А теперь можно отправляться в гости к сказкам.

Под музыку идут к 1 домику:

Вот стоит в лесочке дом, кто же поселился в нём?

На карточке 3 круга разных размеров коричневого цвета.

– Что за сказочные герои живут в этом домике? (три медведя) 

– Можно ли сказать, что здесь живёт семья? Почему?

Под музыку идут ко 2 домику:

Вот построен новый дом, кто хозяин в доме том? 

Подходят к другому дому, на карточке три розовых одинаковых по размеру круга.

– Что за сказочные герои живут в этом домике? (поросята)

– Можно ли сказать, что здесь живёт семья поросят? Почему?

Под музыку идут к 3 домику:

Здесь ещё построен дом, сколько жителей-то в нём?

Подходят к другому дому, на карточке 5 кругов разных размеров и цвета (темно серый, зеленый, светло-серый, оранжевый, черный, коричневый)

- Что за сказочные герои живут в этом домике?

 – Из какой сказки эти герои? (теремок)

- Можно ли сказать, что здесь живет семья?

Нам пора возвращаться в садик. До свидания, Колобок.

Воспитатель: У нас у всех есть семья. У кого-то семья большая, у кого-то поменьше. Но в каждой семье вас любят и заботятся о вас.

 Ребята, а как вы думаете, что нужно делать, чтобы в вашей семье у всех было радостное настроение?

Дети: не обижать, не ссориться, помогать, дарить подарки, трудиться, любить друг друга, вместе отдыхать…

Какие слова вам хочется сказать о своей семье? 

 Папа, мама, я, сестра - получается семья,                      (Демид Р.)

Дружная, красивая, умная, счастливая!

Мы друг другу помогаем, мы друг друга понимаем.

И счастливый я безмерно - потому что у меня

Очень дружная семья.

У каждого на свете                                                      (Василий С.)

 Должны быть папа с мамой –

У тех, кто всех послушней,

И непослушных самых.

 

У каждого на свете                                                      (Софья)

Должны быть братья, сёстры…

Чтоб жизнь была весёлой

 И от улыбок пёстрой.

 У каждого на свете:                                                     (Артур З.)

 Детишек, птиц, зверья,

 Должны быть те, кто дорог –

Родимая семья!

У каждого на свете                                                     (Ульяна К.)

Должны быть папа с мамой,

Семья большое счастье –

 Подарок самый-самый!

Беседа.
Ребята, а кто в вашей семье больше всех занимается домашними делами? (мама)
-Что делает по дому мама?
-А что делает папа?
-Чем занимаются бабушка и дедушка?
-Какие заботы по дому есть у вас?

Воспитатель:

- Про свои семьи вы рассказали. Но мне бы хотелось узнать, как вы помогаете своим близким. У меня необычный «Цветок добрых дел». Я вам даю по маленькой бабочке. Подумайте, что делаете вы в своей семье.

Образец педагога: Я стираю бельё. (прикрепляет бабочку на цветок)

Дети по очереди подходят к цветку, называют действие, которое выполняют дома и прикрепляют бабочку. (Подметаю, помогаю мыть посуду, поливать цветы, убираю игрушки, пылесосить, …)

Вывод: Много добрых дел вы делаете. Сразу видно первые помощники в семье.

Воспитатель: Посмотрите ребята, какое чудесное дерево у нас. У меня в коробке есть картинки с изображением человека. Как вы думаете, что с ними можно сделать?

Дети: собрать семью

Игра «Составь семью». 

Воспитатель: Сейчас мы будем делать семейное дерево.

Видите, корни дерева, это бабушки и дедушки. Так как они самые старшие в семье. А вот толстые веточки – это мама и папа. Тонкие веточки – это дети, ваши братья и сёстры. Только на наших веточках пока никого нет. Давайте поместим картинки на дерево. Подойдите к столу. Возьмите себе по одной картинке. А теперь каждый по очереди подойдет и повесит свою картинку. Посмотрим, что у нас получилось.

Воспитатель: Ребята, мы справились с заданием, посмотрим, что у нас получилось. Какие вы молодцы, так красиво получилось. Вы очень постарались.

Воспитатель:

- А как вы думаете, какой будет новая семья в своем домике? ( Дружной, веселой, счастливой, все будут помогать друг другу)

Сейчас предлагаю всем встать в круг.

Вика, скажи, пожалуйста, что интересного ты увидела сегодня на занятии? Демид, что больше всего понравилось на сегодняшнем занятии? Лиза, а тебе что запомнилось? Артур о ком мы сегодня говорили?

Дети: о маме, о папе, играли, делали портреты семьи, отгадывали загадки….

Воспитатель: Правильно. Вася, как можно назвать этих людей, одним словом?

Дети: семья.

 Семья – это труд, друг о друге забота,              (Лиза Р.)

Семья – это много домашней работы.

 Семья – это важно!

Семья – это сложно!

Но счастливо жить одному невозможно!

Воспитатель: Ребята вы так интересно и с такой большой любовью рассказывали о своей семье, и я думаю, что вы все заслужили призы-медальоны с надписью «Дружная семья». В кругу награждаю медальоном и проговариваю заслуженную похвалу.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект совместной деятельности с детьми по развитию речи в средней группе по теме:"Паровозик из Ромашкова"

Целью этой совместной деятельности является закрепление у детей представления об осенних изменениях в природе, развитие дыхания, силы голоса. Дети учатся определять протяжонность слов: короткое или дл...

Конспект ООД по развитию речи в подготовительной группе на тему «Наша дружная семья»

Конспект организованной образовательной деятеьности по развитию речи. Предварительная работа- проект "Моя семья" Цель: формировать предаставление о семье как о людях, которые живут вмес...

Непрерывная образовательная деятельность по развитию речи в средней группе на тему "Моя спортивная семья"

С самого рождения дети постоянно развиваются. В средней группе детского сада воспитанники успешно осваивают новые знания и навыки. В достижении результатов немаловажное значение иг...

Конспект занятия по развитию речи в средней группе на тему: "Дружная семейка"

Конспект занятия по развитию речи в средней группе на тему: "Дружная семейка"...