Конспект НОД в старшей группе "Путешествие в осенний лес"
план-конспект занятия по развитию речи (старшая группа) на тему

Данный конспект направлен на дифференциацию звуков С-Ш; З-Ж в словах и во фразовой речи.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Конспект НОД в старшей группе «Путешествие  в осенний лес».

                                   Задачи

1.Дифференциация звуков  с-ш; з-ж; в словах и во фразовой речи

2.Закреплять представления об осенних изменениях в природе.

3.Учить находить и называть листья клёна, осины, берёзы, рябины.

4.Продолжать учить определять первый звук в слове.

5.Анализ понятия  и определение его качеств с точки зрения детей положительных или отрицательных.

6.Учить преобразовывать  геометрические фигуры в предметы.

7.Определять протяжённость слов: короткое или длинное.

8.Развивать речевое дыхание у детей.

9.Продолжать совершенствовать развитие мелкой моторики  пальцев рук у детей.

10.Воспитывать уважение  друг к другу.

11.Создать эмоциональный комфорт.

Интегрированные образовательные области: «Речевая», «Познавательная», «Художественно-эстетическая», «Физическая», «Социально-коммуникативная».

Материалы к занятию: аудиокассета с записью осенней мелодии; кукла на руку ёжик; осенние листья; игра: «Лесная полянка»; конверт от зверят с заданиями.

           Ход непосредственной образовательной деятельности.

Воспитатель: Посмотрите, ребята , какой букет я принесла. Как одним словом можно назвать этот букет? Какой он?

Дети: Осенний.

Воспитатель :Посмотрите на листики и скажите с каких деревьев эти листья?

Дети: С клёна , берёзы, рябины , осины .

Воспитатель: Возьмите в руки по листочку , изобразим осенний танец листьев (Под музыку дети кружатся , танцуют)

Воспитатель: Ребята , а хотите отправиться в осенний лес?

Дети: Да.Хотим.

Воспитатель: На чём можно отправиться в лес?(дети предлагают варианты: пешком, велосипед , машина, поезд) А самый   быстрый транспорт?

Дети: Самолёт.

Воспитатель : Полетим на самолёте.

                            Упражнение «Самолёт»

Дети произносят слова и выполняют движения:

Мы лётчики – пилоты;                                         Встать на одно  колено.

Заводим самолёты.

Ключ – чик                                                              Вращение кистью

Мотор –т –т – т –т                                                 круговые вращения

Гул моторов –ммммм                                          кистями рук.

Взлёт! Р – р – р –р….                                              Бег по кругу

На посадку  : ззззз…..          Дети встают в исходное положение на одно колено

Воспитатель: Вот мы с вами и в осеннем лесу  . Идём по лесной дорожке. Смотрите , на полянке стоит высокая раскидистая сосна, она тихо шумит, хотя ветра нет.

Дети: Ш – ш –ш – ш –ш…..

В: Скажем скороговорку про сосну:  

                 Шумели и шушукались

                 Верхи высоких сосен.

Дети проговаривают медленно и чётко 2-3 раза.

В: Тяжело стонет огромный дуб.

Дети стоят в кругу. Кладут руки на плечи друг другу , образуя «дуб». Медленно раскачивается «дуб»  - движения вправо –влево.

В: Жалобно стонут берёзки.

Д:Ммм –ммм –ммм…(встают парами ,руки на плечи друг другу , раскачиваются)

В: Ой, посмотрите, кто это прилетел на осеннюю полянку и жужжит?

Д: Ж-ж-ж…

В: Сел на цветок и понюхал. Воспитатель даёт каждому ребёнку в руки цветок. Дети делают глубокий вдох, нюхают.

Д: На выдохе. Хорош-ш-ш-ш-о

В: И ещё на нашу полянку прилетели комарики.

Д: З-з-з-з…

В: Комары летят, а жуки жужжат.

Дети повторяют с воспитателем несколько раз.

В: Давайте поиграем в игру: «Комары и жуки».

Дети разбиваются на две группы. Одни изображают жуков, другие комаров. Один ребёнок изображает сову ( Надевают маску ).

В: Комары летят, комары гудят.

Д: Вылетают и гудят: з-з-з.

В: Жуки летят, жуки жужжат.

Д: Вылетают и жужжат: ж-ж-ж.

Сова: Я- сова, большая голова.  На суку сижу, во все стороны гляжу.

 Жуков и комаров ловлю! Лечу!

В: А ещё мы знаем шуточную скороговорку про сову:

Д: Всю ночь с темноты до рассвета

     На ветке сидела сова

     И песню сложила про это,

     А утром забыла слова.

В: Молодцы! Сейчас я буду произносить скороговорки, а вы будете их повторять.

Воспитатель произносит, а затем дети хором повторяют:

Оса летит, оса жужжит, а Саша от неё бежит.

Змея шипит, оса жужжит.

Шипит змея, жужжит оса.

Серая кошка сидит на окошке.

Собака лежит, кошка сидит.

Я в лес пойду, ежа найду.

В шапку положу, домой отнесу.

Воспитатель: Посмотрите, какая лесная полянка!( Вносит большой лист, на котором нарисована полянка и деревья). Это необычная полянка. Какие деревья вы видите?

Д: Сосна и ёлка.

В: Правильно. Под сосной спрятались длинные слова, а под ёлкой- короткие.

Воспитатель раздаёт каждому ребенку картинку.

Ребята, вы должны правильно расположить картинки под деревьями.

Д: Раскладывают под сосну- картинки с длинными словами; а под ёлку- с короткими.

В: Становитесь ребята в круг. Сейчас мы поиграем с мячом. Вы будете придумывать слова со звуками С и З в начале или в конце слова. Кто назвал слово, передаёт мяч следующему и т. д.

Слова не должны повторяться.

Д: Называют слова со звуками С и З.

В: А теперь называйте слова со звуками Ш или Ж в начале слова или в конце слова.

Д: Называют слова со звуками Ш или Ж.  

В: Ребята, а почему вам осень нравится? Что в ней хорошего?

Д: Листья жёлтые, красные вокруг красиво.

В: А почему осень может и не нравится?

Д: Часто идут дожди, холодно, приходится тепло одеваться.

В: Посмотрите, что у меня есть ( Достаёт крышки). Давайте представим что крышки- это листики.  

     Упражнение с пластмассовыми крышками «Листья».

Листья осенние                                  Дети кружатся, расставив руки в стороны

Тихо кружатся

Листья нам под ноги                        Приседают                                                                                    

Тихо ложатся

И под ногами шуршат,                     Движения крышками по полу влево-вправо

Шелестят,

Будто опять закружится                   Снова кружатся на носочках.

Хотят.

В: Ребята посмотрите, кто это бежит к нам навстречу. ( загадка про ежа)

Д: Ёжик.

В: Посмотрите у него в лапах какой-то конверт. (читает)

- Здравствуйте ребята! Мы учимся в лесной школе нам дали задание, но мы не можем с ним справиться, потому что забыли признаки осени. Помогите нам!!!

- Ну что ребята, поможем зверятам. (Да)

Тогда слушайте и скажите что здесь правильно, а что нет.

  1. Осенью тепло и можно купаться и загорать? (Неправильно) Почему?
  2. Осенью распускаются цветы и листья. ( Неправильно) Почему?
  3. Листья осенью облетают. Они разноцветные – жёлтые, красные, коричневые. ( Правильно)
  4. Осенью сажаем картошку, огурцы, горох, репку. ( Неправильно ) Почему?
  5. Осенью погода пасмурная, дождливая и очень редко – солнечная.          ( Правильно )
  6. Осенью прилетают птицы.( Неправильно ) Почему?

В: Ребята, ещё зверятам дали вот какое задание: дорисовать предмет.

На листе бумаги нарисованы геометрические фигуры: круг, квадрат, треугольник, прямоугольник. Надо преобразовать эти фигуры в предметы т.е. дорисовать.

Дети дорисовывают геометрические фигуры.

Воспитатель хвалит детей, отдаёт ёжику листы с выполненными  заданиями.

Ёжик уходит.

В: Ребята, ёжик ушёл и нам пора возвращаться в детский сад.

Игровое упражнение « Самолётики»

В: Ребята, вам понравилось наше путешествие в осенний лес?

Д: Да, понравилось.

В: Что мы с вами делали в осеннем лесу?

Дети называют игры и задания, которые они выполняли.

Воспитатель подводит итог занятия.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия в старшей группе "Осень"

Закрепить знания детей об осенних явлениях природы,  приметах и месяцах осени. Воспитывать умение наблюдать явления природы и устанавливать простейшие связи между ними. Обогащать активный словарь...

конспект НОД в старшей группе "Осень, осень в гости просим"

Конспект НОД "Осень, осень в гости просим"Цель: Обобщить и систематизировать знания детей об осенних явлениях в природе (короткие дни  и длинные ночи, моросящие затяжные дожди, листопад...

Конспект занятия в старшей группе: "Осени дары" совместно с работником библиотечно - эстетического центра.

Приглашая на занятия интересных людей, мы развиваем любознательность детей, обогащаем их эмоциональную сферу. Даем возможность продемонстрировать свои знания....

Конспект занятия для старшей группы "Осень"

Формирование у детей старшей группы интерес и любовь к родной природе...

Конспект занятия для старшей группы "Осеннее путешествие"

Образовательные области: познавательное и речевое развитие....

Конспект НОД в старшей группе «Осень в лесу»

Данный конспект составлен для детей старшего возраста и направлен на закрепление знаний об овощах и фруктах, об осенних изменениях в природе и на получение знаний о жизни животных осенью, о том как он...

Конспект занятия В старшей группе «Осенние заботы человека»

В природе всё идёт по плану, жаркое лето сменяется прохладной осенью..........