Речь и мяч
презентация к уроку по развитию речи (старшая группа) на тему
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
содержание Игры с мячом, направленные на развитие мелкой моторики. Игры с мячом, направленные на расширение словарного запаса, развитие грамматического строя речи.
Введение Игры с мячом известны очень давно. Практически каждый ребенок с раннего возраста знаком с мячом. Игры с ним весьма популярны и выбор мячей достаточно широк: они различного цвета, размера, качества. Игры с мячом освобождают от неподвижности на занятиях, помогают разнообразить виды деятельности, развивают общую и мелкую моторику, ориентировку в пространстве, само движение мяча активизирует непроизвольное внимание, а то, что он может быть брошен любому ребенку, формирует произвольное внимание и многое другое. Все это является необходимыми предпосылками для улучшения функционирования речевых органов и оказывает положительное влияние на выработку у детей правильных речевых навыков.
Над рукою мяч кружит, от нее теперь бежит. Между пальцев подержу и в ладошку положу. Игры с мячом, направленные на развитие мелкой моторики
Из руки его достану, справа, слева ставить стану. Мяч с одной рукой играет и к другой перебегает.
Игра «Горячий – холодный» МЫ СЕЙЧАС ОТКРОЕМ РОТ, ЧТОБ СКАЗАТЬ НАОБОРОТ. Цель: закрепление в представлении и словаре ребенка противоположных признаков или слов-антонимов. Ход: логопед, бросая мяч ребенку, произносит одно прилагательное, а ребенок, возвращая мяч, называет другое-с противоположным значением. Узкий- широкий, молодой- старый, большой- маленький. Усложнение: можно предложить составить предложение. Например: Острый нож. Ясный день. Глубокое озеро. Игры с мячом, направленные на расширение словарного запаса, развитие грамматического строя речи
Игра «Кто как передвигается?» Педагог, бросая мяч ребёнку, задаёт вопрос, а ребёнок, возвращая мяч, должен на вопрос ответить. Учитель: Летают: Птицы, бабочки, жуки, мухи… Плавают: Рыбы, дельфины, киты… Ползают: Змеи, гусеницы, черви… Прыгают: Зайцы, кузнечики, жабы…и т.д.
Игра «Кто, чем занимается?» Бросая мяч ребёнку, педагог называет профессию, а ребёнок, возвращая мяч, должен назвать глагол, обозначающий, что делает человек названной профессии. строитель - строит повар - варит носильщик - носит рабочий – работает художник – рисует И т.д.
Игра «Чья голова?» ПОДСКАЖИ СКОРЕЙ СЛОВА, ЧЬЯ У ЗВЕРЯ ГОЛОВА? Цель: расширение словаря за счет употребления притяжательных прилагательных. Ход: логопед, бросая мяч кому-либо из детей, говорит:» У вороны голова…» , а ребенок возвращая мяч заканчивает:» …. Воронья» . Примеры: у рыбы- рыбья, у зайца- заячья, у тигра- тигриная и т.д.
Игра «Что бывает круглым?» ТУТ, КОНЕЧНО, КАЖДЫЙ ЗНАЕТ, ЧТО КАКИМ У НАС БЫВАЕТ. Цель: расширение словаря детей за счет прилагательных, развитие воображения, памяти, ловкости. Ход: перебрасывая мяч различными способами, логопед задает вопрос, на который ребенок, поймавший мяч, должен ответить и вернуть мяч логопеду. Логопед, в свою очередь, перекидывает мяч следующему ребенку, ожидая ответа от него. 1. Что бывает круглым? (мяч, шар, колесо, луна….) 2. Что бывает длинным? (дорога, нитка, шнур…..) 3. Что бывает гладким? (стекло, зеркало, доска….) и т.д.
Игра «Кто как разговаривает» Педагог поочерёдно бросает мяч детям, называя животных. Дети, возвращая мяч, должны ответить, как то или иное животное подаёт голос. Учитель: Корова - мычит Тигр - рычит Змея - шипит Комар - пищит Собака - лает и т.д.
Игра «Если все мы встанем в круг, мяч тебе я брошу, друг» Цель: закрепление умения ориентирования (справа – слева) , развитие ловкости, внимания, словесного обозначения действия. Ход: дети становятся в круг на некотором расстоянии друг от друга и перекидывают мяч, говоря при этом: «Мяч бросаю вправо, Лене. Лена, лови!» и т. д.
Игра «Кто как передвигается?» Педагог, бросая мяч ребёнку, задаёт вопрос, а ребёнок, возвращая мяч, должен на вопрос ответить. Учитель: Летают: Птицы, бабочки, жуки, мухи… Плавают: Рыбы, дельфины, киты… Ползают: Змеи, гусеницы, черви… Прыгают: Зайцы, кузнечики, жабы…и т.д. Игра «Горячий – холодный»
Игра «Чей домик?» Бросая мяч поочерёдно каждому ребёнку, педагог задаёт вопрос, а ребёнок, возвращая мяч, отвечает. Педагог: Кто живёт в дупле? Кто живёт в скворечнике? Кто живёт в гнезде? Кто живёт в будке? Кто живёт в улье? Кто живёт в норе? Кто живёт в логове? Кто живёт в берлоге?
Игра «Лови и бросай, да цвета называй» Педагог, бросая мяч ребёнку, называет прилагательное, обозначающее цвет, а ребёнок, возвращая мяч, называет существительное, подходящее к данному прилагательному. Работа проводится с основными цветами и их оттенками. Учитель: Дети: Красный : мак, огонь, флаг… Оранжевый: апельсин, морковь… Жёлтый: солнце, репа… Зелёный: огурец, трава, лес… Голубой: небо, незабудки… Синий: море, колокольчик… Фиолетовый: слива, сирень…
Игра «Кто кем был?» Педагог бросая мяч кому-либо из детей, называет предмет или животное, а ребёнок, возвращая мяч, отвечает на вопрос, кем (чем) был раньше названный объект: Цыплёнок – яйцом лошадь – жеребёнком корова – телёнком дуб – жёлудем рыба – икринкой яблоня – семечком лягушка – головастиком и т.д.
Игра «Скажи ласково» Педагог, бросая мяч ребёнку, называет первое слово, а ребёнок, возвращая мяч, называет второе. Стол – столик, ключ – ключик. Шапка – шапочка, белка – белочка. Книга – книжечка, ложка – ложечка. Голова – головка, картина – картинка. Мыло – мыльце, зеркало – зеркальце. Кукла – куколка, свекла – свеколка.
Игра «Один - много», «Много – один» Педагог, бросая мяч ребёнку, называет слово в единственном числе, а ребёнок – во множественном (и наоборот). Можно использовать существительные, прилагательные, глаголы. Дом – дома Пеналы - пенал Книга – книги Листья - лист Дерево – деревья Торты - торт Стол – столы Ёлки - ёлка Стул – стулья Псы - пёс Окно – окна и т.д.
Игра «Мяч бросай и животных называй» В зависимости от темы игры возможны варианты: назвать фрукты, овощи, ягоды и т.д. Вариант 1. Педагог называет обобщённое понятие и бросает мяч поочерёдно каждому ребёнку. Ребёнок, возвращая мяч, должен назвать относящееся к этому обобщающему понятию предметы. Обобщающие понятия: овощи, фрукты, ягоды, деревья, домашние животные, дикие животные, перелётные птицы и т.д Вариант 2. Педагог называет видовые понятия, а дети – обобщающие слова. Педагог: огурец, лук, репа, а дети – овощи.
ЖЕЛАЮ УДАЧИ!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ С НАРУШЕНИЕМ РЕЧИ. СПЕЦИФИКА ВЗАИМООТНОШЕНИЙ РЕБЕНКА С НАРУШЕНИЯМИ РЕЧИ СО СВЕРСТНИКАМИ. РЕКОМЕНДАЦИИ РОДИТЕЛЯМ И СПЕЦИАЛИСТАМ ПО ПОДГОТОВКЕ ДЕТЕЙ С НАРУШЕНИЕМ РЕЧИ К СЕМЕЙНОЙ ЖИЗНИ
Восприятие эталонов семейных отношений, повседневного поведения родителей, бытовых отношений начинается уже в дошкольном возрасте. Ребенок стремится к знаниям, подражанию через многочисленные «з...
Просодическая сторона речи и работа над формированием внятности речи детей с общим недоразвитием речи.
Развитие интонационной выразтельности у детей дошкольного возраста...
Конспект комплексного логопедического занятия с детьми средней группы «Прогулка в лес»Занятие комплексное; на развитие лексико-грамматического строя речи с элементами развития связной речи, формирование звуковой культуры речи.
Занятие комплексное; на развитие лексико-грамматического строя речи с элементами развития связной речи, формирование звуковой культуры речи....
Развитие речи у детей со сложными дефектами (системное недоразвитие речи с тугоухостью, общее недоразвитие речи- I уровня) в условиях логопедической группы.
Представлен опыт работы учителя-логопеда по развитию речи у детей с кохлеарным имплантом (КИ) первого года обучения в условиях логопедической группы....
Буклет для родителей по развитию речи детей 5-6 лет "Речь ребенка формируется под влиянием речи взрослых"
Данный буклет содержит краткий практический материал по формированию и становлению речи в период старшего дошкольного возраста....
Семинар-практикум "Основные направления компонентов устной речи, практическое овладение нормами речи: развитие словаря, формирование грамматической стороны речи"
Семинар-практикум для педагогов ДОУ "Основные направления компонентов устной речи, практическое овладение нормами речи: развитие словаря, формирование грамматической стороны речи"...
Конспект подгрупповой коррекционно-развивающей деятельности по теме «Овощи» в подготовительной группе для детей с тяжёлым нарушением речи, заиканием, общим недоразвитием речи (второй год обучения). Учитель-логопед Рогулева И.Н. Этап шёпотной речи.
Конспект подгрупповой коррекционно-развивающей деятельности по теме «Овощи» в подготовительной группе для детей с тяжёлым нарушением речи, заиканием, общим недоразвитием речи (второй год обучения...