Конспект непосредственной образовательной деятельности
план-конспект занятия по развитию речи (средняя группа) по теме
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад № 5 р.п. Магнитка Кусинский район»
Конспект непосредственной образовательной деятельности
по речевому развитию
тема: «Русская изба»
средняя группа
Воспитатель: Сидорова Л.Р
р.п. Магнитка, 2016
Цель: формирование интереса детей дошкольного возраста к истории русской национальной культуры.
Задачи:
Образовательные:
Познакомить детей с русской избой, с предметами старинного русского быта (печь, лавка, прялка, самовар, и др.);
Продолжать знакомить детей с русскими народными играми, пословицами, поговорками.
Развивающие:
Развивать связную монологическую речь через устное народное творчество;
Развивать коммуникативные умения с помощью народных игр.
Воспитательные:
Воспитывать интерес к традициям и обычаям русского народа, к русскому фольклору.
Словарная работа: ухват, прялка, коромысло, чугунок, самовар, половик.
Предварительная работа: заучивание слов для игры «У дядюшки Трифона», «Ворон», чтение русских народных сказок, рассматривание иллюстраций к ним. Разучивание пословиц, поговорок. Отгадывание загадок. Проведение русских народных игр, хороводов.
Используемые материалы: для украшения группы под избу: с предметами быта (печь, лавки, стол, самовар, прялка, половики, ухват, коромысло, чугунок и др.), печь, хлеб, соль, народный костюм «Хозяюшки» для ведущей, детей, аудиозаписи русской народной музыки, пряжа, соленое тесто, столы для творческой работы, солёное тесто.
Методы и приёмы:
- игровой (использование сюрпризного момента: переодевание педагога в «Хозяюшку»);
- наглядный (декорации: русская изба, печка, сундук, гжельские столы и посуда, корзинка);
- словесный (наводящие вопросы, индивидуальные и хоровые ответы детей, загадки);
- практические (подвижные игры).
Ход непосредственной образовательной деятельности:
Вводная часть
Дети под русскую народную мелодию входят в зал, одетые в элементы русских народных костюмов. (Воспитатель, в русском народном костюме – хозяйки избы, встречает детей).
Воспитатель: Представьте себе, что мы с вами оказались в русской избе. А я хозяйка этого дома. И встречу я вас, так как в старину встречали гостей. В руках у меня хлеб да соль. (Хлеб лежит на полотенце, вышитом по краям).
– Милости просим, гости дорогие! Хлеб да соль, с поклоном приглашаю вас.
Знаете, как здоровались в старину? Говорили: «3драве буде».
– Что означает, как вы думаете? Будьте здоровы, здравствуйте.
Милости прошу ко мне в избу, гости дорогие! Проходите, присаживайтесь поближе к печи. Дорогих гостей всегда усаживали возле печи, а непрошенных возле порога.
Основная часть
Воспитатель: Скажите, какой предмет занимает больше всего места в избе?
( печка)
- Да, печка. В старинной русской избе была всего лишь одна комната, и почти половину ее занимала русская печка. Печь была самой главной вещью в доме. В ней и еду готовили, она и дом обогревала. На печи можно было даже спать.
Загадка:
Что хозяйка в печку ставит,
Кто из вас, ребята, знает?»
(чугунок)
Воспитатель: Да, это чугунок. Он незаменим был в хозяйстве. По весу он тяжёлый, так как сделан из чугуна, особого вида металла, который мог выдержать любой огонь и никогда не бился.
-Как же можно было достать из печи горячий чугунок? Здесь был нужен другой помощник. А какой?
Загадка:
«Не бык, а бодает,
Не ест, а еду хватает,
Что схватит – отдаёт,
А сам в угол идёт
(ухват)
Возле русской печи всегда стоял ухват, которым хозяйка доставала горячие чугунки со щами и вкусной кашей (воспитатель показывает, как нужно брать чугунок из печи).
- Кто хочет попробовать, легко ли было хозяюшке доставать чугунок? (Предлагает детям достать из печи ухватом чугунок).
Воспитатель:
-А что стоит на столе?
(посуда)
-Какая посуда?
(ответы детей)
Воспитатель:
Загадка:
«Выпускает жаркий пар
Древний чайник…» (самовар)
Воспитатель: За самоваром собиралась вся большая крестьянская семья, пили горячий чай с медом, с пирогами и блинами. Самовар стал символом добра, домашнего уюта и семейного покоя.
Ребята, посмотрите какие красивые ложки, расписные. Рассматривают их. Кто мне скажет, какой росписью расписаны ложки?
хохломской
Воспитатель:
Да, хохломские узоры на ложках.
В крестьянской семье у каждого члена семьи была своя ложка, которую вырезали из дерева. И в гости тоже всегда ходили со своей ложкой. Даже поговорку сложили «Запасливый гость без ложки не ходит». Ложкой не только ели, на ложках можно было играть и пускаться с ними в пляс. Давайте и мы с вами попробуем поиграть на ложках, да потанцевать.
(Дети берут ложки, становятся в круг, воспитатель включает звукозапись)
Дети под народную музыку придумывают и выполняют танцевальные движения, играя на ложках.
Воспитатель благодарит детей за исполнение танца.
Воспитатель обращает внимание на ведра и коромысло. Водопровода не было, и люди ходили по воду, коромысло женщинам помогало облегчить ношу).
Воспитатель показывает, как ходили по воду. Предлагает детям пройти с коромыслом.
Воспитатель: вы знаете, что это за предмет (воспитатель показывает утюг)
Ответы детей.
Воспитатель: Раньше не было электричества, открывали крышку и клали угольки вовнутрь утюга или ставили утюг на угли. Так и гладили.
А вот еще один предмет, которым гладили в старину, у кого не было утюга это рубель.
(Предлагает 2 детям повторить это слова). Затем показывает способ глажения рубелем.
Воспитатель: Дети я вам сказала, что не было электричества, кто мне скажет чем же освещалась изба ?
Ответы детей.
Воспитатель: Правильно, лучиной или керосиновой лампой (показ)
Обязательно в каждой крестьянской избе была прялка. Когда осенние работы на полях заканчивались, женщины и девушки пряли пряжу, чтобы потом связать носки, варежки и другие вещи. Долгими зимними вечерами горела на столе лучина или керосиновая лампа, девушки пряли и пели песни.
Воспитатель: обращает внимание на колыбельку и куклу в ней.
Ой, какой малыш он лежит в колыбельке. А что такое зыбка ?
Ответы детей
- Это кроватка, куда клали малыша и качали. Её называют зыбка (Произнести слово )
Воспитатель: (Предлагает одному ребенку взять из зыбки малыша).
Воспитатель: Малыша зовут Ваня, он плачет. Ребятушки, а что нужно сделать, чтобы малыш уснул?
Ответы детей:
Его нужно покачать и спеть колыбельную песенку.
Воспитатель: Правильно.
Дети, а кто из вас знает колыбельные песенки? Предложить спеть колыбельную.
Ребенок качает малыша под колыбельную песенку. (Звучит колыбельная в исполнении детей). Укладывает его в зыбку.
Воспитатель: Вот и уснул наш Ваня.
Малыши спали в зыбках, а дети постарше играли в игры, я предлагаю поиграть в самую настоящую старинную русскую игру «Ворон»
«Ворон»
Ой, ребята, та-ра-ра
На горе стоит гора
А на той горе дубок
А на дубе воронок
Ворон в красных сапогах (движение ногами вперед)
В позолоченных серьгах (показывают серьги)
Черный ворон на дубу (показывают крылья)
Он играет во трубу (показывают игру на трубе)
Труба точеная, позолоченная (хлопки в ладоши)
Труба ладная, песня складная (хлопки в ладоши)
Да (поднимают и опускают руки)
Русская народная игра «У дядюшки Трифона».
Заводите круг (играющие идут по кругу, говорят слова, водящий в центре, по окончании слов водящий показывает движение, дети повторяют, водящий выбирает, кто лучше всех показывал, тот становится водящим).
1 раз водящий воспитатель.
Потом выбирают водящего.
Аты-баты, шли солдаты,
Аты-баты, на базар.
Аты-баты, что купили?
Аты-баты, самовар.
Аты-баты, сколько стоит?
Аты-баты, три рубля
Аты-баты, он какой?
Аты-баты, золотой.
«А у дядюшки Трифона
Было семеро детей,
Семеро сыновей
Они не пили, не ели,
Друг на друга смотрели.
Разом делали, как я!»
Воспитатель: Издавна и сейчас вернулся обычай делать обереги для дома.
-Сегодня, я предлагаю вам сделать оберег.
-Послушайте, как звучит слово – оберег – оберегает, значит.
-Это предмет, который защищает и охраняет людей от бед.
-Я вам предлагаю сделать оберег, чтобы он оберегал вашу семью.
Воспитатель показывает оберег (Подкова) (показывает образец).
Воспитатель: Изготовим оберег из соленого теста.
Показывает прием лепки оберега.
Возьмите кусочек теста раскатайте его и положите на лист картона. Сделайте форму подковы, аккуратно пригладьте и украсьте подкову.
Выполнение работ детьми.
(под звукозапись дети делают оберег).
Воспитатель:
Молодцы, вот какие удивительные обереги вы вылепили.
Рефлексия:
Воспитатель: Ребята, что нового вы сегодня узнали, что вам понравилось? (Ответы детей)
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Непосредственно образовательная деятельность по коммуникации и продуктивной деятельности «Ателье» (15 минут). Самостоятельная деятельность детей (10 минут). Непосредственно образовательная деятельность в средней группе по художественному творчеству «Вос
Позанкомятся с профессиями работников ателье по пошиву одежды. Поупражняются в дифференциации одежды по сезону (летняя, осенняя, зимняя, весеннняяя). Совместно выполнят поделку из разых видов ткани....
Конспектнепосредственно-образовательной детельности по физической культуре на тему: "Весёлые воробушки"
Цель: Учить детей прыжкам через предметы (шириной 15-20 сантиметров). Закреплять ходьбу между предметами; ходьбу по кругу; ходьбу по гимнастической скамейке. Продолжать развивать интерес к...
План-конспект непосредственно-образовательной деятельности в старшей группе по образовательной области «Познавательное развитие» в рамках тематической недели «Путешествие» по теме: « Карта сокровищ» Доминирующая образовательная деятельность: «Познават
План-конспектнепосредственно-образовательной деятельности в старшей группе по образовательной области «Познавательное развитие» в рамках тематической недели «Путешествие» по теме: « Карта сокров...
Методическая разработка непрерывной образовательной деятельности с детьми старшего дошкольного возраста с использованием современных образовательных технологий Образовательная область: Познавательно-конструктивная деятельность на тему: «Моя малая Родина»
Данная разработка направлена на обогащение знаний детей о Санкт- Петрбурге через знакомство с краткой историей и достопримечательностями города....
Непосредственно образовательная деятельность для детей с задержкой психического развития Старшая группа Образовательная область: «Художественное творчество» (Аппликация) Тема образовательной деятельности: «Бабочка» Тема недели: «Насекомые»
1.Формировать умение детей выполнять предметную аппликацию используя салфетки; 2.Развивать мелкую моторику ребенка. 3.Развивать умение располагать комочки по силуэту; 4. Воспитывать аккуратность при в...
Конспект непосредственно образовательной деятельности на тему:"Весёлые клубочки для скучающих котят" интегрированная организационная образовательная деятельность по образовательным областям "Творческая деятельность", "Художественно-эстетическое развитие"
Конспект предназначен для педагогов,работающих в среднем дошкольном возрасте по таким областям,как "Творческая деятельность", "Художественно-эстетическое развитие" на тему "Ве...
Конспект образовательной деятельности Тема: Квест – игра «В поисках сокровищ» Образовательная область: «Познавательное развитие» Форма организации деятельности: образовательная деятельность Возрастная группа: Средняя группа
Конспект образовательной деятельностиТема: Квест – игра «В поисках сокровищ»Образовательная область: «Познавательное развитие»Форма организации деятельности: ...