«Составление рассказа по мнемотаблице»
план-конспект занятия по развитию речи (средняя группа) на тему
План конспект ИОС "Составление рассказа по мнемотаблице"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
sostavlenie_rasskaza_pro_osen_2.docx | 416.2 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
детский сад комбинированного вида № 11 «Теремок» поселка Псебай
муниципального образования Мостовский район
План - конспект игровой образовательной ситуации
для детей среднего дошкольного возраста
«Составление рассказа по мнемотаблице»
Подготовила воспитатель:
Виктория Викторовна Сухина,
п.г.т. Псебай, 2015 г.
Цель: закрепление представлений детей о характерных признаках осени и осенних явлениях.
Задачи:
Упражнять детей в умении рассказывать о временах года (осень) с использованием наглядных пособий (мнемоквадраты, мнемотаблица), связно, в логической последовательности.
Развивать словарный запас- называть отличительные признаки осени, диких животных, птиц используя мнемотехническую таблицу.
Закрепить навык образования прилагательного от существительного.
Продолжать развивать психические процессы: память, внимание, наглядно-действенное мышление .
Формировать умение соотносить нарисованные символы с образом.
Воспитывать доброе отношение к природе, проявлять заботу о ней.
Материал:Демонстрационный: мнемоквадраты, мнемотаблица «Осень»,корзина, указка, мяч, фонограмма с музыкой «Танец с осенними листочками»,музыка П.И.Чайковского «Октябрь».
Раздаточный: осенние листья по 2 на каждого ребёнка, угощения.
Предшествующая работа: наблюдение за осенними изменениями в природе,рассматривание иллюстраций, беседы, заучивание стихов про осень, знакомство с символами –рисунками мнемоквадратов ,разучивание зрительной, пальчиковой гимнастики, пение песен про осень.
Ход игровой образовательной ситуации:
Дети стоят в кругу, звучит тихая музыка, воспитатель читает стихотворение
« Уж небо осенью дышало...» Александр Пушкин
Уж небо осенью дышало,
Уж реже солнышко блистало,
Короче становился день,
Лесов таинственная сень
С печальным шумом обнажалась,
Ложился на поля туман,
Гусей крикливый караван
Тянулся к югу: приближалась
Довольно скучная пора;
Стоял ноябрь уж у двора.
Воспитатель:-Ребята, о каком времени года говорится в стихотворении?
( ответы детей)
Сегодня мы с вами поговорим о прекрасном , таинственном времени года-осени.
-А кто вспомнит, как называется музыка, которую мы слушаем, и кто её написал?( ответы детей)
-Назовите осенние месяцы?( ответы детей)
-А какие периоды осени вы знаете? (ранняя, поздняя)( ответы детей)
Воспитатель: Вы видите несколько картин с изображением осени. Расскажите, какая на них изображена осень. (Дети показывают и называют)
-А чем отличается ранняя осень от поздней?( ответы детей)
Игра "Погода осенью"
У меня разноцветный мяч: мяч осенний и волшебный
Будет в руки к вам скакать и вопросы задавать.
Воспитатель: Дети, а какая бывает погода осенью:
Когда идет дождь - дождливая.
Когда дует ветер - ветреная
Холодно - холодная
Пасмурно - пасмурная
Сыро - сырая
Хмуро - хмурая
Ясно – ясная
Воспитатель:-Ребята, а какие слова про осень вы знаете, осень какая? ( Золотая, печальная, хмурая, красивая, разноцветная, дождливая, долгая, затяжная, пестрая, теплая, холодная, ранняя, поздняя, средняя, хорошая, дивная, задумчивая, замечательная, интересная, величавая, унылая, очаровательная, тихая, невеселая, таинственная, скучная, грустная, ласковая.)
Стук в дверь, появляется корзинка.
Воспитатель:-Ребята, посмотрите - это волшебница осень вам прислала корзинку, да корзинку не простую, а с сюрпризом. В ней лежат картинки , которые помогут нам составить рассказ про осень. Проходите и садитесь на стульчики.
Возьмите осенние листочки в руки и давайте выполним зрительную гимнастику:
Мы листочки увидали
И с листочками играли
Листья вправо полетели
Глазки вправо посмотрели
Листья влево полетели
Глазки влево посмотрели
Ветер листья поднимал
И на землю опускал
Все на землю улеглись
Глазки закрываем
Глазки отдыхают.
Воспитатель:- Ребята, а вы хотите составить предложения по картинкам, которые нам прислала осень?
Ответы детей
Воспитатель:-Итак 1 картинка, посмотрите и скажите о чём мы будем составлять предложение?
Ответы детей: о солнце
Воспитатель:-Какое бывает солнце, как оно светит и греет осенью? (Осенью солнце светит, но греет слабо)
-О чём сейчас будем рассказывать? (о небе)
-Что можно сказать про осеннее небо? (Небо осенью серое, пасмурное, хмурое.)
-А какое предложение можно составить по этой картинке? (Осенью часто идут дожди)
-А что можно сказать о деревьях? ( Осенью листья на деревьях становятся разноцветными, высыхают и опадают и деревья остаются голыми)
-А когда с деревьев ветер срывает листву как можно назвать такое явление? (листопад)
-О ком будем говорить? ( о птицах)
-Какие изменения происходят в жизни птиц осенью? (Перелётные птицы улетают в тёплые края, а зимующие остаются с нами)
-Что делают осенью животные? (Животные готовятся к зиме, заяц и белка меняют окраску шерсти, медведь и ёж впадают в спячку.)
-Молодцы ребята, правильные и красивые предложения составили про осень. А сейчас предлагаю отдохнуть и потанцевать с осенними листочками, возьмите листья и встаньте в круг.
Песня-танец с осенними листочками.(дети под фонограмму поют и танцуют)
Воспитатель: Молодцы, хорошо потанцевали - проходите, садитесь на стульчики.
-Посмотрите, какая таблица у нас получилась из наших картинок, я предлагаю вам составить по данной таблице связный рассказ, сначала послушайте какой рассказ составила я, а потом вы мне составите свои рассказы.
Образец рассказа по мнемотаблице: Осенью солнце светит, но греет слабо. Небо осенью бывает пасмурное, серое, хмурое. Часто идут дожди. Листья на деревьях становятся разноцветными, высыхают и опадают и они остаются голыми. Перелётные птицы улетают в тёплые края, а зимующие остаются с нами. Животные готовятся к зиме, заяц и белка меняют окраску шерсти, медведь и ёж впадают в спячку.
Составление рассказов по мнемотаблице «Осень» детьми (2-3 рассказа)
Воспитатель:Молодцы ребята, очень интересные рассказы вы составили про осень, давайте поиграем пальчиками.
Пальчиковая гимнастика
Ветер по лесу летал, Ветер листики считал: Вот дубовый, Вот кленовый, Вот рябиновый резной, Вот с березки - золотой, И последний лист с осинки Ветер бросил на тропинку.
| Сжимание и разжимание пальцев
- Сгибание по одному пальцу на обеих руках одновременно на каждое название Ладони на парту |
Воспитатель:Ребята, о каком времени года мы с вами составляли рассказы?
-Что вам сегодня понравилось?
-Молодцы ребята, мне очень понравилось как вы составляли предложения по картинкам, а какие интересные рассказы придумали по таблице.
-Может кто-то хочет рассказать стихи про осень? (дети вспоминают и рассказывают стихи)
-Замечательные стихи вспомнили ребята.
Воспитатель:-Дети, а за ваши умения и старания осень передала вам осенние дары.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Составление рассказа по мнемотаблице. Тема «Весна»
Уважаемые коллеги, предлагаю вашему вниманию методический материал для составления рассказа по мнемотаблице.С помощью данного материала можно решить следующие задачи:развитие связной речи ...
ООД Коммуникативная деятельность. Развитие речи(составление рассказа по мнемотаблицам) Тема: «Пересказ рассказа Л. Толстого «Пришла весна…»»
Данный конспект по развитию речи с использованием мнемотаблиц, для детей среднего возраста....
Презентация на тему:составление рассказов по мнемотаблицам "Расскажи-ка"
Мнемотехника помогает дошкольникам упростить процесс запоминания,развить ассоциативное мышление и воображение, повысить внимательность. Предлагаю вашему вниманию презентацию с подбором мнемотаблиц, ко...
Конспект НОД речевое развитие Тема: Составление рассказа по мнемотаблице «Весна» средняя группа
Муниципальное Дошкольное Образовательное УчреждениеЦентр Развития Ребёнка детский сад №4 «Золотой ключик»...
Разработка НОД Составление рассказа по мнемотаблице «Весна»
Цель: формировать умение составлять связный рассказ о весне с помощью мнемосхем.Задачи:1. Образовательные: формировать представления детей о весне и типичных весенних явле...
Конспект занятия непосредственно-образовательной деятельности по теме: «Деревья» Чтение стихов и составление рассказов по мнемотаблице.
Конспект занятия непосредственно-образовательной деятельности по теме: «Деревья»Чтение стихов и составление рассказов по мнемотаблице. Задачи:-расширять и активизировать словарь...
Составление рассказа по мнемотаблице (картотека мнемотаблиц с текстами рассказов)
Как работать над составлением связного рассказа• Ребенку дается чистый, шестиклеточный бланк-мнемотаблица.• В ходе занятия малыш выбирает определенный предмет, рассказ о котором он составляе...