Конспект организованно – образовательной деятельности по образовательной области «Развитие речи» с детьми средней группы на тему: «Дружная семья» (по программе «Социокультурные истоки»)
план-конспект занятия по развитию речи (средняя группа) на тему

Ширшенкова Эльвира Алексеевна

Программное содержание:

Задачи.

образовательные

формировать у детей отношение к семье, как одной из главных социокультурных ценностей. Формировать мотивацию на добрые дела, жить в мире, дружбе и согласии.

Учить характеризовать действия персонажей известных детям сказок, делать простые выводы.

развивающие

развивать коммуникативные навыки, речь, умение, не стесняясь, отвечать на вопросы, рассуждать, выполнять танцевальные движения в соответствии с текстом.

воспитательные

воспитывать уважительное отношение к труду членов семьи, желание поддерживать в доме порядок

воспитывать заботливое отношение к пожилым людям в семье (бабушкам, дедушкам), к младшим братьям и сёстрам.

 

Форма проведения: игровая ситуация

Методические приёмы:

1.Импровизация;

2 Ситуативный разговор.;

3. Вопросы к детям;

4. Художественное слово,

5. Использование ИКТ,

6.Перевоплощение,

7. Музыкальное сопровождение,

8. Пальчиковая гимнастика «Семья»,

9. Хороводная игра «По малину в сад пойдем»

.

Предварительная работа:

1. Чтение произведений по программе «Социокультурные истоки».

2. Беседа с детьми о членах их семьи, об их любимых занятиях,

3. Рассматривание семейных альбомов.

4. Чтение художественных произведений о семье.

5. Работа с пословицами о семье.

6. Составление альбома. «Моя дружная семья». 

Материал и оборудование:

1. Ноутбук.

2. Мультимедийный проектор.

3. Презентация для детей «Семья».

4.Семья кукол за столом (столик, куклы: папа, мама, дочка, сыночек)

5. Атрибуты для переодевания (платочек, юбочка, бантики, очки, кепка)

6. Сундучок,  картина на доске, напольная лампа, диванчик

Ход образовательной ситуации

Минута вхождения:

(Звучит аудиозапись слова Т. Рядчикова, муз. и исп. Александр Комаров «Наша дружная семья », воспитатель входит вместе с детьми, все останавливаются, образуя полукруг. 1 слайд

Воспитатель: Ребята поглядите, сколько у нас в группе гостей. Давайте со всеми поздороваемся

Рады гостям,

как добрым вестям!

Всех привечаем,

Душевно встречаем!

(дети здороваются с гостями) .

Воспитатель: Ребята, но посмотрите, в группе нас ждут не только гости ,

но и наши куклы. А давайте к ним подойдем. Куклы наши все дружно

сидят за столом, какие они веселые, довольные. И как одеты куклы  все по- разному, нарядные, красивые. Здесь есть и большие куклы и маленькие, и взрослые и дети. Посмотрите , это как будто- папа, а это- мама, вот и дочки- лапочки,  и сыночек . Да это же целая кукольная семья.

 Воспитатель: Ребята, я тоже с вами хочу поиграть в семью. Проходите  в нашу комнату и рассаживайтесь. (Дети садятся на стульчики. )

Без чего на белом свете

Взрослым не прожить и детям?

Кто поддержит нас, друзья?

Наша дружная. (семья)    2 слайд

(показывает слайд с ответом) .

Воспитатель: Дети, а вы знаете , что такое семья?

Дети: (ответы детей) .

Воспитатель: Каждый член семьи делает для неё своё дело. Давайте посмотрим (показ слайдов) 3,4, 5,6,7,8,9,10,11,12,13слайды

Мама заботится о чистоте, порядке в доме , папа обеспечивает семью всем необходимым и помогает маме по дому, дети помогают родителям убирать посуду после еды, вешать вещи после стирки, поливать цветы, помогают даже мыть посуду.  Если в доме все делается вместе, папа и мама успевают поиграть с детьми, погулять во дворе, отдохнуть или посмотреть любимые телепередачи. Когда дома чисто, уютно, красиво, туда очень хочется возвращаться. Но  у нас есть еще самые дорогие и любимые бабушки и дедушки. Которых мы очень любим .  Всегда им стараемся помочь и поздравлять в праздники.

 

Воспитатель: Дети, давайте и мы поиграем с вами в семью.. Егор ты

будешь – папой (надевает на мальчика кепку, очки, дает газету)

Лиза будет мамой ( одевает  фартук).

Саша будет дочкой ( на волосы прикрепляет заколочки), а Артем К. – сыночком.  Садитесь пожалуйста все на диван. А я буду бабушкой (воспитатель завязывает платочек, и надевает очки).

  Вот и получилась у нас семья, в которой есть и взрослые и дети.

А вы ребята будете нашими гостями, хорошо?

Дети: да!

Воспитатель: Если в семье много людей, то она какая?

Дети: Большая,

Воспитатель: Ребята, а какую семью можно назвать дружной?

Дети: ( ответы детей)

Воспитатель: В каждой семье все стараются жить дружно, мирно,

помогать  друг другу, вместе делать добрые дела.

Воспитатель: А давайте мы спросим у наших членов семьи, какие добрые дела они делают в семье. Скажи, папа, какие добрые дела ты делаешь в семье?

Витя (папа): Помогаю мыть посуду, чиню мебель.

Воспитатель: А ты мама , чем занимаешься?

Лиза (мама): Мою посуду, готовлю обед, стираю.

Воспитатель: А вы, детки, чем помогаете маме и папе ?

Детки: Собираем игрушки, подметаем пол и т.д.

Воспитатель: А я как бабушка  вяжу всем носочки, пеку пирожки, да

смотрю за своими внуками. 14, 15 слайд

Ой, да в нашей семье кого- то не хватает .

А где же наш дедушка, куда он пропал? Давай Артем К. ты будешь нашим дедушкой.( надевает на дедушку шапку ушанку и очки )

Воспитатель: 16, 17 слайд  Ребята, вы знаете,  наш дедушка очень любит  читать газеты, работать в  саду, а ещё играть в разные народные игры. Давайте вместе все выйдем и поиграем с дедом.

Игра «У дедушки Трифона» 18 слайд

Артем: «Ну, сынки мои,  я- дедушка Трифон.

Что я буду делать, то и вы делайте, смотрите внимательно».

У дедушки Трифона семеро детей.

У дедушки Трифона семеро детей.

Они не пили, не ели,

Все на дедушку глядели,

И все делали вот так!

И все делали вот так!

(Дедушка показывает движения, имитирующие мужской труд ( рубит дрова, пилит, копает, косит траву,  и т.д.)

При каждом движении повторяет слова:

 

И все делали вот так!

 

 

Воспитатель: Какие же все мы с вами молодцы! Как мы весело поиграли с дедушкой. Какая же дружная и весёлая семья у нас получилась. А скажите нам мамочка, папа, дочка и, сыночек что вы любите делать вместе?

Ответы детей (гулять, ездить куда-нибудь, телевизор смотреть)

Воспитатель: Молодцы! А давайте мы все вместе посмотрим на экран , это наш телевизор

(На проекторе появляется слайд . Иллюстрация из сказки «Репка»)

18 слайд

 

Воспитатель: Ребята , а что показывают по телевизору?

Дети: Сказку

 Скажите, пожалуйста, как называется эта сказка?

Детки: Репка.

Воспитатель: Каких героев сказки вы видите на экране?

Детки: (ответы детей).

Воспитатель: Как вы думаете, это мышка помогла вытащить репку или дружба семьи?

Детки: (ответы детей).(Потому что все вместе, дружно тянули)

Воспитатель: С самым трудным делом можно справиться, если взяться за него всем вместе. Желаю вам оставаться дружными, всегда приходить  друг другу на помощь.

(На проекторе появляется слайд . Иллюстрация из сказки «Теремок»)

19 слайд

Воспитатель: Скажите, пожалуйста, как называется эта сказка?

Детки: Теремок

Воспитатель: Кто живет в теремке?

Дети: (ответы детей).

Воспитатель: А как звери туда попали?

Дети:Ответы детей

Воспитатель: Смогли бы они построить новый  дом без помощи друг друга?

 Дети: (ответы детей).

Воспитатель: Что же им помогает жить всем вместе?

Дети: (ответы детей).

Воспитатель: Правильно. Доброта.

Воспитатель: А можно сказать про нашу группу, что мы большая дружная семья?

Дети: да

 

 

Воспитатель: . Правильно.  Мы с вами в группе живем очень дружно, как пальчики на руке. Давайте,  с вами поиграем в пальчиковую игру «Семья»

Пальчиковая игра «Семья» 20слайд

 

Этот пальчик – дедушка,
Этот пальчик – бабушка,
Этот пальчик – папочка,
Этот пальчик – мамочка,

Этот пальчик – Ванечка,
Этот пальчик – Танечка,

Этот пальчик – Манечка,
Этот пальчик – Оленька,
Этот пальчик – Коленька,

Этот пальчик – это Я,

Вот и вся моя семья!

Воспитатель: Вот какая дружная семья у нас получилась .  Ребята, давайте всей дружной нашей семей по малину в сад пойдем?

Дети : Пойдем. 21 слайд

 

Хороводная игра «По малину в сад пойдем»

( На проекторе появляется слайд хоровод из мультфильма)

 

 

Слова Т. Волгиной
Музыка А. Филиппенко

По малину в сад пойдем,
В сад пойдем, в сад пойдем,
Плясовую заведем,
Заведем, заведем.

Припев:
Солнышко на дворе,
А в саду тропинка.
Сладкая ты моя,
Ягодка-малинка!


Припев.

Как малины наберем,
Наберем, наберем,
Пирогов мы напечем,
Напечем, напечем.

Припев.

Пирогов мы напечем,
Напечем, напечем.
Всех соседей позовем,
Позовем, позовем!

Воспитатель: Молодцы, ребята!
Мне, бабушке, очень приятно, что вы сегодня всё правильно рассказали о семье. Семья – это  главное в жизни. Любите и не огорчайте своих пап и

мам, дедушек и бабушек. А я всегда гостей угощаю сладкими булочками. (воспитатель выносит из кухни поднос с выпечкой).

Мы попрощаемся с нашими гостями и пожелаем им всего доброго. А с нашей кукольной семьей мы конечно  не прощаемся, потому что  их дом-это наша группа!

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект организованной образовательной деятельности образовательной области "Познавательное развитие" в старшей группе на тему "Картина весны"

Программное содержание: расширять представления детей о признаках весны. Знакомить с растительным и животным миром в весенний период (весенние цветы, перелетные птицы, насекомые), учить устанавливать ...

Конспект организованной образовательной деятельности. Образовательная область "Развитие речи " на тему "Зимушка-зима"

Тематическое занятие, с элементами театрализованной деятельности, направлено на развитие речи через театрализованную деятельность.Все задачи реализуются через игровые ситуации, через различные ви...

Конспект организованной образовательной деятельности. Образовательная область "Развитие речи" с использованием приемов мнемотехники и Схем-моделей Рассказывание сказки «Рукавичка»

Формировать у детей умение эмоционально воспринимать содержание сказки, запоминать действующих лиц и последовательность действий, благодаря методу моделирования; Учить передавать литературный текст св...

Конспект непрерывной образовательной деятельности по познавательному развитию во 2 младшей группе по теме: «Дружная семья»

Цель: Продолжать формировать представление о семье, о её членах Обучающие задачи:- систематизировать знания детей о семье, о членах семьи;- развивать умение отгадывать загадки;- расширять словарн...