Конспект НОД «Весна».
план-конспект занятия по развитию речи (подготовительная группа) на тему

Илларионова Лидия Васильевна

Конспект непосредственной образовательной деятельности по развитию речи в подготовительной группе.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon konspekt_nod_vesna.doc51 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект НОД «Весна».

Реализация образовательной области «Познавательное развитие»,

подготовительная группа

Илларионова Лидия Васильевна
воспитатель МАДОУ

 «Центр развития ребёнка –

 детский сад № 35 «Родничок».

Цель: Уточнить и систематизировать знания детей о характерных признаках весны (увеличивается день, сильнее греет солнце, тает снег, освобождаются ото льда водоемы; растет трава, зеленеют кустарники, зацветают цветы; животные оживляются; появляются насекомые, возвращаются перелетные птицы). Развивать умение соотносить по настроению живописный образ с поэтическим и музыкальным, развивать все стороны связной речи дошкольников, обогащать речь детей эмоционально-эстетическими терминами. Учить понимать связь между явлениями неживой природы и жизнью растений, животных, между явлениями неживой природы и сезонными видами труда. Вызвать эстетическое переживание от весеннего пробуждения природы.

Оборудование: картинки с явлениями природы, картинки с изображением животных, перелётных птиц, картинки-символы природных явлений, картины на весеннюю тематику. Бумага, фломастеры. Обруч желтого цвета с лентами. Музыкальный центр. Запись произведения П. И. Чайковского «Времена года» («Март, подснежник», «Апрель, песнь жаворонка», «Май»).

Интеграция: «Познавательное развитие», «Физическое  развитие», «Речевое развитие», «Художественно-эстетическое развитие», «Социально-коммуникативное развитие».

Ход занятия:

Воспитатель: Ребята нам письмо. Интересно от кого оно? Читает: «Дорогие ребята, помогите мне, я никак не пойму, пришла ли весна или  всё ещё зима продолжается. Пора ли мне менять белую шубку на серую. Подпись: С уважением: Заяц»

Воспитатель: Ну, что ребята, поможем Зайцу?

Дети: Конечно, поможем!

Воспитатель: Но прежде, чем мы ответим Зайцу, давайте отправимся в гости к весенним месяцам и все вместе вспомним, какие изменения происходят весной в природе

Назовите весенние месяцы (март, апрель, май).

Загадка:

Ручейки бегут быстрее,                             

Светит солнышко теплее.                      

Воробей погоде рад                              

- Заглянул к нам месяц ...                             (Март)

2. Март - первый месяц весны.

В народе его называют «капель». Почему? Солнце начинает одолевать зиму. Рыхлеет снег, становится серым. С крыш свисают ледяные сосульки, блестя, струится по ним вода и капает. Как еще называют месяц март? «

Как вы понимаете пословицу «То снегом сеет, то солнцем греет»? Март - месяц переменчивый. Еще кружатся последние зимние метели, по ночам бывает холодно. После метели деревья стоят белые, как зимой, а потом подуют теплые ветры - и начинается оттепель.

Что происходит в марте месяце с лесными обитателями? Медведь все еще спит. Лиса и волк по лесу бродят, добычу высматривают. Барсук прячется в норе, а заяц - под кустами.

Как ведут себя птицы в марте? Весело тинькают синицы, воробьи галдят, ссорятся, делят места для гнезд, а серые вороны строят гнезда и откладывают в них яйца.

К концу марта прилетают грачи - вестники весны. В народе говорят «Грач; зиму прогоняет», «Если грач на горе, то весна во дворе».

Дети находят картинку с изображением признаков природных явлений в марте, рядом с картинкой ставят картинку-символ с изображением природных явлений в марте (солнце, снег, ручей, животное, дерево без листьев и т.д.).

Игра с мячом. Я буду бросать вам мяч, и называть слово, а вы ловите мяч и повторяете то же слово, но ставьте перед ним нужную форму слова «весенний». Например: день – весенний день, погода–весенняя погода и т.д. (Солнце, ручей, цветок, ветка,  проталина, облако, сосулька, льдина, дождь, трава, снег).

Какой праздник мы отмечаем в марте? (Женский день.)

Загадка:

Мишка вылез из    берлоги,                                        

Грязь и лужи на дороге,  

В небе жаворонка трель                                              

В гости к нам пришёл…                                                (Апрель)

4.  Апрель - средний месяц весны.

В народе его называют «месяце живой воды». Почему? (Повсюду тает снег, бегут бурные, звонкие ручьи).

Почему говорят, что «апрель почками красен»? (Соки деревьев, согретые весенним солнышком, поднимаются от корней к набухающим почкам. У вербы распушились почки, и хотя листьев еще нет, но все дерево словно окутано желто-зеленым облаком)

Какие цветы расцветают в апреле? (Мать-и-мачеха, подснежники.)

  Что делают в апреле лесные обитатели? В апреля вылезает из берлоги медведица с медвежатами. Выходит из норы барсук, у волчицы появляются волчата. Зайчик меняет белую шубку на серую. Белочка тоже меняет серую шубку на рыжую.

Какие насекомые появляются в апреле? В апреле оживают муравейники, вылетают бабочки, шмели, пчелы и другие насекомые.

Какие птицы прилетают в апреле? В апреле возвращаются скворцы, трясогузки, жаворонки и др.  А снегири и свиристели улетают на север.

Что делают в апреле люди? Люди в апреле проращивают семена, готовят почву к посевам, сеют овес, ячмень, просо, подкармливают озимые хлеба. В огородах в конце апреля сеют ранние культуры: укроп, петрушку, морковь, лук.

Пословицы, поговорки о весне.

Апрель с водою, май с травою.

Апрель, апрель – на дворе звенит капель.

3. Физкультминутка:

Ребята весело шагают

И ноги выше поднимают.

Поставят руки на бочок

И по тропинке – скок – поскок.

Смотри! Болото впереди!

По кочкам надо нам пройти!

Бежит тропинка через лес

И вьется словно змейка

Попробуй быстро пробежать

И не упасть сумей - ка

К весне ребята спешат,

При встрече «Здравствуй» говорят.

Сейчас выполним дидактическое упражнение «Назови действия, которые происходят весной». Я буду начинать предложение, а вы заканчивать:

Сосульки под солнцем…..(тают).

На деревьях почки….(набухают, лопаются).

Весной птицы гнезда…(вьют, строят).

Весной птицы птенцов…(выводят, выкармливают).

Весной насекомые после зимы…(оживают).

На проталинах первые цветы…(расцветают).

Весной медведь от спячки….(просыпается, пробуждается).

Весной лед на реке…(тает, трещит, ломается).

Какой праздник мы отмечаем в апреле? (День космонавтики.)

Дети находят картинку с изображением признаков природных явлений в апреле, рядом с картинкой ставят картинку-символ с изображением природных явлений в апреле.

Загадка: 

Зеленеет даль полей,                                                  

Запевает соловей.                                                                

В белый цвет оделся сад,                                                        

Пчёлы первые летят.                                                  

Гром грохочет. Угадай,                                        

Что за месяц? Это - ? ( Май)

5.  Май. Расскажите о погоде в мае. Снег уже давно сошел, дуют теплые ветры, по небу плывут белые облака. Часто бывают грозы. Сверка молния, сердито гремит гром. Майские дожди омывают землю, и природа оживает. После майского дождя в небе часто появляется радуга.

Почему май в народе называют «цветень»? В мае распускаются лесу ландыши, хохлатки, медуницы, мать-и-мачеха. Расцветают деревья и кустарники: тополь, сосна, черемуха, сирень. Цветут плодовые деревья - яблони, вишни, сливы.

Как еще называют май? (Песенником.) Почему? Прилетели к нам птицы и поют-заливаются. Самый лучший певец - соловей. Кукует лесу кукушка, свистит иволга, звенят зяблики, громко квакают квакушки, их называют болотными певцами.

Какие у людей весенние работы: в поле, в саду, в огороде? В мае у людей много забот. Надо поле вспахать и засеять, в сад деревья окопать, сухие сучки и ветки подрезать, в огороде приготовить грядки и посеять лук, морковь, свеклу. А на клумбах посадить красивые цветы.

Какие праздники мы отмечаем в мае? 9 мая мы отмечаем День Победы нашего народа в войне с фашистской Германией. Вспоминаем воинов, защищавших Отечество.

Дети находят картинку с изображением признаков природных явлений в мае, рядом с картинкой ставят картинку-символ с изображением природных явлений в мае.

Пальчиковая гимнастика:

Дождь покапал и прошёл (большой палец соединяется с каждым, начиная с мизинца),

Солнце в целом свете (пальцы-лучики тянутся вверх, в стороны).

Это очень хорошо (по 1 строке)

И большим и детям (пальцы в щепоть)

Продуктивная деятельность: детям раздаются листы бумаги с капелькой, предлагается дорисовать рисунок (капелька на цветке, капелька на божьей коровке и т. д).  Пока дети рисуют, звучит музыка П.И. Чайковского «Времена года».

Воспитатель: Ребята, так что же мы ответим Зайцу? Пора ли ему менять свою белую шубку на серую?

Дети: Весна уже наступила, но зайке лучше шубку поменять в апреле, когда снег совсем растает.

Заключительная часть.

Воспитатель: Ребята, о чем мы сегодня говорили    на занятии? Чем больше всего понравилось заниматься? Что ответим мы Зайцу на его вопрос?

Дети: Шубку ему ещё рано менять, лучше это сделать в апреле, когда снег совсем растает.

Воспитатель: “Скажите, вы любите весну?” (Ответы детей.) Сейчас каждый из вас будет говорить, за что он любит весну и вытягивать ленту из круга, лежащего на полу.

Дети произносят по предложению (Например: “Я люблю весну за веселую, звонкую капель” и т.д.) и вытягивают ленту.

Воспитатель: “Посмотрите, что у нас получилось? (“Солнце”.) А вы – его добрые, умные лучики, от которых всем тепло и радостно”.

Дети получают подарок от Весны выпеченных жаворонков.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

КОНСПЕКТ ЗАНЯТИЯ «Весна, весна, поди сюда!»

Программное содержание: познакомить детей со старинными обычаями встречи весны, закрепить основные признаки времени года; знания о птицах, расширить словарный запас детей словами: колоколнышко, ...

Конспект занятия "Весна идет-весне мы рады".

Данное занятие   формирует у детей интерес и любовь к природе, умения замечать изменения в ней....

Конспект занятия "Весна! Весна на улице! Весенние деньки!"

Лексико-грамматическое занятие по теме:" Весна! Весна на улице! Весенние деньки!" для детей среднего дошкольного возраста с диагнозом тяжёлое нарушение речи....

Конспект НОД "Весна идёт, весне дорогу"

Конспект НОД по развитию речи в старшей группе...

Конспект занятий "Весна идет, весне дорогу!"

Конспект интегрированноно занятия, включающий в себя разные области....

Конспект занятия "Весна. Признаки Весны"

Надеюсь ,что конспект может быть востребованвоспитателями ,которые работают с детьми 4-5 лет....

Конспект развлечения "Весна, весна идет.."

Весенний праздник  в группе раннего возраста (1-2года )    «Весна, весна идет...»...