Путешествие на север России
план-конспект занятия по развитию речи (старшая группа) на тему

Круглова Валентина Викторовна

обогащение и активизация словаря: заповедник, звероферма, камусы, лемминг, ездовые собаки, нарты, важенка, отдушины, айсберг, ластоногие, оленуха, тундра. Северное сияние, кухлянка, полярная ночь; пурга (летит, завывает, воет, бушует, засыпает, заносит снегом), погода (морозная, холодная, студеная, суровая, лютая, вьюжная). Северное сияние (сверкает, блестит, серебрится, переливается, сияет, светится, искрится).

Составление описательного рассказа, загадок описательного характера.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл sever.docx22.9 КБ

Предварительный просмотр:

«ПУТЕШЕСТВИЕ НА СЕВЕР РОССИИ»

(КОНСПЕКТ ЗАНЯТИЯ В СТАРШЕЙ ГРУППЕ)

Программное содержание: дать детям определенный уровень знаний о Севере России; уточнять и расширять представления об изменениях в природе (неживая природа, растительный и животный мир); устанавливать связи между жизнью животных и средой обитания; воспитывать любовь и интерес к своей Родине — России; развивать любознательность и стремление изучать природу Земли, живых обитателей; чтобы сохранить природу и животных мы должны их охранять.

Словарная работа: обогащение и активизация словаря: заповедник, звероферма, камусы, лемминг, ездовые собаки, нарты, важенка, отдушины, айсберг, ластоногие, оленуха, тундра. Северное сияние, кухлянка, полярная ночь; пурга (летит, завывает, воет, бушует, засыпает, заносит снегом), погода (морозная, холодная, студеная, суровая, лютая, вьюжная). Северное сияние (сверкает, блестит, серебрится, переливается, сияет, светится, искрится).

Составление описательного рассказа, загадок описательного характера.

Материал: иллюстрации животных Севера, карточки из игры «Зоологическое лото»; слайды; посылка — песцовый воротник, шапка, костяные брошь, кораблик, деревянный гребешок.

Литературный ряд: стихотворение Ювана Шестопалова «Северное сияние»; загадка о северном олене (автор Е. Афанасьева).

Музыкальное сопровождение:

1) шумовой эффект «пурга» («Звуки окружающего мира» Т.Э. Тютюнникова).

2) «Северное сияние» (П. Саймон и оркестр П. Мориа — «Мост над бурными водами»).

3) «Ветер» (К. Минков «Метель» из к/ф «Снежная королева»).

4) Е. Крылатов «Колыбельная Медведицы» из м/Ф «Умка».

Ход занятия

Дети работают четырьмя группами по принципу — кто с кем дружит.

Воспитатель. Сегодня мы продолжим знакомиться с нашей Родиной — Россией. Я вам рассказывала, какая большая и необъятная наша страна. Она тянется с востока на запад и с севера на юг. В ней много рек, озер, морей, лесов и гор; разнообразен растительный и животный мир.

— Ребята, а куда недавно мы летали на самолете? (На Север.)

— Правильно, мы начали изучать Россию с Севера. Вам понравилось наше путешествие?

— Давайте вспомним, все, что мы видели на Крайнем Севере. Мы совершим увлекательное путешествие по суровому и одновременно ласковому краю.

— Чем он нас удивил, заинтересовал, что нового мы открыли для себя?

Вопросы к детям сопровождаются показом слайдов.

— Расскажите, где находится Север России. Женя. Север омывается Северным Ледовитым океаном и множеством северных морей (ребенок сопровождает свой ответ показом на географическом атласе).

— Кто из вас может перечислить северные моря? (Ответы, детей: Берингово море, море Лаптевых, Карское море, Восточно-Сибирское море.) Чем дальше  едешь на Север, тем становится все холоднее и холоднее. Как показал на карте Женя, Северный Ледовитый океан раскинулся на самом Крайнем Севере, и он {хорошо просматривался из окошек самолета, на котором мы летели. Рома даже нарисовал его.

— Рома, расскажи, чем тебе понравился Северный Ледовитый океан, и покажи ребятам свой рисунок.

Ребенок 1. Северный Ледовитый океан очень большой. Лед на нем не тает даже летом, это настоящий морозильник. Океан покрыт плавающими льдами, встречаются айсберги и ледяные острова.

— Если внимательнее взглянуть на карту, то увидишь, будто белая шапка надета на голову России.

— Саша, когда мы летели на самолете, ты спросила меня, что это тянется длинной лентой вдоль берега I океана? Так что же это было, Саша?

— Правильно, тундра! Суша в арктических районах называется тундрой.

— Как вы думаете, близость океана и северных морей сказывается на погоде? (Да.)

— Так какая же погода на Севере? (Морозная, холодная, студеная, суровая, лютая, вьюжная.)

— Я хочу вам предложить прослушать фрагмент шумового эффекта. Что он вам напоминает? (Пургу.)

— Как пурга проявляет себя? (Летит, завывает, засыпает, заносит, воет, бушует.)

— Расскажите, какая на Севере зима? (Ответы детей.)

Звучит музыка в исполнении оркестра П. Мориа и стихотворение Ю. Шестопалова:

«Что за чудо - чудеса:

Загорелись небеса!

Изгорит, пылает пламя

Над сверкающими льдами!

Никого за тучей нет,

Не пекут там хлеба.

Это — свет,

Холодный свет

«Северного неба».

Воспитатель. А что вы можете сказать о Северном сиянии?

Дети показывают свои рисунки, рассказывают: Северное сияние блестит, сверкает, серебрится, сияет, переливается, искрится, светится.

— А кто из вас расскажет о лете на Севере? (Ответы, детей.)

— Кто из животных Севера кормит, обувает, одевает и перевозит жителей Севера? (Олень.)

— Кто из животных считается хозяином Севера? (Белый медведь.)

— Назовите самого веселого, озорного животного (Калан.)

— Назовите животное Севера, у которого есть бивни. (Морж.)

Далее дети называют животных Севера. Педагог сопровождает ответы детей показом иллюстраций.

— Ребята, а как вы думаете, почему животные Севера не мерзнут в лютую стужу? (Животные имеют толстый слой подкожного жира, он помогает сохранять тепло, а у птиц много густых перьев, они носят «перьевые рубашки», и им не страшен мороз.)

Физкультминутка (с имитацией движений)

Детям предлагается отгадать загадку, превратиться в северных оленей и помчаться по бескрайним просторам Севера.

«Он вездеход, он пароход

И к тому же самолет!

Везде проедет, везде пройдет —

В любую погоду дорогу найдет!»

                                                           (Олень.)

"Полярное небо ночи темней,

Струйками пар из оленьих ноздрей

Хэй-хэй-хэй,                   

Ой, хэй-хэй.

— дети скрещивают, руки над головой, высоко поднимают ноги, со-                   гнутые в коленях

Свистят по дороге полозья саней,

Поземка скользит и струится по ней.

Хэй-хэй-хэй,

Ой, хэй-хэй.

— имитируют скольжение саней по кругу

И ветер с веселою песней моей

Летит над просторами

Снежных полей.

Хэй-хэй-хэй.

Ой, хэй-хэй.

— бег врассыпную под музыку

Летит за оленями песня — мой друг,

И стадо само собирается в круг.

Хэй-хэй-хэй,

Ой, хэй-хэй".                  

— повторение первого движения

Работа у мольберта. На четырех мольбертах выставляются иллюстрации животных (северный олень, белый медведь, калан, морж). Дети составляют описательный рассказ. От каждой группы рассказывает один ребенок.

Многие животные и птицы Севера оказались под угрозой полного исчезновения, их осталось очень мало. Чтобы сохранить природу, мы должны животных охранять. Люди создают заповедники, зверофермы (кн. «Песцовая земля»: папа девочки Кати — зверовод, кн. «Как построить ярангу»: дедушка Илюкинэ — оленевод).

Дети рассаживаются за столы, на которых находятся подносы с карточками животных, птиц разных регионов. Предлагается выбрать карточку с изображением животного Севера, составить и загадать загадку описательного характера.

Физкультминутка

Цель: развить воображение, наблюдательность, эмпатию, выразительность движений.

Дети, разбившись на пары, образно показывают представителей фауны Севера.

Звучит «Колыбельная Медведицы». Вносится посылка.

— Ребята, Умка получил наше письмо с рисунками и прислал нам посылку. Давайте откроем ее. Дети открывают посылку. В ней находятся:

— воротник из песца (песцовый);

— шапка из нерпы (нерповая);

— тапки из оленя (оленьи);

— брошь из бивня моржа (костяная);

— кораблик из бивня моржа (костяной);

— брошь, кораблик из бивня моржа (костяные);

— гребешок из карликовой березы (деревянный). Дети рассматривают предметы, делятся впечатлениями друг с другом.

Педагог обращает внимание на красивую коробку — это Умка прислал угощение — рыбку (печенье в виде рыбок, глаз — изюминка) или мороженое (зефир в фольге на палочке).

— Наше путешествие по Северу России продолжится, впереди много нового и интересного. Я расскажу вам о жизни людей Севера, об их культуре, о целебных свойствах растений тундры. Мы познакомимся с национальными песнями, танцами, сказками. Все это нам поможет лучше узнать свою Родину — Россию.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация проекта группы по знакомству с культурой и бытом народов Севера России.

Паспорт проекта, этапы работы над проектом и фотографии....

Конспект познавательного занятия в подготовительной логопедической группе ,,Путешествие на север России”

Дать детям определённый уровень знаний о Севере России; уточнять и расширять представления об изменениях в природе(неживая природа, растительный и животный мир); устанавливать связи между жизнью живот...

Конспекты НОД по позавательному развитию "Путешествие на север России"

Данный материал позволяет интересно,глубоко осветить Север, его климат, животных, людей....

Конспект непосредственно образовательной деятельности в старшей группе «Путешествие на север России»

Технологическая карта непосредственно образовательной деятельности в старшей группе. Закрепление знаний у детей о жизни народов Севера нашей страны, формирование чувства уважения к жизни, обычаям и ку...

Конспект непрерывной образовательной деятельности по ознакомлению с окружающим в старшей группе компенсирующей направленности для детей с ТНР. Тема: "Путешествие на Крайний север России"

Занятие позволяет: закрепить знание детей о ЯНАО: народах, своеобразии быта людей (жилища, одежда, труд), растительном и животном мире, дать детям возможность почувствовать красоту природы Севера,разв...

Конспект НОД по математике во второй младшей группе «Путешествие на Север» в рамках изучения темы «Животные Севера»

Конспект НОД по математике во второй младшей группе «Путешествие на Север» в рамках изучения темы «Животные Севера»...