Конспект занятия "Урок правильной речи"
план-конспект занятия по развитию речи (подготовительная группа) по теме
Предварительный просмотр:
Муниципальное учреждение «Управление дошкольного образования»
Тематический день. «Праздник правильной речи»
КОНСПЕКТ
занятия «Урок правильной речи»
в подготовительной к школе группе по речевому развитию и обучению грамоте, программа «Радуга» п/р Т. Дороновой
Составила: воспитатель д/с № 36 Галявиева Е. Н.
г.Нижнекамск, 2014 г.
Интеграция образовательных областей: познание, художественное творчество, развитие речи, коммуникация.
Программное содержание
- Помочь детям осознать роль слова в речи людей, учить их говорить, слушать, бережно пользоваться языком, с уважением относиться к языку.
- Работать над лексическим и этимологическим значением слов.
- Развивать способность использовать в речи выразительные
средства литературного языка: слова - определения, синонимы, эпитеты.
- Продолжать упражнять детей в правильном произношении всех звуков русского языка, приучать вслушиваться в стихотворный текст, находить и исправлять смысловые ошибки.
- Закреплять знания детьми зрительных образов букв, учить соотносить звуки с их знаковыми образами (буквами).
- Обогащать словарь детей за счет речевых форм словесной вежливости.
- Воспитывать у детей чувство юмора.
Словарная работа
Этимологическое значение слов: снегирь, зимородок, зяблик, кукушка, скороговорка, головоломка.
Материал: картина «В лесу»; деревянные, пластмассовые, резиновые, бумажные, железные предметы для опытов с водой; маски сороки и медведя; иллюстрации птиц: снегирь, зимородок, кукушка, грач, зяблик, ласточка - береговушка; наборное полотно со словами: дом, двери, цапель, пушки, котел, бочку; разрезная азбука.
Предшествующая работа воспитателя: подготовить демонстрационный материал, воду для опытов, со взрослым обговорить сюрпризный момент, подготовить для сюрпризного момента костюм, атрибуты.
Предварительная работа с детьми: чтение «Муха - цокотуха» К.Чуковского; заучивание реплик на тему: Говорят дети; разучивание сценки «Сорока и медведь»; заучивание загадки «Плачет еж».
Индивидуальная работа: С Азатом, Алиной, показать сценку «Сорока и медведь»; проконтролировать Инфаса при чтении загадки.
Ход занятия
I. Воспитатель. Ребята! Знаете ли вы, что только люди умеют говорить? Умение говорить, слушать, пользоваться языком, думать - все это очень необходимо будущему первокласснику. Но если употреблять слова как попало, обращаться с языком кое-как, то очень быстро никто не будет тебя понимать, неинтересно будет с тобой говорить. Поэтому каждый человек должен говорить правильно, красиво, знать много слов и к каждому слову относиться бережно. Этому мы и посвятим сегодня занятие
II. Попробуем оживить любое обыкновенное слово и убедимся, какое оно важное, необходимое.
1) Возьмем слово вода.
- какая вода на ощупь? Холодная, горячая, теплая, ледяная, студеная.
- как вода бежит в реке, ручейке? Из - под крана? (стремительно, медленно, быстро, перекатывается по камушкам, капает).
- Что может делать в воде? (мыться, плескаться, купаться, пускать пузыри, лежать, нырять, полоскать белье, переливать).
- Состояние воды - Дождь, туман, снег, град, река, море, океан, капельки пота на лбу, роса, изморось, пар.
- Что в воде плавает, что тонет - дерево, лодка, резиновый круг, мяч, поплавок.
2) Давайте проверим «Опыты с водой»
- Убедились, как много вмещает в себя обыкновенное слово, если егс
оживить.
3) А кто будет читать скучные рассказы; вот, какой рассказ
написал скучный писатель по этой картине:
Бежала лиса по лесу и увидела ежа. Захотела съесть его. Ежик свернулся в клубок, выставил колючки. Давайте раскрасим его красивыми, интересными словами: Бежала (какая?) - пушистая, рыжая, хитрая, голодная лиса. По (какому?) дремучему, густому лесу. (Что сделала?) увидела, обнаружила, заметила,(какого?) маленького, большого, колючего (Как?) очень захотела съесть его. Ёжик (как?) быстро свернулся в клубок, выставил (какие?) острые колючки. Осталась лиса с носом. (Ушла не соло на хлебавши).
- Вот какой рассказ получился: интересный, чудесный, замечательный. (Повторение нового рассказа 1-2 ребенка)
- Много слов на белом свете. И каждое по-своему интересно. А откуда они берутся? Послушайте, как об этом рассуждает сорока и медведь.
4) Сценка «Сорока и медведь» в исполнении детей
- Эй, Миша - Медведь, на вопрос ответь.
- Какой вопрос, стрекотуха?
- Почему тебя Медведем зовут? Глухаря понятно: он весной глухой, Зайца - беляка понятно: он зимой белый, а вот медведь не понятно!
- Хе - Хе! Бестолковая ты птица: Мед - ведь значит «мед ведающий». Знаю, стало быть, где мед в лесу спрятан.
- А где он, мед - то?
- Так я тебе и сказал! Ты же всем разболтаешь сразу, - все вы в лесу тогда медведями станете.
- Пока медведь и сорока спорят, ребята объяснят, почему вот этих птиц зовут именно так. (Вывешиваю иллюстрации птиц)
5) Игра «Почему так назвали?»
- снегирь - снег (прилетает вместе со снегом).
- зимородок - зимой родится.
- кукушка - произносит ку-ку.
- грач - гра-гра.
- зяблик - зябнет, мерзнет.
- ласточка - береговушка - строит гнезда на берегу.
- Красноречивы бывают не только слова, но и жесты. Жесты, мимика делают речь человека еще более выразительной, образной.
Физкультминутка.
6) «Веселая минутка».
- Как живешь? Вот так! (большой палец обеих рук вверх)
- Как идешь? Вот так! (шагают на месте)
- Как бежишь? Вот так! (бегут на месте)
- Ночью спишь? Вот так! (две ладошки под голову)
- Как берешь? Вот так! (наклон, две руки вниз)
- А даешь? Вот так! (руки вперед)
- Как жалеешь? Вот так (имитируют поглаживание по голове)
- А грозишь? Вот так! (грозишь указательным пальцем правой руки).
- В речи человека большую роль играют не только предложения и слова, но даже одна буква. Заблудится буква, убежит из слова, и никто не поймет о чем идет речь. Сейчас мы с вами попытаемся водворить такую букву на место.
7) Игра «Буква заблудилась».
1. Говорят, одни рыбак
В речке выловил башмак.
Но зато ему потом
На крючке попался дом. (сом)
2. Закричал охотник: «Ой»,
_Двери (звери) гонятся за мной!
3. Врач напомнил дяде Мише
Не забудьте об одном:
Обязательно примите
Десять цапель (капель) перед сном.
4. Лежит лентяй на раскладушке
Грызет, похрустывая пушки (сушки).
- Забодал меня котел, (козел) На него очень зол.
- Поэт закончил строчку,
В конце поставил бочку (точку) Дети на наборном полотне ищут слово с «убежавшей буквой» и исправляют ошибку, водворив букву на место Воспитатель. Кто хочет разговаривать,
Тот должен выговаривать
Все правильно и внятно
Чтоб было всем понятно.
Мы будем разговаривать
И будем выговаривать
Так правильно и внятно
Чтоб было все понятно.
- А учат всех все выговаривать правильно и ясно скороговорки. Что такое
«скороговорки»?
8) А вы, какие скороговорки знаете?
- У Василиски глаза лиски.
- Топали, топали, дотопали до тополя.
- Летят пичужки над избушкой.
- Ела Марина малину.
- Не пугай попугая.
- Мороз! Мороз! Не морозь мне нос!
- В барабаны барабанили, барабанили и понабарабанились.
- Лена искала булавку, а булавка упала под лавку.
- Сшила Саша Саше шапку.
- Хитрую сороку поймать морока,
А сорок сорок - сорок морок.
- Важно не только правильно и красиво говорить, но и не менее важно
учиться слушать.
9) Давайте ребята выйдем на коврик и поиграем в игру.
Физкультминутка. Игра «Кто тебя позвал?»
Воспитатель. Юля, ты, почему не слушаешь, ворон ловишь?
- Дети, а что у нас в группе вороны летают? Тогда почему я так сказала? (Объяснения детей).
- Да, дети, когда человек невнимательный, рассеянный, особенно на занятии, на уроке, говорят «ворон считает или ворон ловит».
Жил да был Воробей
По прозванью Ротозей.
И зимой и летом он
Обожал считать ворон.
- Хотите вы быть похожими на этого Воробья? Да, надо стараться не быть
похожим на него.
10) (Влетает Ворона).
- Кто это, кто это говорит обо мне? Слышу: «Ворона! Ворона! Кар-кар!»
- Да, вот понимаешь, мы тут говорили о том, что нашу речь обогащают меткие, краткие, точные выражения. Такие, например, как «ворон считать».
Ворона. Понимаю, понимаю. У меня тоже есть для вас такие выражения. Слушайте, расскажу про себя.
Задала головомойку
Детворе своей Ворона:
Вы летали на помойку-
Я вас видела с балкона
С вами целая морока!
Ни Синица, ни Сорока
Ни сосед наш Воробей
Не краснеют за детей.
Все воробышки культурны-
Все летают возле урны.
- Кто объяснит, как это я задала головомойку? Оказывается, так говорят,
если хотят кого-то наказать за поступок, сделать выговор. Кому из вас
дома «устраивали головомойку», за что? (1-2 отвечает).
- А у нас для тебя, Ворона, тоже есть вопрос-загадка.
Ребенок. Плачет Ёж, какое горе!
Петь в лесном собрался хоре,
Но ему сказала Муха,
Наступил Медведь на ухо.
Призадумался тут Ёжик:
Не везет Медведю тоже-
Лапу днями напролет
По моей вине сосет.
И собрался Ёж в дорогу,
Разыскал в лесу берлогу;
Хочешь, будем вместе петь?
Не могу, - сказал Медведь.
Мне, дружок, - признался он,-
Наступил на ухо Слон.
- Когда так говорят: «Наступил Медведь на ухо?» (Ворона не знает).
- Ребенок. Говорят, обычно так тому, у кого нет музыкального слуха, кто неправильно поет мотив песни.
- Ворона. Ой, кар-кар, какая же я неученая. Можно, я буду ходить с вами в детский сад учиться красиво говорить?! Ну, до завтра! Я полетела!
11) Воспитатель. А сейчас, ребята, мы поговорим с вами об особых словах, волшебных словах, послушайте стихотворение.
Маша знала слов немало, Но одно из них пропало, А оно-то, как на грех, Говорится чаще всех. Это слово ходит следом За подарком, за обедом. Это слово говорят,
Если вас ...(благодарят) Но молчит она, как рыба, Вместо каждого ...(спасибо).
- А вы, какие слова волшебные знаете? Слова благодарности?
А теперь послушайте, как Муха-цокотуха из сказки К. Чуковского благодарила блошек за сапожки! Выберите ответ-благодарность, который показался вам правильным. Выберите ответ-благодарность, который показался вам вежливым.
Муха держит в руках сапожки и говорит:
Что за чудесные сапожки!
Где вы их достали блошки?
Буду их всю жизнь носить
И весь век благодарить.
Муха держит в руках сапожки.
У меня уж есть сапожки,
И получше этих, блошки
Их отдам своей сестре,
Что живет на той горе.
Муха примеряет сапожки и говорит:
Вам спасибо, мои блошки,
За прекрасные сапожки,
Ох, какое будет горе,
Если мне они не впору, (ответы детей).
Воспитатель. А помните дальше:
Приходила к Мухе Бабушка-пчела Мухе-цокотухе Меду принесла.
- Как Муха должна поступить с медом и как отблагодарить?
- Поставить мед на стол для гостей;
- Спрятать мед подальше;
- Налить в красивую вазу и поставить на стол (Дети выбирают правильный ответ, объясняя его) Воспитатель: Вот как много интересного узнали мы про нашу речь, многому научились, увидели, как бережно нужно относиться к каждому слову.
- А сейчас давайте немного отдохнем, вместе посмеёмся над маленькими детками, которые ещё не умеют говорить правильно.
III.
1) Юмористическая игра «Говорят дети»
- Коля. Ах, мамочка, какая ты красивая, как мотоциклетка.
- Игорь. Игорь, ты школьник? - нет, ещё садист, потому что в садик хожу.
- Аня. Ой, мамочка, какие у тебя толстопузые ноги.
- Алина. (Лялечку побрызгали духами).
Я вся такая пахлая,
Я вся такая духлая,
Мамочка, я красавлюсь.
Я сижу и отмухиваюсь, Сижу и отмухиваюсь.
- Азат. Ах, какой ты невежа.
- Нет, я вежа, я вежа Ты такой неряха!
- Ладно, я буду ряха.
- Дамир. Мама, у меня на пальце царап.
- Не царап, а царапина
- Это у Муси царапина. А я ведь мальчик, значит у меня царап!
- Мама ласкает трёхлетнего сына.
- Ах ты, Мусенька, дусенька, пусенька!
- Мама, не кривляй русский язык.
- Вот на этой весёлой нотке с последним советом: не кривляйте язык, мы и закончим наш «Урок правильной речи».
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект фронтального логопедического занятия для детей старшей группы (5-6 лет) с фонетико-фонематическим недоразвитием речи "Путешествие в страну правильной речи". Учитель-логопед МДОУ д/с "Росинка" г. Балашова Иванова Т.Е.
ПУТЕШЕСТВИЕ В СТРАНУ ПРАВИЛЬНОЙ РЕЧИЗадачи:Образовательные.Закрепление знаний о структурных единицах речи (звук, буква, слово, предложение, текст.Закрепление практических умений и навыков пользо...
План-конспект непосредственно образовательной деятельности по развитию речи в средней группе. Тема «Формирование грамматически правильной речи. Чтение сказки «Усатый-полосатый» С. Маршака»
В этом конспекте размещена логика НОД по развитию речи...
Конспект открытого занятия по развитию речи «Воспитание звуковой культуры речи и грамматически правильной речи в сюжетно – ролевой игре» с детьми седьмого года жизни. Тема: «На приеме у логопеда»
Цель: Упражнять детей в различении на слух и дифференциации знакомых звуков С – З. Задачи: Развивать фонематический слух и восприятие; Учить дифференцировать звуки С-З и упражнять в от...
Конспект итогового занятия по развитию речи и социальному миру «Путешествие в страну правильной речи»
Тема: «Путешествие по городу Правильной речи»Цели:Образовательные:- закрепить разбор слова, работу над предложением, умение составлять описательные рассказы по картинам;- продолжить з...
Конспект по развитию речи «Путешествие в страну правильной речи» старшая группа
Конспект по развитию речи «Путешествие в страну правильной речи» старшая группа...
Конспект занятия по развитию речи в старшей группе, дети 5-6 лет Тема: Путешествие в страну Правильной речи.
Обогащать и активизировать словарный запас посредством участия в словесно-речевых играх. Совершенствовать навыки коммуникативного общения, словоизменения словообразования; упражнять в употреблени...
Конспект занятия по формированию грамматически правильной речи в подготовительной группе. Автоматизация звука – Л- в связной речи.
Конспект занятия по формированию грамматически правильной речи в подготовительной группеАвтоматизация звука – Л- в связной речи.Цели:Коррекционно - образовательные: формирование практических уме...