Развитие коммуникативных способностей детей дошкольного возраста по технологии О. М. Ельцовой, Н.Н. Горбачевской, А. Н. Тереховой
учебно-методический материал по развитию речи (средняя, старшая группа) на тему
Внедряю в образовательный процесс элементы разработанной О.М.Ельцовой, Н.Н.Горбачевской, А.Н. Тереховой программы и технологии «Организация полноценной речевой деятельности в детском саду». Разнообразить речевую практику дошкольников в детском саду и дома поможет система игровых упражнений и заданий на развитие у детей коммуникативных способностей, которая состоит из четырех блоков: развиваем умение сотрудничать; развиваем умение активно слушать; развиваем умение высказываться (говорить самому); развиваем умение правильно перерабатывать информацию.
Разработанная О.М.Ельцовой, Н.Н.Горбачевской, А.Н. Тереховой технология организации полноценной речевой деятельности в детском саду предполагает, с одной стороны, систему игровых упражнений и заданий на умение активно слушать и правильно перерабатывать информацию, на развитие умения сотрудничать и конструировать «текст для другого» (умение говорить самому), с другой — нетрадиционные формы речевой работы с детьми.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Предварительный просмотр:
Предварительный просмотр:
Игровые задания и упражнения на развитие у детей коммуникативных способностей: умение сотрудничать
Воспитатель: Чернявская Н.Н
Название игрового упражнения | Цель | Содержание |
Игровое упражнение «Травинка» | Научить детей выражать собственные эмоции невербальными способами. | С помощью считалки выбирается «наблюдатель», остальные дети - «травинки». «Наблюдатель» смотрит, как травинки выполняют задания воспитателя, и выбирает лучшую «травинку», т.е. ребёнка, который внимательно слушает, правильно и точно выполняет задания. «Наблюдатель» не только выбирает лучшую «травинку», но и объясняет свой выбор. Ребёнок, которого выбрали, становится «наблюдателем». Задания к упражнению:
|
Игровое упражнение «Обыграй превращение» | Научить детей контролировать движения (действия) и работать по инструкции. | Ведущий по кругу передаёт предметы (мяч, кубики и т.д.), называя их условными именами. Дети действуют с предметами так, как если бы это были названные взрослым объекты. Например: по кругу передают мячик. Ведущий называет «яблоко» - дети «едят» его, «моют», «нюхают». |
Игровое упражнение «Экскурсия в магазин» | Научить детей действовать по инструкции, контролировать свои действия. | Воспитатель предлагает детям представить, что они находятся на экскурсии в большом магазине. Педагог называет отдел, например, «Игрушки». Дети вспоминают, какие игрушки они знают или видели в магазине, и называют их, получая фишку. Дети последовательно «посещают» следующие отделы: «Одежда», «Посуда», «Мебель» и т. д. |
Игровое упражнение «Менялки». | Научить соблюдать право на личное достоинство и уважать его. | Игра проводится в кругу. Участники выбирают водящего. Он встаёт и выносит свой стул за круг – стульев становится на один меньше, чем играющих. Воспитатель называет признак, например: « Меняются местами те, у кого…(светлые волосы, красные носочки, и т. д.)». Дети, имеющие названный признак, быстро встают и меняются местами. Водящий в это время стремится занять освободившееся место. Игрок, оставшийся без стула, становится водящим. |
Игровое упражнение «Холодно – горячо, вправо – влево» | Научить детей ориентироваться в пространстве сначала по словесным указаниям взрослого, затем по плану – схеме. | Педагог прячет условный предмет (игрушку), а затем с помощью команд типа «шаг вправо, два шага вперёд, три влево» ведёт игрока к цели, помогая ему словами « горячо, холодно». |
Игровые задания и упражнения на развитие у детей коммуникативных способностей: умение правильно перерабатывать информацию.
Воспитатель: Чернявская Н.Н
Название игрового упражнение | Цель | Содержание |
1. «Фантастические гипотезы» | Развиваем синтез, анализ, прогнозирование | Педагог предлагает детям пофантазировать на самые разнообразные темы: «Если бы я был волшебником» (каким, зачем, что я бы делал?), «Если бы я оказался на необитаемом острове» (что бы стал делать?), « Если весна не наступит совсем» (что произойдёт с растениями, животными, людьми?). |
2. «Что бы это значило?» | Совершенствовать навыки устной речи, развивать мышление, фантазию. | Интонация, эмоциональная окраска речи имеют такое же значение, как и слова, которые мы говорим, ведь именно по тону мы зачастую определяем настроение говорящего и смысл того, что он нам пытается донести. Что бы доказать важность этой стороны речи лучше всего использовать пословицы, поговорки, фразеологизмы русского языка. Во фразеологизмах русского языка лаконично и точно выражены не только собственно идеи и мысли, но и их эмоциональная окраска (осуждение, поощрение, радость, грусть, ласка, злость). Педагог знакомит детей с пословицей или фразеологизмом и предлагает вместе подумать, чтобы это могло означать. Например, что значит « бить баклуши», «повесить нос», «Задать головомойку»? |
3. «Интервью» | Прививать детям социальные навыки, развивать диалогическую речь. | Одному из детей предлагается стать настоящим журналистом и сделать настоящее интервью. Остальные участники игры берут на себя различные социальные роли (врач, учитель, продавец). Список вопросов можно подготовить со взрослым. В интервью используется очень важный приём: ребёнок в роли журналиста должен правильно задать вопрос, что бы получить тот ответ, который ему нужен. Ему придётся задействовать все свои языковые навыки, чтобы грамотно построить диалог с интервьюированным. |
4. «Собери чемодан» | Развивать память, воображение, речь. | Детям предлагается отправиться в путешествие. Задаётся вопрос «Что для этого нужно?» («Уложить вещи в чемодан»). Педагог спрашивает: «Подумайте, что можно взять с собой в дорогу?» Первый «путешественник» (участник игры) называет один предмет, второй повторяет и называет свой предмет, третий участник повторяет, что назвал второй «путешественник», и называет свой и т.д. |
5. «Так бывает или нет?» | Развивать речевое творчество. | Детям предлагаются простейшие ситуации, и дети отвечают, так бывает или нет. Обязательным условием в данном случае является чередование реальных и нереальных ситуаций. Например: «волк бродит по лесу» - «волк на дереве сидит»; «в кастрюле варится суп» - «чашка жарится на сковороде»; «лодка по небу плывёт – «кораблик плывёт по волнам»; «Девочка рисует домик – «домик рисует мальчика» и т.д. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Развитие коммуникативных способностей детей дошкольного возраста.
Одно из важнейших задач программы является развитие коммуникативных способностей дошкольников. Эти способности помогут детям спокойно войти в школьную жизнь. Коммуникативному развитию начинаем уд...
Влияние физическй культуры на развитие коммуникативных способностей детей дошкольного возраста
Система упражнений и игр по формированию речевой культуры....
К конкурсу профессионального мастерства "Педагог года - 2017", конкурсное задание "Педагогическая находка": «СОЦИО-ИГРОВАЯ ТЕХНОЛОГИЯ КАК ЭФФЕКТИВНЫЙ МЕТОД РАЗВИТИЯ КОММУНИКАТИВНЫХ СПОСОБНОСТЕЙ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА»
Педагогическая находка: «СОЦИО-ИГРОВАЯ ТЕХНОЛОГИЯ КАК ЭФФЕКТИВНЫЙ МЕТОД РазвитиЯ коммуникативных способностей ДЕТЕЙ дошкольнОГО ВОЗРАСТА»...
Доклад на тему: «Использование современных педагогических технологий в организации образовательной деятельности по речевому развитию и развитию коммуникативных способностей детей дошкольного возраста в соответствии с требованиями ФГОС»
В докладе описаны современные педагогические технологии по развитию коммуникативных способностей детей....
Родительское собрание в старшей группе №1 детей с нарушением зрения на тему «Развитие коммуникативных способностей детей дошкольного возраста посредством театрализованной деятельности»
Повышение педагогической культуры родителей, пополнение их знаний по театрализованной деятельности...
«Развитие детской инициативы с использованием современных педагогических технологий по развитию коммуникативных способностей детей дошкольного возраста»
Детская коммуникативная инициатива является важнейшим показателем детского развития, это способность детей к самостоятельным, активным действиям, развитие коммуникативных способностей детей, позволяющ...