Что нужно знать воспитателю ДОУ о речевом развитии ребёнка
консультация по развитию речи на тему

консультация для воспитателя ДОУ о речевом развитии ребёнка

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon chto_nuzhno_znat_vospitatelyam_dou_o_razvitii_rechi.doc169.5 КБ

Предварительный просмотр:

Дошкольное образовательное учреждение детский сад № 105

РАЗВИТИЕ РЕЧИ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО

 ВОЗРАСТА (3 – 6 лет)

ЧТО НУЖНО ЗНАТЬ ВОСПИТАТЕЛЯМ

ДОУ

Составитель: Бажанова М.В., учитель-логопед

Введение

      В детском саду дошкольники, усваивая родной язык, овладевают важнейшей формой речевого общения – устной речью. Речевое общение в его полном виде  - понимание речи и активная речь – развивается постепенно.

      В развитии речи детей ведущая роль принадлежит взрослым: воспитателю – в детском саду, родителям и близким – в семье. От культуры речи взрослых, от того, как они говорят с ребёнком, сколько внимания уделяют речевому общению с ним, во многом зависят успехи дошкольника в усвоении языка.

           Процесс речевого развития может значительно варьировать в зависимости от индивидуальных особенностей  ребёнка, от состояния его здоровья и условий воспитания, поэтому характеристика данного процесса относится к «среднему» ребёнку, воспитываемому в нормальных семейных условиях.

Развитие речи детей 3 лет.

                Словарь детей пополняется в процессе освоения более широкого круга предметов. Так, на 4 году, дети должны точно называть все вещи обихода, предметы обстановки, разные транспортные средства и т. п.  то есть то, с чем они сталкиваются повседневно. Установление связей между предметами, действиями и словами, их обозначающими, в этом возрасте уже не представляет труда. Поэтому в последующих возрастах задача пополнения словаря названиями предметов и действий с ними решается попутно, по мере того, как ребёнок сталкивается с новыми предметами.

     В этом возрасте значительное внимание  должно уделяться введению в словарь детей слов, обозначающих качества и свойства предметов, их величину. Например, это такие слова: больше, меньше,      шире, уже, длиннее, толще, тоньше и т. д.  Вводятся слова, обозначающие пространственные отношения. Например, вперёд, назад, направо, налево. Расширяется в словаре и круг слов, обозначающих названия цветов и форм окружающих предметов. В этом же возрасте в речь дошкольников широко вводятся слова, обозначающие названия физических качеств предметов: мягкий, твёрдый, тёплый, холодный, гладкий, прозрачный,… и свойств: тает, размокает, ломается, бьётся, … . Воспитателю необходимо на основе обогащения представлений о ближайшем окружении продолжать расширять и активизировать словарный запас детей. Уточнять названия и назначение предметов одежды, обуви, головных уборов, посуды, мебели, видов транспорта. Учить различать и называть существенные детали и части предметов (у платья – рукава, воротник, карманы, пуговицы). Обращать внимание детей на некоторые сходные по назначению предметы (тарелка – блюдце, стул – табурет – скамеечка). Учить понимать обобщающие слова (одежда, посуда, мебель, овощи, фрукты, птицы и т.д.); называть части суток (утро, день, вечер, ночь; различать по внешнему виду домашних животных и их детёнышей, овощи и фрукты.

      Параллельно с развитием словаря идёт и развитие грамматического строя речи. После 3-х лет происходит значительное усложнение содержания речи ребёнка, что ведёт к усложнению структуры предложения. Дети 4-го года жизни пользуются в речи простыми и сложными предложениями. Наиболее распространённая форма высказываний в этом возрасте – простое распространённое предложение. Воспитателям необходимо продолжать учить детей согласовывать прилагательные с существительными в роде, числе, падеже; употреблять существительные с предлогами В, НА, ПОД, ЗА, ОКОЛО). Помогать употреблять в речи имена существительные в форме единственного и множественного числа, обозначающие животных и их детёнышей (утка – утёнок – утята); форму множественного числа существительных в родительном падеже (ленточек, матрёшек, книг, груш, слив). Относиться к словотворчеству детей как к этапу активного овладения грамматикой, подсказывать им правильную форму слова. Нужно помогать детям получать из нераспространённых простых предложений (подл. + сказ.) распространённые путём введения в них второстепенных членов предложения.

      Речь маленьких детей  в период её формирования всегда отличается недостатками звукопроизношения. Прежде всего это вызвано недостаточным развитием движений органов артикуляционного аппарата: языка, губ, мягкого нёба, нижней челюсти. Второй причиной является недостаточная сформированность речевого или фонематического слуха, т.е. способности воспринимать на слух и точно дифференцировать все звуки речи.  Поэтому к 3 годам, хотя ребёнок уже в значительной степени овладевает речью, она ещё недостаточно ясна и чиста по звучанию.  

      Наиболее типичными возрастными несовершенствами звукопроизношения у детей данного возраста являются следующие:

- согласные звуки произносятся смягчённо: «сюлоськи» (чулочки);

-не произносятся шипящие фонемы [Ш], [Ж], [Ч], [Щ], которые заменяются обычно свистящими [С],[ З] : «лосадка» (лошадка)

-отсутствует звук[ Р]: «ука» (рука)

-звук [Л] чаще всего смягчается: «люза» (лужа), нередко [Л] заменяется[ Й] : «туй» (стул).

       Кроме того, в этом возрасте детям трудно даётся произношение двух-трёх рядом стоящих согласных звуков. Чаще ребёнок произносит лишь один из звуков.

       Неударные слоги нередко выпадают. Звуки и слоги переставляются, взаимоуподобляются, особенно в длинных и новых словах: «цыпёнок» (цыплёнок).

       Постепенно эти все недочёты уменьшаются. Воспитателям необходимо продолжать учить детей внятно произносить в словах гласные [А], [У], [И], [О], [Э]  и некоторые согласные звуки в следующей последовательности: [П] –[ Б ]–[ Д] – [К] – [Г]; [Ф ]– [В]; [Т] – [С] – [З] – [Ц]. Развивать моторику речедвигательного аппарата, уточнять и закреплять артикуляцию звуков. Вырабатывать правильный темп речи, интонационную выразительность. Учить отчётливо произносить слова и короткие фразы, говорить спокойно, с естественными интонациями.

Развитие речи детей 4 лет.              

            На 5 году жизни предусматривается введение в активный словарь названий всех предметов, с которыми ребёнок сталкивается в жизни.

           Основное внимание в содержании словарной работы уделяется углублению знаний о ближайшем окружении, расширения представлений о предметах, явлениях, событиях, не имевших места в собственном опыте ребёнка. На этой основе вводятся в активный словарь слова, обозначающие части и детали предметов, их качества и свойства, пространственные и временные отношения.  Детей приучают точно по смыслу их употреблять.

          В этом же возрасте в словарь вводятся слова, обозначающие элементарные бытовые понятия (овощи, фрукты, одежда, игрушки, …) на основе выделения существенных признаков и обобщения по ним.

         Вводится широкий круг названий профессий, вводятся названия трудового оборудования (у повара – кастрюли, ножи, тарелки и т.д.). Нужно учить использовать в речи наиболее употребительные прилагательные, глаголы, наречия, предлоги. Пополнять словарь детей словами, характеризующими взаимоотношения людей, их эмоциональное состояние.

       Дети должны определять и называть местоположение предмета (слева, справа, рядом, около, между), время суток, характеризовать состояние и настроение людей.

       Воспитателю необходимо заменять часто используемые детьми указательные местоимения и наречия (там, туда, такой, этот) более точными выразительными словами; учить детей употреблять слова антонимы (чистый – грязный, светло – темно).

      Дети в 4 года относительно свободно пользуются структурой сложносочинённых и сложноподчинённых предложений. Воспитателям необходимо продолжать помогать детям согласовывать слова  в предложении. Совершенствовать умение правильно использовать предлоги  в речи; образовывать форму множественного числа существительных, обозначающих детёнышей животных (по аналогии), употреблять эти существительные в именительном и винительном падежах (лисята – лисят, медвежата – медвежат); правильно употреблять форму множественного числа родительного падежа существительных (вилок, яблок, туфель).

       Напоминать правильные формы повелительного наклонения некоторых глаголов (Ляг! Лежи! Поезжай! Беги! И т.д.), несклоняемые существительные (пальто, пианино, кофе, какао). На занятиях необходимо продолжать работу над дикцией, развивать фонематический слух, развивать артикуляционный аппарат.

        

       

Развитие речи детей 5 лет.

           Начиная с этого возраста высказывания детей напоминают короткий рассказ. Во время бесед их ответы  на вопросы включают в себя всё большее и большее количество предложений. Итак, в пятилетнем возрасте дети без дополнительных вопросов составляют пересказ сказки (рассказа) из 20 – 30 предложений, связно, последовательно и выразительно.   Необходимо продолжать развивать речь как средство общения. Расширять представления детей о многообразии окружающего мира.

       В этот период значительно улучшается фонематическое восприятие: сначала ребёнок начинает дифференцировать гласные и согласные  звуки, далее – мягкие и твёрдые согласные и, наконец, - сонорные, шипящие и свистящие звуки.

       К 5годам в норме ребёнок должен дифференцировать все звуки, т. е. у него должно быть сформировано фонематическое восприятие. К этому же времени заканчивается формирование правильного звукопроизношения и ребёнок говорит совсем чисто.

      На 6-ом году жизни в словарь вводятся слова, обозначающие дифференцированные качества и свойства по степени выраженности ( светло–красный, кисловатый, горячий, прочный и т.д.). Продолжается работа по формированию новых элементарных понятий и введению соответствующих им словесных обозначений (инструменты, транспорт и т.д).

     Словарь пополняется названиями более широкого круга профессий (крановщик, маляр и т.д.). Широко вводятся названия разных видов техники, облегчающей и ускоряющей труд (пылесос, трактор, овощерезка).

    Воспитателю необходимо помогать детям замечать неправильную постановку ударения в слове, предоставлять возможность самостоятельно её исправить. Знакомить с разными способами образования слов (сахарница, хлебница, учитель, строитель). Упражнять в образовании однокоренных слов (медведь – медведица – медвежонок – медвежья), в том числе глаголов с приставками (забежал-выбежал-перебежал).

      На протяжении дошкольного периода постепенно формируется контекстная ( отвлечённая, обобщённая, лишённая наглядной опоры) речь. 

       Контекстная речь появляется сначала при пересказе ребёнком сказок, рассказов, затем при описании каких – нибудь событий из его личного опыта, его собственных переживаний, впечатлений.

     Совершенствуя своё произношение, к 5-6 годам ребёнок полностью овладевает фонематической и ритмической структурой слов, орфоэпическими нормами, а также тонкостями ритмико – мелодического оформления фразы, многообразием интонаций живой речи.

Развитие речи детей 6 лет.                                

             Совершенствуется диалогическая и монологическая речь. Формируется умение вести диалог между воспитателем и ребёнком, между детьми. Дети должны уметь содержательно и выразительно пересказывать литературные тексты. Уметь составлять рассказы о предметах, о содержании картины, по набору картинок с последовательно развивающимся действием.

            Дети должны уметь пользоваться разными частями речи в точном соответствии с их значением и целью высказывания.  Должны уметь образовывать (по образцу) однокоренные слова, существительные с суффиксами, глаголы с приставками, прилагательные в сравнительной и превосходной степени. Могут пользоваться сложноподчинёнными предложениями, использовать языковые средства для соединения их частей (чтобы, когда, потому что, если, если бы и т.д.)

          Дети должны уметь различать на слух и в произношении все звуки родного языка. Внятно и отчётливо произносить слова и словосочетания с естественными интонациями.

        Должен быть сформирован фонематический слух: умение называть слова с определённым звуком, находить слова с этим звуком в предложении, определять место звука в слове.

        Устная речь становится для ребёнка универсальным средством общения, познания и мышления.

Литература

1. Белова – Давид Р.А. Нарушение речи у дошкольников.-М., 1972

2. Жукова Н.С., Мастюкова Е.М., Филичева Т.Б. Логопедия.-

    Екатеринбург АРД ЛТД, 1999

3. Миронова С.А. Развитие речи дошкольников на логопедических  

    занятиях. М., 1991

4. Сохина Ф.А. Развитие речи детей дошкольного возраста.-М., 1976

Оглавление

Введение……………………………………………………………….2

Развитие речи детей 3 лет…………………………………………….2

Развитие речи детей 4 лет…………………………………………….4

Развитие речи детей 5 лет…………………………………………….6

Развитие речи детей 6 лет………………………………………….....7

Литература…………………………………………………………….8


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Статья "Что нужно знать родителям о причинах речевых нарушений"

Порою, родители даже и не предполагают, почему их ребенок не начинает говорить,как его сверстники. Этих причин очень много... Остановимся на главных......

Что нужно знать,если в вашей группе появился ребёнок аутист.

Что такое аутизм,виды аутизма,признаки аутизма,формы работы с такими детьми,с родителями....

Родительское собрание: "Что нужно знать родителям о проблемах речевого развития детей?"

Для того, чтобы у ребенка появилась - а в дальнейшем и развивалась - речь, необходима речевая среда. Кроме того, важно, чтобы у него самого появилась потребность к пользованию речью....

Что нужно знать родителям, чтобы понять готов ли ребёнок к обучению в школе

Важные знания и умения которые необходимы знать ребёнку при поступлении в школу....

Консультация для родителей "Что нужно знать родителям будущего первоклассника, занимаясь с ребёнком дома?"

Дети очень быстро растут. И вот ваш ребенок, вчерашний малыш, уже стал большим, скоро пойдет в школу. У многих родителей поступление в школу вызывает опасения, тревогу. И неслучайно, ведь это переломн...

Что важно знать родителям о речевом развитии ребёнка.

Развитие речи - важнейший фактор развития психики и важнейшее условие всестороннего, гармоничного развития личности.  На формирование и развитие каких компонентов речи следует обратить внимание р...