Что важно знать родителям о речевом развитии ребёнка.
консультация

Развитие речи - важнейший фактор развития психики и важнейшее условие всестороннего, гармоничного развития личности.  На формирование и развитие каких компонентов речи следует обратить внимание родителям? Что способствует развитию речи? Ответы на эти вопросы можно найти, ознакомившись с данным материалом. 

Скачать:


Предварительный просмотр:

            Развиваем речь дошкольника.              

Что важно знать родителям

                        о речевом развитии ребёнка.

 Родителям следует обратить внимание на:

 • Правильное произношение всех звуков

 • Умение различать звуки речи на слух

 • Владение навыками звукового анализа и синтеза

 • Словарный запас

 • Сформированность грамматического строя речи

 • Связную речь

 • Речевую коммуникацию

 • Мелкую моторику рук и психические процессы (память, внимание, мышление, восприятие)

 Звукопроизношение и фонематический слух.

 В норме вся звуковая сторона речи должна быть усвоена ребёнком полностью к 5 – 6 годам. К этому возрасту ребёнок должен уметь различать звуки на слух и в произношении. Приходя в школу, он должен отчётливо произносить звуки в различных словах, во фразовой речи, не должен их пропускать, искажать, заменять другими.

 Владение навыками звукового анализа и синтеза:

 • умение выделять звук на фоне слова;

 • слышать и выделять первый и последний звук в слове;

 • определять позицию звука в слове (начало, середина, конец);

 • определять количество и последовательность звуков в слове, место звука в слове по отношению к другим;

 • называть слова с заданным звуком;

 • уметь составлять слова из звуков;

 • дети должны знать и правильно употреблять термины «звук», «слог», «слово», «предложение».

 Без специального обучения ребёнок этими навыками овладеть не может. Обучение звуковому анализу и синтезу проходит  в детском саду на логопедических занятиях и занятиях по обучению грамоте. Формирование фонематического анализа проходит в 3 этапа: 1 с опорой на вспомогательные средства (картинки, схемы, фишки), 2 – в речевом плане (дети называют слово, определяют количество и последовательность звуков без опоры), 3 – в умственном плане (дети определяют место звуков, их количество, последовательность, не называя слова).

 Слоговая структура слова.

 Ребенку 6 -7 лет доступны слова сложной слоговой структуры (аквариум, библиотекарь, баскетболист, экскаватор). Он произносит их в быстром темпе, не переставляет, не выкидывает, не добавляет звуки и слоги.

 Словарный запас.

 К 7 годам у ребёнка должен быть достаточно большой словарный запас (около 2000 слов)

 В своей речи он должен активно использовать все части речи (существительные, прилагательные, глаголы, наречия, антонимы, синонимы, числительные), понимать переносное значение слов, подбирать обобщающие понятия для группы предметов, знать многозначные слова.

 

 Сформированность грамматического строя речи.

 Ребенок должен уметь пользоваться разными способами словообразования и словоизменения (правильно употреблять слова с уменьшительно-ласкательными суффиксами, образовывать слова в нужной форме, образовывать прилагательные от существительных, изменять существительные по числам, падежам, глаголы по видам, понимать и употреблять предлоги, согласовывать числительные и прилагательные с существительными).

 Связная речь.

 К 7 годам ребёнок должен уметь

 • пересказывать небольшие по объёму рассказы и сказки

 • составлять рассказ по картинке

 • составлять рассказ по серии картин

 • отвечать на вопросы по тексту

 При пересказе (рассказе) обращается внимание

 - на понимание ребёнком текста (он должен правильно формулировать основную мысль),

 - на структурирование текста (он должен уметь последовательно и точно строить пересказ),

 - на лексику (полнота и точность использования слов),

 - на грамматику (он должен правильно строить предложения, уметь использовать сложные предложения).

 Речевая коммуникация:

 - важно, чтобы ребёнок  быть достаточно активен в общении,

 - умеет слушать и понимать речь,

 - строит общение с учетом ситуации,

 - легко входит в контакт с детьми и взрослыми,

 - ясно и последовательно выражает свои мысли,

 - пользуется формами речевого этикета.

 Мелкая моторика рук.

 Хорошо развитая мелкая моторика способствует развитию речи (пальчиковая гимнастика, игры с прищепками, ниткография, использование шариков су-джок и иппликатора Кузнецова, обведение и штриховка предметов, шнуровка, нанизывание бусинок, аппликации, лепка, плетение, вырезание ножницами и т.д.).

 Психические процессы.

 Все психические процессы (восприятие, внимание, память, воображение, мышление) тесно взаимосвязаны. Недоразвитие хотя бы одного психического процесса приводит к нарушению умственного развития ребёнка в целом.

 Уважаемые родители! Играйте,  читайте, занимайтесь со своими детьми!

 А если ваш ребенок имеет трудности в речевом развитии и нуждается в специальной помощи, следует обращаться  к логопеду.

Спасибо за внимание!

                                                 

                                      Информацию подготовила учитель-логопед                  

                                                                                     Брыкова О.И.        


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Это необходимо знать родителям о речевом развитии ребенка

Необходимо знать родителям о речевом развитии ребенка...

Консультация для родителей «Особенности речевого развития ребёнка 3-4 лет»

Об особенностях развития речи у детей младшего дошкольного возраста...

Роль родителей в речевом развитии ребёнка.

Воспитание правильной речи у ребёнка - одна из важнейших задач в системе работы по обучению родному языку....

Памятка для родителей: Роль родителей в речевом развитии ребёнка

Что надо знать родителям о развитии речи дошкольника....

Видеоконсультация для родителей на тему: «Роль родителей в речевом развитии ребёнка».

Цель консультации: создание условий для речевого развития дошкольников в семье, формирование педагогической культуры родителей....

Памятка для родителей "Что нужно знать родителям по речевому развитию старших дошкольников"

Памятка для родителей "Что нужно знать родителям по речевому развитию старших дошкольников"   Как достичь эффективного сотрудничества (несколько общих правил)Сила толера...