Что нужно знать,если в вашей группе появился ребёнок аутист.
статья по коррекционной педагогике на тему
Что такое аутизм,виды аутизма,признаки аутизма,формы работы с такими детьми,с родителями.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Что нужно знать ,если в вашей группе появился ребёнок-аутист. | 21.74 КБ |
Предварительный просмотр:
Сообщение на тему:"Что нужно знать воспитателю,если в группе появился ребёнок- аутист.
Подготовила:воспитатель первой категории г.Дзержинска МБДОУ"Детский сад №143"Приданцева Марина Александровна.
Что такое аутизм?
о «Аутизм — крайняя форма нарушения контактов, уход от реальности в мир собственных переживаний» (Э. Блейлер).
о «Аутизм — это постоянное нарушение развития, которое проявляется в течение первых трех лет жизни и является следствием неврологического расстройства».
о «Аутизм — это нарушение развития. Дефект в системе, отвечающей за восприятие внешних стимулов, который заставляет ребенка обостренно реагировать на одни явления внешнего мира и почти не замечать другие».
о В нашей стране аутизм является заболеванием и внесен в классификацию болезней МКБ-10 под шифром F84.0 — «Детский аутизм». Данный диагноз может быть поставлен детским психиатром ребенку после трех лет.
о Аутизм встречается у мальчиков в 3-4 раза чаще, чем у девочек.
Характерные черты ребенка дошкольного возраста:
-постоянно задает вопросы,
залезает на горку, на верх дивана,
любит играть на детской площадке, когда там много детей,
активно привлекает детей в свою игру,
любит кошек,
разбирает вещи по частям,
разговаривает в транспорте с незнакомыми людьми,
любит разноцветную одежду,
любит громкую музыку,
любит играть на барабанах или стучать,
требует новых игрушек,
постоянно переставляет игрушки и вещи в комнате,
пьет из разных чашек.
Характерные черты ребенка - аутиста:
-не смотрит в глаза,он не играет со сверстниками,
не испытывает радость,
не нуждается в контакте с окружающими,
не разговаривает с окружающими,
повторяет одни и те же слова или предложения,
выполняет одни и те же механические движения,
играет только с определенными игрушками,
использует постоянные ритуалы,
играет с мелкими игрушками,
выстраивает предметы в ряд,
общается только с одним членом семьи,
общается с одним выбранным взрослым,
избирателен в еде,
предпочитает еду одного цвета,
делает бесцельные движения (взмахи руками, перебирание пальцами),
постоянно намеренно соблюдает определенные правила,
сопротивляется переменам,
выполняет действия в определенном порядке,
совершает действия, приносящие вред ему самому,
боится громких звуков, закрывает уши руками,
избегает яркого света,
нюхает предметы, в том числе и несъедобные,
избегает двигательной активности,
не переносит прикосновения к себе,
боится испачкаться,
быстро утомляется,
хаотично передвигается по помещению
не любит телесный контакт,
избирателен в одежде,
часто ходит босиком,
плохо спит,
играет один,
-фантазирует
Выделяют четыре группы раннего детского аутизма
В настоящее время наиболее распространена классификация, выделенная О.С. Никольской, Е.Р. Баенской, М.М. Либлинг.
Основой для систематизации являются способы взаимодействия с окружающим миром и способы защиты, вырабатываемые детьми с ранним детским аутизмом.
I ГРУППА - наиболее тяжелая форма аутизма.
Характерные признаки:
о эмоциональный контакт со взрослыми отсутствует;
о реакция на внешние раздражители слабы;
о может присутствовать мутизм;
о типична мимическая маска глубокого покоя;
о характерно полевое поведение (бесцельное перемещение по комнате);
о избегание сильных стимулов, вызывающих страх (шум, яркий свет, прикосновение и т.д.).
II ГРУППА Характерные признаки:
присутствует реакция на неприятные физические ощущения (боль, холод, голод);
в речи преобладают однотипные штампы-команды;
возможно выполнение просьб матери;
чрезмерная привязанность к матери;
сочетание эмоциональной холодности к окружающим с повышенной чувствительностью к состоянию матери;
стереотипные действия, направленные на стимуляцию органов чувств (шуршание бумагой, вращение предметов перед глазами и т.д.);
стимулирование вестибулярного аппарата раскачиванием, подпрыгиванием и т.д.;
итуализация повседневной жизни.
III ГРУППА Характерные признаки:
о способность выразить свои потребности посредством речи;
о конфликтность;
о поглощенность одним и тем же занятием;
о большой словарный запас "книжного характера";
о парадоксальное сочетание тревожности и пугливости с потребностью в повторном переживании травмирующих впечатлений.
о наличие речи в виде эмоционально насыщенного монолога;
IV ГРУППА - наиболее благоприятная в плане коррекции
Характерные признаки:
о способность к общению;
о интеллектуальные функции сохранны;
о чрезмерная потребность к защите и эмоциональной поддержке со стороны матери;
о присутствие ритуальных форм поведения;
о круг общения ограничен близкими взрослыми;
о трудности в усвоении двигательных навыков.
Необходимы общие усилия!!!
о Педагога-психолога о Учителя-логопеда о Учителя-дефектолога о Невролога о Психиатра о Воспитателей о Родителей
Комплексная клинико- психолого- педагогическая коррекция раннего детского аутизма может включать
следующие разделы:
1.Психологическая коррекция:
Установление контакта со взрослыми;
Смягчение общего фона сенсорного и эмоционального дискомфорта, тревоги, страхов;
Стимуляция психической активности, направленной на взаимодействие со взрослыми и со сверстниками;
Преодоление отрицательных форм поведения: агрессии, негативизма, расторможенности влечений.
2. Педагогическая коррекция:
Формирование навыков самообслуживания;
Пропедевтика обучения ( коррекция специфического недоразвития внимания, моторики, восприятия, речи, формирование навыков изобразительной деятельности).
Медикаментозная коррекция:
о Поддерживающая
психофармакологическая и общеукрепляющая терапия.
Работа с семьей:
Психотерапия членов семьи;
Ознакомление родителей с рядом психических особенностей ребенка;
Составление
индивидуальной программы воспитания и обучения аутичного ребенка в домашних условиях;
Обучение родителей методикам воспитания аутичного ребенка, организация его режима, привитие навыков самообслуживания.
Рекомендации родителям: Что делать, если у Вашего ребенка
аутизм?
ВОСПИТАНИЕ ЧЕЛОВЕКА НАЧИНАЕТСЯ С РОЖДЕНИЯ; ОН ЕЩЕ НЕ ГОВОРИТ, ЕЩЕ НЕ СЛУШАЕТ, НО УЖЕ УЧИТСЯ. ОПЫТ ПРЕДШЕСТВУЕТ ОБУЧЕНИЮ» (Ж.-Ж. Руссо)
о Верить в свои силы и запастись терпением;
о Обратиться к специалистам, которым Вы доверяете. Это могут быть психологи, психиатры, дефектологи, врачи;
о Коррекционная работа должна быть особенно интенсивной на начальных этапах, поэтому не теряйте времени и начинайте занятия;
о Коррекционная работа не должна ограничиваться только
плановыми занятиями. Целый день Вы можете обучать, направлять своего ребенка;
о Аутичным детям трудно приспосабливаться к меняющимся условиям, поэтому постарайтесь сделать их максимально одинаковыми дома и в детском саду.
Методы работы с детьми-аутистами:
о 1. Арт-терапия (музыка, живопись, движение, театр)
о 2. Дельфинотерапия, иппотерапия, сказкотерапия
о 3. Концепция ТЕАССН
о 4. Холдинг-терапия
о 5.Сенсорная интеграция
о6. Песочная терапия
Как обучать ребенка-аутиста:
о использовать наглядные средства обучения: доносить информацию через схемы, наглядные картинки;
о избегать переутомления;
о четко организовывать пространство;
о использовать подписанные системы хранения
(подписывать предметы, которыми пользуется ребенок);
о обращаться к ребенку по имени;
о обучать навыкам самообслуживания и бытовой ориентировки; о осваивать деятельность частями, этапами, затем объединять в целое;
о использовать подкрепление правильного действия (вкусным поощрением, объятием, стимулом);
о постоянно развивать крупную и мелкую моторику
Игровые приемы в работе с ребенком -аутистом:
о хороводные игры
о игры с правилами
о пускание мыльных пузырей
о игры с водой
о игры, направленные на развитие мелкой моторики,
Рекомендации по взаимодействию с деть м и -аутистами:
о Взаимодействуйте с
ребенком, только когда он готов к этому.
о Принимайте его таким, какой он есть.
о Научитесь улавливать изменения в поведении ребенка, не давайте ему выйти в деструктивную деятельность.
о Придерживайтесь
определенного режима дня.
о Соблюдайте ежедневные ритуалы.
о Не трогайте ребенка.
о Вступайте в тактильный контакт с ребенком, только когда он сам просит об этом.
о Не повышайте голос и не
Не выпускайте ребенка из поля своего зрения. Ребенок должен понимать, что всегда может подойти к вам.
Найдите общий способ сказать «нет», «да» и «дай».
Совместно с ребенком создайте укромное место, где ребенок может посидеть один и никто не будет ему мешать.
о Все общение и обучение можно вести через игрушку, значимую для ребенка.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Консультация для родителей : "Если в вашей семье появился плакса"
В данной консультации Вы найдете для себя информацию о том, как выявить причину плача ребенка и устранить ее....
Консультация для родителей «Что важно знать, если Ваш ребёнок особенный». Предназначена для родителей детей старшего дошкольного возраста.
Консультация для родителей гиперактивных детей. Данный материал будет полезен воспитателям при подготовке к родительским собраниям, консультациям, как информация в родительских уголках...
Что нужно знать, если у вашего ребенка обнаружено плоскостопие
Показателем здоровья, имеющим тесную связь с физическим развитием ребенка, является состояние его стопы. Чтобы ребенок мог ходить, бегать, прыгать без ограничений, его ноги должны быть здоровы. Я пред...
Консультация для родителей на тему: «Если в вашей семье появился особый ребёнок»
Появление в семье ребёнка с проблемами в развитии, конечно же, очень сильный стресс для матери и отца, появляется паника, слезы, чувство безысходности, формируется чувство вины и стыда перед ребенком ...
О КАКИХ НЮАНСАХ АДАПТАЦИИ НУЖНО ЗНАТЬ, ЕСЛИ МАЛЫШ ПОШЕЛ В ДЕТСКИЙ САД В 3 ГОДА?
Детский сад – это неотъемлемый этап жизни каждого ребёнка. Посещение группы необходимо для всестороннего, гармоничного развития, но далеко не все дети спокойно переживают процесс адаптации к нов...
"Зачем вашему ребёнку нужна музыка". Круглый стол творческой группы "Организация ВОП в группах раннего возраста"
Информация к обсуждению для педагогов и родителей о значении музыки для детей раннего возраста....
«В вашей группе появился ребёнок с РАС. Что делать?»
Рекомендации воспитателям ,как работать с детьми РАС...