НОД "Овощи"
план-конспект занятия по развитию речи (старшая группа) на тему
Конспект НОД по теме "Овощи" в старшей логопедической группе
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
ovoshchi_starshaya_gruppa.docx | 27.57 КБ |
Предварительный просмотр:
Тема недели: «Овощной калейдоскоп».
Тема дня: Путешествуем с Чиполино.
Тема НОД: «Овощная сказка».
Цель: Активизация словаря и закрепление обобщающих понятий по теме; формирование лексико-грамматических категорий и развитие связной речи.
Задачи:
Коррекционно-развивающие: Развивать лексико-грамматический строй речи и связную речь. Развивать общую и тонкую моторику. Развивать память, внимание, мышление. Развивать речевое дыхание.
Коррекционно-образовательные: Систематизировать знания об овощах, активизировать словарь по данной теме. Упражнять в образовании относительных прилагательных, в образовании уменьшительно-ласкательных форм, согласовании прилагательных с существительными в роде, числе, падеже. Упражнять в правильном употреблении предлогов «на, в». Развивать связную речь
Коррекционно-воспитательные: Воспитывать самостоятельность, умение слушать ответы детей. Воспитывать доброжелательность, желание помочь другим.
Интеграция образовательных областей:
Познавательное развитие: закреплять знания детей об овощах: где растут, как их убирают, как употребляют в пищу.
Социально - коммуникативное развитие: продолжать воспитывать дружеские взаимоотношения между детьми, продолжать формировать привычку слушать собеседника, взрослого.
Речевое развитие: продолжать работу по обогащению словаря по теме. Упражнять в образовании относительных прилагательных, в образовании уменьшительно-ласкательных форм, согласовании прилагательных с существительными в роде, числе, падеже. Упражнять в правильном употреблении предлогов «на, в». Развивать связную речь.
Оборудование и материалы: ноутбук, экран, проектор; слайдовая презентация «Овощи»; мешочек, овощи (помидор, огурец, морковь, лук, чеснок, перец); цветные перья, мяч, картинки, с изображением овощей: кабачок, свёкла, морковь, помидор, огурец, капуста; конвертик, наклейки, с изображением овощей.
Логика образовательной деятельности
Деятельность педагога | Деятельность детей | Целевые ориентиры |
Вводная часть | ||
Логопед загадывает загадку: Есть у радости подруга, Она в виде полукруга. На лице она живет, то внезапно пропадет, то внезапно возвратится. Грусть-тоска ее боится. Предлагает детям взяться за руки, улыбнуться друг другу: дружно за руки возьмитесь, и друг другу улыбнитесь. | Дети отгадывают загадку. Берутся за руки, улыбаются друг другу. | Настрой детей на позитивный контакт друг с другом. |
Основная часть | ||
Обращает внимание детей на появившийся в группе мешочек. Предлагает поиграть в игру «Чудесный мешочек» Закрепляет обобщающее понятие «Овощи». Проводит артикуляционную гимнастику: Покажи пузатый помидор, стройную морковку, лопатку. Обращает внимание на нарисованную корзину для сбора овощей. Обращает внимание на появившегося почтового голубя (презентация). Предлагает посмотреть видео письмо (презентация). Предлагает помочь Чиполино и помирить овощи. Проводит дыхательную гимнастику: подуй на перышко. Проводит игру с мячом «Как растут овощи»: Картофель – в земле Огурец – на земле Свекла – в земле Помидор – на земле Морковь – в земле Тыква – на земле. Проводит игру «Собери овощи» Морковь выдергивают Картофель выкапывают Капусту срезают Помидоры срывают Свеклу выдергивают Тыкву срывают Проводит физминутку А теперь ребята встаньте физминутку начинайте. В огород пойдем Урожай соберём. Мы морковки натаскаем И картошки накопаем. Срежем мы кочан капусты, Круглый, сочный, очень вкусный, И салат нарвем немножко. И вернемся по дорожке. Проводит игру «Поварята» Суп из капусты – капустный Пюре из кабачков – кабачковое Начинка из моркови – морковная… Проводит игру «Назови ласково» Помидор – помидорчик Перец – перчик Капуста – капустка Огурец – огурчик Морковь – морковка Лук – лучок. Проводит дыхательную гимнастику. | Высказывают предположения о появлении мешочка. Определяют на ощупь предметы в мешочке. Закрепляют понятие. Выполняют упражнения артикуляционной гимнастики. Высказывают предположения о назначении корзины. Просматривают видеописьмо от Чиполино. Решают отправиться в огородное царство, для того, чтобы помочь Чиполино. Выполняют упражнение на дыхание. Упражняются в употреблении предлогов «В, На». Берут один овощ и называют, как его нужно собирать. Выполняют упражнение на координацию речи с движением. Называют названия овощей из разных овощей. Называют овощи ласково. Выполняют дыхательную гимнастику. | Введение детей в тему. Развито воображение, память, тактильная чувствительность. Закреплено обобщающее понятие «овощи». Развита подвижность органов артикуляции. Активизированы имеющиеся знания. Активизирована мотивация детей для дальнейшей работы. Развиты способности совместно развертывать игру, умение договариваться. Развито речевое дыхание. Закреплено умение использования предлогов В, НА. Активизирован глагольный словарь по теме. Закреплено умение выполнять движение, согласно тексту. Сформировано умение образовывать относительные прилагательные. Закреплено умение образовывать уменьшительно-ласкательные формы имен существительных. Развито речевое дыхание |
Заключительная часть | ||
Предлагает вспомнить, о чем говорили во время путешествия. Предлагает украсить пустую корзину картинками. | Рассказывают о теме путешествия. Наклеивают наклейки на корзину. | Сформировано умение обобщать и систематизировать полученные знания. Активизировано развитие дыхания. |
НОД «Овощи»
Дети заходят в группу.
Логопед: Ребята, у меня для вас есть одна загадка:
Есть у радости подруга в виде полукруга.
На лице она живет, то куда-то вдруг уйдет.
То внезапно возвратится, грусть-тоска ее боится. (улыбка)
Дружно за руки возьмитесь, и друг другу улыбнитесь.
Скажите, ребята, а откуда у нас в группе появился такой красивый мешочек?
Ответы детей
Л-д:Давайте попробуем определить. Что же внутри
Дети достают – морковь, помидор, лук.
Л-д:Как назвать все эти предметы одним словом?
Ответы детей.
Я думаю, что овощи появились у нас в группе неспроста. Ведь осень – это время сбора урожая, в том числе и овощей. Посмотрите, ребята, какая у меня естькорзина для сбора овощей, но только она пустая.
Звук почтового голубя.
Л-д:Кажется, нам пришло электронное письмо. Отложим пока корзину, посмотрим, что там за письмо. (презентация)
Чиполино: здравствуйте, ребята. Я Чиполино – мальчик луковка. Я живу в огородном царстве. Раньше мы жили дружно, не ругались. Но теперь случилась беда, овощи спорят в огородной стране, кто лучше, вкусней и нужней на земле. Так разругались, что теперь нет покоя в нашей стране. Не знаю что делать. Помогите мне!
Л-д.: Что же делать?
Ответы детей.
Л-Д: Ак как мы доберемся до огородной страны?
Ответы детей.
Л-д.: Давайте спросим у Чиполино.
Дети спрашивают.
Чиполино: Вам помогут волшебные перышки. Нужно взять перышко, произнести слова: «Раз, два, три, перышко в огородное царство меня отнеси» и подуть на него.
Дыхательная гимнастика.
Л-д: Вот мы и на месте. Я думаю, здесь мы встретим много овощей. Ребята, а вы знаете, где растут овощи и как их нужно собирать?
Овощи растут на земле и в земле. А давайте повторим, какие овощи, где растут. Я вам буду бросать мяч и называть овощ, а вы будете говорить где он растет – на земле или в земле.
Слова: огурец, свекла, помидор, картофель, капуста, морковь, кабачок, тыква, перец.
Игра «Где растет».
Л-д: А как собирают овощи, которые растут на земле – срезают, срывают.
А под землей – копают, дергают.
Посмотрите на эту большую грядку, здесь и морковка и капуста. Давайте повторим, как нужно собирать эти овощи. По очереди будем брать по одной картинке, и называть, как мы собираем этот овощ.
Слова: капуста, помидор, картофель, морковь, кабачок, огурец.
Игра «Собери урожай»
Физминутка
А теперь ребята встаньте физминутку начинайте.
В огород пойдем (дети маршируют на месте),
Урожай соберём. (идут по кругу, взявшись за руки),
Мы морковки натаскаем («таскают»),
И картошки накопаем. («копают»),
Срежем мы кочан капусты, («срезают»),
Круглый, сочный, очень вкусный, (показывают руками),
Щавеля нарвем немножко. («рвут»),
И вернемся по дорожке. (идут по кругу, взявшись за руки).
Появляется слайд – овощи недовольные.
Чиполино: Посмотрите, какие недовольные овощи. Они все разругались.
Л-д:Ребята, а скажите, может, овощи правы, и кто-то из них один нам нужен? Для чего нам нужны овощи?
Давайте поиграем в поварят и покажем, что все они нам нужны на кухне.
Игра «Поварята».
Слайд «Овощи улыбаются».
Л-д:Посмотрите, как улыбаются овощи, теперь не скажешь, что это угрюмая морковь, теперь ее хочется назвать ласково – морковка.
Игра «Назови ласково»
Вот овощи помирились, и нам пора возвращаться в группу. Помогут нам наши перышки.
Чиполино: Спасибо, ребята за помощь! Теперь в нашей огородной стране опять будет порядок. В знак благодарности примите, пожалуйста, от меня подарок.
Подарок – наклейки.
Дыхательные упражнения.
«Раз, два, три, перышко в садик нас отнеси»
Л-д: Ребята, вам понравилось наше путешествие? Посмотрите на нашу пустую корзину. Давайте соберем в нее овощи, наклеим картинки, которые подарил Чиполино. У нас останется память о нашем путешествии, и вы сможете рассказать о нем своим друзьям и родным.
Дети делают коллаж.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект занятия по лексической теме «Овощи» старшая группа «Знакомство с овощами»
Конспект занятия в старшей группе по лексической теме "Овощи": "Знакомство с овощами"....
Конспект занятия по лексической теме «Овощи» «Как растут овощи, сбор урожая» старшая группа
Как растут овощи? Каким образом их убирают? Все это можно узнать из урока «Как растут овощи, сбор урожая» для старшей группы. В документе представлен картинный материал и фото (некоторые из...
Конспект занятия по экологии "Описание овощей. Лепка овощей"
Познакомить детей с этапами выращивания овощей; учить описывать овощи....
На тему: «Овощи, которые нас лечат, а так же овощи которые могут навредить нашему здоровью»
На тему: «Овощи, которые нас лечат, а так же овощи которые могут навредить нашему здоровью»...
Влияние труда дошкольников по уходу за растениями на участке и по выращиванию овощей на развитие познавательного процесса. Влияние труда дошкольников по уходу за растениями на участке и по выращиванию овощей на развитие познавательного процесса.
Большую роль в экологическом образовании дошкольников играет практическая, исследовательская деятельность в природных условиях....
ОПИСАНИЕ ОВОЩЕЙ. ЛЕПКА ОВОЩЕЙ
Такая организация учебно - воспитательного процесса позволяет формировать у детей следующие интегрированные качества "Любознательный, активный", "Эмоционально отзывчивый", "Овладевший средствами общен...
Описание овощей. Лепка овощей.
Интеграция образовательных областей: «Коммуникация», «Художественное творчество» (лепка), «Чтение художественной литературы», «Познание»....