Доклад на педсовете ГБОУ детский сад № 1848. Тема: «Преемственность в работе логопеда и воспитателя при решении коррекционных задач через формирование целостной картины мира».
консультация по развитию речи (старшая, подготовительная группа) на тему
Подготовка к школе детей с ОНР невыполнима без формирования целостной картины мира, а это возможно лишь при совместной, квалифицированной, комплексной и систематической работе логопеда, воспитателей и родителей.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
doklad_preemstvennost.docx | 16.72 КБ |
Предварительный просмотр:
Доклад на педсовете ГБОУ детский сад № 1848.
Тема: «Преемственность в работе логопеда и воспитателя при решении коррекционных задач через формирование целостной картины мира».
При ОНР нарушения распространяются как на звуковую, так и на смысловую сторону (в речи детей имеются фонетико - фонетические и лексико-грамматические несовершенства).
Воспитатель проводит совместную деятельность по развитию речи в соответствии с лексическими темами, в рамках которых осуществляет ознакомление детей с окружающим, уточнение и активизацию словарного запаса (в процессе всех режимных моментов), а так же совершенствование связной речи. А вот при знакомстве с художественной литературой (чтение, анализ рассказов, сказок и стихов) в подготовительной группе важнее ориентироваться не на их тематическую направленность, а на возрастную и смысловую доступность, на постепенное возрастание объёма и лексической сложности текстов в течение учебного года.
Логопед заранее предлагает воспитателям лексическую тема с объёмом словаря и необходимых для закрепления у детей грамматических категорий. При этом четко формулируется каждое задание (Измени слово по образцу, угадай лишнее слово и объясни почему оно лишнее…). Логопед подбирает задания в зависимости от данного уровня детей. Каждый год уровень детей разный, а значит логопед вынужден постоянно менять напечатанный материал. Логопед предлагает задания и на развитие психических процессов (Подумай и ответь что бывает, а что не бывает; Подбери нужное слово ( ассоциации)…..)
В рамках указанных лексических тем воспитателем в подготовительной группе можно использовать: - рассматривание предметов и объектов;
-рассматривание предметных и сюжетных картин;
Добавились: - составление более подробных рассказов описаний по схемам,
- составление сравнительных рассказов о предметах и объектах,
- составление рассказов по сюжетной картине (по серии картин);
-текущие и итоговые беседы по лексическим темам;
-рассказы из коллективного опыта (из личного опыта);
- инсценировка стихотворений, рассказов, сказок; (использование элементов мультипликации)
- драматизация стихотворений, рассказов, сказок.
Мы регулярно - раз в неделю берём небольшой пересказ.
В подготовительной группе задача пополнения лексического запаса уже не является первоочередной, а значит пополнение и уточнение словаря не должны быть главным содержанием совместной деятельности логопеда и детей. Акцент же делается на грамматическом оформлении слов, на коррекции аграмматизмов (нарушений в грамматическом оформлении высказывания). Так как несформированность грамматических представлений в дошкольном возрасте неизбежно приведёт к трудностям в овладении письменной речью. Работу по формированию грамматического строя речи проводит логопед, но контроль за грамматической правильностью речи детей во время совместной деятельности и в быту проводит воспитатель.
Логопед во время непосредственной совместной деятельности не ограничивается одним обобщающим понятием, а дерёт сразу несколько. Таким образом, исключается лексическая замкнутость, а словарь ребёнка уточняется и пополняется без ограничений, а это расширяет познавательные рамки совместной деятельности.
Каждая грамматическая категория (рода, числа, падежа, предлога и пр.) для нормализации требует отдельной системной и детальной отработки. Грамматические категории даются в порядке возрастания сложности. От детей не требуется знание грамматической теории. Нужно, чтобы они улавливали некоторые общие закономерности в строе услышанных фраз, а так же воспринимали и указывали неточности, сознательно допущенные педагогом.
При восприятии учебного материала детьми с ОНР следует учитывать следующие параметры: объём, скорость, уровень, устойчивость.
У некоторых детей усвоение материала вызывает трудности. Индивидуальные занятия по заданию логопеда проводятся воспитателем во второй половине дня в так называемый логопедический час. Воспитатель занимается индивидуально с теми детьми, фамилии которых (и задания для отработки) логопед записал в специальной тетради для вечерних занятий. Такая тетрадь заполняется ежедневно.
Подготовка к школе детей с ОНР невыполнима без формирования целостной картины мира, а это возможно лишь при совместной, квалифицированной, комплексной и систематической работе логопеда, воспитателей и родителей.
20.02.2013. Докладчик: учитель - логопед ГБОУ детский сад № 1848 Богдановой Т.И.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Статья для воспитателей "Использование дидактических игр в коррекционной работе при устранении общего недоразвития речи на занятиях по познанию целостной картины мира в старшей группе"
Для детей – дошкольников, страдающих различными речевыми нарушениями, игровая деятельность сохраняет своё значение и роль как необходимое условие всестороннего развития их личности и интеллекта.Формир...
Консультация для воспитателей «Формирование целостной картины мира, расширение кругозора через использование информационно-коммуникативных технологий в образовательном процессе»
Консультация для воспитателей «Формирование целостной картины мира, расширение кругозора через использование информационно-коммуникативных технологий в образовательном процессе» предназначен...
Педсовет: «Развитие у детей познавательных интересов через формирование целостной картины мира, расширение кругозора».
Педсовет:«Развитие у детей познавательных интересов через формирование целостной картины мира, расширение кругозора».Цель: систематизация знаний педагогов по формированию целостной картины мира ...
Конспект непосредственно образовательной деятельности по Формированию целостной картины мира в коррекционной группе для детей с ЗПР №4 в рамках образовательной области «Познавательное развитие» тема: «23 февраля-день рождения Российской армии"
Конспект непосредственно образовательной деятельности по Формированию целостной картины мира в коррекционной группе для детей с ЗПР №4 в рамках образовательной области «Познавательное развитие» тема: ...
КОНСПЕКТ НОД для детей средней группы Образовательная область Познание (Формирование целостной картины мира) тема: "Насекомые.» Составила воспитатель Смирнова О.А. ГБОУ 2075 средняя группа «Акварельки»
Образовательные задачи: Расширить представление детей о жизни насекомых. Формировать умения называть характерные особенности внешнего вида.Активизировать употребление в речи названий частей тела насек...
Консультация для воспитателей «Экспериментирование как форма познания и формирования целостной картины мира»
Кто расскажет обо всём:Отчего бывает гром,Как работают заводы,И какие там станки,И о том, как садоводы Разбивают цветники,И про север, и про юг,И про всё, что есть вокруг…Н.Найдёнова...
Мастер- класс для педагогов на тему: «Преемственность в выборе системы игр и упражнений для индивидуальной работы с детьми дошкольного возраста по решению коррекционных задач в формировании их речевых навыков»
Цель: способствовать созданию условий для профессионального развития педагога, в ходе которого приобретается опыт по выполнению речевых упражнений для развития речи детей старшего дошкольного возраста...