Чистоговорка для автоматизации поставленных звуков
статья по развитию речи (подготовительная группа) на тему

МОРЕВА НАТАЛЬЯ АНДРЕЕВНА

Речь идет о правильном применении чистоговорки в работе родителей над автоматизацией поставленных звуков.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon chistogovorka.doc31.5 КБ

Предварительный просмотр:

ЧИСТОГОВОРКА – ЭТО НЕ ШУТКА, ЭТО СЕРЬЕЗНО!

- для родителей -

Учитель-логопед: Морева Н.А.

Важно помнить, что в речевой игре от ребёнка требуется использование приобретённых ранее знаний в новых связях и обстоятельствах, а помочь ему в этом можете именно вы: родители, бабушки и дедушки  –  самые первые и близкие  его наставники и воспитатели.

Каковы же основные направления практического использования чистоговорок?

1. Формирование правильного звукопроизношения, выразительности речи.

    Использование чистоговорок часто является одним из наиболее эффективных способов отработки, закрепления звуков в речи. При этом наряду с готовыми вариантами можно самим придумывать слова на изучаемый звук, составлять фразу, а к ней чистоговорку. В целях автоматизации звука, развития артикуляционной моторики, чёткой дикции, выразительности речи рекомендуется произносить чистоговорку несколько раз, выполняя при этом разные задания. 

Например, при автоматизации звука [с] используется чистоговорка: «Са-са-са – идёт хитрая лиса». 

Виды заданий:

1.Автоматизация звука, работа над выразительностью, дикцией.

-произносим с различной интонацией (вопросительной, восклицательной, с грустью и т.д.);

-произносим голосом разным по тембру (как мишка, как мышка);

-произносим тихо или громко;

-произносим в разном темпе (медленно или быстро);

-произносим, меняя место логического ударения (ударяем молоточком на разные слова).

2. Развитие фонематического слуха, звукового и слогового анализа и синтеза.

Чистоговорки способствуют привлечению внимания детей к звучащему слову, его звуковому и слоговому составу.

Виды заданий:

- добавляем слог с определённым звуком:

Сы-со-са – на бумаге поло… (са).

Су-са-сы – у девчушки две ко… (сы).

Сы-су-со – покатилось коле… (со).

Са-со-су – маме я цветы не… (су) и т.д.

прошагаем по слогам:

Ла-ла-ла  – ост-ра-я пи-ла.

Ча-ча-ча – на-ша ка-ша го-ря-ча.

Ще-ще-ще – в дож-дик мы и-дём в пла-ще и т.д.

закончим чистоговорку (выбираем слово с соответствующим слогом):

 

Са-са-са – … (каша, коза, коса)? Са-са-са – коса.

Ро-ро-ро – (ведро, весло, верно)? Ро-ро-ро – ведро.

Ча-ча-ча – (гуща, куча, суша)? Ча-ча-ча - куча и т.д.

повторяем без ошибок:

 

Су-шу, су-шу – я письмо пишу.

За-жа, за-жа – есть иголки у ежа.

Ща-ча, ща-ча – у Танюши два мяча и т.д.

поменяем звуки:

 

«л» на «р»: Ал-ал-ал –  бал. Ар-ар-ар – бар.

«ш» на «с»: Ша-ша-ша – крыша. Са-са-са – крыса.

3. Совершенствование лексико-грамматического строя и связной речи.

 На материале чистоговорок можно учить детей изменять форму слова, образовывать слова, согласовывать их между собой, употреблять предлоги, составлять предложения и небольшие рассказы.

Виды заданий:

изменяем форму слова:

Са-са-са – вот опять идёт … (лиса).

Сы-сы-сы – прибежали две … (лисы).

Су-су-су – дети видели … (лису).

Сой-сой-сой – волк погнался за …(лисой).

Се-се-се – много сказок о … (лисе).

Ис-ис-ис –  в лесу есть много … (лис) и т.д.

отвечаем чистоговоркой на вопрос (признаки, действия):

 

Ра-ра-ра – какая детвора?  Ра-ра-ра – весёлая, шумная, дружная детвора и т.д.

Ра-ра-ра – что делает детвора? Ра-ра-ра – играет, напевает, танцует детвора и т.д.

подбираем слово с заданным звуком (с опорой на слова-признаки):

 

Са-са-са – хитрая, рыжая, пушистая? Са-са-са – это лиса.

отвечаем  чистоговоркой на вопрос (можно использовать схемы, картинки):

 

Ла-ла-ла – где юла? Ла-ла-ла – в столе юла, на столе юла, под столом юла и т.д.

называем слова, противоположные по значению:

 

Ра-ра-ра – высокая гора.  Ра-ра-ра  – низкая гора.

Ро-ро-ро – полное ведро. Ро-ро-ро – пустое ведро и т.д.

называем слова «ласково»:

 

Лу-лу-лу – стул в углу. Лу-лу-лу – стульчик в углу.

Ре-ре-ре – искра в костре. Ре-ре-ре – искорка в костре и т.д.

4. Придумываем рассказ по картинке или вопросам:

Са-са-са – кто это? Са-са-са – это лиса.

Са-са-са – какая лиса? Са-са-са – рыжая лиса.

Са-са-са – что же делает лиса? Са-са-са – гуляет по лесу лиса.

Са-са-са –  кого встретила лиса? Са-са-са –  волка встретила лиса и т.д.

 

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическое пособие: для автоматизации поставленных звуков «РАЗНОЦВЕТНЫЕ ЗВУКО-ДОРОЖКИ»

Методическое пособие: для автоматизации поставленных звуков «РАЗНОЦВЕТНЫЕ ЗВУКО-ДОРОЖКИ»...

«Как закрепить звук в речи. Советы по автоматизации поставленных звуков»

Коррекция  звукопроизношения – дело не простое. Требуется качественно проведенная подготовительная работа, которая занимает довольно длительное время:  (сформировать артикуляционную ба...

Картинный материал к игре И.Л.Лебедевой «Слова-«однофамильцы» (из кн. "Трудный звук..."). Цель игры • Автоматизация поставленных звуков. • Расширение и уточнение словаря за счёт слов-омонимов и многозначных слов. • Развитие грамматических категорий.

Описание игрыКартинки к словам-омонимам и многозначным словам поровну делятся между всеми игроками. Ведущий говорит, например:Ну-ка, «шляпка», отзовись,На картинках покажись!Игроки, у кото...

Тема: «Как закрепить звук в речи. Советы по автоматизации поставленных звуков».

Коррекция  звукопроизношения – дело не простое. Требуется качественно проведенная подготовительная работа, которая занимает довольно длительное время:  (сформировать артикуляционную ба...

Серия публикаций по теме "Материал для автоматизации поставленных звуков". Звук [Б].Дифференциация звуков [ Б-П].

В своей работе в ДОУ я использую различные современные интерактивные игры , компьютерные программы  «Логомер»,  «Стабиломер» ,  «Генератор логопедических з...

Чистоговорки для автоматизации поставленных звуков.

Использование чистоговорок в коррекции звукопроизношения - один из наиболее эффективных способов отработки и закрепления звуков в речи....

"Автоматизация звука "Л", "Автоматизация звуков "Ш,Ж,Л", "Автоматизация поставленных звуков"(ш,ж), "Автоматизация поставленных звуков"(л,р)

Данный материал содержит упражнения, задания и игры на автоматизацию уже поставленных звуков удетей старшего дошкольного возраста....