Рекомендация для родителей: "Речь детей раннего возраста"
статья по развитию речи (младшая группа)
Основными задачами детей ясельного и младшего возраста (до четвертого года жизни) является общее развитие речи, обогащение словаря, формирование грамматически правильной речи, развитие связной речи, ознакомление с художественной литературой, подготовка к правильной артикуляции звуков (кроме свистящих, шипящих и сонорных). Рассмотрим каждую задачу.
Обогащение словаря осуществляется за счет расширения кругозора: походы в парк, лес, зоопарк, кино и цирк, чтение книг, отгадывание и загадывание загадок, наблюдения в природе и за трудом взрослых.
Дети двухлетнего возраста могут иметь в своем запасе от 45 до 1000 с лишним слов. Важно, чтобы в речи ребенка не было жаргонных и усеченных слов (велик, телик).
Под формированием грамматически правильной речи имеется в виду согласование слов в предложении, изменение слов по падежам, числам, временам.
Ребенок может неправильно использовать предлоги или их не употреблять, неправильно изменять окончания по аналогии с другими предметами (есть ложком, копать лопатом, много карандашов).
Эти явления должны исчезнуть к четырем годам, если взрослые обращают внимание на окончание слов, согласование, тактично исправляют ошибки своих детей.
Что качается развития связной речи, то первые фразы в норме появляются к полутора – двум годам. Для того чтобы речь была достаточно развитой, взрослые должны:
- учить детей составлять описательный рассказ, называя характерные признаки предмета (по образцу);
- учить составлять простые предложения по картинке;
- учить пересказывать знакомые сказки, рассказы;
- заучивать с детьми простые стихотворения;
- вести диалог – беседовать с родителями и другими взрослыми, задавать вопросы и отвечать на них.
В ходе ознакомления с художественной литературой родителям необходимо читать как можно больше русских народных сказок, сказок советских и современных писателей, обязательно после прочтения задавать вопросы по тексту, пусть ребенок на них ответит.
Параллельно с остальными задачами по общему развитию речи решаются задачи по формированию правильного произношения гласных и согласных звуков (кроме [с],[з],[ц],[ш],[ж],[ч],[щ],[л],[р] – эти звуки появляются между тремя, шестью и семью годами).
В возрасте до двух лет ребенок овладевает произношением лишь самых простых по артикуляции звуков – гласных [а],[о],[э] и согласных [п],[б],[м]. В возрасте от двух до трех лет появляются гласные [и],[ы],[у] и согласные [ф],[в],[т],[д],[н],[к],[г],[х],[й].
Все остальные звуки являются в артикуляционном плане более сложными и заменяются на все вышеперечисленные – более простые.
Звуки [р] и [л] появляются в возрасте от пяти до семи лет.
Самое главное: ребенок должен слышать фонетически правильную речь от окружающих и, сравнивая со своей, пытаться исправить несоответствия.
Развитию речи в ясельном и младшем возрасте поможет развитие мелкой моторики пальцев рук. Поэтому необходимо учить детей пользоваться ложкой, одеваться, застегивать пуговицы, молнии, складывать паззлы и мозаики, шнуровать ботинки и выполнять другие действия на развитие координации мышц рук и зрительного контроля.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Консультация для родителей "Речь детей раннего возраста" | 17.01 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект совместной деятельности детей и родителей
«День рождения зайчонка Проши»
(первая младшая группа)
Составила:
Моллаева А.А
Цель: создать радостное, праздничное настроение, вызвать желание доставить радость другу, принимать участие во всех играх, сблизить детей и родителей.
Материалы и оборудование: игрушка - зайчонок Проша, мяч, морковка и картошка.
Ход досуга.
Воспитатель: Здравствуйте, друзья, ребятки и родители! Сегодня у нас замечательный день! Посмотрите, кто пришел к нам в гости! Это наш друг зайчонок Проша. Хотите со мной и с зайчонком поиграть?
Дети и родители: Да, хотим!
Игра «Знакомство».
Цель: проверить умение называть свое имя.
Воспитатель: Я буду бросать вам в руки мячик, а вы должны поймать его и назвать свое имя, мои ребятишки, и вы, родители, тоже (дети и родители называют свои имена).
Воспитатель: Молодцы, все свои имена знают. Посмотрите, какой сегодня нарядный и красивый Проша. У него красивая полосатая рубашка, штанишки. Давайте покажем, как наряжался наш зайчонок.
Речевая игра «Зайчики».
Цель: вспомнить знакомую игру, постараться договаривать слова, выполнять движения.
Жили-были зайчики (показывают ушки зайчика)
На лесной опушке.
Жили-были зайчики (показывают домик над головой)
В беленькой избушке.
Мыли свои ушки, (трут ушки)
Мыли свои лапочки, (трут ножки)
Наряжались зайчики, (показывают, выставляя поочереди, ноги
Надевали тапочки. на пятку)
Воспитатель: А как вы думаете, почему Проша сегодня такой нарядный?
(Ответы родителей и детей).
Воспитатель: Правильно. Сегодня у нас необычный день - День рождения нашего забавного, веселого зайчонка Проши. Я предлагаю всем вместе спеть ему «Каравай».
Дети с воспитателем и родителями поют «Каравай» для зайчонка.
Воспитатель: Скажите, ребята, мамы и папы, а вы знаете игру «Зайка серенький»?
Дети: Да, мы знаем эту игру.
Воспитатель: Тогда предлагаю всем вместе с зайчонком сыграть в эту игру.
Игра «Зайка серенький».
Цель: развивать двигательную активность и координацию движений детей, умение выполнять движения в соответствии с текстом.
Зайка серенький сидит (показываем над головой ушки зайчика)
И ушами шевелит.
Вот - так, вот - так.
И ушами шевелит.
Зайке холодно сидеть, (хлопаем в ладоши)
Надо лапочки погреть.
Вот - так, вот - так.
Надо лапочки погреть.
Зайке холодно сидеть, (прыгаем как зайчики)
Надо ноженьки погреть.
Вот - так, вот - так.
Надо ноженьки погреть.
Воспитатель: А, еще, ребята, Проша любит слушать стихи про себя.
Лиза Каганова читает стихотворение А. Барто «Зайка».
«Зайка».
Зайку бросила хозяйка,
Под дождем остался зайка.
Со скамейки слезть не смог,
Весь до ниточки промок.
Воспитатель: Ребята, Проша очень любит морковку, это его любимое лакомство. Давайте с вами сыграем в игру «Морковка для зайчика» и угостим Прошу.
Дети: Давайте!
Игра «Морковка для зайчика».
Цель: учить действовать по команде взрослого, развивать ориентировку в пространстве, закрепить знание овоща - морковки.
Ход игры: на столе разложить морковку и картошку, зайчика посадить на детский стульчик, предложить детям собрать для зайчика в огороде только морковку.
Воспитатель: Ребята, Проша говорит, что он очень рад, что пришел к нам в гости! Ему очень понравилось играть с нами в разные игры! За это он хочет подарить вам воздушные шарики!
Зайчонок дарит детям воздушные шарики.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Общие принципы и рекомендации проведения логопедического обследования детей раннего возраста
В статье раскрыты общие принципы и рекомендации проведения обследования речевого развития детей раннего возраста....
Рекомендации по развитию речи детей раннего возраста.
Материал для родителей, который обычно размещают в "Уголке логгопеда". Данные рекомендации логопеда помогут родителям детей с задержкой в речевом развитии развить речь в соответствие...
Рекомендации для родителей, имеющих детей раннего возраста с нарушением слуха
Рекомендации для родителей, имеющих детей раннего возраста с нарушением слуха, дают возможность добиваться положительных результатов в развитие ребёнка....
«А Я В ДЕТСКИЙ САД ИДУ!» ИЛИ КАК ПОМОЧЬ РЕБЁНКУ АДАПТИРОВАТЬСЯ К ДОУ?» (РЕКОМЕНДАЦИИ ПСИХОЛОГА ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ ДЕТЕЙ РАННЕГО ВОЗРАСТА ГКП).
Данный материал адресован родителям детей раннего возраста (1 - 3 года), которые собираются ходить (или уже ходят) в группу кратковременного пребывания. Рассказывается о преимуществах посещения группы...
Методические рекомендации по сенсорному воспитанию детей раннего возраста
Проведение диагностического исследования позволило дать методические рекомендации, способствующие повышению уровня развития сенсорного воспитания детей раннего возраста.- Необходимо выделить условия п...
Рекомендации по развитию одарённости детей раннего возраста
В детских садах активизировалась психолого - педагогическая помощь родителям, имеющим одарённых детей. В статье изложены рекомендации которые в определённой мере помогут воспитателю понять как с...
Методические рекомендации по развитию речи детей раннего возраста для начинающих педагогов дошкольного образования. (на основе исследований Б.С. Волкова, Н.В. Волковой , В.В. Гербовой , А.А. Запорожца , М.И. Лисиной и др.)
Именно в дошкольном детстве (как ни в какой другой период) взрослый пользуется огромным авторитетом у ребенка, оказывает решающее влияние на его психическое развитие. Взрослый всегда является для ребе...