Программа кружка по речевому развитию "Говорушки"
методическая разработка по развитию речи (подготовительная группа)
Программа кружка по речевому развитию "Говорушки".
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
kruzhok_po_rechevomu_razvitiyu_govorushki.docx | 22.27 КБ |
Предварительный просмотр:
Программа кружка «Говорушки»
Направленность: речевое развитие.
Продолжительность освоения: 1 год.
Возраст обучающихся: 6 лет.
Цель программы: развитие связной, грамматически правильной диалогической и монологической речи. Развитие звуковой и интонационной культуры речи, фонематического слуха. Формирование звуковой аналитико-синтетической активности как предпосылки обучения грамоте.
Задачи:
Обучающие:
1. Обучать детей правилам передачи текста.
2. Формировать умение передавать игровые образы в действиях.
3. Расширять кругозор.
4. Формировать умение искать выразительные движения, тембром голоса передавать отличительные особенности героев сказок, пьес, рассказов, песен.
5.Развивать умение понимать суть стихотворения, видеть первоначальный замысел поэта.
Развивающие:
1. Развивать речь и коммуникативные навыки.
2. Развивать мелкую моторику руки.
3. Развивать наблюдательность, воображение, познавательные процессы.
Воспитательные:
1. Воспитывать нравственные качества личности: доброту, отзывчивость, взаимоуважение, взаимовыручку, сочувствие и т.д.
2. Воспитывать любовь к творческой деятельности, желание участвовать в выступлениях.
3. Воспитывать эстетический, художественный вкус.
Весь процесс обучения организуется так, чтобы он воздействовал на чувства и интересы детей. С учетом ведущей деятельности дошкольного возраста, каждое занятие строится в форме игры. На занятиях создаются условия, которые помогают ребенку дать быстрый разряд своим чувствам, раскрепощают его творческую энергию, создают положительный эмоциональный настрой для осуществления художественной творческой деятельности, творческие и музыкальные способности, координацию движений.
Сентябрь
Общие задачи:
- знакомство с речевым аппаратом;
- постепенное овладение навыками правильного дыхания;
- работа над четкостью произношения каждого отдельного звука, слова и фразы в целом.
№ | Задачи | Содержание |
1 | Вводное занятие: - знакомство с речевым аппаратом; - развитие дыхания; - развитие дикции. | «Сказка о Веселом язычке». Игры «Ах! Как пахнет», «Можно – нельзя», «Рифмовки» (простые, короткие). |
2 | Знакомство с основными артикуляционными упражнениями, для развития подвижности органов речевого аппарата. Театральная игра. | Общий комплекс артикуляционных упражнений «Зоопарк». Игры «Задуй свечу», «Наряжай-ка». |
Октябрь
Общие задачи:
- знакомство с силой голоса, звучностью, полноценностью, умением управлять им;
- работа над дыханием;
- работа над дикцией.
№ | Задачи | Содержание |
1. | Развитие культурных навыков речи и техники высказывания через игры на снятие психологического напряжения. Привлечение внимания детей к мелодике: основному тону голоса (повествовательный, вопросительный, восклицательный). Формирование навыка восприятия фразы с переломом мелодического рисунка, узнавание предложений, выражающих просьбу, совет, приказ через игры на развитие речевого дыхания. | Чтение скороговорок, потешек. Игры «Что нам сделать?», «Позовём вместе», «Шар лопнул», «Веселые Картинки». |
2 | Работа со сценарием «правила» - выход, уход, встреча персонажей, диалоги через инсценирование знакомых стихотворений. Развитие умения отражать настроение, состояние в звучании голоса чтеца. Работа над спектаклями, инсценировками, заучивание текста. Развивать умение правильно определять и использовать соответствующую силу голоса при чтении стихотворения. | На материале стихотворений С.Я. Маршака «Сказка о глупом мышонке», Кольцовой А.В. «Лес»; А. Б. Барто «Наша Таня громко плачет» Игры «Скороговорки» (простые, короткие), «Лыжники», «Найди и назови парочки», «Дует ветер». |
Ноябрь
Общие задачи:
- знакомство с интонационной окраской художественного произведения;
- работа над дыханием;
- работа над дикцией;
- развитие голоса.
№ | Задачи | Содержание |
1. | Знакомство с интонационной окраской художественного произведения через творческие задания - изменения концовок знакомых сказок. Продолжать знакомство с интонационной окраской художественного произведения на материале народных сказок. | Русско-народная сказка «Лиса и козел», «Девочка и лиса». Игры «В гостях у робота», «Петя - Петушок», «Поезд», «Рифмовки - трудноговорки», «Паровозик». |
2. | Развитие умения менять интонационную окраску фразы (подражая образам: хитрой лисы, злого волка, испуганного зайца, смелого льва). Развитие умения осмысливать исполняемый текст, понимать и представлять себе героев и их характер, определять отношение автора к ним. | А. Барто «Любочка». Игры «Веселые картинки», «Дровосеки», «Найди и повтори парочки». Драматизация. |
Декабрь
Общие задачи:
- знакомство с ролью логического ударения во фразе;
- работа над дыханием;
- работа над дикцией;
- развитие голоса.
№ | Задачи | Содержание |
1. | Развивать умение определять ударные слова в предложении, нахождение ударных слов на материале народных пословиц. Определение главной мысли пьесы, главных героев, персонажей. | Игры: «Наши ребята были вчера в театре», «Тихо – громко» (скороговорки), «Лови мяч», «Маятник». |
2. | Работа над логическим ударением как средством смысловой выразительности произведения. | Игра - драматизация «Теремок». Разучивание стихотворения А.С. Пушкина «Мороз и солнце». Игры: «рифмовки - трудноговорки», «Лягушка – болтушка», «К нам приехал паровоз». |
Январь
Общие задачи:
- обучение порядку расстановки логических пауз в предложении.
- работа над дыханием;
- работа над дикцией;
- развитие голоса.
№ | Задачи | Содержание |
1 | Распределение ролей, чтение по ролям. Репетиция с декорациями и музыкальным сопровождением. Развивать умение правильно использовать паузы при чтении текста. | Игра – драматизация «Три медведя». Игры: «Простить нельзя выгнать из группы», «Волшебная палочка». |
2 | Развитие умения использования психологической паузы как средства эмоционального воздействия на слушателей; Развивать умение держать строку, т.е. ставить стиховую паузу. Формировать умение быть изобретательными в использовании всех видов пауз. | Работа над отрывком из стихотворения К.Я.Чуковского «Мойдодыр». Игры: «Красноречивое молчание», «Скороговорки», «Наше радио». |
Февраль
Общие задачи:
- обучение использования разнообразных оттенков темпа, соответствующих содержанию текста;
- работа над дыханием;
- работа над дикцией;
- развитие голоса.
№ | Задачи | Содержание |
1. | Знакомство детей с понятиями «быстро», «медленно», «умеренно»; Учить соотносить темп речи и движений темпу, заданным речевым образцом; Развивать умение соотносить темп движений и темп речи. | Игра – драматизация «Колобок». Игры: «Карусель», «В зоопарке», «Курочка и Цыплята», «Времена года». |
2. | Развивать умение движениями воспроизводить темп, заданный педагогом в речи. Развивать умение, прослушав речевой образец сказать, в каком темпе он произнесен: «быстро», «медленно» или «умеренно»; | речевые Игры: «Барабанщики», «Позовем животных», «Кто за кем?», «Лесенка». |
Март
Общие задачи:
- знакомство с основным тоном литературно – художественного произведения (торжественный, спокойный, грустный, радостный);
- работа над дыханием;
- работа над дикцией;
- развитие голоса.
Неделя | Задачи | Содержание |
1. | Знакомство детей с использованием торжественного тона при чтении произведения. Знакомство с радостным и грустным тоном произведения. | Чтение и обсуждение отрывка из поэмы Н.А. Некрасова «Мороз – Красный нос». Игры: «Цветы», «Что за чем?», «Кто кричит?». |
2. | Знакомство со спокойным тоном произведения. Развивать умение менять разные виды основного тона произведения. | Работа над стихотворением И.С. Никитина «Полюбуйся, весна наступает…». Игры: «Этажи», «Инопланетянин». |
Апрель
Общие задачи:
- развитие умений понимать суть стихотворения, видеть первоначальный замысел поэта;
- работа над дыханием;
- работа над дикцией;
- развитие голоса.
№ | Задачи | Содержание |
1. | Развивать умение использовать все средства выразительной передачи произведения. Развивать умение соблюдать правила чтения стихотворных текстов. | Работа со стихотворением Ф.И. Тютчева «Зима недаром злится». Игры: «Какой сегодня день?», «Найди и повтори парочки», «Партизаны». |
2. | Продолжать развивать умение соблюдать правила чтения стихотворных текстов; Закрепление пройденного материала. | Работа над стихотворением З.Н. Александровой «Подснежник». Игры: «Лягушка – болтушка», «Волшебная палочка». |
Май
Общие задачи:
- закрепление пройденного материала;
- работа над дыханием;
- работа над дикцией;
- развитие голоса.
№ | Задачи | Содержание |
1. | Закреплять умение детей использовать все средства выразительной передачи произведения. Развивать навык быть изобретательными в использовании всех видов пауз. | Игра – драматизация «Непослушный козлёнок». Игры: «Найди и повтори парочки», «Собирали мы цветочки». |
2. | Закреплять умение осмысливать исполняемый текст, понимать и представлять себе героев и их характер. Итоговое занятие. Награждение исполнителей, чаепитие с родителями. | Представление в музыкальном зале сказки «Непослушный козлёнок» |
Методы организации деятельности: репродуктивный, объяснительно- иллюстративный, проблемный, поисковый, метод одномоментности.
Методы воспитания: рассказ на этическую тему, положительный пример, этическая беседа, метод взаимопомощи.
Методы стимулирования: поощрение, одобрение, награждение, участие в праздниках, конкурсах.
Методы диагностики творческой деятельности детей: наблюдение, игра, беседа, диагностическая таблица, выступления на праздниках, концертах.
Формы работы с родителями: родительские собрания, консультации, привлечение в подготовке к выступлениям, участие в праздниках.
Методики и технологии, используемые на занятиях: образовательная кинезиология, сказкотерапия, элементы психодрамы, технология игровой деятельности.
Список использованной литературы:
- Ткаченко Т.А. «Уроки дикции»; М.: 2006г.
- Боголюбская М.К., Шевченко В.В. «Художественное чтение и рассказывание в детском саду»; М.; 1998г.
- Хватцев М.Е. «Как предупредить и устранить недостатки голоса и речи у детей». - М., 1962 г.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Дополнительная образовательная программа кружка познавательно-речевой направленности «Умники и Умницы»
Дополнительная образовательная программакружка познавательно-речевой направленности«Умники и Умницы»...
Дополнительная образовательная программа кружка познавательно-речевой направленности «Умники и Умницы»
Программа кружка познавательно-речевой направленности «Умники и Умницы»Пояснительная записка программыI. Данная программа относится к познавательно-речевому направлению развития дошкольников.II....
Программа кружка по речевому развитию "Говорим правильно"
СОДЕРЖАНИЕ I. ЦЕЛЕВОЙРАЗДЕЛ……………………………………………………&helli...
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА кружка по речевому развитию «Говорушки»
Программа направлена на речевое развитие ребёнка дошкольного возраста – это овладение нормами и правилами родного языка, определяемыми для каждого возрастного этапа, и развитие его коммуникативн...
Программа кружка коммуникативно - речевого развития "Сказка"
Прививаем детя любовь к чудесному миру сказок....
Учебно-тематический план и содержание дополнительной образовательной (общеразвивающей) программы кружка по речевому развитию «Речецветик на декабрь 2020 года»
Работа по развитию речи детей занимает одно из центральных мест в дошкольной образовательной организации. Это объясняется важностью периода дошкольного детства в речевом становлении ребенка....
Рабочая программа кружка по речевому развитию в средней группе.
Речевое развитие с элементами ИЗО- деятельности....