Игры для обучения чтению детей дошкольного возраста
методическая разработка по развитию речи (подготовительная группа) на тему

Марчук Ирина Ивановна

Надо ли, готовя детей к школе, учить их читать, писать и считать? Родители все чаще убеждаются, что эти умения облегчат ребенку начало школьной жизни. Но как же сделать так, чтобы обучение чтению не превратилось в нудную обязанность?

Самое важное, на мой взгляд, - создать обстановку непринужденности, когда желание чему-либо научиться возникает как бы само собой.

Предлагаемая подборка игр использовалась в процессе многолетней работы в детском саду, прошла испытание временем и может помочь воспитателям и родителям, желающим, чтобы обучение детей грамоте прошло весело и интересно, не «из-под палки». 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл igry_dlya_obucheniya_chteniyu.docx16.77 КБ

Предварительный просмотр:

ИГРЫ ДЛЯ ОБУЧЕНИЯ ЧТЕНИЮ

Надо ли, готовя детей к школе, учить их читать, писать и считать? Родители все чаще убеждаются, что эти умения облегчат ребенку начало школьной жизни. Но как же сделать так, чтобы обучение чтению не превратилось в нудную обязанность?

Самое важное, на мой взгляд, - создать обстановку непринужденности, когда желание чему-либо научиться возникает как бы само собой.

Предлагаемая подборка игр использовалась в процессе многолетней работы в детском саду, прошла испытание временем и может помочь воспитателям и родителям, желающим, чтобы обучение детей грамоте прошло весело и интересно, не «из-под палки».

ЗВУКОВОЙ ПЕРИОД ОБУЧЕНИЯ.

Ребенку надо объяснить, что в мире существует много разных звуков, но самые важные для общения – это звуки речи. Таким образом, ребенок понимает, что наша речь состоит из слов, которые, в свою очередь, состоят из звуков речи. Взрослый может играть с ребенком, выделяя в словах определенные звуки. Есть такая закономерность: чем лучше ребенок осознает звучащую речь, ее построение, тем легче он овладевает осознанным беглым чтением и грамотным письмом. Ведь по существу чтение и письмо – это действия со звуками слова, которые материализуются с помощью букв. Именно поэтому рекомендуется перед знакомством с буквами дать ребенку представление о звуковой стороне языка.

ЗВУКОПОДРАЖАНИЕ.

Взрослый задает вопросы ребенку, например:

- Как мама укачивает младенца? (А-а-а)

- Как гудит поезд? (У-у-у)

- Как мы греем ручки? (Х-х-х)

- Как жук жужжит? (Ж- ж -ж)

- Как дует ветерок? (Ш-ш-ш)

- Как пищит комарик? (З-з-з)

БУДЬ ВНИМАТЕЛЬНЫМ.

Эта игра развивает слуховое внимание и быстроту мышления.

Ребенку дается такая инструкция: «Я буду называть слова, а ты внимательно слушай. Если в слове услышишь звук (З), то один раз хлопни в ладоши: Забор, дом, розы, стол, замок, школа, зоопарк и т.д.».

СКАЖИ СЛОВО С НУЖНЫМ ЗВУКОМ

Игра на развитие фонематического слуха, быстроты мышления.

Взрослый говорит: «Придумай слово, начинающееся со звука (Ш), и бросает мяч ребенку. Тот ловит мяч, называет слово, например (шарф), и бросает мяч обратно. Потом взрослый называет другой звук, например (М), - (машина) и т.д.

МАГАЗИН

Взрослый понарошку отправляет ребенка в магазин за продуктами и просит купить только те продукты, в названиях которых встречается какой-то определенный звук, например (Р). Ребенок может «купить» картошку, огурцы, помидоры, торт, рыбу, мороженое, сардельки и т.д. А со звуком (С)  - мясо, колбасу, сметану, сахар, соль, соус, сухарики и т.д.

МЯЧИК-СМЯГЧИТЕЛЬ.

Эта игра развивает у ребенка фонематический слух, речи и внимание.

  1. Ведущий бросает мяч, произносит слово с твердым согласным звуком в начале, а ребенок, поймавший мяч, произносит то же слово, но заменив 1-й твердый согласный звук на парный мягкий. Например: рад – ряд, мал – мял, лук – люк, нос – нес, воз – вез, ров – рев, мыл – мил, вол – вел и т.п.
  2. Таким же образом можно заменять последний согласный твердый звук на мягкий парный. Например: угол – уголь, брат – брать, ел – ель, топ – топь, мел – мель, хор – хорь, стал – сталь, пыл – пыль, жар – жарь, был – быль, вес – весь, лез – лезь, обут – обуть и т.п.

ЦЕПОЧКИ СЛОВ.

1 вариант:

Игра проводится устно. По очереди называются слова. Каждое следующее слово должно начинаться с последнего звука (не буквы) предыдущего слова, например: Дом – мост – трон – трон – новость – телефон – ночь – чашка – апрель – лиса и т.д.

2 вариант:

Можно сделать карточки с нарисованными на них предметами и разложить их в таком порядке, чтобы название предмета на карточке начиналось с того же звука, которым закончилось слово, изображенное на предыдущей карточке. Например: ЛИСТ – телевизор – робот – тапки – индюк – карась – синица – апельсин.

СЛОВА – МАТРЕШКИ.

В русском языке есть слова, похожие на матрешку. Прочитаешь одно слово, а приглядишься повнимательнее – и увидишь, что внутри спрятаны другие слова, покороче. Например: ЯБЕДА (беда, еда), ПОБЕДА (обед, беда, еда), РЫБАК (рыба, бак), ЧЕРЕМУХА (муха, уха), ТАПОЧКИ (почки, очки) и т.д.

РЕБУСЫ.

В печатных изданиях встречается очень много различных ребусов. Некоторые ребусы мы составляем вместе с детьми. Можно зашифровать в ребусе имена детей.

ЗВЕЗДНЫЙ ЧАС.

Когда-то была такая интересная телепередача, в которой одно из заданий для участников было таким: из букв длинного слова надо составить как можно больше новых слов. Например, из слова АБРИКОСЫ: ас, рис, ор, сыр, бык, бак, сок, сор, оса, коса, роса, кобра, брак и т.д.

Варианты слов для игры: ГАСТРОНОМ, ПРОСТОКВАША, АПЕЛЬСИНЫ, ЛЕКАРСТВО, КОМАНДИРОВКА и т.д.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Обучение чтению детей дошкольного возраста

Этот материал поможет родителям начать обучать раннему чтению детей дошкольного возраста. Организовать этот процесс в интересной игровой форме....

Рабочая программа кружка по обучению чтению детей дошкольного возраста с элементами технологии "Кубики Зайцева" Н.А.Зайцева

Рабочая программа кружка по обучению чтению детей дошкольного возраста с элементами технологии "Кубики Зайцева" Н.А.Зайцева...

ИКТ в обучении чтению детей дошкольного возраста в рамках дополнительных образовательных услуг.

ИКТ в обучении  чтению детей дошкольного возраста в рамках дополнительных образовательных услуг....

Буклет для родителей: Игры для обучения чтению детей дошкольного возраста

В буклете представлены игрыдля дошкольников, которые помогут родителям при обучению детей чтению....

ПРОГРАММА «Играя читаем» РАННЕГО ОБУЧЕНИЯ ЧТЕНИЮ ДЕТЕЙ, дошкольного возраста от 5-7 лет

Программа «Играя читаем» предназначена для работы с детьми от 5 до 7 лет. Она способствует развитию речи и направлена на обучение чтению в игровой форме.  Эта программа основана на ме...

Подготовка детей с ТНР к обучению чтению детей дошкольного возраста по методике Н.А.Зайцева

Подготовка детей с ТНР к обучению чтению детей дошкольного возраста по методике Н.А.Зайцева...