Речевое развитие "Старая сказка на новый лад: круговорот воды в природе"
презентация к уроку по развитию речи (подготовительная группа) на тему
Речевое развитие в форме опытно-экспериментальной деятельности. Возможное продолжение сюжета народной сказки Снегурочки с помощью полученных наблюдений в изменении свойств воды с изменением температуры. Формирование представлений об изменении состояний воды называемым в природе - круговоротом. Воспитание речевой культуры, ценность и сострадание к жизни Снегурочки.
Тема: «Старая сказка на новый лад: круговорот воды в природе»
Цель - формирование представлений об измерении состояния воды, у старших дошкольников, на примере народной сказки «Снегурочка»
Задачи:
Образовательные:
• формировать представления о переходе воды из твердого состояния в текучие, парообразное и наоборот;
• уточнить умение обобщать и систематизировать представление о временах года.
Развивающие:
• совершенствовать связную речь с помощью лексико-грамматических категорий: словообразование, словоизменение;
• совершенствовать диалогическую и монологическую форму речи по сказки «Снегурочка» с помощью сюжетных картинок.
Воспитательные:
• воспитание речевой культуры
Отбор материала и методов обучения осуществлялся с учетом возрастных и индивидуальных особенностей детей старшего дошкольного возраста.
Использовались методы работы:
Словесные методы:
• рассказ (беседа);
• диалог;
• монолог
• рассказ подготовленных воспитанников.
Наглядные методы: иллюстрация и демонстрация, цель которых была научить концентрировать внимание на главном, выделять особые признаки.
Практические методы: эксперимент, упражнение - служат средством для обобщения и систематизации знаний дошкольников.
Главный акцент всей образовательной деятельности был направлен на обобщение знаний воспитанников на данном этапе.
Используемые технологии и элементы технологий:
Здоровье сберегающая (смена видов деятельности, физкультминутки, соблюдение светового и воздушного режима); старалась, чтобы все задания были взаимосвязаны, были интересны и разнообразны. Напряжение образовательной деятельности снималось через разнообразные задания и физкультминутку.
Личностно-ориентированная обеспечение комфортных, бесконфликтных и безопасных условий развития личности ребёнка (образовательные игры, экспериментальная деятельность, этюды)
Социоигровая (загадки, стихи, коллективная работа, работа в парах, сказкотерапия) - создание условий для развития личностных качеств и способностей воспитанников открытого образовательного пространства.
Информационно-коммуникативные
ТРИЗ - направленна на развитие творческих способностей
Формы организации детей: фронтальная и индивидуальная.
По типу организованная образовательная деятельность носит характер опытно-экспериментальной деятельности, поэтому в структуре непосредственно образовательной деятельности практическому этапу отведено 21 минут из 30 возможных в соответствии с СанПиН. Содержание непосредственно образовательной деятельности включает интеграцию образовательных областей в соответствии с возрастными особенностями, спецификой и возможностями образовательных областей.
В ходе непосредственно образовательной деятельности на первом этапе «Психологический настрой» (1 минута) передо мной стояла задача создание атмосферы психологической безопасности, организации направленного внимания детей. Был использован: игровой момент волшебства. Сюрпризный момент перемещение в научно-творческую лабораторию – с помощью упражнения «Султанчик» для речевого выдоха и проговаривания «волшебных» слов.
На 2 этапе: (3 минута) мотивационно – побудительном решались задачи формирования представлений о предстоящей деятельности, её задачах. На данном этапе результатом являлась внутренняя мотивация на предстоящую деятельность. Просмотр музыкального видео (отрывок музыкального произведения «Времена года» П.И Чайковского) для определения характеризующих изменений в природе по временам года: состояние воды, внешний вид деревьев, окрас неба и т.д. Итогом на данном этапе: расположить иллюстративные картинки, предметы (декоративная цветущая яблоня, подсолнухи, осенняя икебана, новогодняя елка) последовательно по временам года. Задание проводилось в игровой форме «Что зачем и перед чем».
Задачи третьего этапа (6 минуты) – актуализация имеющихся знаний, представлений. С помощью музыкальных загадок, сюрпризный момент, путешествие по волшебной книге «Новый год время сказок», уточняются знания и название сказок на зимнюю тематику.
Предложено рассмотреть презентацию народной сказки «Снегурочка». Прокомментировать события, действия по сказки, формируя связную речь. Итог данного этапа носит проблемный характер: - Можно ли закончить сказку иначе?
Восприятие и усвоение нового. Практическая работа. Три состояния воды. Сообщение новых знаний через опытно-экспериментальную деятельность. (8 минут) Дети под руководством учителя-логопеда проводится опыт, преобразуя воду из твердого (лед, снег) в жидкое и парообразное состояние. Определяя, как изменяется состояние воды, характерные признаки изменения называют внимательные, заинтересованные юные исследователи.
Продолжая формировать потребность в познании изменений вещества с изменением температуры. Просмотр сюжетных картинок и вывод: - Когда холодно, вода превращается в лед, а когда очень жарко лед в воду, вода превращается в пар.
Уточнить знания характеризующие состояния воды: словообразования, словоизменение с изменением состояния. Развитие связной речи, внимания, памяти, логического мышления; по наводящим вопросам логопеда: Что происходит под действием тепла со льдом, снегом? Как меняется температура? В каком состояние воды, температурная шкала длиннее? Может ли переходить вода из одного состояния в другое? Актуализация знаний из личного опыта, наблюдение на прогулке.
На данном этапе использовались: рассказ учителя-логопеда о трех состояниях воды, подтверждая экспериментом. Составлен диалог по изменению воды, и выяснено причина изменения. Сформулирован секрет состояния льда, воды, снега!
На данном этапе использовались метод: наглядно- экспериментальный, словесно – поисковый. Вывод эксперимента позволил учителю-логопеду сформулировать закон природы - круговорот воды
В ходе образовательной деятельности была использована физкультминутка «Дед Мороз», «Снегопад» (2 минуты) для снятия напряжения, поддержания интереса к деятельности, которая заключалась в смене вида деятельности, предупреждение утомляемости.
На этапе «Творческой деятельности» (7 минут) решались задачи реализации теоретических знаний в практических умений. На данном этапе дети методом «мозгового штурма» за общим столом определяли условия жизни снегурочки по сказке с помощью мнемосхем. Выстроен сказ для того чтобы, героиня могла жить. Также обозначено время года для жизни снегурочки и предложено, где можно пережить теплое время с помощью современной бытовой техники.
Рефлексия (3 минуты) - была направлена на возможность оценки знаний в умениях ребенка - создание условий жизни сказочного героя. Развитие связной речи в высказывание нового окончания сказки на новый лад.
Что узнали нового и интересного? Продолжение сюжета сказки как положительный результат опытно-экспериментальной деятельности.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Презентация речевое развитие "Старая сказка на новый лад" | 1.14 МБ |
Предварительный просмотр:
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Круговорот воды в природе. Экологическая сказка «ХОДИТ КАПЕЛЬКА ПО КРУГУ»
Формирование общего представления у детей о круговороте воды в природе....
Игра- сказка на закрепление круговорота воды в природе « Путешествие капельки»
Игра- сказка на закрепление круговорота воды в природе« Путешествие капельки»...
Конспект познавательно–речевой деятельности для детей старшей группы на тему:«Круговорот воды в природе»
НОД для детей старшей группы на тему:«Круговорот воды в природе»...
Экологическая сказка о круговороте воды в природе
Сказка предназначена для детей старшего дошкольного возраста.Цель: привлечь внимание детей к проблемам охраны окружающей среды...
Экологическая сказка для детей о круговороте воды в природе.
quot;Приключения капельки"...
Конспект НОД ПИД в природе в подготовительной группе "ВОДА. КРУГОВОРОТ ВОДЫ В ПРИРОДЕ. СВОЙСТВА ВОДЫ"
Педагогическая исследовательская деятельность ...
- Мне нравится (1)