НОД комплексного занятия по речевому развитию в средней группе. «Книга – друг человека»
план-конспект занятия по развитию речи (средняя группа) на тему
Воспитывать желание выражать свои впечатления в образном слове, любовь к художественной литературе и бережное отношение к книгам.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
kniga_-drug_cheloveka_.doc | 684.5 КБ |
Предварительный просмотр:
НОД
комплексного занятия по речевому развитию в средней группе.
«Книга – друг человека»
Программное содержание: учить детей эмоционально воспринимать стихи, понимать содержание поэтических текстов; составлять рассказ по стихотворению; упражнять детей в образовании названий детенышей в именительном и родительном падежах множественного числа; активизировать в речи детей сложноподчиненные предложения. Развивать фонематический слух; умение образовывать имя существительное при помощи уменьшительно-ласкательных суффиксов; умение произносить чистоговорки с различной громкостью (громко, тихо, шепотом). Воспитывать желание выражать свои впечатления в образном слове, любовь к художественной литературе и бережное отношение к книгам.
Материал: картинки к стихам,сказкам,мяч, персонаж Незнайка
Ход занятия: организационный момент.
Все берутся за руки и проговаривают:
Все мы дружные ребята.
Мы ребята-дошколята.
Никого не обижаем.
Как заботиться, мы знаем.
Никого в беде не бросим.
Не отнимем, а попросим.
Пусть всем будет хорошо,
Будет радостно светло
В гости к ребятам приходит Незнайка с книжкой в руке (очень печальный).
- Здравствуй Незнайка, почему ты такой грустный?
- Да вот книжка вся рассыпалась, да и надоела мне она. Всю прочитал от корки до корки. Что с ней можно еще делать?
- Незнайка, как же это могло произойти?
- Не знаю…
- Ты, наверное, с книжкой плохо обращался?
- Не знаю, а как это?
- Ребята, давайте расскажем Незнайке, что значит плохо обращаться с книгой. (Неаккуратно перелистывать страницы, загибать уголки страниц, перегибать книгу на переплете, вырывать страницы, замалёвывать листы карандашом и фломастером, слюнявить пальцы, разбрасывать книги небрежно и т. д.)
- Подумаешь, я всего-то посмотрел в книге картинки и читал сказки и стихи, даже выучил их наизусть. Надоели они мне, больше не интересны…
Воспитатель берет у Незнайки книгу и просматривает ее.
- Незнайка, так у тебя самая замечательная книга, и стихи и сказки для детей здесь, и игры, и чистоговорки. А ты знаешь, что можно по стихам составить интересные рассказы и поиграть в игры?
- А как это?
- Вот, послушайте, ребята, какое замечательное стихотворение есть в Незнайкиной книге. (Читает стихотворение Т. Волжиной «Где чей дом?»)
Воробей живет под крышей,
В теплой норке - домик мыши,
У лягушки дом в пруду,
Домик пеночки в саду.
Эй, цыпленок, где твой дом?
- Он у мамы под крылом.
- Про что это стихотворение? Про чьи дома рассказывается? (Ответы детей). Попробуйте составить короткий рассказ на тему этого стихотворения. (Да, про дома воробья, мыши, лягушки, цыпленка. А ещё говорится о домике пеночки. Пеночка- птичка, живёт она в саду. Вместе с папой - воробьем живут под крышей малыши- воробушки. В пруду домик лягушки и лягушат. Домик цыпленка у мамы под крылом. У курицы много цыплят.)
(Если дети затрудняются, воспитатель задает наводящие вопросы. Слушаем 2-3 рассказа.)
Игра «Кто у кого?» - Вместе с папой-воробьем живут под крышей малыши во…робушки (хоровые или индивидуальные договаривания). В пруду домик лягушки и ля…гушат. Домик цыпленка у мамы под крылом. У курицы много … цыплят.
Игра «Один – много» - А у пеночки птенцы называются так же – пеночки. Если один птенчик, то … пеночка, если много … пеночки.
- Названия еще каких птенцов одинаковы с названиями взрослых птиц?(Ласточки, синички …) Один птенчик – ла…сточка, много… ласточки; одна си…ничка, много… синички; …
Физминутка: подвижная игра «Затейники» (Незнайка играет с детьми). Дети идут по кругу, затейник в кругу, проговаривают слова:
Ровным кругом друг за другом,
Мы идем за шагом шаг,
Стой на месте дружно вместе,
Делаем вот так.
Затейник показывает любое упражнение, дети повторяют.
- Ребята, в Незнайкиной книжке есть интересная игра.
Игра с мячом «Назови ласково» Дети остаются в кругу, воспитатель бросает ребенку мяч, говорит слово, ребенок образует новое слово и бросает мяч обратно:
Стул – стульчик
Стол – столик
Мяч – мячик
Дом – домик
Цветок – цветочек
Платок – платочек
Кольцо – колечко
Сердце – сердечко
Солнце – солнышко
Окно – окошко
- Незнайка, а вот еще одно интересное стихотворение, в котором очень часто встречается знакомый тебе звук, послушайте и вы, ребята, и скажите, какой звук чаще всего встречается:
Мышонку шепчет мышь:
«Ты все шуршишь, не спишь».
Мышонок шепчет мыши:
«Шуршать я буду тише».
(Ответы детей и называют слова, в которых есть звук «ш»)
- А сейчас придумайте рассказ про мышонка, который не спит (2-3 ответа).
- Ну, что, Незнайка, давай попробуем вместе с ребятами поиграть в игру «Доскажи словечко». В твоей книге есть замечательные чистоговорки:
Ра-ра-ра – начинается … игра.
Ры-ры-ры – у мальчика … шары.
Ро-ро-ро – у Маши новое … ведро.
Ру-ру-ру – продолжаем мы … игру.
Ре-ре-ре – стоит домик на … горе.
Ар-ар-ар – кипит наш … самовар.
- Эти чистоговорки можно произносить громко, тихо, шепотом. (Дети проговаривают одну чистоговорку по выбору воспитателя громко, тихо, шепотом).
- Незнайка, ты понял теперь, какая у тебя замечательная книга?
Незнайке становится стыдно, что он небрежно обращался с такой замечательной книжкой, обещает детям подклеить ее, стереть грязь ластиком, обернуть обложкой.
- Какие же вы, молодцы! Все знаете, все умеете. Можно я буду приходить к вам чаще?
- Конечно, а ребята тебе еще что-то хотят показать и подарить еще одну книгу, и тебе никогда не будет скучно с книгами. Ведь благодаря стихотворениям и сказкам, могут получиться интересные рисунки и иллюстрации к сказкам и стихам. (Дети вместе с Незнайкой проходят за столы и начинают разукрашивать иллюстрации-раскраски к сказкам )
Игра не простая,
Умная такая.
Те, кто в неё играют,
Зверей не обижают.
А нам же друзья, на прощанье
Осталось сказать: « До свиданья!»
Проводится фотосессия с Незнайкой. Прощаются.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект комплексного занятия по речевому развитию в средней группе. «Книга – друг человека»
Книга – есть жизнь нашего времени. ...
Проектная деятельность в средней группе "Книга - лучший друг"
Не секрет, что в настоящее время дети с каждым годом все меньше и меньше интересуются чтением. Но благодаря возрастным особенностям детей дошкольного возраста, мы, взрослые, еще пока можем привить люб...
Конспект занятия по речевому развитию в средней группе " Приключение на лесной поляне" на Всероссийский конкурс "Воспитать человека" в номинации " Дошкольное образование
Конспект занятия по речевому развитию в средней группе " Приключение на лесной поляне"на Всероссийский конкурс "Воспитать человека" в номинации " Дошкольное образование...
Конспект занятия по речевому развитию в средней группе "Книга - лучший друг"
Конспект занятия по речевому развитию в средней группе "Книга -лучший друг"...
Конспект – занятие в средней группе «Книга- лучший друг»
Цель: воспитание в детях любви к книге.Задачи:-Познакомить с правилами пользования книгой;-Прививать любовь, уважение и интерес к книге, стремление к общению с ней...
Творческий проект с детьми средней группы «Книга наш друг»
Современные дети к сожалению все меньше интересуются книгами. Им просто не интересно проводить вечер за книгой, если есть альтернатива в виде экрана или монитора. А бывает и так, что и рад бы, да нече...
Методическая разработка цикла занятий по познавательному, речевому и художественно-эстетическому развитию в средней группе «Книга- лучший друг»
Сегодня роль чтения художественной литературы в жизни ребенка важна. Важно вовремя воспитать любовь ребенка к книге. С. Я. Маршак считал основной задачей взрослых открыть в ребенке талант читателя. Де...