НОД комплексного занятия по речевому развитию в средней группе. «Книга – друг человека»
план-конспект занятия по развитию речи (средняя группа) на тему

Анацкая Людмила Олеговна

 

Воспитывать желание выражать свои впечатления в образном слове, любовь к художественной литературе и бережное отношение к книгам.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon kniga_-drug_cheloveka_.doc684.5 КБ

Предварительный просмотр:

НОД

комплексного занятия по речевому развитию в средней группе.

«Книга – друг человека»

                                        

Программное содержание: учить детей эмоционально воспринимать стихи, понимать содержание поэтических текстов; составлять рассказ по стихотворению; упражнять детей в образовании названий детенышей в именительном и родительном падежах множественного числа; активизировать в речи детей сложноподчиненные предложения. Развивать фонематический слух; умение образовывать имя существительное при помощи уменьшительно-ласкательных суффиксов; умение произносить чистоговорки с различной громкостью (громко, тихо, шепотом). Воспитывать желание выражать свои впечатления в образном слове, любовь к художественной литературе и бережное отношение к книгам.

Материал: картинки к стихам,сказкам,мяч, персонаж Незнайка

Ход занятия: организационный момент.

 Все берутся за руки и проговаривают:

 Все мы дружные ребята.

 Мы ребята-дошколята.

 Никого не обижаем.

 Как заботиться, мы знаем.

 Никого в беде не бросим.

 Не отнимем, а попросим.

 Пусть всем будет хорошо,

 Будет радостно светло

В гости к ребятам приходит Незнайка с книжкой в руке (очень печальный).

- Здравствуй Незнайка, почему ты такой грустный?

- Да вот книжка вся рассыпалась, да и надоела мне она. Всю прочитал от корки до корки. Что с ней можно еще делать?

- Незнайка, как же это могло произойти?

- Не знаю…

- Ты, наверное, с книжкой плохо обращался?

- Не знаю, а как это?

- Ребята, давайте расскажем Незнайке, что значит плохо обращаться с книгой. (Неаккуратно перелистывать страницы, загибать уголки страниц, перегибать книгу на переплете, вырывать страницы, замалёвывать листы карандашом и фломастером, слюнявить пальцы, разбрасывать книги небрежно и т. д.)

- Подумаешь, я всего-то посмотрел в книге картинки и читал сказки и стихи, даже выучил их наизусть. Надоели они мне, больше не интересны…

Воспитатель берет у Незнайки книгу и просматривает ее.

- Незнайка, так у тебя самая замечательная книга, и стихи и сказки для детей здесь, и игры, и чистоговорки. А ты знаешь, что можно по стихам составить интересные рассказы и поиграть в игры?

- А как это?

- Вот, послушайте, ребята, какое замечательное стихотворение есть в Незнайкиной книге. (Читает стихотворение Т. Волжиной «Где чей дом?»)

                                   Воробей живет под крышей,

В теплой норке - домик мыши,

                                   У лягушки дом в пруду,

                                   Домик пеночки в саду.

                                   Эй, цыпленок, где твой дом?

                                    - Он у мамы под крылом.

- Про что это стихотворение? Про чьи дома рассказывается? (Ответы детей). Попробуйте составить короткий рассказ на тему этого стихотворения. (Да, про дома воробья, мыши, лягушки, цыпленка. А ещё говорится о домике пеночки. Пеночка- птичка, живёт она в саду. Вместе с папой - воробьем живут под крышей малыши- воробушки. В пруду домик лягушки и лягушат. Домик цыпленка у мамы под крылом. У курицы много цыплят.)

(Если дети затрудняются, воспитатель задает наводящие вопросы. Слушаем 2-3 рассказа.)

Игра «Кто у кого?» - Вместе с папой-воробьем живут под крышей малыши во…робушки (хоровые или индивидуальные договаривания). В пруду домик лягушки и ля…гушат. Домик цыпленка у мамы под крылом. У курицы много … цыплят.

Игра «Один – много» - А у пеночки птенцы называются так же – пеночки. Если один птенчик, то … пеночка, если много … пеночки.

- Названия еще каких птенцов одинаковы с названиями взрослых птиц?(Ласточки, синички …) Один птенчик – ла…сточка, много… ласточки; одна си…ничка, много… синички;    …

Физминутка: подвижная игра «Затейники» (Незнайка играет с детьми). Дети идут по кругу, затейник в кругу, проговаривают слова:

                                   Ровным кругом друг за другом,

                                   Мы идем за шагом шаг,

                                   Стой на месте дружно вместе,

                                   Делаем вот так.

Затейник показывает любое упражнение, дети повторяют.

- Ребята, в Незнайкиной книжке есть интересная игра.

Игра с мячом «Назови ласково» Дети остаются в кругу, воспитатель бросает ребенку мяч, говорит слово, ребенок образует новое слово и бросает мяч обратно:

                                    Стул – стульчик

                                    Стол – столик

                                    Мяч – мячик

                                    Дом – домик

                                    Цветок – цветочек

                                    Платок – платочек

                                    Кольцо – колечко

                                    Сердце – сердечко

                                    Солнце – солнышко

                                    Окно – окошко

- Незнайка, а вот еще одно интересное стихотворение, в котором очень часто встречается знакомый тебе звук, послушайте и вы, ребята, и скажите, какой звук чаще всего встречается:

                                   Мышонку шепчет мышь:

                                   «Ты все шуршишь, не спишь».

                                   Мышонок шепчет мыши:

                                   «Шуршать я буду тише».

(Ответы детей и называют слова, в которых есть звук «ш»)

        - А сейчас придумайте рассказ про мышонка, который не спит (2-3 ответа).

        - Ну, что, Незнайка, давай попробуем вместе с ребятами поиграть в игру «Доскажи словечко». В твоей книге есть замечательные чистоговорки:

                               Ра-ра-ра – начинается … игра.

                            Ры-ры-ры – у мальчика … шары.

                           Ро-ро-ро – у Маши новое … ведро.

                          Ру-ру-ру – продолжаем мы … игру.

                         Ре-ре-ре – стоит домик на … горе.

                       Ар-ар-ар – кипит наш … самовар.

        - Эти чистоговорки можно произносить громко, тихо, шепотом. (Дети проговаривают одну чистоговорку по выбору воспитателя громко, тихо, шепотом).

        - Незнайка, ты понял теперь, какая у тебя замечательная книга?

Незнайке становится стыдно, что он небрежно обращался с такой замечательной книжкой, обещает детям подклеить ее, стереть грязь ластиком, обернуть обложкой.

        - Какие же вы, молодцы! Все знаете, все умеете. Можно я буду приходить к вам чаще?

        - Конечно, а ребята тебе еще что-то хотят показать и подарить еще одну книгу, и тебе никогда не будет скучно с книгами. Ведь благодаря стихотворениям и сказкам, могут получиться интересные рисунки и иллюстрации к сказкам и стихам. (Дети вместе с Незнайкой проходят за столы и начинают разукрашивать иллюстрации-раскраски к сказкам ) 

                                      Игра не простая,

                               Умная такая.

                             Те, кто в неё играют,

                                 Зверей не обижают.

                        А нам же друзья, на прощанье

                            Осталось сказать: « До свиданья!»

        Проводится фотосессия с Незнайкой. Прощаются.

         


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект комплексного занятия по речевому развитию в средней группе. «Книга – друг человека»

Книга – есть жизнь нашего времени.                                            ...

Проектная деятельность в средней группе "Книга - лучший друг"

Не секрет, что в настоящее время дети с каждым годом все меньше и меньше интересуются чтением. Но благодаря возрастным особенностям детей дошкольного возраста, мы, взрослые, еще пока можем привить люб...

Конспект занятия по речевому развитию в средней группе " Приключение на лесной поляне" на Всероссийский конкурс "Воспитать человека" в номинации " Дошкольное образование

Конспект занятия по речевому развитию в средней группе " Приключение на лесной поляне"на Всероссийский конкурс  "Воспитать человека" в номинации " Дошкольное образование...

Конспект занятия по речевому развитию в средней группе "Книга - лучший друг"

Конспект занятия по речевому развитию в средней группе "Книга -лучший друг"...

Конспект – занятие в средней группе «Книга- лучший друг»

Цель: воспитание в детях любви к книге.Задачи:-Познакомить с правилами пользования книгой;-Прививать любовь, уважение и интерес к книге, стремление к общению с ней...

Творческий проект с детьми средней группы «Книга наш друг»

Современные дети к сожалению все меньше интересуются книгами. Им просто не интересно проводить вечер за книгой, если есть альтернатива в виде экрана или монитора. А бывает и так, что и рад бы, да нече...

Методическая разработка цикла занятий по познавательному, речевому и художественно-эстетическому развитию в средней группе «Книга- лучший друг»

Сегодня роль чтения художественной литературы в жизни ребенка важна. Важно вовремя воспитать любовь ребенка к книге. С. Я. Маршак считал основной задачей взрослых открыть в ребенке талант читателя. Де...