РАЗВИТИЕ РЕЧИ (конспекты занятий)
план-конспект занятия по развитию речи по теме

Левашова Людмила Игоревна

Предварительный просмотр:

Конспект НОД с детьми второй младшей группы

по развитию речи

«Новогодняя красавица»

                                                Автор: Левашова Людмила Игоревна

                                                          воспитатель ГБОУ Школа №1373 ОДО №1

                                         младшая группа «Золотая рыбка»    

Москва

2015                                


Конспект НОД с детьми второй младшей группы по развитию речи

«Новогодняя красавица»

Программное содержание.

Образовательные задачи: способствовать углублению и обобщению знаний детей о деревьях; расширять представления о лесе; продолжать знакомить с характерными особенностями времени года; закрепить все знания о характерных признаках зимы; учить детей воспринимать поэтический образ зимы средствами художественной выразительности; создать у детей эмоциональный настрой;

Развивающие задачи: развивать у детей познавательный интерес к жизни леса; память, внимание, наблюдательность, воображение, эстетическое восприятие природы; воспитывать любовь и уважение к красоте природы, животному миру. Развивать умение слушать друг друга. Совершенствовать двигательные навыки и умения.

Воспитательные задачи: воспитывать интерес у детей к жизни леса; воспитывать любовь, бережное отношение к природе, проявлять заботу и внимание ко всему живому, формировать доброжелательность.

Методические приемы:

Рассказ, чтение стихотворения, загадывание загадок, игровая мотивация, беседа, показ и объяснение, физминутка, дидактическая игра.

Словарь: повторить активизирование в речи детей прилагательных по существительным: ветер, снег, холод, зима.

Предварительная работа: Д.И. «С какого дерева листочек»; обследование берёзы, дуба, рябины, Д.И. «Узнай по описанию»; знакомство с хвойными деревьями, признаками зимы; отгадывание загадок.

Оборудование: Игрушка снеговика, картинка зимнего леса, новогодняя ёлка.

Интеграция: Познание; Коммуникация; Физическая культура.

Ход НОД:

Вводная часть

Собираю детей вокруг себя. В это время слышим стук (приходит Снеговичок и на ухо воспитателю что-то шепчет).

- Снеговичок говорит, что собрался идти в лес за ёлкой, но не знает, как ему одеться и не может отличить ёлку от других деревьев. Он просит нас ему помочь.

- Поможем Снеговику, ребята?

- Тогда давайте расскажем нашему новому другу о погоде зимой и как различить деревья.

Организационная часть

(Повторение пройденного материала)

Послушайте загадку. Попробуйте отгадать, какое это время года?

Запорошила дорожки,

Разукрасила окошки.

Радость детям подарила,

И на санках прокатила. (Зима)

- А как же вы догадались? (Ответы детей)

Ребята, а как вы думаете, мы можем зимой гулять раздетыми? - (ответы детей)

- Какая погода зимой, когда идет снег? – Снежная.

- А если мороз? – Морозная.

- Какая погода, когда на улице ветер? – Ветреная.

Поэтому зимой надо теплей одеваться, чтоб не простудится.

- Молодцы!

- А какие деревья зимой вы можете узнать? – Березу.

- Какой ствол только у нее? – белый с черными крапинками- опалинами.

- Какое еще дерево вы помните и узнаете? – дуб.

- Дерево это могучее с шероховатой корой.

- Кто ещё помнит? -Рябина.

- По каким признакам вы ее узнаете? – По гроздьям красных ягод.

- Ребятки, скажите, а какой лес зимой? - Снежный, зимний, сказочный…

- А какие хвойные деревья украшают лес зимой? - Ель, сосна, ёлка.

- Ребята, а про какое хвойное дерево я загадаю загадку?

Зимой и летом одним цветом?! (Ёлочка)

- Молодцы! А теперь давайте мы с вами отправимся на волшебную полянку.

Физкультминутка «Одеваемся теплее»

Купили нам варежки (гладят руки по очереди)

И конечно валенки (гладят обе ноги одновременно)

Шубу тёплую оденем (поглаживают тело)

Шапку – потеплее (поглаживают голову)

И пойдём все вместе

Мы гулять скорее

Мы шагаем по сугробам (дети идут друг за другом высоко поднимая ноги)

По сугробам крутолобым

Поднимай повыше ногу,

Проложи другим дорогу.

Погулять пойдем мы в лес

Полон сказочных чудес

По сугробам мы шагаем,

Выше ножки поднимаем.

- Вот и добрались мы до лесной зимней полянки (подвожу детей к картинке, на которой изображен зимний лес).

Основная часть

(новый материал)

- Природа зимой так красива, что многие поэты в своих стихах создавали образ зимы.

- Послушайте какое чудесное стихотворение написал Сергей Михалков про ёлочку.

В снегу стояла елочка -

Зелененькая челочка,

Смолистая,

Здоровая,

Полутораметровая.

Произошло событие

В один из зимних дней:

Лесник решил срубить ее! -

Так показалось ей.

Она была замечена,

Была окружена…

И только поздним вечером

Пришла в себя она.

Какое чувство странное!

Исчез куда-то страх…

Фонарики стеклянные

Горят в ее ветвях.

Сверкают украшения -

Какой нарядный вид!

При этом, без сомнения,

Она в лесу стоит.

Не срубленная! Целая!

Красива и крепка!..

Кто спас, кто разодел ее?

Сынишка лесника!

(объяснение стихотворения)

- Если все будут срубать ёлочки в лесу, то у нас не останется ни одной зимней красавицы. Поэтому, чтоб сохранить красоту нашего леса, Дет Мороз придумал искусственные ёлки, а его помощники разносят их всем детям на Новогодний праздник (рассматриваем с детьми искусственную новогоднюю ёлку). 

Итог

Снеговичок благодарит ребят за то, что они рассказали какая, бывает погода зимой; как отличить зимой некоторые деревья; о красоте природы в зимнее время и обещает рассказать всем своим друзьям, чтоб они не губили на Новый год живые ёлки, а пользовались искусственными.



Предварительный просмотр:

Рассказ-беседа с детьми 4-5 лет

Тема: «Собака-друг человека»

Выполнила

Левашова Людмила Игоревна

Москва

2016


«Собака-друг человека»

Цель: расширение кругозора, словарного запаса; закреплять знания о собаке, ее характерных особенностях; воспитывать чувство ответственности за тех, кого приручили; учить слушать и понимать речь взрослого; учить говорить в присутствии других детей, слушать и понимать их речь.

 Наблюдение за собакой, которую выгуливает хозяин. (Обращаю внимание детей на проходящего мимо забора мини Йорка по кличке Сэмми).

Йоркширский терьер - одна из любимых пород комнатных собак, очень подвижная, игривая и умная. Он маленький и очень ласковый. Посмотрите, как он красиво подстрижен, какая у него блестящая шерстка. Его хозяин очень любит и всячески ухаживает (следит) за ним. Сэмми ухожен. 

Обратите внимание, как собака играет с хозяином. Сэмми виляет хвостиком, а это значит, что он радуется и ничего не боится. Собака понимает, хозяин не даст её в обиду. Они друзья! Посмотрите, в какую красивую стойку встал Сэмми. Он поджал свою маленькую переднюю ногу и тявкнул, как будто хочет сказать своему хозяину: «Бросай мне ещё мячик, я готов!».

Послушайте как хозяин ласково называет своего питомца и хвалит его, когда он приносит мяч: «Молодец, Семечка», «Зёрнышко моё».

Эту собаку зовут как? Сэмми. Он маленький-маленький, как семечка, а семечка-это зёрнышко. Поэтому ласково Сэмми-семечка-зёрнышко.

Ой, посмотрите, Сэмми лижет руку своему хозяину! Это потому, что пёс тоже преданно любит его. Сэмми благодарен хозяину за ласку, уход, любовь дружбу.

Какие породы собак вы можете назвать?

Каких только собак не бывает и все они друзья человека. Овчарки помогают пограничникам охранять границу, стерегут скот. Лайки помогают охотникам выслеживать зверя в лесу. Пуделей, болонок и др. держат дома, потому что они красивые и умные.

Словарная работа: подвижная, игривая, подстрижен, блестящая шерстка, виляет хвостиком, ухожен, в стойку встал, поджал ногу, тявкнул, питомец, хозяин, семечка-зёрнышко, благодарен, порода.



Предварительный просмотр:

Конспект по развитию речи

Тема: методика заучивания стихотворений

в средней группе

ГБОУ Школа №1373 ОДО №1

Подготовила: Левашова Людмила Игоревна

Москва

2016


Заучивание стихотворения Е. Серовой «Одуванчик»

Программное содержание: 

Цель:

1. Помочь детям понять и запомнить текст стихотворения.

Образовательные задачи:

1. Развивать мыслительные процессы, речь, память, интерес к поэзии.

2. Учить детей выразительно рассказывать стихотворения.

3. Учить понимать смысл стихотворения.

Воспитательные задачи:

Воспитывать любовь к художественной литературе.

Словарные задачи:

1. Обогащать словарь детей (объяснение фразы: Легкое, воздушное, ветерку послушное)

Предварительная работа: наблюдение за одуванчиками на прогулке.

Оборудование: игрушка лягушки, сюжетные картины «Одуванчики», CD запись «Одуванчик».  

Ход НОД:

Части

занятия

Содержание

Методы и

приёмы

1 часть

- Ребята сегодня я хочу вас познакомить с замечательным автором которую зовут Екатерина Серова. Посмотрите, вот её портрет. В детстве она очень любила, когда мама читала ей на ночь сказки и рассказы. Екатерина Серова выросла и стала сама писать стихи о цветах.

Посмотрите какие красивые картинки у нас на доске. Как вы думаете, о каких цветах мы будем с вами читать стихотворение?

- Об одуванчиках!

- Правильно. Весной, на лугу, как маленькие желтые солнышки, нежатся одуванчики. Расцветают, а потом отцветают. Вместо желтых сарафанчиков у них появляются белые воздушные платьица, на которые можно подуть, и они разлетятся в разные стороны.

Давайте послушаем про это превращение песенку «Одуванчик».  (муз: Анна Олейникова, сл: Надежда Радченко, исполнение - Арина Рышкевич, 5 лет)

Рассматривание сюжетной картины «Одуванчики».

     

     2 часть

-А сейчас я прочитаю вам стихотворение Екатерины Серовой «Одуванчик»

Носит одуванчик желтый сарафанчик.

Подрастет – нарядится в беленькое платьице:

Легкое, воздушное, ветерку послушное.

- Вам понравилось стихотворение?

- Понравилось.

- Ребята, а кто может сказать про что это стихотворение?

- Это стихотворение про одуванчик.

- Скажите мне пожалуйста, носит одуванчик жёлтый сарафанчик?

- Носит одуванчик жёлтый сарафанчик.

- Подрастёт- нарядится в беленькое платьице?

- Подрастёт- нарядится в беленькое платьице.

- Легкое, воздушное, ветерку послушное?

- Легкое, воздушное, ветерку послушное.

- Ребята, я ещё раз прочитаю вам стихотворение «Одуванчик», а вы слушайте внимательно и постарайтесь его запомнить, чтоб потом рассказать нашей лягушке-царевне, которая живёт у нас на клумбе и ждёт от нас новостей.  

Носит одуванчик желтый сарафанчик (рис. 1)

Подрастет – нарядится в беленькое платьице:( рис. 2)

Легкое, воздушное, ветерку послушное (рис.3)

- Кто хочет попробовать рассказать стихотворение? (желающие)

- Какие вы молодцы! Как красиво рассказали стихотворение!

задаю вопросы

по тексту

создаю

мотивацию

повторное чтение

с методом

моделирования

3 часть

- Ребята, а кто может мне сказать, как называлось стихотворение, которое мы с вами сегодня учили?

- «Одуванчик»

- А кто его написал?

- Екатерина Серова.

 - Молодцы, мои хорошие!

Наша лягушка-царевна очень будет рада, послушать новое стихотворение, которое вы ей расскажите на прогулке.

Анализ

похвала



Предварительный просмотр:

Конспект итоговой беседы по развитию речи в подготовительной группе

тема: «Транспорт»

в подготовительной группе ГБОУ Школа №1373 ОДО №1

Подготовила: Левашова Людмила Игоревна

Москва

2016


Конспект итоговой беседы по развитию речи в подготовительной группе по теме «Транспорт»

Цель: совершенствование обобщённых знаний о наземном, воздушном, водном видах транспорта уточнить знания детей о правилах дорожного движения.

Образовательные задачи:

- развивать связную речь детей, операции обобщения, классификации, конкретизации;

- обобщать представления о специальном транспорте на основе систематизации ранее сформированных представлений о видах транспорта, названия транспортных средств, профессиях людей, их действиях;

- совершенствовать навыки словообразования и словоизменения, грамматического строя речи;

- продолжать развитию речемыслительной деятельности, выразительности речи, вниманию, памяти, умению обосновывать свои суждения, обобщению.

- продолжать закреплять согласование речи с движениями.

- расширять кругозор и активизировать словарь детей на основе углубления знаний о спецтранспорте;

Воспитательные задачи:

- воспитывать познавательный интерес к разным видам транспорта;

- воспитывать чувство ответственности на дороге;

- воспитывать дисциплинированность и усидчивость;

- воспитывать умение работать в коллективе.

Словарные задачи:

- активизация словаря;

- уточнение и закрепление словаря;

Оборудование: игрушки машин, поощрительные звёздочки.

Части НОД

Содержание работы

Методы

и приёмы

1 часть

Вводная

- Ребята, у нас сегодня с вами будет конкурс «Знайка!» За каждый правильный ответ я буду давать по звёздочке. Кто больше соберёт звёздочек, тот и победит. Сейчас я вам загадаю загадки, а вы попробуйте их отгадать и тогда мы узнаем на какую тему будет наш конкурс:

Дом по улице идёт,

На работу всех везёт.

Не на курьих тонких ножках,

А в резиновых сапожках. (Автобус)

Без разгона ввысь взлетает,

Стрекозу напоминает.

Отправляется в полёт

Наш российский: (Вертолёт)

Не спрашивая броду,

Смело лезу в воду -

На любой глубине

Всегда по пояс мне. (Корабль)

- Посмотрите на эти картинки, как можно назвать одним словом то, что на них изображено?

- Одним словом всё это можно назвать-транспорт.

– Молодцы! Ребята, а зачем люди придумали транспорт?

- Транспорт придумали люди для облегчения своего труда. Для передвижения по земле, воде, воздуху, для перевозки пассажиров и грузов.

 

организационный момент

2 часть

Основная

1. Каким бывает транспорт? 

- Что такое пассажирский транспорт?

- Это транспорт, который перевозит пассажиров.

- Назовите виды пассажирского транспорта.

- Автобус, трамвай, легковые машины, поезд, электричка, велосипед, мотоцикл, троллейбус маршрутное такси, метро, самолет, поезд, корабль и т.д.).

- Что такое грузовой транспорт?

- Это транспорт, который перевозит грузы.

- Назовите виды грузового транспорта.

- Самосвал, грузовые машины, поезд, самолеты, корабли, баржи и т.д.)

 - Что такое специальный транспорт?

- Это транспорт, который выполняет специальные перевозки.

- Каким бывает пассажирский, грузовой и специальный транспорт?

- Наземный, подземный, воздушный и водный.

2. Наземный транспорт

- Ребята, какой вы знаете наземный транспорт?

- Машина, поезд, электричка, грузовик, автобус, троллейбус, трамвай.

- Почему этот транспорт называется наземный?

- Потому что этот транспорт ходит по земле.

- Какой вы знаете специальный наземный транспорт и зачем он нужен?

- Специальный наземный транспорт – нужен для очень ответственной работы. Их вызывают по телефону, если требуется срочная помощь: пожарная машина, скорая помощь, милицейская машина.

- Опишите, как можно отличить специальный транспорт?

- Пожарная машина – красного цвета, цвета огня, чтобы её видно было издалека и на ней написан номер, по которому можно позвонить при пожаре- 01.

- Машина «скорой помощи» - белого цвета (жёлтого-реанимация) с красным крестом. В ней имеется всё необходимое, чтоб оказать человеку первую помощь и на ней написан номер-03.

- Полицейская машина тоже белого цвета с синей полосой. На ней написан номер для вызова-02.

- Некоторые из этих машин оборудованы специальными звуковыми сигналами - «сиренами»: на крышу кабины устанавливают мигающий фонарь - синий или красный маячок.

- Молодцы! А зачем нужен этот маячок?

- Маячок нужен для того, чтоб направляясь к месту назначения, водитель мог его включить и подать звуковой сигнал. Пешеходы, услышав сигнал, должны сразу освободить проезжую часть, а другие машины пропустить машину специального назначения. Эти машины могут ехать на любой сигнал светофора.

- Из каких частей состоит наземный транспорт?

- Кабина, салон, окна, двери, колёса, педали, мотор.

- Отгадайте загадки.

Мчится огненной стрелой

Мчится вдаль машина.

И зальёт пожар любой

Сильная машина.

(Пожарная машина)

Посторонитесь! Дорогу! Дорогу!

Машина летит на подмогу.

Приказ постового: «Стоять! Хода нет!

Для этой машины- Зеленый свет!»

Где-то случилась большая беда,

Эта машина мчится туда. (Скорая помощь)

- Молодцы! Про какой вид транспорта были загадки?

- Специальный наземный!

3. Физкультминутка. Д.И. “Светофор”

Три цвета есть у светофора.

Они понятны для шофёра:

Красный свет - проезда нет.

Жёлтый - будь готов к пути,

А зелёный свет - кати.

(Дети становятся в круг, в центре воспитатель. Воспитатель показывает по очереди красный, желтый или зеленый сигнал светофора. На красный - дети сидят на корточках, на желтый - встают, на зелёный - бегут по кругу, на желтый останавливаются).

4. Воздушный транспорт.

- Почему транспорт называется воздушный?

- Транспорт называется воздушный, потому что он летает по воздуху.

- Кто управляет воздушным транспортом?

- Воздушным транспортом управляет штурманы и лётчики (пилоты).

- Ребята, какой вы знаете воздушный транспорт?

- Самолёт, вертолёт.

- Где приземляется воздушный транспорт?

- Воздушный транспорт приземляется в аэропорту, на аэродроме, а вертолёты могут приземляться на специальных площадках, потому что ему не нужна разгоночная полоса.

- Из каких частей состоит воздушный транспорт?

- Кабина, пропеллер, шасси, крылья, хвост, фюзеляж, иллюминатор.

- Для чего нужен воздушный транспорт специального назначения?

- Для того, чтоб быстрее помочь нуждающимся для перевозки грузов и пассажиров на значительные расстояния. С его помощью доставляются медикаменты и почта, промышленные и продовольственные товары в самые труднодоступные районы.

Отгадайте загадки.

Смело в небе проплывает,

Обгоняя птиц полёт.

Человек им управляет.

Что такое?  (Самолёт)

Трещит, а не кузнечик,

Летит, а не птица,

Везёт, а не лошадь. (Вертолёт)

-Молодцы! Про какой вид транспорта были загадки?

- Воздушный!

5. Водный транспорт.

- Какой водный транспорт вы знаете? 

- Корабль, катер, лодка, пароход, баржа.

- Как называется место, куда приплывают корабли?

- Порт. Причал.

- Из каких частей состоит водный транспорт?

- У водного транспорта есть якорь, дно, палуба, корма, нос, мачта.

- А где можно встретить водный транспорт?

- В море, на реке, в океане, на пруду, на озере.

- А, для чего нужен водный специальный транспорт?

- Водный специальный транспорт нужен для того, чтоб оказать помощь или спасти людей на воде.

Отгадайте загадки.

На море, в реках и озёрах

Я плаваю, проворный, скорый.

Среди военных кораблей

Известен лёгкостью своей. (Катер)

Под водою дом плывёт,

Смелый в нём народ живёт,

Даже под полярным льдом

Может плавать этот дом. (Подводная лодка)

- Молодцы! Про какой вид транспорта были загадки?

- Водный!

6. Д.И. «Назови правильно».

Дети берут картинку, связанную с транспортом и называют профессию человека.  (Водитель – водит машину; кондуктор – распространяет билеты за проезд; автомеханик - ремонтирует машины; таксист водит такси, тракторист работает на тракторе; крановщик на подъёмном кране; пилот- управляет самолётом; полицейский- следит за порядком; пожарник- работает на пожарной машине и тушит пожары)

7. Блиц опрос. Правила поведения.

 - Правила поведения на улице и в транспорте?

- Пассажир должен входить и выходить при полной остановке, разговаривать тихо, держаться за поручни, уступать место старшим, приобретать билеты…

- Где нужно ждать пассажирский транспорт?

- Пассажирский транспорт нужно ждать только на остановке.

- Как надо обходить пассажирский транспорт?

- Стоящий на дороге или остановке автобус, троллейбус, автомобиль нужно обходить только сзади, а трамвай – только спереди.

- Для чего же нужно знать правила дорожного движения?

- Чтобы спокойно переходить улицу и не попасть в неприятную ситуацию.

- Почему на улице надо ходить только по тротуару?

- На улице надо ходить только по тротуару, потому что за тротуаром начинается движение транспорта.

- По какой стороне тротуара должен ходить пешеход и почему?

- Пешеход должен ходить по правой стороне тротуара, чтобы не мешать движению пешеходов.

- Почему нельзя перебегать дорогу перед близко идущим транспортом?

- Нельзя перебегать дорогу перед близко идущим транспортом потому что водитель не сможет сразу остановиться, особенно на скользкой дороге – в снег, в дождь.

- Почему надо переходить улицу только на перекрестке и на пешеходном переходе?

 - Водитель знает, что по правилам в этих местах разрешается движение пешеходам, он едет внимательно, снижает скорость. Пешеход, который переходит не там, где положено, и сам может пострадать, и мешает водителю. Пешеход обязан переходить улицу строго по пешеходному переходу.

- Почему нельзя переходить улицу на красный или желтый цвет?

- Когда для пешеходов включен «красный» свет, для водителей горит «зеленый». Видя зеленый, водитель едет быстро и не ожидает пешеходов. Даже если машин не видно, надо удержаться от желания перейти и подождать зеленого света.

- Молодцы! Я вижу, что вы очень хорошо знаете ПДД.

3 часть

Заключительная

- Кто хочет заработать дополнительные звёздочки, то может ответить на следующие вопросы:

1. Что значит пассажирский транспорт?

2. Что значит грузовой транспорт?

3. Что значит специальный транспорт?

4. Каким бывает транспорт?

5. Что такое тротуар?

6. На какой цвет нужно переходить дорогу?

- Подсчитайте сколько у кого звёздочек, и мы выберем победителя.

Молодцы! Вы сегодня все очень хорошо занимались.

Рефлексия

Похвала


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развитие речи (конспект занятия). Полезные ссылки. Подготовительная группа.

 На каждом возрастном этапе речь является одним из ключевых показателей становления и развития личности ребенка.   На занятиях по развитию речи детей седьмого года жизни уча...

Развитие речи. Конспект занятия

Возраст: подготовительная группа 6-7 лет.Цель: Развитие речевых и коммуникативных способностей у детей через игру с элементами соревнования.Программные задачи:1. Поддерживать проявление субъ...

Развитие речи конспект занятия "Продукты питания, посуда"

КОНСПЕКТ ЗАНЯТИЯ ПО РАЗВИТИЮ РЕЧИТема занятия: «Катя идет в магазин»Цель занятия: активизация словаря по теме «Продукты питания» Задачи:Создать положительный настрой на за...

Развитие речи Конспект занятия

развитие речи с элементами ТРИЗ в группе компенсирующей направленности...

развитие речи конспект занятия

Возрастная группа детей: вторая группа раннего возраста. Программное содержание: Задачи: Образовательные:  Учить детей различать и называть овощи (капуста, лук, помидор, перец...