Развитие речи у детей младшего дошкольного возраста посредством малых фольклорных жанров
консультация (младшая группа)

Монкина Александра Александровна

Развитие речи у детей младшего дошкольного возраста посредством малых фольклорных жанров

Скачать:


Предварительный просмотр:

Развитие речи у детей младшего дошкольного возраста посредством малых фольклорных жанров

 СЛ 1  

Песенки, потешки, прибаутки – маленькие шедевры народного творчества, накопленные веками, передают мудрость, лиризм и юмор. Благодаря простоте и мелодичности звучания, приближенности к игре, дети раннего возраста легко запоминают незатейливые тексты, приобретая вкус к художественному слову, приучаясь пользоваться им в своей речи.

   Малые формы фольклора широко используются в современной педагогической работе: каждый педагог обращается в своей работе к сказкам, пословицам, загадкам, песням, народным играм.

К сожалению, современные дети отличаются слабым речевым развитием, гиперактивностью, недостатком самоконтроля и дефицитом внимания, недостаточной ориентировкой в средствах языковой выразительности, речевыми нарушениями, поэтому использование малых форм фольклора позволяет активизировать когнитивно-речевую деятельность дошкольников.

Сегодня вам будут представлены  малые формы фольклора, используемые в раннем возрасте, использование потешек, колыбельных песен, пестушек в воспитании детей 1 младшей группы.

СЛ 2

Цель работы: Развитие речи детей 1 младшей группы с помощью малых фольклорных форм.

Задачи работы:

  1. Отбор художественного материала для педагогической работы с детьми первой младшей группы.
  2. Знакомство дошкольников с малыми формами фольклора.
  3. Формирование произношения, фонематического восприятия, интонации, лексико-грамматических категорий с помощью фольклорных произведений.
  4. Развитие словарного запаса, связной речи, коммуникативных умений и навыков.

    По мнению многих авторов, первое знакомство ребенка с художественным словом начинается с малых фольклорных форм: колыбельных песенок, пестушек, потешек, прибауток, считалок, поговорок, скороговорок, песенок-небылиц.  И хотя они состоят из нескольких строк, незатейливых по содержанию и простых по форме – таят в себе немалые жанровые богатства.

СЛ 3

Для начала, давайте вспомним или разграничим данные понятия:

  • колыбельная песня - песня, с помощью которой убаюкивают ребёнка. Поскольку песня сопровождалась мерным покачиванием ребёнка, в ней очень важен ритм.
  • пестушка (от слова пестовать, то есть нянчить, холить) - короткий стихотворный напев нянюшек и матерей, каким они сопровождают действия ребёнка, которые он совершает в самом начале своей жизни.
  • потешка - элемент педагогики, песенка-приговорка, сопутствующая игре с пальцами, руками и ногами ребёнка. (Потешки, как и пестушки, сопровождают развитие детей. Небольшие стишки и песенки позволяют в игровой форме побудить ребёнка к действию, одновременно производя массаж, физические упражнения, стимулируя моторные рефлексы. В этом жанре детского фольклора заложены стимулы к обыгрыванию сюжета с помощью пальцев (пальчиковые игры или ладушки), рук, мимики. Потешки помогают привить ребёнку навыки гигиены, порядка, развить мелкую моторику и эмоциональную сферу).
  • прибаутка (от баять, то есть рассказывать) — стихотворная короткая весёлая история, которую рассказывает мама своему ребёнку.

СЛ 4

  • считалка — небольшой стишок, форма жеребьёвки, с помощью которой определяют, кто водит в игре. Считалка — элемент игры, который помогает установить согласие и уважение к принятым правилам. В организации считалки очень важен ритм.
  • заклички — один из видов закликательных песен языческого происхождения. Они отражают интересы и представления крестьян о хозяйстве и семье. Например, через все календарные песни проходит заклинание богатого урожая; для себя же дети и взрослые просили здоровья, счастья, богатства.
  • скороговорка — фраза, построенная на сочетании звуков, затрудняющих быстрое произношение слов. Скороговорки ещё называют «чистоговорками», поскольку они способствуют и могут использоваться для развития дикции. Скороговорки бывают как рифмованные, так и нерифмованные.

   Под развитием речи подразумевается обогащение словарного запаса (увеличение активного словаря, работа над употреблением частей речи) и  развитие связной речи (обучение построению предложений и фраз). Младший возраст обладает особой восприимчивостью к малым фольклорным формам. У ребенка интенсивно формируются наглядно-действенное мышление, эмоциональность, воображение, речь, психическая деятельность обогащается опытом, возникает способность воспринимать окружающий мир и действовать по представлению.

СЛ 5

Для того, чтобы использовать малые фольклорные формы в речевом развитии воспитатель должен:

- знать уровень развития своих воспитанников;

- научиться владеть художественными средствами;

- обеспечить понимание смыслового содержания народного произведения;

- петь и танцевать;

- использовать элементы артистичности (эмоциональную окраску речи, изменение тембра голоса);

- использовать красочность и богатство зрительных образов;

- применять забавный сюжет;

- больше использовать словесные, наглядные, игровые методы;

- варьировать методическими приемами.

СЛ 6

Выделяются следующие виды работы с использованием фольклора:

- занятия;

- игры;

- самостоятельная творческая продуктивная деятельность;

- досуги;

- календарные праздники

    Постепенное поэтапное усвоение  малых фольклорных форм включает в себя следующие задачи:

1. Первичное понимание предъявляемого материала.

2. Выполнение аналитических и синтетических упражнений на ограниченном фольклорном материале.

3. Заучивание или повторение текстов.

4. Последующее использование усвоенного фольклорного материала в игровой и речевой деятельности.

СЛ 7

Использование потешек в воспитании детей 1 младшей  группы.

     Знакомство ребенка с малыми формами фольклора начинается с песенок- потешек. Под звуки их ласковых, напевных слов ребенок:

- легче просыпается  («Потягушки, потянись…»);

- дает себя умыть («Водичка, водичка, умой мое личико…», если взрослый умывая ребенка, согласует свои движения со словами потешки,  ребенок начинает улавливать значение слов «щечки», «роток», «глазки»);

- охотнее будет кушать (накормить ребенка поможет потешка «Травка-муравка»)

    Таким образом, не всегда приятные для ребенка моменты ухода за ним под звучание песенок превращается  в тот эмоциональный контакт, в те формы речевого общения, которые так необходимы для его развития, а кроме того, дети лучше приучаются к режимным моментам.

СЛ 8

Потешки представляют собой народные стихи-песенки, используемые для потехи, для развлечения детей, которыми могут сопровождаться моменты ухода за ребенком – кормление, пеленание, умывание, купание, прогулки, игры с ребенком и др. Большинство потешек создавалось в процессе труда на природе, в быту, отсюда их четкость, певучесть, краткость и выразительность.

СЛ 9

Для более глубокого понимания художественного слова в малых фольклорных формах ребенку необходимы собственное участие, действие. Так, рассказывая потешку или прибаутку, целесообразно использовать пальчиковую гимнастику (например, «Как живешь?»)

СЛ 10

Ученые  отмечают, что большое значение для развития речи имеет специальная организация предметно-развивающей среды: подбор книг с фольклорными произведениями, книг-раскладушек, книг-погремушек, раскрасок, дисков, костюмов, атрибутов для театрализации, наборов открыток, иллюстарций к потешкам, прибауткам, пословицам, небылицам, образных игрушек-персонажей, кукол, предметов русского быта, деталей народной одежды

   В работе мы ориентируемся  на уровень познавательно-речевого развития детей, стараясь выбирать фольклорные произведения, словесные, наглядные, игровые приемы, соответствующие ему.

Подбор художественного материала:

                                                                                                       Таблица 1.

Сентябрь

Худ. материал

Значение для умственного, нравственного, эстетического развития

Практические задачи работы с произведением

Потешка «Огуречик, огуречик…»

1. Развитие внимания, обогащение словарного запаса.

2. Воспитание осторожного поведения.

3. Освоение ласкового обращения (огуречик, хвостик, мышка).

1. Слушание потешки.

2. Использование в игре (там мышка живет – дети убегают).

Пестушка «Ладушки, ладушки…»

1. Развитие микромоторики (пальчиковая игра).

2. Воспитание теплых чувств к родственникам.

3. Воспитание эстетического удовольствия от приема пищи.

1. Использование в подготовке к обеду, завтраку, ужину.

2.Использование как пальчиковой игры.

3. Повторение пестушки.

Колыбельная «Баю-баю, баю-бай…»

1. Развитие слухового восприятия.

2. Развитие музыкального слуха.

1. Прослушивание колыбельной во время укладывания ко сну.

Пестушка «Водичка, водичка, умой мое личико…»

1. Развитие микромоторики.

2. Воспитание положительного самовосприятия (мое личико, глазаньки блестели).

3. Воспитание культурно-гигиенических навыков.

1. Использование во время умывания.

2. Использование как пальчиковой гимнастики (движения рукой).

Октябрь

Худ. материал

Значение для умственного, нравственного, эстетического развития

Практические задачи работы с произведением

Пестушка «Ай, лады, лады, лады.»

1. Развитие микромоторики.

2. Воспитание культурно-гигиенических навыков.

3. Воспитание эстетического удовольствия от ощущения чистоты.

1. Понимание пестушки

2. Использование игры в режимном моменте (умывание).

3. Использование как пальчиковую игру (движения руками – имитация умывания).

Потешка «Наши уточки с утра…»

1. Развитие фонематического слуха и звукопроизношения.

2.Воспитание чувства гуманности к природе и животным.

3. Знакомство с многообразием мира животных.

1. Повторение потешки за воспитателем.

2. Изображение голосов животных.

3.Знакомство с домашними животными

Закличка «Солнышко-ведрышко!»

1. Пополнение образных представлений, общего запаса знаний.

2. Воспитание гуманного отношения к окружающему миру.

3. Воспитание эстетического вкуса от любования природой.

1. Слушание заклички.

2. Использование на прогулке, в процессе наблюдения природных явлений.

3. Повторение заклички.

Колыбельная «Баю, баю, баю…»

1. Развитие слухового восприятия.

2. Воспитание теплых чувств к воспитателю.

3. Развитие восприятия музыкальных произведений.

1. Прослушивание колыбельной во время укладывания ко сну.

2. Прослушивание колыбельной на музыкальных занятиях.

Ноябрь

Худ. материал

Значение для умственного, нравственного, эстетического развития

Практические задачи работы с произведением

Потешка «Из-за леса, из-за гор…»

1. Обогащение словарного запаса.

2. Воспитание теплых чувств к близким.

3. Воспитание эстетических переживаний от драматизации.

1. Прослушивание потешки.

2. Повторение текста.

3.  Инсценировка потешки.

Потешка «Ой ду-ду, ду-ду, ду-ду! Сидит ворон на дубу»

1.Развитие слуховой памяти.

2. Воспитание гуманного отношения к окружающему миру.

3. Воспитание эстетических переживаний от драматизации.

1. Прослушивание потешки.

2. Использование для игры-драматизации.

Колыбельная«Вот и люди спят»

1. Развитие слухового восприятия.

2. Воспитание теплых чувств к педагогам.

3. Развитие эстетического удовольствия от прослушивания произведения.

1. Прослушивание колыбельной во время укладывания ко сну.

2. Прослушивание колыбельной на музыкальных занятиях.

Потешка «Пошел котик на торжок…»

1. Обогащение словарного рассказа.

2. Развитие коммуникативных навыков.

3. Развитие эстетического удовольствия от прослушивания произведения.

1. Объяснение потешки.

2. Выразительное чтение.

3. Инсценировка потешки

Причины выбора данных произведений-     Для работы с детьми мы отбирали потешки, пестушки и колыбельные, которые, с одной стороны способствуют речевому развитию  (экспрессивному, лексическому, коммуникативному), ориентированы на зону ближайшего развития детей, с учетом их актуального развития, а с другой стороны могут быть использованы в режимных моментах.

   Используя потешки, мы обучаем детей ритмичному бегу, прыжкам, другим движениям. В игре «Солнышко-ведрышко» (под слова заклички) дети, сначала прятались от дождя, а когда выходило солнышко – играли, бегали и гуляли. Отсюда следует  вывод: если воспитатель сначала действует вместе с детьми, увлекая их, они включаются в игру.

   Результаты свидетельствуют -  использование малых фольклорных форм расширяет словарный запас детей, активизирует их познавательное и умственное развитие, развивает звукопроизношение, позволяет познакомить с домашними и дикими животными («Пошел котик на торжок», «Из-за леса, из-за гор…», «Наши уточки с утра: кря-кря-кря!», «Солнышко-ведрышко»)

   На начальном этапе обучения и воспитания особенно важен положительный эмоциональный контакт педагога и ребенка, который легче устанавливается  с помощью таких жанров русского фольклора, как колыбельная, потешка, пестушка.

Приложение 1. Тексты использованных в работе фольклорных форм

Сентябрь

Потешка «Огуречик, огуречик…»

Огуречик, огуречик,

Не ходи на тот конечик.

Там мышка живет

Тебе хвостик отгрызет!

Пестушка «Ладушки, ладушки…»

Ладушки, ладушки, где были?

 - У бабушки!

- Что ели?

- Кашку!

Что пили?

- Бражку!

Кашка масленька,

Бражка сладенька,

Бабушка добренька.

Колыбельная «Баю-баю, баю-бай.»

Баю-баю, баю-бай.

Ты, собачка, не лай.

Белолапа не скули.

Наших деток не буди.

Светел день – не спится,

Моя деточка боится.

Ты, собачка, не лай,

Наших деток не пугай!

Пестушка «Водичка, водичка…»

Водичка, водичка,

Умой мое личико,

Чтобы глазки блестели,

Чтобы щечки алели, Чтоб смеялся роток,

Чтоб кусался зубок.

Октябрь

Пестушка «Ай, лады, лады, лады.»

Ай, лады, лады, лады.

Не боимся мы воды.

Чисто умываемся,

Деткам улыбаемся.

Потешка «Наши уточки с утра»

Наши уточки с утра:

«Кря-кря-кря, кря-кря-кря».

Наши гуси у пруда:

«Га-га-га, га-га-га».

Закличка «Солнышко-ведрышко!»

Солнышко-ведрышко!

Взойди поскорей,

Освети, обогрей

Телят да ягнят,

Еще малых ребят.

Колыбельная «Баю, баю, баю…»

Баю, баю, баю,

Живет мужик на краю,

Он небеден, не богат –

У него много ребят.

Все по лавочкам сидят,

Кашку масляну едят.

Ноябрь

Потешка «Из-за леса, из-за гор…»

Из-за леса, из-за гор

Едет дедушка Егор:

Сам на кобыле,

Жена на корове,

Детки на козлятках.

Потешка «Ой ду-ду, ду-ду, ду-ду! Сидит ворон на дубу»

Ой ду-ду, ду-ду, ду-ду!

Сидит ворон на дубу.

Он играет во трубу

Во серебряную.

Труба точеная,

Позолоченная.

Колыбельная «Вот и люди спят»

Вот и люди спят,

Вот и звери спят.

Птицы спят на веточках,

Лисы спят на горочках,

Зайки спят на травушке,

Утки на муравушке,

Детки спят по люлечкам…

Спят-поспят,

Всему миру спать велят.

Потешка «Пошел котик на торжок…»

Пошел котик на торжок,

Купил котик пирожок.

Пошел котик на улочку,

Купил котик булочку.

Самому ли съесть

Или Ванечке снесть?

Я и сам укушу,

Да и Ванечке снесу.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Муниципальное Бюджетное Дошкольное Образовательное Учреждение детский сад № 5 «Звёздочка » Развитие речи у детей младшего дошкольного возраста посредством малых фольклорных жанров п.Усолье-7 Выполнила : преподаватель 1 квалификационной категории Монкина А.А.

Слайд 2

Цель работы : Развитие речи детей 1 младшей группы с помощью малых фольклорных форм Задачи работы: 1 . Отбор художественного материала для педагогической работы с детьми 1 младшей группы; 2 . Знакомство дошкольников с малыми формами фольклора; 3 . Формирование произношения, фонематического восприятия, интонации, лексико-грамматических категорий с помощью фольклорных произведений; 4 . Развитие словарного запаса, связной речи, коммуникативных умений и навыков.

Слайд 3

• колыбельная песня - песня, с помощью которой убаюкивают ребёнка. Поскольку песня сопровождалась мерным покачиванием ребёнка, в ней очень важен ритм. • пестушка (от слова пестовать, то есть нянчить, холить) - короткий стихотворный напев нянюшек и матерей, каким они сопровождают действия ребёнка, которые он совершает в самом начале своей жизни .

Слайд 4

• считалка — небольшой стишок, форма жеребьёвки, с помощью которой определяют, кто водит в игре. • скороговорка — фраза, построенная на сочетании звуков, затрудняющих быстрое произношение слов. Скороговорки ещё называют « чистоговорками », поскольку они способствуют и могут использоваться для развития дикции. • заклички — один из видов закликательных песен языческого происхождения. Они отражают интересы и представления крестьян о хозяйстве и семье.

Слайд 5

Для того, чтобы использовать малые фольклорные формы в речевом развитии воспитатель должен: знать уровень развития своих воспитанников; научиться владеть художественными средствами; обеспечить понимание смыслового содержания народного произведения; петь и танцевать; использовать элементы артистичности (эмоциональную окраску речи, изменение тембра голоса); использовать красочность и богатство зрительных образов; применять забавный сюжет; больше использовать словесные, наглядные, игровые методы; варьировать методическими приемами.

Слайд 6

виды работы с использованием фольклора: занятия игры досуги календарные праздники самостоятельная творческая продуктивная деятельность;

Слайд 12

Худ. материал Значение для умственного, нравственного, эстетического развития Практические задачи работы с произведением Потешка « Огуречик , огуречик …» 1. Развитие внимания, обогащение словарного запаса. 2. Воспитание осторожного поведения. 3. Освоение ласкового обращения ( огуречик , хвостик, мышка). 1. Слушание потешки . 2. Использование в игре (там мышка живет – дети убегают). Пестушка «Ладушки, ладушки…» 1. Развитие микромоторики (пальчиковая игра). 2. Воспитание теплых чувств к родственникам. 3. Воспитание эстетического удовольствия от приема пищи. 1. Использование в подготовке к обеду, завтраку, ужину. 2.Использование как пальчиковой игры. 3. Повторение пестушки . Колыбельная «Баю-баю, баю-бай…» 1. Развитие слухового восприятия. 2. Развитие музыкального слуха. 1. Прослушивание колыбельной во время укладывания ко сну. Пестушка «Водичка, водичка, умой мое личико…» 1. Развитие микромоторики . 2.Воспитание положительного самовосприятия (мое личико, глазаньки блестели). 3. Воспитание культурно-гигиенических навыков. 1. Использование во время умывания. 2. Использование как пальчиковой гимнастики (движения рукой).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Выступление на ММО «Воспитание культуры поведения у детей младшего дошкольного возраста посредством малых фольклорных форм»

Культура поведения дошкольника – совокупность полезных для общества устойчивых форм повседневного поведения в быту, в обществе, в разных видах деятельности.В содержание культуры поведения дошкольника ...

Методические рекомендации по теме «Развитие речи у детей младшего дошкольного возраста посредством малых фольклорных жанров»

Выявление уровня развития речи у детей младшего дошкольного возрастаДля овладения речью ребенку нужна речевая активность. Богатая и разнообразная речевая деятельность - залог успешного усвоения ...

Развитие речи у детей младшего дошкольного возраста посредством малых фольклорных жанров

Одним из важнейших показателей уровня культуры человека, его мышления, интеллекта является его речь. Возникнув впервые в раннем детстве в виде отдельных слов, речь постепенно обогащается и усложняется...

Развитие речи у детей младшего дошкольного возраста посредством малых фольклорных жанров

МАДОУ «Центр развития ребёнка - детский сад № 33 «Радуга»      Развитие речи у детей младшего дошкольного возраста посредством малых фольклорных жанров...

Статья "Развитие речи у детей младшего дошкольного возраста посредством развития мелкой моторики рук".

Развитие   речи   у   детей   младшего   дошкольного   возраста   посредством   развития   мелкой   ...