Развитие речи у детей младшего дошкольного возраста посредством малых фольклорных жанров
консультация (младшая группа)
Развитие речи у детей младшего дошкольного возраста посредством малых фольклорных жанров
Скачать:
Предварительный просмотр:
Развитие речи у детей младшего дошкольного возраста посредством малых фольклорных жанров
СЛ 1 | Песенки, потешки, прибаутки – маленькие шедевры народного творчества, накопленные веками, передают мудрость, лиризм и юмор. Благодаря простоте и мелодичности звучания, приближенности к игре, дети раннего возраста легко запоминают незатейливые тексты, приобретая вкус к художественному слову, приучаясь пользоваться им в своей речи. Малые формы фольклора широко используются в современной педагогической работе: каждый педагог обращается в своей работе к сказкам, пословицам, загадкам, песням, народным играм. К сожалению, современные дети отличаются слабым речевым развитием, гиперактивностью, недостатком самоконтроля и дефицитом внимания, недостаточной ориентировкой в средствах языковой выразительности, речевыми нарушениями, поэтому использование малых форм фольклора позволяет активизировать когнитивно-речевую деятельность дошкольников. Сегодня вам будут представлены малые формы фольклора, используемые в раннем возрасте, использование потешек, колыбельных песен, пестушек в воспитании детей 1 младшей группы. |
СЛ 2 | Цель работы: Развитие речи детей 1 младшей группы с помощью малых фольклорных форм. Задачи работы:
По мнению многих авторов, первое знакомство ребенка с художественным словом начинается с малых фольклорных форм: колыбельных песенок, пестушек, потешек, прибауток, считалок, поговорок, скороговорок, песенок-небылиц. И хотя они состоят из нескольких строк, незатейливых по содержанию и простых по форме – таят в себе немалые жанровые богатства. |
СЛ 3 | Для начала, давайте вспомним или разграничим данные понятия:
|
СЛ 4 |
Под развитием речи подразумевается обогащение словарного запаса (увеличение активного словаря, работа над употреблением частей речи) и развитие связной речи (обучение построению предложений и фраз). Младший возраст обладает особой восприимчивостью к малым фольклорным формам. У ребенка интенсивно формируются наглядно-действенное мышление, эмоциональность, воображение, речь, психическая деятельность обогащается опытом, возникает способность воспринимать окружающий мир и действовать по представлению. |
СЛ 5 | Для того, чтобы использовать малые фольклорные формы в речевом развитии воспитатель должен: - знать уровень развития своих воспитанников; - научиться владеть художественными средствами; - обеспечить понимание смыслового содержания народного произведения; - петь и танцевать; - использовать элементы артистичности (эмоциональную окраску речи, изменение тембра голоса); - использовать красочность и богатство зрительных образов; - применять забавный сюжет; - больше использовать словесные, наглядные, игровые методы; - варьировать методическими приемами. |
СЛ 6 | Выделяются следующие виды работы с использованием фольклора: - занятия; - игры; - самостоятельная творческая продуктивная деятельность; - досуги; - календарные праздники Постепенное поэтапное усвоение малых фольклорных форм включает в себя следующие задачи: 1. Первичное понимание предъявляемого материала. 2. Выполнение аналитических и синтетических упражнений на ограниченном фольклорном материале. 3. Заучивание или повторение текстов. 4. Последующее использование усвоенного фольклорного материала в игровой и речевой деятельности. |
СЛ 7 | Использование потешек в воспитании детей 1 младшей группы. Знакомство ребенка с малыми формами фольклора начинается с песенок- потешек. Под звуки их ласковых, напевных слов ребенок: - легче просыпается («Потягушки, потянись…»); - дает себя умыть («Водичка, водичка, умой мое личико…», если взрослый умывая ребенка, согласует свои движения со словами потешки, ребенок начинает улавливать значение слов «щечки», «роток», «глазки»); - охотнее будет кушать (накормить ребенка поможет потешка «Травка-муравка») Таким образом, не всегда приятные для ребенка моменты ухода за ним под звучание песенок превращается в тот эмоциональный контакт, в те формы речевого общения, которые так необходимы для его развития, а кроме того, дети лучше приучаются к режимным моментам. |
СЛ 8 | Потешки представляют собой народные стихи-песенки, используемые для потехи, для развлечения детей, которыми могут сопровождаться моменты ухода за ребенком – кормление, пеленание, умывание, купание, прогулки, игры с ребенком и др. Большинство потешек создавалось в процессе труда на природе, в быту, отсюда их четкость, певучесть, краткость и выразительность. |
СЛ 9 | Для более глубокого понимания художественного слова в малых фольклорных формах ребенку необходимы собственное участие, действие. Так, рассказывая потешку или прибаутку, целесообразно использовать пальчиковую гимнастику (например, «Как живешь?») |
СЛ 10 | Ученые отмечают, что большое значение для развития речи имеет специальная организация предметно-развивающей среды: подбор книг с фольклорными произведениями, книг-раскладушек, книг-погремушек, раскрасок, дисков, костюмов, атрибутов для театрализации, наборов открыток, иллюстарций к потешкам, прибауткам, пословицам, небылицам, образных игрушек-персонажей, кукол, предметов русского быта, деталей народной одежды В работе мы ориентируемся на уровень познавательно-речевого развития детей, стараясь выбирать фольклорные произведения, словесные, наглядные, игровые приемы, соответствующие ему. |
Подбор художественного материала:
Таблица 1.
Сентябрь
Худ. материал | Значение для умственного, нравственного, эстетического развития | Практические задачи работы с произведением |
Потешка «Огуречик, огуречик…» | 1. Развитие внимания, обогащение словарного запаса. 2. Воспитание осторожного поведения. 3. Освоение ласкового обращения (огуречик, хвостик, мышка). | 1. Слушание потешки. 2. Использование в игре (там мышка живет – дети убегают). |
Пестушка «Ладушки, ладушки…» | 1. Развитие микромоторики (пальчиковая игра). 2. Воспитание теплых чувств к родственникам. 3. Воспитание эстетического удовольствия от приема пищи. | 1. Использование в подготовке к обеду, завтраку, ужину. 2.Использование как пальчиковой игры. 3. Повторение пестушки. |
Колыбельная «Баю-баю, баю-бай…» | 1. Развитие слухового восприятия. 2. Развитие музыкального слуха. | 1. Прослушивание колыбельной во время укладывания ко сну. |
Пестушка «Водичка, водичка, умой мое личико…» | 1. Развитие микромоторики. 2. Воспитание положительного самовосприятия (мое личико, глазаньки блестели). 3. Воспитание культурно-гигиенических навыков. | 1. Использование во время умывания. 2. Использование как пальчиковой гимнастики (движения рукой). |
Октябрь
Худ. материал | Значение для умственного, нравственного, эстетического развития | Практические задачи работы с произведением |
Пестушка «Ай, лады, лады, лады.» | 1. Развитие микромоторики. 2. Воспитание культурно-гигиенических навыков. 3. Воспитание эстетического удовольствия от ощущения чистоты. | 1. Понимание пестушки 2. Использование игры в режимном моменте (умывание). 3. Использование как пальчиковую игру (движения руками – имитация умывания). |
Потешка «Наши уточки с утра…» | 1. Развитие фонематического слуха и звукопроизношения. 2.Воспитание чувства гуманности к природе и животным. 3. Знакомство с многообразием мира животных. | 1. Повторение потешки за воспитателем. 2. Изображение голосов животных. 3.Знакомство с домашними животными |
Закличка «Солнышко-ведрышко!» | 1. Пополнение образных представлений, общего запаса знаний. 2. Воспитание гуманного отношения к окружающему миру. 3. Воспитание эстетического вкуса от любования природой. | 1. Слушание заклички. 2. Использование на прогулке, в процессе наблюдения природных явлений. 3. Повторение заклички. |
Колыбельная «Баю, баю, баю…» | 1. Развитие слухового восприятия. 2. Воспитание теплых чувств к воспитателю. 3. Развитие восприятия музыкальных произведений. | 1. Прослушивание колыбельной во время укладывания ко сну. 2. Прослушивание колыбельной на музыкальных занятиях. |
Ноябрь
Худ. материал | Значение для умственного, нравственного, эстетического развития | Практические задачи работы с произведением |
Потешка «Из-за леса, из-за гор…» | 1. Обогащение словарного запаса. 2. Воспитание теплых чувств к близким. 3. Воспитание эстетических переживаний от драматизации. | 1. Прослушивание потешки. 2. Повторение текста. 3. Инсценировка потешки. |
Потешка «Ой ду-ду, ду-ду, ду-ду! Сидит ворон на дубу» | 1.Развитие слуховой памяти. 2. Воспитание гуманного отношения к окружающему миру. 3. Воспитание эстетических переживаний от драматизации. | 1. Прослушивание потешки. 2. Использование для игры-драматизации. |
Колыбельная«Вот и люди спят» | 1. Развитие слухового восприятия. 2. Воспитание теплых чувств к педагогам. 3. Развитие эстетического удовольствия от прослушивания произведения. | 1. Прослушивание колыбельной во время укладывания ко сну. 2. Прослушивание колыбельной на музыкальных занятиях. |
Потешка «Пошел котик на торжок…» | 1. Обогащение словарного рассказа. 2. Развитие коммуникативных навыков. 3. Развитие эстетического удовольствия от прослушивания произведения. | 1. Объяснение потешки. 2. Выразительное чтение. 3. Инсценировка потешки |
Причины выбора данных произведений- Для работы с детьми мы отбирали потешки, пестушки и колыбельные, которые, с одной стороны способствуют речевому развитию (экспрессивному, лексическому, коммуникативному), ориентированы на зону ближайшего развития детей, с учетом их актуального развития, а с другой стороны могут быть использованы в режимных моментах.
Используя потешки, мы обучаем детей ритмичному бегу, прыжкам, другим движениям. В игре «Солнышко-ведрышко» (под слова заклички) дети, сначала прятались от дождя, а когда выходило солнышко – играли, бегали и гуляли. Отсюда следует вывод: если воспитатель сначала действует вместе с детьми, увлекая их, они включаются в игру.
Результаты свидетельствуют - использование малых фольклорных форм расширяет словарный запас детей, активизирует их познавательное и умственное развитие, развивает звукопроизношение, позволяет познакомить с домашними и дикими животными («Пошел котик на торжок», «Из-за леса, из-за гор…», «Наши уточки с утра: кря-кря-кря!», «Солнышко-ведрышко»)
На начальном этапе обучения и воспитания особенно важен положительный эмоциональный контакт педагога и ребенка, который легче устанавливается с помощью таких жанров русского фольклора, как колыбельная, потешка, пестушка.
Приложение 1. Тексты использованных в работе фольклорных форм
Сентябрь
Потешка «Огуречик, огуречик…» Огуречик, огуречик, Не ходи на тот конечик. Там мышка живет Тебе хвостик отгрызет! | Пестушка «Ладушки, ладушки…» Ладушки, ладушки, где были? - У бабушки! - Что ели? - Кашку! Что пили? - Бражку! Кашка масленька, Бражка сладенька, Бабушка добренька. | Колыбельная «Баю-баю, баю-бай.» Баю-баю, баю-бай. Ты, собачка, не лай. Белолапа не скули. Наших деток не буди. Светел день – не спится, Моя деточка боится. Ты, собачка, не лай, Наших деток не пугай! |
Пестушка «Водичка, водичка…» Водичка, водичка, Умой мое личико, Чтобы глазки блестели, Чтобы щечки алели, Чтоб смеялся роток, Чтоб кусался зубок. | Октябрь Пестушка «Ай, лады, лады, лады.» Ай, лады, лады, лады. Не боимся мы воды. Чисто умываемся, Деткам улыбаемся. | Потешка «Наши уточки с утра» Наши уточки с утра: «Кря-кря-кря, кря-кря-кря». Наши гуси у пруда: «Га-га-га, га-га-га». |
Закличка «Солнышко-ведрышко!» Солнышко-ведрышко! Взойди поскорей, Освети, обогрей Телят да ягнят, Еще малых ребят. | Колыбельная «Баю, баю, баю…» Баю, баю, баю, Живет мужик на краю, Он небеден, не богат – У него много ребят. Все по лавочкам сидят, Кашку масляну едят. | Ноябрь Потешка «Из-за леса, из-за гор…» Из-за леса, из-за гор Едет дедушка Егор: Сам на кобыле, Жена на корове, Детки на козлятках. |
Потешка «Ой ду-ду, ду-ду, ду-ду! Сидит ворон на дубу» Ой ду-ду, ду-ду, ду-ду! Сидит ворон на дубу. Он играет во трубу Во серебряную. Труба точеная, Позолоченная. | Колыбельная «Вот и люди спят» Вот и люди спят, Вот и звери спят. Птицы спят на веточках, Лисы спят на горочках, Зайки спят на травушке, Утки на муравушке, Детки спят по люлечкам… Спят-поспят, Всему миру спать велят. | Потешка «Пошел котик на торжок…» Пошел котик на торжок, Купил котик пирожок. Пошел котик на улочку, Купил котик булочку. Самому ли съесть Или Ванечке снесть? Я и сам укушу, Да и Ванечке снесу. |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Цель работы : Развитие речи детей 1 младшей группы с помощью малых фольклорных форм Задачи работы: 1 . Отбор художественного материала для педагогической работы с детьми 1 младшей группы; 2 . Знакомство дошкольников с малыми формами фольклора; 3 . Формирование произношения, фонематического восприятия, интонации, лексико-грамматических категорий с помощью фольклорных произведений; 4 . Развитие словарного запаса, связной речи, коммуникативных умений и навыков.
• колыбельная песня - песня, с помощью которой убаюкивают ребёнка. Поскольку песня сопровождалась мерным покачиванием ребёнка, в ней очень важен ритм. • пестушка (от слова пестовать, то есть нянчить, холить) - короткий стихотворный напев нянюшек и матерей, каким они сопровождают действия ребёнка, которые он совершает в самом начале своей жизни .
• считалка — небольшой стишок, форма жеребьёвки, с помощью которой определяют, кто водит в игре. • скороговорка — фраза, построенная на сочетании звуков, затрудняющих быстрое произношение слов. Скороговорки ещё называют « чистоговорками », поскольку они способствуют и могут использоваться для развития дикции. • заклички — один из видов закликательных песен языческого происхождения. Они отражают интересы и представления крестьян о хозяйстве и семье.
Для того, чтобы использовать малые фольклорные формы в речевом развитии воспитатель должен: знать уровень развития своих воспитанников; научиться владеть художественными средствами; обеспечить понимание смыслового содержания народного произведения; петь и танцевать; использовать элементы артистичности (эмоциональную окраску речи, изменение тембра голоса); использовать красочность и богатство зрительных образов; применять забавный сюжет; больше использовать словесные, наглядные, игровые методы; варьировать методическими приемами.
виды работы с использованием фольклора: занятия игры досуги календарные праздники самостоятельная творческая продуктивная деятельность;
Худ. материал Значение для умственного, нравственного, эстетического развития Практические задачи работы с произведением Потешка « Огуречик , огуречик …» 1. Развитие внимания, обогащение словарного запаса. 2. Воспитание осторожного поведения. 3. Освоение ласкового обращения ( огуречик , хвостик, мышка). 1. Слушание потешки . 2. Использование в игре (там мышка живет – дети убегают). Пестушка «Ладушки, ладушки…» 1. Развитие микромоторики (пальчиковая игра). 2. Воспитание теплых чувств к родственникам. 3. Воспитание эстетического удовольствия от приема пищи. 1. Использование в подготовке к обеду, завтраку, ужину. 2.Использование как пальчиковой игры. 3. Повторение пестушки . Колыбельная «Баю-баю, баю-бай…» 1. Развитие слухового восприятия. 2. Развитие музыкального слуха. 1. Прослушивание колыбельной во время укладывания ко сну. Пестушка «Водичка, водичка, умой мое личико…» 1. Развитие микромоторики . 2.Воспитание положительного самовосприятия (мое личико, глазаньки блестели). 3. Воспитание культурно-гигиенических навыков. 1. Использование во время умывания. 2. Использование как пальчиковой гимнастики (движения рукой).
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Выступление на ММО «Воспитание культуры поведения у детей младшего дошкольного возраста посредством малых фольклорных форм»
Культура поведения дошкольника – совокупность полезных для общества устойчивых форм повседневного поведения в быту, в обществе, в разных видах деятельности.В содержание культуры поведения дошкольника ...
Методические рекомендации по теме «Развитие речи у детей младшего дошкольного возраста посредством малых фольклорных жанров»
Выявление уровня развития речи у детей младшего дошкольного возрастаДля овладения речью ребенку нужна речевая активность. Богатая и разнообразная речевая деятельность - залог успешного усвоения ...
Развитие речи у детей младшего дошкольного возраста посредством малых фольклорных жанров
Одним из важнейших показателей уровня культуры человека, его мышления, интеллекта является его речь. Возникнув впервые в раннем детстве в виде отдельных слов, речь постепенно обогащается и усложняется...
Развитие речи у детей младшего дошкольного возраста посредством малых фольклорных жанров
МАДОУ «Центр развития ребёнка - детский сад № 33 «Радуга» Развитие речи у детей младшего дошкольного возраста посредством малых фольклорных жанров...
Статья "Развитие речи у детей младшего дошкольного возраста посредством развития мелкой моторики рук".
Развитие речи у детей младшего дошкольного возраста посредством развития мелкой ...