индивидуальное логопедическое занятие. Автоматизация звука [р] в словах и предложениях. «Космическое путешествие».
план-конспект занятия по развитию речи (подготовительная группа) на тему

Солодова Марина Сергеевна

итоговое индивидуальное занятие

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл itogovoe_zanyatie_2016.docx231.13 КБ

Предварительный просмотр:

Итоговое индивидуальное логопедическое занятие.

Автоматизация звука [р] в словах и предложениях.

«Космическое путешествие».

Цели: Автоматизировать звук [р] в речи.

Задачи:

- Уточнять и обобщать словарный запас по теме: «Космос».

- Упражнять в правильном произнесении звука [р] в словах и предложениях.

- Упражнять в образовании множественного числа имён существительных.

- Упражнять в согласовании имён существительных и прилагательных с числительными.

- Закреплять умение правильно строить предложение.

- Формировать навыки фонематического анализа.

- Развивать мелкую и артикуляционную моторику, зрительное восприятие, мышление.

Оборудование:

Схема ракеты для выкладывания из счётных палочек. Схема самомассажа. Прищепка, стеклянные шарики, звезда. Иллюстрация ракеты. Презентация  «Планет». Кубик с точками.  Шарики Суд-жок синего, зелёного, красного цветов. Рисунок лабиринта.

1. Орг. момент.

Сегодня мы отправимся в «Космическое путешествие».

2. Развитие мелкой моторики.

отгадай загадку и узнаешь, на чём мы полетим.

Крыльев нет, но эта птица.

Полетит и прилунится. (Ракета)

А где нам взять ракету? Давай построим ракету из счётных палочек.

(Выкладывание ракеты из счётных палочек)

2.1 Самомассаж  лица ( по схеме)

Ракета готова. Но  космонавтам надо подготовится к полету.

1.Ручки растираем и разогреваем (потирание ладоней, хлопки)

И лицо теплом своим мы умываем (разогретыми ладонями проводить по лицу сверху вниз)

2. Грабельки сгребают все плохие мысли (граблеобразные движения пальцами от середины лба к вискам)

3.Ушки растираем вверх и вниз мы быстро,  их вперед сгибаем (растирание ушных раковин по краю снизу вверх и сверху вниз)

4.Тянем вниз за мочки (оттягивание вниз за мочки ушей)

5.А потом уходим пальцами на щёчки (пальцы перебегают на щёки)

Щёчки разминаем, чтобы надувались (указательный, средний и безымянный пальцы разминают щёки круговыми движениями)

6.А потом от носа мы к губам стекам (спиралевидные движения средних пальцев рук от крыльев носа к уголкам рта по носогубным складкам)

 Губки разминаем, чтобы улыбались (указательными пальцами разминаем губки: верхнюю и нижнюю)

7.Мы теперь утятки – клювики потянем (губы в трубочку)

8. уголками губ мы щечки поднимаем

9. Тянем подбородок и его щипаем (разминание подбородка с оттягиванием его вниз: пощипывание нижней челюсти от подбородка к ушам)

А потом по шейке ручками стекаем (поглаживание шеи всей ладонью от нижней челюсти к ключицам; середина шеи проходит между большим и остальными пальцами

3. Артикуляционная гимнастика.

Для этого выполним артикуляционную гимнастику.

Выполнение упражнений (по картинкам)

«Почистим верхние зубки». «Маляр». «Лошадка». «Грибок». «Гармошка». «Барабанщик».

Пилот космического корабля к полёту готов? Готов!

4. Изолированное произнесение звука [р].

«Заводим мотор ракеты» р-р-р-Р-Р-Р-Р

5-4-3-2-1 старт!

Теперь мы должны узнать на какую планету нам приземлятся. В этом нам поможет  волчок.

Наша ракета приближается к «Планете Слов».

5. «Планета Слов».

Автоматизация звука [р] в словах.

Задание. Добавить нужное слово и прошагай его по коврику

Назови фамилию первого космонавта(Гагарин).

Костюм космонавта называется- (скафандр) .

Звёзды наблюдает (астроном) .

Космический (корабль) .

Дом для космонавтов в космосе (ракета) .

Продолжаем «Космическое путешествие».

Наша ракета приближается к «Планете Множественное число».

6. «Планета Множественное число».

Игра «Один - много» ( с прищепкой и стеклянными шариками)

Ракета - (ракеты). Скафандр - (скафандры). Корабль - (корабли). Астроном - (астрономы).

Продолжаем «Космическое путешествие».

Наша ракета приближается к «Планете Считай-ка».

7. «Планета Считай-ка».

Согласование имён существительных и прилагательных с числительными.

Игра «Сосчитай до пяти» ( с кубиком)

Космический корабль.

Яркое созвездие.

Далёкая планета.

Большой метеорит.

Продолжаем «Космическое путешествие».

Продолжаем «Космическое путешествие».

Наша ракета приближается к «Планете Звуков».

9. «Планета Звуков».

Задание: Охарактеризуй каждый звук в слове РАКЕТА.

Выкладывание схемы слова, с помощью шариков су-джок

Продолжаем «Космическое путешествие».

Наша ракета приближается к «Планете Предложений».

10. «Планета Предложений».

Задание: исправь  предложения.

 Полет отправляется в корабль.

Космос вышел в открытый космонавт.

Звезды наблюдают за астрономом

11. Упражнение «Лабиринт».

Пора возвращаться домой, но вот беда, мы заблудились. Чтобы попасть в ракету нам надо пройти лабиринт.

Прохождение «Лабиринта».

Вот мы отправляемся в обратный путь.

12. Итог занятия. Путешествие наше закончилось.

«Весенняя звуковая полянка». Итоговое логопедическое занятие с выпускниками логопункта

Елена Колесникова 
«Весенняя звуковая полянка». Итоговое логопедическое занятие с выпускниками логопункта

Тема: "Весенняя звуковая полянка"

Цели:

Коррекционно-образовательные:

Закрепление знаний детей по лексической теме “Весна”;

Совершенствование лексико-грамматического строя речи ;

Закрепление знаний о произношении звуков : Л, Р, Ш, Ж, З, С.

Коррекционно-развивающие:

Развитие фонематического слуха, зрительного внимания и восприятия, дыхания, общей, тонкой и артикуляционной моторики, координации речи с движением, тактильной чувствительности .

Коррекционно-воспитательные:

Воспитание навыков сотрудничества в игре и на занятии, самостоятельности, инициативности, доброжелательности, ответственности.

«Весенняя звуковая полянка». Итоговое логопедическое занятие с выпускниками логопункта

оборудование: магнитная доска; колючие шарики по числу детей; ящик с камешками; мелкие предметы; изображение большого солнца с лучами; маленькие солнышки для каждого ребёнка; разноцветные скрепки; картинки с приметами времён года; «солнечные зайчики» с изображением ручейка, ласточки, шмеля, жука, подснежника, подушечки для каждого ребёнка; музыкальный центр; диск с записью спокойной музыки».

Ход занятия

Организационный момент

Дети заходят в зал, встают полукругом.

- Поздоровайтесь с гостями,

Улыбнитесь всем вокруг,

Руку дайте другу слева

И скорей вставайте в круг.

-Дети чему вы сегодня удивлялись? (ответы детей) .

А я сегодня удивилась солнцу. Оказывается, оно, как настоящий волшебник, умеет тепло и ласково здороваться.

Минута релаксации: Звучит спокойная музыка

Утром ранним кто то странный

Заглянул в мое окно.

На ладони появилось

Ярко-рыжее пятно.

Это солнце заглянуло:

Будто руку протянуло

Тонкий лучик золотой.

И как с первым лучшим другом

Поздоровалось со мной.

Протяните руки к солнцу. Его лучи, как нежные руки мамы, согревают нас своим теплом. Хочется смеяться, радуясь новому дню. Солнце растопило обиды и грусть. Оно наполнило наши сердца добротой и любовью.

Закрепление лексической темы “Весна”

- Весеннее яркое солнце радостно светит нам. А вокруг него приметы различных времён года. Оставьте вокруг солнышка и назовите только весенние приметы.

- Мы сегодня с вами отправимся на весеннюю звуковую поляну, где нас ждёт встреча с трудными звуками. Поэтому мы должны хорошо подготовиться.

Самомассаж лица и шеи.

Ручки растираем (потирание ладоней) и разогреваем (хлопки)

И лицо теплом мы умываем (разогретыми ладонями проводить по лицу сверху вниз)

Грабельки сгребают все плохие мысли (граблеобразные движения пальцами от середины лба к вискам)

Ушки растираем вверх и вниз мы быстро (растирание ушных раковин по краю снизу вверх и сверху вниз)

Тянем вниз за мочки (оттягивание вниз за мочки ушей)

А потом уходим пальцами на щёчки (пальцы перебегают на щёки)

Щёчки разминаем (указательный, средний и безымянный пальцы разминают щёки круговыми движениями)

А потом от носа мы к губам стекам (спиралевидные движения средних пальцев рук от крыльев носа к уголкам рта по носогубным складкам)

Губки пожуём мы, шарики надуем (покусывание нижней губы верхними зубами и наоборот; надувание щёк с похлопыванием по ним так, чтобы губы удерживали воздух)

И губами вправо-влево потанцуем (указательные пальцы укладываются на губы параллельно друг другу и двигаются навстречу друг другу)

Тянем подбородок и его щипаем (разминание подбородка с оттягиванием его вниз: пощипывание нижней челюсти от подбородка к ушам)

А потом по шейке ручками стекаем (поглаживание шеи всей ладонью от нижней челюсти к ключицам; середина шеи проходит между большим и остальными пальцами)

Артикуляционная гимнастика “Сказка о язычке”

(Детям раздаются зеркала)

- Жил-был Язычок в домике-ротике. Зимой Язычок очень подолгу лежал в своей постельке, покажите, как он это делал (“Постелька”) .

А весенним, солнечным деньком Язычок просыпается, моет круглое окошко-губы (“Кружок”) .

После этого Язычок выглядывает из окошка и прячется, уж очень ярко светит весеннее солнышко! (“Змейка”) .

Язычок надевает солнечные очки, смело смотрит вверх на солнышко, вниз - на землю (“Качели”).

Мимо скачет лошадка, и язычок цокает вместе с ней (“Лошадка”) .

После этого Язычок показывает, как дует весенний ветерок (дыхательное упражнение «Ветер»

- А теперь становитесь друг за другом, отправимся на весеннюю полянку.

Динамическое упражнение «Дорожка»

По извилистой дорожке (Идут друг за другом, ступая по дорожке, выложенной из дощечек)

На полянку мы пойдём.

Постарайтесь так пройти (Ходьба на носках, имитируя движения хитрой лисы)

Чтоб с дорожки не сойти.

Как лисички мы пойдём,

Аккуратненько пройдём.

(Останавливаются на ковре)

- На этой полянке солнышко рассыпало своих солнечных зайчиков.

(Если день солнечный на жёлтые пятнышки на ковре направить зеркальцем)

- Ребята, эти “солнечные зайчики” уже поиграли, порезвились на полянке, и хотят вернуться к солнышку, но чтобы их вернуть, надо выполнить все задания которые они для нас приготовили.

Первый “солнечный зайчик” (на нём ласточка)

(Один из детей берёт “солнечного зайчика”, затем дети присаживаются прямо на ковёр, а логопед на “пенёчек”)

- Что нарисовано на этом солнечном зайчике?

- Какой 1 звук в слове “ласточка”? Как правильно произносить звук Л?

(Если дети затрудняются: губы тянуться вперёд или улыбаются… зубки открыты или закрыты… язычок вверху, или внизу)

Тонкий кончик язычка

Вверх, в зубы упирается.

По бокам от языка

Воздух пробирается.

И получится певучий,

Плавный, ласковый и звучный: ЛЛЛ…

Сейчас посмотрим, какое задание приготовил первый солнечный зайчик. Перевернув солнечного зайчика, дети узнают задание:

- Доскажите словечко в стихах-загадках. Игра с мячом.

Уронили мишку на пол,

Оторвали мишке (лапу)

Михаил играл в футбол,

И забил в ворота (гол) .

А возле этой ёлки

Бродили злые (волки)

Руки мыть пошла Людмила,

Ей понадобилось (мыло)

(Солнечный зайчик “возвращается” на один из лучиков солнышка)

Второй «солнечный зайчик” (на нём шмель)

(Следующий ребёнок приносит следующего “солнечного зайчика”)

- Какой первый звук в слове “шмель”?

Придумайте слова, чтобы звук ш встречался в середине слова? А теперь в конце?

- В каких ещё словах встречается этот звук?

- Этот солнечный зайчик тоже знает такие слова, но он их пока спрятал.

Вы должны найти предметы, в мелких камешках на ощупь и определить что это. В словах звук «ш» выделите голосом. Начни свой ответ со слов: Я нашел….

Слова: шарик, машина, пушка, мышка, матрёшка, кошка, лошадка, карандаш, лягушка.

Третий «солнечный зайчик» (на нём ромашка и жук) .

А что изображено на третьем солнечном зайчике? Начните свой ответ со слов: На солнечном зайчике …

-Повтори четко… .

Произнесите по слогам слова РО_МАШ_КА. Сколько слогов в слове РОМАШКА? Давайте прохлопаем.

- Какой первый звук в слове жук?

- Что вы знаете о звуке «ж»(согласный, твёрдый, звонкий) .

Солнечный зайчик хочет с нами поиграть в игру «Один-пять» со словами ромашка, жук, ножницы, еж, нож,

- Давайте с вами вспомним стихотворение о жуке.

(Дети выполняют соответствующие движения)

На лужайке, на ромашке

Жук летал в цветной рубашке,

Жу, жу, жу – я с ромашками дружу.

Тихо на ветру качаюсь,

Низко-низко наклоняюсь.

Понюхайте, как они пахнут. Ваши носики в пыльце, давайте сдуем ее с носа. Упр. «Парашют».

- Весной просыпаются не только жуки, но и ёжики. Давайте возьмем массажные мячики и сделаем массаж для наших ручек.

Массаж пальцев рук с помощью колючего мячика

«Ёжик»

Катится колючий ёжик, нет ни головы, ни ножек.

По ладошке он бежит и пыхтит, пыхтит, пыхтит.

(шарик между ладошками)

Мне по пальчикам бежит, и пыхтит, пыхтит, пыхтит

Бегает туда-сюда, мне щекотно: да, да, да.

(движения по пальцам)

Уходи колючий ёж, в тёмный лес, где ты живёшь

(пускаем по столу и ловим подушечками пальцев)

«солнечный зайчик «возвращается к солнышку)

Чтобы отправиться к следующему солнечному зайчику, нам надо произнести волшебные слова с разной интонацией. (удивленно, грустно, весело)

Жла – жлэ - жлу!

Четвертый “солнечный зайчик” (на нём изображение ручейка)

(Один из детей приносит “солнечного зайчика”)

- Что нарисовано на этом “солнечном зайчике”?

- Какой 1-й звук в слове “ручеёк”?

- Какой это трудный звук! Выберите те карточки, которые нам смогут рассказать об этом трудном звуке. Что вы знаете о звуке Р? (Если дети затрудняются, предлагать вопросы: он гласный или согласный… твёрдый или мягкий… звонкий или глухой.)

А теперь приготовьте свои ладошки хлопните тогда, когда услышите звук Р.

Р, л, р, ва, ро, лу, лампа, винок, рама.

А теперь выберите те упражнения которые вам помогут правильно красиво говорит звук Р.

- Солнечный зайчик просит вас повторить чистоговорки со звуком «Р».

Будьте внимательны: повторять нужно громко, если появится изображение БАРАБАНА, и - тихо, если увидите ЮЛУ.

Ра, ра, ра – начинается игра,

Ро, ро, ро – новое перо,

Ру, ру, ру- скачет кенгуру,

Ры, ры, ры– летят комары.

(Четвертый солнечный зайчик “возвращается” на лучик солнышка)

- И вот остался на полянке последний“солнечный зайчик” и на нём …

ПодСнежник.

А почему именно подснежник? Подснежник это первый весенний цветок. Какой звук я выделила голосом? Звук С. Произнесите протяжно этот звук. Чья это песенка?

Солнечный зайчик хочет чтобы вы украсили солнышко картинками слева повести картинки в названиях которых есть звук С, а справа со звуком ш.Кто будет украшать солнышко?

Какие картинки вы выбрали?

И последнее задание, посмотрите на эти странные картинки, тут зашифрованы скороговорки, давайте разберемся какие. (мнемотехнология)

(Последний солнечный зайчик “возвращается” к солнышку) .

а

- Вот все солнечные зайчики собрались вокруг солнышка, и картинки на них опять напомнили нам, что наступила… ВЕСНА.

(Детям даётся задание на развитие мышц мелкой моторики: сделать своё солнышко лучистым, надев на него разноцветные лучики-скрепки)

- А сейчас возьмите 10 скрепок-лучиков и сделаете своё Солнышко таким же лучистым как у меня. Если вам понравилось сегодня на занятии, то сделайте лучики своего солнышка желтыми, если вам было скучно, то лучики сделайте синими (Задание выполняется за столами)

- Мы сделали солнышко каким? ЛУЧИСТЫМ. А ещё оно КАКОЕ? (яркое, весёлое, весеннее, тёплое, ласковое, красивое)

Итог.

- Ребята, вы сегодня очень хорошо выполнили все задания. Я вижу, что вы внимательные и старательные дети. Думаю, что вы порадовали не только меня, но и всех наших гостей. Спасибо вам большое! И на память о нашем занятии я хочу сделать вам маленькие подарки.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект индивидуального логопедического занятия "Автоматизация твердого звука [р] словах и предложениях"

Конспект занятия по коррекции звукопроизношения "Автоматизация твердого звука [р] в словах и предложениях". Презентацию к этому занятию можно посмотреть на моем мини-сайте....

Конспект индивидуального логопедического занятия «автоматизация звука «Л» в словах, во фразе».

Данное занятие проводится по закреплению звука "Л", используя ПК в виде логопедической игры-презентации....

Конспект индивидуального логопедического занятия «Автоматизация звука [ш] в слогах, словах и предложениях».

Конспект индивидуального логопедического занятия «Автоматизация звука [ш] в слогах, словах и предложениях».Направление:- Познавательно-речевое развитие- Социально-личностное развитиеВедущая образовате...

Конспект индивидуального логопедического занятия "Автоматизация звука Р в слогах, словах".

Занятие по автоматизации звука Р в слогах, словах разивает фонематический слух, навыки звукового анализа и синтеза, зрительное и слуховое внимание и память ребёнка 5 лет, способствует введению звука ...

Конспект индивидуального логопедического занятия «Автоматизация звука Ш в слогах, словах, предложениях»

Конспект индивиудального логопедического занятия предназначен для детей 5-6 лет....

Индивидуальное логопедическое занятие «Автоматизация звука [ с ] в словах» в старшей группе

Игра, игровые упражнения, целесообразно включенные в обучение, придают образовательной задаче конкретный смысл, мобилизуют мыслительные, эмоциональные и волевые силы детей, ориентируют на решение пост...

Конспект индивидуального логопедического занятия «Автоматизация звука Л в словах». Тема: «Учим Лего- человечков звуку Л»

Конспект индивидуального логопедического занятия «Автоматизация звука Л в словах»  (начинающихся на слог ло – и слог лу-) Тема: «Учим Лего- человечков звуку...