Индивидуальное логопедическое занятие «Автоматизация звука [ с ] в словах» в старшей группе
план-конспект занятия (старшая группа) на тему

Краснова Светлана Владимировна

Игра, игровые упражнения, целесообразно включенные в обучение, придают образовательной задаче конкретный смысл, мобилизуют мыслительные, эмоциональные и волевые силы детей, ориентируют на решение поставленной задачи.

Скачать:


Предварительный просмотр:

МАДОУ детский сад компенсирующего вида №29 «Дюймовочка»

Муниципального района Белебеевский район

Республики Башкортостан г.Белебея.

Индивидуальное логопедическое занятие

«Автоматизация звука [ с ] в словах»

в старшей группе №1

Учитель – логопед:

Краснова Светлана Владимировна

Белебей 2014г.

Тема: Автоматизация звука (С) в словах с открытым слогом.

Цели:

Коррекционно-образовательные:

- закрепление навыка правильного произношения звука [С] в словах с открытым слогом;

- формирование умения определять наличие звука (С) в слове;

-образование множественного числа существительных .

Коррекционно-развивающие:

- развитие артикуляционной и мелкой моторики;

- развитие фонематического слуха;

- развитие зрительной, слуховой памяти и внимания;

- развитие целостного восприятия,

Коррекционно-воспитательные:

- воспитание эмоциональной отзывчивости;

- формирование интереса к занятию.

Оборудование:

Игрушка-самолет и снеговик; пособие развивающего обучения  Л.А.Комаровой  «Автоматизация звука С  в игровых упражнениях»; картинки, в названии которых есть звук С; баскетбольная корзина; мольберт; ноутбук; колонка; мягкий кубик.

Ход занятия:

  1. Организационный момент.

Игра «Что быстрее всех? ».

На доске картинки транспорта: «самокат, велосипед, автомобиль, самолет».- Назовите самый быстрый вид транспорта? – Самолет.

  1. Артикуляционная  гимнастика.

Сегодня мы с тобой, Миша, отправимся в путешествие. Чтобы узнать, на чем мы будем путешествовать нужно, собрать картинку, но сначала выполнить упражнения.

(на столе картинки –символы артикуляционных упражнений):

-Двери – губы гибкие

Могут стать улыбкою (выполняется упражнение «Улыбка»)

-Вход в дом двери запирают.

Двери разные бывают.

Двери – зубы осторожно-

Запираются – надежно. (выполняется упражнение «Заборчик»)

-Погулял совсем немножко,

Широко открыл окошко . (выполняется упражнение «Окно»)

-На трубе теперь играем,

И детишек забавляем

Ту –ту, ту-ту, ту-ту (выполняется упражнение «Трубочка»»)

- Ловко сделал мостик

Вниз запрятал хвостик.  (выполняется упражнение «Мостик»)

- Поиграю я в футбол

И забью с разбега гол.

Очень трудная задача-

Загонять в ворота мячик. .  (выполняется упражнение «Загони мяч в ворота»)

Переверни картинку и скажи, на чем мы будем путешествовать. (на самолете)

  1. Сообщение темы занятия.

Сегодня на занятии мы будем закреплять произношение звука [с]

      IV .     Уточнение артикуляции.

-Какой первый звук в слове самолет? – «С».

Возьмите зеркала, произнесите звук «С» и скажите:

Что делают наши губы, когда произносим этот звук?

- Улыбаются.

 -. Где находится язычок?

-  Внизу рта.

-  Какой он узкий или широкий?

 - Язык широкий.

-  Как мы произносим звук «С» - с голосом или без голоса?

-  Без голоса, он глухой.

- Какая воздушная струя когда мы произносим звук [с]? Теплая или холодная?

-Холодная.

V. Произношение звука  [с].

Пора отправляться. Мы с тобой полетим  на Северный полюс в гости к Снеговику. Ой, посмотри! Снежинки падают, и самолет не может лететь в такую погоду. Придется задержаться.  Я предлагаю отправить  снежинки  к Снегурочке. Проводи пальчиком по дорожке, произнося отчетливо: С_С_С_С… При произнесении звука С ветерок должен быть холодный, чтобы снежинки не растаяли.

(Работа по звуковой  дорожке. Вдох –через нос, выдох –через рот)

VI. Произношение звука «С» в слогах.

Обрадовались снежинки и запели: «СА – со – сы» (вопросительно). Су – со – су (с просьбой).

Са – со – су (утвердительно). Са – су – сы (радостно) ».

VII. Дыхательная гимнастика.

Ты так хорошо пел, что собрал все снежинки в сугроб . Нарисуй его.

 (Ребенок на мольберте водой рисует сугроб).

А теперь высуши его. Щеки не надуваем.

VIII.  Произношение звука «С» в словах. Определение позиции звука.

Пора лететь. Вот мы и у снеговика.

а)  Кого пригласила снеговик в гости?

(Выставляются картинки: сова,  волк, слон,  робот, лиса, оса, кошка, свинья, собака. )

б)  Упражнение « Что подарили гости снеговику?»

(Перечисление подарков. )

 Бусы, сумка, самокат, самолет, санки, сачок, сапоги, маска, свисток, стул, стол, капуста, кастрюля, сок, доска, носки.

-  Назови подарки, в названии которых звук «С» слышится в начале слова, а теперь – со звуком «С» в середине слова. И еще назови подарки, в названии которых звук «С» слышится в конце слова.

в) Снеговик очень любит играть в снежки. Он приглашает всех гостей поиграть. Нужно посмотреть на картинку и правильно назвать что изображено . Затем скомкать лист .Снежок должен получиться тугой и бросить в корзину.

г) Снеговик очень любит мороженое. Он приготовил его сам. Помоги снеговику угостить друзей. Выбирай шарики мороженого  со звуком С

(из миски выбрать шарики со звуком С и разложить в креманки.)

д) А вот и чьи-то следы, давай посмотрим, чьи они? (ребёнок собирает разрезную картинку: сова). По ходу работы: кого ты собираешь? Значит следы чьи? Как ласково называют сову? Как называют детёнышей совы? А сейчас мы отправимся в гости к ней, только сначала надо протоптать тропинку. Для этого необходимо выбрать из набора только те картинки, в названии которых есть звук (С). Отобранные картинки называй и переворачивай (ребёнок выкладывает дорожку и ещё раз проговаривает слова с отрабатываемым звуком, на обратной стороне каждой картинки изображён символ - треугольник, круг, овал, ромб, дуга, прямоугольник)

IX.  Развитие фонематического восприятия.

А) Снеговик предлагает нам поиграть в игру: «Звук потерялся»

Какой звук потерялся в словах: … ок, … уп, но ки, о… а, со… улька, ми… ка.

Ребенок называет пропущенный звук и все слово

Логопед: Посмотри, снег пошёл, с неба снежинки падают. Попробуй их поймать, но лови снежинку только тогда, когда услышишь в слове звук (С) : санки, шуба, вьюга, снег, коньки, зима, салазки, ледянка, шапка, снеговик, лыжи, сугроб, тучи снегурочка.

X. Зрительная гимнастика.

Открываем глазки – раз,

И зажмуриваем – два,

1-2-3-4,

Раскрываем глазки шире.

А теперь опять сомкнули,

Наши глазки отдохнули.

X. Дидактическая игра "Один - много". »(слайды)

(образование множественного числа существительных) :

- У Сони – один предмет, а у Сани их много. Расскажи, что у кого? (у Сони самокат, а у Сани самокаты и т. д.)

XII Динамическая пауза                         или под музыку быструю, без музыки, тихую.

Л: Давайте поиграем в мяч.

«Со звуком «С» ты поиграй,

Слова со звуком «С» поймай

Инструкция: 

Я бросаю мяч и называю различные слова, если в слове есть звук «С» ребёнок должен поймать мяч, если нет, мяч не ловит.

Собака, кошка, каска, мишка, миска, стол, стул, диван, кастрюля, сапог, сумка.

Звуковой анализ слова сок

«Ходьба по стрелочкам»

Задание: Нужно придумать и назвать предметы синего (салатового) цвета. На каждой стрелочке написана цифра, сколько цифр, столько предметов и называешь.

Например, синяя кофта, синий дом, синяя куртка, синий мяч

Приз –сок


XIII Итог занятия

Логопед: - Ты сегодня хорошо потрудился. Наше путешествие подошло к концу, пора возвращаться.  Вспомни:

-какой звук мы сегодня закрепляли?

-В какие игры  мы играли?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект индивидуального логопедического занятия «автоматизация звука «Л» в словах, во фразе».

Данное занятие проводится по закреплению звука "Л", используя ПК в виде логопедической игры-презентации....

Конспект индивидуального логопедического занятия. «Автоматизация звука [Р] в словах и предложениях».

Конспект индивидуального логопедического занятия. «Автоматизация звука [Р] в словах и предложениях»....

Презентация к индивидуальному логопедическому занятию: автоматизация звука Р в словах и предложениях.

Презентация к индивидуальному логопедическому занятию: автоматизация звука Р в словах и предложениях....

Конспект индивидуального логопедического занятия «Автоматизация звука «Р» в словах и предложениях.

Конспект индивидуального логопедического занятия «Автоматизация звука «Р» в словах и предложениях....

Конспект индивидуального логопедического занятия «Автоматизация звука Л в словах». Тема: «Учим Лего- человечков звуку Л»

Конспект индивидуального логопедического занятия «Автоматизация звука Л в словах»  (начинающихся на слог ло – и слог лу-) Тема: «Учим Лего- человечков звуку...