"Золушка" - конспект открытого занятия
план-конспект занятия по развитию речи (подготовительная группа) на тему
Данной занятие предназначено для подготовительной к школе группе. В нём планомерно и целенаправленно раскрывается тема использования ТРИЗ в процессе обучения дошкольников.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Занятие для подготовительной к школе группы | 162.48 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект
совместной деятельности воспитателя с детьми подготовительной группы на тему «Золушка»
Воспитатель МДОУ «Детский сад комбинированного вида № 25 «Светлячок» Курбатова И. Ф.
Февраль 2016 г.
Цель: развитие творческого воображения детей средствами ТРИЗ в процессе работы со сказкой
Задачи:
- Формировать активные формы мышления в единстве с творческим воображением. Учить детей менять содержание знакомой сказки, используя приемы фантазирования
- Учить уходить от привычного стереотипа использования предметов, находить выход из безвыходной ситуации, использовать метод «спасательной ситуации». Развивать любознательность, память, общую инициативу детей.
- Развивать коммуникативные умения и навыки. Воспитывать доброту, заботу, любовь к окружающим на примере положительных сказочных героев.
- Развивать связную речь. Совершенствовать доказательную речь, умение обобщать, делать выводы. Воспитывать интерес к художественной литературе.
Материал: текст сказки «Золушка» Ш. Перро; разноцветные буквы З, О, Л, У, Ш, К, А, вырезанные из бумаги, соответствующие цветам спектра; иллюстрация к сказке «Золушка» (Золушка шьёт платье); шкатулка, коробочка с предметными картинками; карточки с изображением тыквы, кареты, лошади, мыши, нарядного платья, грязного платья, туфельки, лестницы, часов, тёмного времени суток; мольберт; цветные маркеры; лист бумаги для объявления, ручка или карандаш; листы бумаги и цветные карандаши – на каждого ребёнка.
Предварительная работа: Чтение сказки «Золушка» Ш. Перро, братьев Гримм
Ход совместной деятельности:
Мотивация. - Ребята давайте поздороваемся с нашими гостями улыбнемся друг другу. И пусть хорошее настроение не покидает всех нас целый день!
Коммуникативная игра:
Здравствуйте мои друзья!
Рада видеть всей вас я!
Для начала встанем в круг,
Сколько радости вокруг!
Мы все за руки возьмёмся.
И друг другу улыбнёмся.
Вы готовы поиграть?
Можно встречу начинать!
Воспитатель:
Тише, дети, не шумите.
Чудо-сказку не будите!
Раз, два, три, четыре, пять –
Будем сказку начинать!
Ветерком прохладным вея,
В сказку дверь открыла Фея…
Дети устраиваются около воспитателя на стульчиках Воспитатель: Загляните в Шкатулку сказок – что в ней сегодня? (дети достают из шкатулки разноцветные буквы, вырезанные из бумаги: З – красного, О – оранжевого, Л – жёлтого, У – зелёного, Ш – голубого, Л – синего, А – фиолетового цвета). Если эти буквы разложить в том же порядке, в котором расположены цвета в радуге, то вы узнаете, какую сказку я сегодня буду вам рассказывать.
Дети выкладывают название сказки на столе
Содержательная часть.
Воспитатель: Кто же написал сказку «Золушка»? (дети озвучивают свои варианты – Шарль Перро, братья Гримм, Евгений Шварц…) «Золушка» – старинная сказка, которая родилась много, много веков назад, и с тех пор все живет да живет, и каждый народ рассказывает ее по-своему. В Англии главную героиню этой сказки называют Синдерелла, во Франции – Сондриен, в Египте – Родопис.
Есть версии сказки, когда в роли Золушки выступает даже Золух-мужчина. В нашей стране Золушка известна по сказке «Хрустальный башмачок» – там её зовут Замарашка. Сегодня вы услышите сказку, написанную более 300 лет назад – Шарлем Перро (рассказ воспитателя сопровождается просмотром слайдов мультимедиа).
Воспитатель приступает к чтению сказки.
Воспитатель: Один человек, овдовев, женился снова. У него была дочка – молодая девушка. Вместе с мачехой в доме поселились и две ее дочки – злые и вздорные, как и их мать. Мачеха невзлюбила падчерицу и взвалила на нее самую грязную работу. После работы бедная девушка садилась в уголок возле камина прямо на золу. Вот и прозвали ее сестры Золушкой. Сами они жили в свое удовольствие.
Я хочу предложить вам игру «Скажи наоборот»
Воспитатель: Мачеха злая, жадная, а Золушка – …
Дети: Добрая, щедрая.
Воспитатель: Мачеха грубая, а Золушка – …
Дети: Вежливая, ласковая.
Воспитатель: Сестры неряшливые, а Золушка – …
Дети: Аккуратная.
Воспитатель: Сёстры ленивые, а Золушка – …
Дети: Трудолюбивая.
Воспитатель: Мачеха рассеянная, а Золушка – …
Дети: Внимательная.
Воспитатель: Однажды в королевском дворце решили устроить бал. Приглашены на него были все знатные и богатые люди. Приглашение получили и Золушкины сестры.
ТРИЗ-игра «Бесконечное предложение» Посмотрите на экран.
Воспитатель: Что делает Золушка?
Дети: Золушка шьет.
Воспитатель: Сколько слов в этом предложении?
Дети: Два.
Воспитатель: Какая Золушка?
Дети: Добрая, трудолюбивая, аккуратная.
Воспитатель: Добрая, трудолюбивая, аккуратная Золушка шьет что?
Дети: Добрая, трудолюбивая, аккуратная Золушка шьет платье.
Воспитатель: Какое платье шьет Золушка?
Дети: Добрая, трудолюбивая, аккуратная Золушка шьет нарядное, бальное, шелковое платье.
Воспитатель: Для кого она это делает? Зачем нужно это платье?
Дети: Добрая, трудолюбивая, аккуратная Золушка шьет нарядное, бальное, шелковое платье для мачехи и сестер.
Воспитатель: Зачем Золушка шьёт это платье?
Дети: Добрая, трудолюбивая, аккуратная Золушка шьет нарядное, бальное, шелковое платье для мачехи и сестер, чтобы они могли поехать на бал.
Воспитатель: Когда платья были готовы, сёстры бросились примерять нарядные бальные платья, а Золушка должна была их одевать и причесывать, да еще терпеть нескончаемые капризы.
В конце концов, приготовления закончились, и сестры с матерью отправились на бал. Золушка же осталась дома и плакала в уголке. Очень уж ей хотелось тоже поехать на бал, да куда там – в таком рваном, испачканном золой платье. А ещё мачеха велела ей к обеду испечь пироги.
Физминутка
Утром Золушка проснулась,
Потянулась и улыбнулась.
Раз – росой она умылась,
Два – изящно покружилась.
Три – нагнулась и присела,
На четыре песню спела.
С песней солнышко взошло,
Стало радостно, тепло.
Птицы весело запели,
Бабочки вдруг прилетели.
А у Золушки заботы,
Много ждёт её работы.
Вы садитесь поскорей,
Мы поможем дружно ей.
ТРИЗ-игра «Помоги Золушке»
Воспитатель: Золушка замесила тесто. Но, когда надо было раскатать его, то обнаружила, что скалки нет. А как вы думаете чем же Золушке раскатать тесто?
Дети: Надо пойти к соседям, попросить у них…
Сходить в магазин, купить новую…
Можно раскатать тесто пустой бутылкой…
Найти круглое полено, помыть его и раскатать им тесто…
Можно разрезать тесто на маленькие кусочки, а потом их чем-нибудь тяжёлым прижимать…
Воспитатель: Наступил вечер, и в сумерках в комнату вошла старая Фея. Она спросила плачущую Золушку:
- Ты очень хочешь попасть на королевский бал? Не плачь, помоги мне. Есть у вас большая тыква?
Тыква нашлась в кладовке. Фея превратила её в золоченую карету. Мышей превратила в шестерку породистых лошадей. А толстую усатую крысу превратила в важного кучера.
– Ну вот, –сказала фея, – теперь ты можешь отправиться на бал.
ТРИЗ-игра «Решение противоречий в сказке»
Воспитатель: А если бы Фея не помогла Золушке, смогла бы она сама попасть на бал и каким образом?
Дети предлагают свои варианты развития событий.
Интеллектуальная разминка.
Воспитатель: Что ж, до дворца Золушка смогла бы добраться и без помощи Феи, но вот как быть с платьем? Не может же она отправиться на бал в своём грязном, старом платье. А давайте сделаем ей волшебные, необычные платья.
игра «Новое платье для Золушки
Содержательная часть.
Воспитатель Когда Золушка была уже готова фея усадила её в карету. Запомни, – произнесла фея, – волшебство продлится только до полуночи. После того, как часы пробьют двенадцать, карета снова станет тыквой, лошади оборотятся мышами, а кучер –толстой крысой. А наряд твой снова превратится в старенькое залатанное платьице. Прощай!
Карета тронулась. Бал был в самом разгаре, когда принцу доложили, что приехала прекрасная неизвестная принцесса. Он сам выбежал встречать ее и повел в зал. Музыка стихла, все замерли, изумленные ее красотой. Молодой принц тут же пригласил гостью на танец. Музыка заиграла опять. Золушка танцевала так легко, что все снова залюбовалась ею. Принц не отходил от нее, говорил такие приятные вещи, что она забыла обо всем.
ТРИЗ-игра «Найди пару»
Воспитатель: На столе лежат предметы возьмите каждый по одному. А теперь вам надо будет найти пару к этому предмету и объяснить, почему вы взяли?
(Дети выполняют задание, пары могут быть следующие: тыква – карета, лошади – мыши, нарядное платье – грязное платье, туфелька – лестница, часы – ночь и т.п.)
Воспитатель: И вдруг часы стали бить полночь. Золушка вспомнила предупреждение феи. Опрометью бросилась она из зала. На лестнице, ведущей в сад, она оступилась и потеряла свою хрустальную туфельку.
Вернувшиеся с бала мачеха с дочками на все лады обсуждали появление на балу неизвестной Красавицы, а также ее поспешное бегство. Они не узнали в ней свою Золушку. Принц же не мог позабыть незнакомку и приказал разыскать ее.
ТРИЗ-игра «Объявление с ограничением»
Воспитатель: Иногда для того, чтобы кого-то отыскать, люди пишут объявления. А давайте и мы с вами поможем принцу побыстрее отыскать Золушку и составим объявление, но так, чтобы все слова в нём начинались на одну букву, например, букву «П».
Пример: Пропала прекрасная принцесса. Принц просит примерить потерянный принцессой предмет. Пожалуйста, помогите принцу!
Воспитатель: По всему королевству разъезжали придворные принца и примеряли хрустальную туфельку подряд всем девушкам.
ТРИЗ-игра «Изменение ситуации в знакомых сказках»
Воспитатель: Давайте представим, что Золушка, убегая от принца, потеряла не туфельку, а что-то другое .Что же могла потерять Золушка, и как бы тогда ее нашел принц?
Дети высказывают свои предположения: это может быть кольцо, брошка, поясок от платья или какая-нибудь деталь от наряда Золушки – например, бант и пр.
Воспитатель: Наконец придворные приехали и в дом Золушки. Как ни старались ее сестры натянуть хрустальную туфельку на свои большие ноги – все напрасно. Придворные спросили:
- Нет ли у вас еще какой-либо девицы в доме?
- Есть, – отвечали сестры, – да она у нас такая замарашка.
Все же позвали и Золушку. Примерили туфельку и – о, чудо! туфелька пришлась впору. Тогда Золушка достала из кармана вторую и надела ее, не говоря ни слова. Все ахнули!
Придворные подхватили Золушку и повезли во дворец. В тот же день сыграли свадьбу – принц женился на Золушке.
Сказка это всегда чудо и волшебство! Не обошлось без волшебства и сегодня. Послушайте, что за чудесная волшебная музыка раздаётся вдалеке?
ТРИЗ-игра «Что было потом»
Воспитатель: А как вы думаете, что было потом?
Варианты ответов детей: Золушка вышла замуж за принца и родился у них сыночек, который научился волшебству у феи, когда пришел к ней в ученики.
Воспитатель: А туфельки Золушки? Что с ними стало после замужества Золушки?
Варианты ответов детей: Золушка отдала ее маленькому волшебнику и тот стал выручать девочек, когда им нечего было надеть на бал. Но в 12 часов туфли всегда сами возвращались к Золушке.
Резюме.
Воспитатель:
Раз, два, три, четыре, пять –
Мы закончили читать!
Ветерком прохладным вея,
В сказку дверь закрыла Фея…
– Ребята если вам понравилось наше путешествие по сказке то возьмите весёлый смайлик. А если нет – то возьмите грустный смайлик.
– Какое задание было самым интересным на ваш взгляд?
– Какое задание, по вашему мнению, было самым трудным?
– Самым легким?
– Спасибо вам за участие в сказке, за то, что вы справились со всеми заданиями, были дружными. Мне было очень приятно путешествовать вместе с вами по этой замечательной сказке Шарля Перро.
Золушка А сейчас я хочу пригласить всех вас на веселый танец!
Сюрприз.
Метод фокальных объектов (МФО) – это метод поиска новых идей путем присоединения к исходному объекту свойств других, случайно выбранных объектов.
Слово «фокальный» означает, что объект находится в зоне, в фокусе внимания.
МФО используют для преодоления шаблонов мышления при модификации устройств, создании рекламы и написании статей. Он очень хорош для тренировки воображения у детей от 5 лет.
МФО, план действий:
- Выбрать объект рукотворного мира для усовершенствования (фокальный объект)
- Выбрать 3-4 случайных объекта, «ткнув пальцем в небо»
- Выделить характерные, особенные свойства у случайных объектов
- Сложив фокальный объект и особенные свойства, получить новые сочетания и развить их путем свободных ассоциаций.
- Чем может быть полезен усовершенствованный объект с его новыми свойствами? Для чего он будет нужен? Зафиксировать все интересные идеи.
МФО прост в освоении и универсален, а выдвигаемые идеи будут далеки от шаблонов. Конечно, не все варианты новых сочетаний свойств объекта будут удачными, поэтому важно критически оценить полученные варианты, отобрав наиболее сильные.
Пример создания нового объекта с помощью МФО
Совершенствуемый объект: стул
Случайные объекты: елка, олень, фонарь
Характерные свойства или признаки случайных объектов
- Елка: колючая
- Олень: рогатый
- Фонарик: светящийся
Новые сочетания
- Стул колючий
- Стул рогатый
- Стул светящийся
Новые идеи
- Стул с множеством колючек-ножек для устойчивости
- Стул с рогатой вешалкой для одежды или для игр детей
- Стул с подсветкой для людей с ослабленным зрением
Придумывать усовершенствования для привычных вещей по МФО — увлекательнейшая игра, которая «раскачает» воображение ребенка или взрослого. О других приемах РТВ я расскажу в следующих статьях. Следите за обновлениями!
Игра «Чудесные вещи»
Воспитатель: Из какого материала будет сделана салатница? (Выкладывает перед детьми игровые карточки из серии «материал».
1-й ребёнок выбирает карточку с изображением воздушного шарика.
Воспитатель: Какой он, шарик?
Дети: Лёгкий, прозрачный, переливающийся, изменяющийся по форме и размеру.
Воспитатель: А теперь давайте придумаем, как она будет передвигаться? Предлагает другому ребёнку выбрать карточку из серии «способ передвижения»
2-й ребёнок выбирает карточку с изображением вертолёта.
Воспитатель: Как вертолёт передвигается?
Дети: Летит, вертится, крутится…
Воспитатель: Что же ещё волшебного будет в нашей салатнице? Может быть запах? Предлагает третьему ребёнку выбрать карточку из серии «запах».
3-й ребёнок выбирает карточку с изображением розы.
Воспитатель: Ребята, как благоухает роза?
Дети: Приятно, духами, ароматно.
Воспитатель: А какие звуки будет издавать наша салатницы? Предлагает четвёртому ребёнку карточки из серии «звуки».
4-й ребёнок выбирает карточку с изображением магнитофона.
Воспитатель: Какие звуки издаёт магнитофон?
Дети: Музыкальные, песни, сам поёт.
Воспитатель: А теперь расскажите, какая у нас получилась салатница? Показывает все выбранные детьми карточки: воздушный шарик, вертолёт, магнитофон, роза.
Дети: Салатница получилась лёгкая, прозрачная, переливающаяся, изменяющаяся, музыкальная, поющая, летающая, крутящаяся, с приятным запахом духов.
Воспитатель: вот какая необычная салатница у нас получилась. А теперь приступим к приготовлению фруктового салата.
Дети вместе с воспитателем готовят салат и едят.
Воспитатель: Вот и закончилось наше путешествие. Понравился ли вам детский сад будущего, чем? Ответы детей. А теперь пора возвращаться домой, в детский сад «Золотой петушок». Нас там уже все заждались. А поможет нам в этом наш волшебный ветерок
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
КОНСПЕКТ ОТКРЫТОГО ЗАНЯТИЯ «ПУТЕШЕСТВИЕ В СКАЗКУ «ЗОЛУШКА»
Тема: «Развитие интеллектуальных способностей детей старшего дошкольного возраста в обучении с использованием элементов информатики»....
Конспект открытого занятия по развитию связной речи с элементами обучения грамоте в подготовительной к школе (логопедической) группе «ПОДАРОК ДЛЯ ЗОЛУШКИ» (в рамках преемственности школы и ДОУ)
Конспект открытого занятия по развитию связной речи с элементами обучения грамоте в подготовительной к школе (логопедической) группе «ПОДАРОК ДЛЯ ЗОЛУШКИ» (в рамках преемственности школы и ДОУ)...
Конспект открытого занятия по рисованию в старшей группе, с использованием нетрадиционных техник (свеча и акварель). «Ночь для Золушки»
Познакомить детей старшего дошкольного возраста с новой нетрадиционной техникой рисования при помощи свечи и акварели....
Конспект открытого занятия по обучению грамоте в подготовительной группе компенсирующей направленности.Тема: Поможем Золушке попасть на бал.Дифференциация звуков Л-Л\',Р-Р\'.Буквы Л, Р
Дети отправляются в Сказочное Колролевство для того,чтобы помочь Золушке попасть на бал.Занятие направлено на закрепление правильного произношения звуков л,л',р,р' и умения дифференцировать да...
Конспект открытого занятия по ИЗО с использованием нетрадиционных техник рисования в средней группе «Тыква для Золушки».
Конспект открытого занятия по ИЗО с использованием нетрадиционных техник рисования в средней группе «Тыква для Золушки»....
Конспект открытого занятия по ИЗО с использованием нетрадиционных техник в средней группе «Тыква для Золушки»
Конспект открытого занятия в средней группе....
Конспект открытого занятия ИЗО с использованием нетрадиционных техник в средней группе «Тыква для Золушки»
Конспект ИЗО с использованием нетрадиционных техник в средней группе...
- Мне нравится (1)