«Я живу в Прибайкалье»
проект по развитию речи (средняя группа) на тему

Никитина Юлия Сергеевна

Методическая разработка "развитие коммуникативных навыков средних  дошкольников в процессе ознакомления с природой родного края"

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon zezulyanikitina.doc67.5 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное общеобразовательное учреждение

«Детский сад общеразвивающего вида № 79»

Муниципального образования г.Братск

«Я живу в Прибайкалье»

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА «РАЗВИТИЕ КОММУНИКАТИВНЫХ НАВЫКОВ СРЕДНИХ ДОШКОЛЬНИКОВ В ПРОЦЕССЕ ОЗНАКОМЛЕНИЯ С ПРИРОДОЙ РОДНОГО КРАЯ.»

                                                               СоставилиЮ.С. Никитина, воспитатель

А.Ю. Зезуля,воспитатель

                                       

                                              г.Братск

Для развития речи ребёнка необходим богатый опыт, получаемый им от восприятия мира природы, общественной жизни. Мы решили подробнее остановиться на влиянии экологического обучения и воспитания на Тропах Природы. Экологическая тропа позволяет более продуктивно использовать обычные прогулки с детьми для ознакомления с окружающим миром, для обогащения словаря детей, для познавательного развития, для проведения наблюдений, праздников, различных инсценировок с участием «Сибирячка»,

постоянно действующего героя, который вводит дошкольников в мир природы. Для ознакомления с объектами Экологической тропы нашего ДОУ разработан план различных форм взаимодействия с детьми и семьями воспитанников, построенный по принципу сезонного наблюдения за объектами Тропы. В качестве примера предлагаем вниманию коллег план работы со средними дошкольниками, рассчитанный на учебный год.

Объект, краткая информационная справка

Формы организации совместной деятельности взрослых с детьми

Формы взаимодействия                 с семьями детей

Сентябрь.

1. Цветник.

Отмечаем разнообразие цветов (многолетних, однолетних); георгины, ноготки, бархатцы, фиалки и т.д. Выясняем потребности растений в свете, тепле, воде; какой уход необходим растениям; учим детей ухаживать за растениями правильно, следуя алгоритму(подкармливать, поливать, рыхлить и т.д). Наблюдаем за цветением, зарисовываем наиболее понравившиеся цветы, собираем осенью семена, сравнивая их .

- Разучивание стихотворения «Осень» Авдиенко В.

- Чтение сказки «Как Таню цветы выручили» Стародумов В.

- Отгадывание загадок о цветах, растущих на цветнике.

- Словесная игра «Угадай по описанию».

- Словесная игра «Ты опиши,            

я отгадаю».

- Чтение рассказа «Дикая роза» Горбунов А.

- Беседа по теме с опорой на сюжетную картинку (Девочка собирает цветы).

- Наблюдение за цветником (составить фотоотчёт).

-Рисование цветов ватными палочками «Мой любимый цветок».

-Аппликация из ватных дисков  «Ноготки».

-Физ. минутка «Цветы»

- Совместное детско-родительское творчество «Веночек из цветочков» (составление фотоколлажа).

- Совместное детско-родительское творчество «коллекция семян».

- Совместное детско-родительское творчество «Узоры из цветов» (аппликация).

- Составление  небольших рассказов детьми, «Какие они разные…»

Октябрь.

2. Берёза.

Одно из наиболее почитаемых у славян деревьев. В народной традиции берёза может выступать как «счастливое дерево», оберегающее от зла. Во многих местах берёзу сажали специально рядом с домом для благополучия семьи, по случаю рождения ребёнка, для отпугивания зла и т.д. Берёза считается деревом, приносящим удачу.

- Физ.минутка «Станем мы деревьями…» Алябьева

- Отгадывание загадок о берёзе.

- Чтение рассказа «Растения осенью» Павлова Н.

- Дид.игра «Угадай с какого дерева листок».

- Словесная игра «Что я вижу…».

- Словесная игра «Исправь ошибку…» (# на ёлке растут жёлтые листочки).

- Игры-вкладыши «Найди пару».

- Словесная игра «Назови ласково».

- М/п. игра «Хоровод вокруг берёзки».

- Разучивание пословиц.

- Рисование «Разноцветные листочки».

- Аппликация «Опадают листья…» (Обрывная).

- Рассматривание картин «Осенняя красавица».

- Беседа «Осенний лес».

- Беседа «Берегите деревья».

- Составить календарь наблюдений за берёзой.

- Индивидуальные задания родителям, сделать подборку стихотворений о берёзе.

- Совместное детско-родительское творчество (Создание коллажа) «Красавица-берёзка».

- Совместное детско-родительское творчество «Выставка поделок из листьев берёзы».

-Индивидуальные задания родителям собрать гербарий осенних листьев.

Ноябрь.

3. Птицы.

Воспитываем любовь и заботу к птицам. Птицы прилетают к жилью человека в надежде на помощь. Доброй природоохранной традицией на Руси было и есть изготовление кормушек и подкормка птиц.

- Беседа «Почему так плохо воробьям».

- Обсуждение рассказа В.Бианки «Кто сыт, тому холод не страшен».

- Наблюдение за птицами.

- Словесная  дидактическая игра «Хорошо-плохо» (# много кормушек-хорошо или плохо).

- Разгадывание загадок.

- Чтение стихотворения  Э. Булгаковой «Синички».

- Слушание рассказа «Птичья столовая».

- Беседа «Чему человек научился у птиц (изобрёл самолёт, вертолёт; научился петь).

- Словесная игра «Кто, как кричит».

- Заучивание стихотворения «Синица».

- Словесная игра «Закончи предложение». (# Воробей маленький, а ворона…).

- Рассматривание репродукций «Как птицы к зиме приспосабливаются».

- Экскурсия к кормушке.

- Дид. игра «Найди такую же птичку».

- Разучивание стихотворения «Покормите птиц зимой».

- Конкурс рисунков зимующих птиц.

- Решение проблемной ситуации «Если у птицы повреждено крыло…»

- Индивидуальные задания для родителей  создание альбома «Народные приметы про птиц».

- Совместное детско-родительское творчество изготовление кормушек.

- Организация выставки детско-родительских работ «Птицы своими руками» (вяжем, лепим, вышиваем, рисуем и т.п.)

- Совместное детско-родительское творчество «Составление зимних историй от имени птиц».

- Конструирование из бытовых отходов «Столовая для птиц».

- Собрать коллекцию открыток «Птицы нашего края».

Декабрь.

4. Ёль.

Расширять и уточнять представления детей о приспособлении растений к зиме. Продолжать формировать познавательный интерес к природе. Воспитывать бережное отношение к природе.

- Чтение сказки «Хвойная невеста» Стародумов В.

-Решение проблемной ситуации «Если сломано дерево на участке…»

-Чтение стихотворения И. Токмакова «Ели».

- Чтение стихотворения Акима Я. «Ёлка наряжается».

- Слушание из цикла времена года Чайковского «Декабрь».

- Беседа «С кем дружит ель..».

- Беседа «Почему украшают ёлку…»

- Отгадывание загадок из сундучка Деда Мороза.

-П/игра «Раз, два, три к ёлке беги…»

- Игровое упражнение «Угадай по описанию…»

- Двигательное упражнение «Сбивание ведра с головы снеговика…»

- Д/игра «Что лежит под ёлкой…»

- Д/игра «Наряжаем ёлочку».

- Рисование «Ёлочка зимой»

- Аппликация «Праздничная ёлочка».

- Составление описательного рассказа о ели.

- Рисование с элементами аппликации «Ёлочка – красавица»

- Лепка из солёного теста «Новогодняя игрушка»

- Беседа «Жива ли ёлочка зимой…»

- Рассматривание иллюстраций на тему «Вот какая я…» (ёлочка в разные времена года).

-Рассматривание силуэтов деревьев.

- Индивидуальные задания родителям сфотографировать красивые ёлочки, для оформления фото коллажа.

- Совместное детско-родительское творчество «У нашей ёлочки красивый наряд» (из бросового материала).

- Совместное детско-родительское творчество «Ёлочная игрушка на городскую ёлку своими руками»

- Совместное детско-родительское творчество «Украшение группового помещения к новогоднему празднику»

- Индивидуальные задания родителям: симметричное вырезывание снежинок.

- Индивидуальное задание родителям сделать подборку стихов и загадок про ёлку.

Январь.

5. Водоём.

Формировать представление о водоёмах, как среде обитания невидимых санитаров. Развивать познавательный интерес к его обитателям.

- Наблюдение «Вода в аквариуме – среда обитания рыб и водорослей»

- Решение проблемных ситуаций: «Если грязная вода в аквариуме», «Водоросли разрослись, закрыли свет».

- Чтение «Вода чистая, от того, что живая».

- Наблюдение за состоянием воды (лёд, снег, вода).

- Дид. игра «Тонет, не тонет».

- Чтение и обсуждение рассказов «У речки», «У озера».

- Рассматривание картин И.П Иванова «Братское море».

- Эксперименты с водой «Есть ли у воды запах?», «Куда делась вода?».

- Ситуативные «Санитары водоёма».

- Рисование «Сказочные рыбки».

- Аппликация из листьев «Золотая рыбка».

- Лепка, «Какие они разные…»

- Дид. игра «Найди такую же рыбку».

- Дид. игра «Разрезные картинки».

- Совместное детско-родительское творчество создание плаката «Защита обитателей водоёма».

- Изготовление и украшение снежных фигур в виде рыб (для метания, лазания и т.д.)

- Изготовление плаката «Мы наш водоём в обиду не дадим».

- Индивидуальные задания для родителей пополнение аквариума водными растениями.

- Индивидуальные задания для родителей создание альбома «Правила поведения на природе», в картинках.

- Совместное  детско-родительское творчество пополнение центров развития плоскостными и объёмными игрушками, изображающими разные виды рыб.

Февраль.

6. Кустарники.

Обобщать представления о строении растений, закреплять умение различать растения, формировать представление о потребности растений в тепле, влаге и т.д. Воспитывать бережное отношение к природе.

- Рассматривание гербариев растений (рябина, сирень, облепиха, яблонька).

- Наблюдение «Веточки на морозе, в тепле»

- Рисование «Веточка рябины с ягодками»

- Разгадывание загадок о кустарниках.

- Разучивание стихотворения про рябину Н.Некрасов.

- Рассматривание картины И.Э. Грабаря «Февральская лазурь».

- Игровая ситуация «Что мы слышим в зимнем лесу…»

- Прослушивание песни «Уральская рябина» Е. Родыгин.

- Коллективное рисование «Волшебство зимнего леса…»

- Аппликация из бумаги «Кустарники бывают разные…»

- Д/игра «Угадай с какого кустарника листок…»

- Беседа «Чем отличается дерево от кустарника»

- П/игра «К названному кусту беги»

- Словесная игра «Скажи ласково»

- Рисование «Иней на яблоньке»

- Решение проблемной ситуации «Скорая помощь кустарникам»

-Индивидуальные поручения родителям окапывание кустарников снегом.

- Индивидуальные задания родителям сделать подбор загадок и стихов про кустарники.

Март.

7. Огород на окне.

Систематизировать знания о процессе роста растений, закреплять представление о культурных растениях, отличающихся друг от друга по внешнему виду. Формировать практические навыки посадки растений и ухода за ними.

- Ботаническое лото «Овощи, фрукты».

- Д/игра «Угадай, чего не стало».

-чтение русской народной сказки «Вершки и корешки»

-Дидактическая игра «Вершки и корешки»

-Экологическая игра «Кто скорее соберёт».

- Словесная игра «Повторяй друг за другом».

- Муз. игра «Огородная-хороводная».

- Рисование на тему «Что подарит огород» (восковыми мелками).

- Лепка «Горшочек для гороха».

- Чтение и пересказ И. Токмакова «Купите лук».

- Беседа «Для чего нужны семена».

- Беседа-рассуждение «Почему овощи могут не вырасти?».

- Словесная игра «Назови ласково».

- Разучивание стихотворения «Что растёт на нашей грядке?»

- Отгадывание загадок про овощи.

- Д/игра «Что лишнее» (яблоко, капуста, огурец).

- Экспериментальная деятельность- проращивание одинаковых семян в двух блюдах (в пустом и влажном).

-Наблюдение за движением растений, тянущихся к свету.

- Проращивание луковицы в сухой банке и банке с водой.

- Индивидуальные поручения родителям: обеспечить группу необходимым инвентарём для посадки растений.

- Сфотографировать рассаду растений в домашних условиях, для создания фотоколлажа.

- Совместное детско-родительское творчество сделать зарисовки периодов роста растений.

- Индивидуальное задание для родителей: изготовление кокошников (лук, морковка, грузовик) для муз. игры «огородная- хороводная».

-совместное составление Дневника наблюдений за ростом высаженных семян (от семечка до цветка)

Апрель.

8.Лекарственные растения.

Расширять знания детей о лекарственных растениях, о способах их использования. Закреплять представления детей о внешнем виде растения. Воспитывать заботливое отношение к растениям.

- Рассматривание гербариев.

- Д/игра «Угадай растение»

-Д/игра «Кто быстрее принесет  лекарственное растение»

- Отгадывание загадок про лекарственные растения.

- Чтение рассказа «Трава, которая обжигает» А. Плешаков.

- Чтение рассказа «Сестра милосердия» И.Белавина.

- Чтение рассказа «Одуванчик» С. Красиков.

- Разучивание стихотворения «Подснежник» А. Майков.

- Прослушивание музыки Чайковского «Апрель»

- Разучивание песни «Подснежник» Г. Левкодимов.

- Аппликация «Одуванчик золотой» (используем ватные диски).

- Чтение книг по теме «Зелёная аптека»

- Разучивание заклички «Расцвели подснежники».

- Наблюдение «Первая трава».

- Рисование «Букет ромашек».

- Целевая прогулка в уголок леса - беседа о целебных свойствах растений.

-Совместное детско-родительское творчество составление описательных рассказов «Лекарственные растения», создание альбома.

- Индивидуальные задания родителям изготовление альбома с фотографиями и описанием на тему «Лекарственные растения нашего края».

- Экскурсия в ближайший парк для рассматривания появившихся растений и их зарисовка.

Май.

9. Насекомые.

Закреплять знания детей о насекомых, условиях их жизни, строении.

- Рисование «Божья коровка» (используя пуговицы).

- Словесная игра «Кто знает, пусть продолжает…»

- Словесная игра «Опиши, я отгадаю…»

- Игра превращения «Мы комарики».

- Аппликация «Бабочка» (используем фантики от конфет).

-Беседа «От гусеницы к бабочке».

- Чтение стихотворения Е. Соннова «Улитка и дождь», «Божья коровка», «Пчела», «Бабочки и цветы».

- Беседа на тему «Кого ты видел по дороге в детский сад».

- Чтение В. Бианки «Паучок-пилот».

-Д/игра «Голоса насекомых».

- Д/игра «Какие цветы и насекомые похожи по цвету».

- Д/игра «Куда залетела пчела»

- Прослушивание музыки С. Прокофьева «Шествие кузнечиков».

- Предметная лепка «Жуки на цветочной клумбе».

- Совместное детско-родительское творчество: изготовление пчёлок из бросового материала.

- Индивидуальные поручения родителям: нарисовать персонажей к произведению К. Чуковского «Тараканище».

- Совместное детско-родительское творчество создание альбома «Насекомые нашего края».

-Индивидуальные поручения родителям: изготовление трафаретов насекомых из различных материалов.

- Индивидуальные поручения родителям подборка стихов, загадок на тему «Наши насекомые».

- Совместное детско-родительское творчество изготовление альбома «Описательные рассказы про насекомых».

- Совместное детско-родительское творчество составление альбома «Что вначале, что потом» (иллюстративная цепочка всех этапов развития бабочки ).

Объектами Экологической тропы нашего ДОУ являются также: лиственница-долгожитель, сирень, яблоня, ель, облепиха, кормушки и скворечники, изготовленные руками родителей воспитанников и размещённые по территории сада; лекарственные растения, огород. В конце года в процессе совместного детско-взрослого сотворчества оформляется Книга Сибирячка, куда входят результаты наблюдений за всеми объектами Экологической тропы: рисунки детей, фотографии, аппликации, коллажи, рассказы и стихотворения детей, заметки воспитателей, статьи с интересными фактами об изучаемых объектах, собранные участниками педпроцесса в течении года. Данная работа позволяет воспитанникам сравнивать сезонные изменения в природе наглядно, опираясь на знания, полученные в процессе непосредственного, живого  общения детей с объектами живой и неживой природы

Список литературы:

1.Воронкевич О.А. Добро пожаловать в экологию!перспективный план работы по формированию экологической культуры у детей дошкольного возраста-СПб.: «Детство-Пресс», 2011-496с.

2. Детство: Примерная основная общеобразовательная программа дошкольного образования/Т.И.Бабаева, А.Г.Гогоберидзе и др.-СПб.:ООО «Издательство «Детство-Пресс», 2011.-528с.

3.комплексно-тематическое планирование регионального компонента по образовательной области «Познание» для детей 3-7 лет-Иркутск: ГОУ ВПО «ВСАГО», 2011.-101с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Учебно-методический комплект "Я живу в Прибайкалье"

Данный учебно-методический комплект создан в рамках регионального образования: программа для детей старшего дошкольного возраста (к реализации регионального компонента общеобразовательной п...

Авторская комбинаторная программа "Я живу в Прибайкалье" для детей 3-7 лет.

Что такое Родина, любим ли мы её, насколько мы её знаем? Отвечая детям на эти вопросы,  заставило нас задуматься над тем, что невозможно привить эту любовь, если сам не проникся этим чувством, те...

Проект "Мы живем в Прибайкалье"

Дошкольный возраст – важнейший период становления личности, в течение которого формируются предпосылки гражданских качеств, представления о человеке, обществе, культуре.Среди направлений образовательн...

Проект "Мы живем в Прибайкалье"

Дошкольный возраст – важнейший период становления личности, в течение которого формируются предпосылки гражданских качеств, представления о человеке, обществе, культуре.Среди направлений образовательн...

Проект "Мы живем в Прибайкалье"

Дошкольный возраст – важнейший период становления личности, в течение которого формируются предпосылки гражданских качеств, представления о человеке, обществе, культуре.Среди направлений образовательн...

Программа "Я живу в Прибайкалье"

I частьОсень. Блок "Мир Прибайкалья".Цель: познакомить детей с названиями и особенностями городов, областным центром, поселками,которые есть в нашем регионе....

Домашняя ЛОГОтека по лексической теме: "Я живу в Прибайкалье. Животный и растительный мир Байкала".

В домашней ЛОГОтеке представлен материал для родителей и детей  старшего дошкольного, подготовительного к школе возраста по лексической теме "Я живу в Прибайкалье. Животный и растительный ми...