Конина Мария Митрофановна - исследователь детской речи
презентация к уроку по развитию речи (подготовительная группа) на тему
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Конина М.М. Родилась 20 ноября 1913г. г.Кологрив Костромской области 1931 г. – закончила индустриально-педагогический техникум им.Профинтерна 1932 – 1934 – воспитатель детского сада 1938 г. - МГПИ им.В.И.Ленина с отличием 1941 г. - защита кандидатской диссертации, опять воспитатель, инспектор по детским садам С октября 1943 по 1978 г. – доцент кафедры дошкольной педагогики
Конина Мария Митрофановна – ее научные интересы и мировоззрение ученого – методиста сформированы под руководством талантливого учителя, доктора педагогических наук, члена корреспондента АПН РСФСР, профессора Евгении Александровны Флёриной
Конина Мария Митрофановна Корифеи, которые сформировали педагога А.В.Суровцева Ф.С. Левин-Щирина Д.В.Менджерицкая
НИИ ДОШКОЛЬНОГО ВОСПИТАНИЯ АПН РСФСР СВЯЗЫВАЛИ НАУЧНЫЕ ИНТЕРЕСЫ Присуще качества Марии Митрофановны - гражданственность, - принципиальность, - преданность своему делу, - высокий профессионализм, - увлеченность работой, - любовь к детям, - умение располагать к себе. Л.А. Пеньевская Р.И.Жуковская Ф.А.Сохин
На тему: «Формирование словаря» проведен семинар для студентов «Взаимодействия слова и наглядности в работе над словарем детей дошкольного возраста».
Шестядесятые годы – годы своего творческого подъёма С 1957 по 1963 – декан факультета c оздается полноправный факультет дошкольной педагогики, открывается вечернее отделение С 1963 по 1070 – заведует кафедрой дошкольной педагогики
М.М.Конина разделяет мнение авторов о большом значении сказок для речевого развития и словесного творчества детей: К.Бюлер Е.Н.Водовозова А.М.Калмыкова Г.Кершенштейнер П.Ломброзо Дж.Селли А.Толстой Н.В.Чехов
М.М. Конина изучив работы: В.Штерна Рибо Гауппа С.Л.Рубенштейна отмечает, что «сказка даёт богатую пищу детскому воображению».
М.М.Конина выделила этапы детского творчества: 1 этап – в детских сказках отсутствует единая сюжетная линия. Незаметно для самого расказчика может быть заменён главный герой, а конец оказывается совершенно неожиданным, 2 этап - наблюдается большая связь отдельных эпизодов, стремление подчинить их единой сюжетной линии. 3 этап - наблюдается большая логическая связь с единым чётким сюжетом, стройной структурой, в последующем развернутым действием.
М.М.Конина продолжила работу Е.А.Флёриной в области подготовки педагогов к работе по выразительному чтению: - М.М.Конина изучала влияние картинки на словарную работу с дошкольниками. - М.М.Конина отдавала предпочтение картинке перед игрушкой, ребёнок хочет играть, она вызывает моторную активность. - М.М.Конина показала роль картинки в обогащении и активизации словаря.
Научная школа М.М.Кониной – бывшие аспиранты доцент В.И.Яшина – заведующая кафедрой методики дошкольного воспитания и обучения
Ученики М.М.Кониной доценты: А.П.Иванченко Н.П.Иванова И.С.Дементьева. Её ученики – доктор педагогических наук, профессор, зав.лабораторией речи и речевого общения института дошкольного воспитания и образования РАО – О,С.Ушакова , кандидат педагогических наук сотрудник центра «Дошкольное детство» им.А.В.Запорождца – А.Г.Арушанова Теперь учёные – методисты в области развития речи детей.
ПЕРВОНАЧАЛЬНОЕ ОБСЛЕДОВАНИЕ РЕЧЕВОГО УРОВНЯ ДЕТЕЙ С ПОМОЩЬЮ КАРТИНКИ В России применение принципа наглядности наиболее полно разработал К. Д. Ушинский. Он являлся сторонником использования картинки для развития речи детей, в частности, для обогащения и активизации детского словаря. Польза картинки, по мнению Ушинского, заключается в том, что ребёнок приучается тесно связывать слово с представлением о вещи, учится логически и последовательно излагать свои мысли, что картинка одновременно развивает и ум и речь ребёнка.
ПЕРВОНАЧАЛЬНОЕ ОБСЛЕДОВАНИЕ РЕЧЕВОГО УРОВНЯ ДЕТЕЙ С ПОМОЩЬЮ КАРТИНКИ Работа над словарём дошкольника является актуальным вопросов, недостаточно разработанным теоретически и практически. Исследования, касающиеся словаря дошкольника (Каптерева, Вахтерова, Державина и др .) это побудило провести специальное исследование, в котором ставили себе следующие задачи: Показать примерный путь развития детского словаря под влиянием различных последовательно применяемых приёмов обучения и роль картинки в этом процессе. Показать, как разные типы картинки влияют на развитие речи ребёнка, в частности, на его словарь. Показать использование картинки в осуществлении разных задач словарной работы: уточнении, обогащении и активизации детского словаря.
ПЕРВОНАЧАЛЬНОЕ ОБСЛЕДОВАНИЕ РЕЧЕВОГО УРОВНЯ ДЕТЕЙ С ПОМОЩЬЮ КАРТИНКИ Исследование велось методом естественного эксперимента, под которым мы понимали особым образом планово проводимую педагогическую работу. Для работы мы выбрали определённый программный материал из «Руководства для воспитателей детских садов», а именно очень небольшую часть раздела «Знакомство с окружающим», тему — «Домашние животные».
ПЕРВОНАЧАЛЬНОЕ ОБСЛЕДОВАНИЕ РЕЧЕВОГО УРОВНЯ ДЕТЕЙ С ПОМОЩЬЮ КАРТИНКИ Перед началом экспериментальной работы было проведено предварительное обследование речевого уровня детей, их умения рассказывать по картинке. Занятия с детьми проводились самим экспериментатором.
ПЕРВОНАЧАЛЬНОЕ ОБСЛЕДОВАНИЕ РЕЧЕВОГО УРОВНЯ ДЕТЕЙ С ПОМОЩЬЮ КАРТИНКИ Прежде чем начать проведение экспериментальной работы обследовали речевой уровень детей с целью: 1) выявить умение детей рассказывать по картинке, 2) выявить детский словарь, его точность богатство, соотношение между активным и пассивным словарём . Для осуществления первой задачи нами была использована репродукция с картины Шишкина «Утро в лесу».
ПЕРВОНАЧАЛЬНОЕ ОБСЛЕДОВАНИЕ РЕЧЕВОГО УРОВНЯ ДЕТЕЙ С ПОМОЩЬЮ КАРТИНКИ Обследование, показав особенности детского словаря на определённом материале, выдвинуло перед нами следующие задачи словарной работы над этим материалом при использовании картинки: Выявление и активизация имеющегося у детей словаря и его уточнение. Обогащение детского словаря новыми необходимыми словами. Закрепление слов путём упражнений, прочное введение их в разговорную речь детей. Все эти задачи осуществлялись нами при помощи картинок с применением разнообразных приёмов обучения.
СОДЕРЖАНИЕ И ПРИЁМЫ ОБУЧЕНИЯ РЕБЁНКА РОДНОМУ ЯЗЫКУ ПРИ ПОМОЩИ КАРТИНКИ (СЛОВАРНАЯ РАБОТА) Цель исследования заключалась в установлении примерного пути развития детского словаря при помощи картинки, в уяснении последовательности отдельных приёмов обучения в процессе целенаправленной педагогической деятельности. Руководство развитием детского словаря начинается не с обучения детей новым словам и оборотам речи, а с активизации имеющегося у них словарного запаса, с привлечения и систематизации опыта детей.
ВЫВОДЫ Результаты проведённой экспериментальной работы позволяют сделать следующие выводы: В развитии детской речи, в работе над словарём ребёнка старшего дошкольного возраста, обучение играет большую роль. Оно состоит из прямого сообщения новых понятий и соответствующих слов и из уточнения и активизации имеющегося у детей словаря. В процессе словарной работы обучение начинается с выявления и активизации детского словаря, уточнения и приведения в систему неточных представлений, затем предполагается прямое обучение новым словам, расширение представлений и словарного запаса. Основой для обогащения детского словаря служат конкретные впечатления от окружающей действительности. В процессе словарной работы картинка играет большую роль. При активизации и уточнении детского словаря картинка выступает как вспомогательный материал, помогающий ребёнку мобилизовать и уточнить свой прошлый опыт.
ВЫВОДЫ Планово организованная систематическая работа над словарём ребёнка, базирующаяся на определённом программном материале и точном знании словаря ребёнка, с применением картинки и различных приёмов обучения, оказывает большое влияние на общее развитие речи ребёнка, воспитывает у детей интерес к слову, способствовать к свободному использованию своего словарного запаса, получению и передаче знаний. Правильно применяемые методы обучения поднимают ребёнка на более высокую ступень развития. Благоприятным условием для развития речи детей следует считать атмосферу бодрости и непринуждённости в группе. Такая атмосфера создаётся внимательным, заботливым отношением воспитателя к речи ребёнка, его заинтересованностью в детских достижениях и одновременно воспитанием у детей внимательного и чуткого отношения друг к другу. Необходимо чувство меры в работе над исправлением речи детей.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Детская речь. Факторы, влияющие на формирование правильной речи.
Речь – историческая сложившаяся форма общения людей посредством языка.Высшее абстрактно-понятийное мышление невозможно без речи. Речевая деятельность имеет существенное значение для развития и д...
![](/sites/default/files/pictures/2014/04/04/picture-428028-1396632341.jpg)
Рекомендации по созданию благоприятных условий для развития правильной речи детей в семье. Этапы развития детской речи в Онтогенезе
Очень часто я вижу родителей и педагогов, воспитателей, которые не знают, в каком возрасте появляется какой звук. Мы часто видим мам, желающих слышать звук Р у трехлетнего ребенка. И главное, что она ...
Кинезиология в детской речи. Движение и речь.
laquo; Развитие мозга ребенка соответствует двигательным навыкам. Этому же закону подчиняется и речь, а речь – средство развития интеллекта.В последнее время количество детей с нарушениями речи...
Тренинг для родителей детей старшей группы по теме: "Все о развитии детской речи речи ".
- Способствовать развитию родительской уверенности, радости иудовлетворения от общения со своими детьми.- Повысить уровень их компетентности в вопросах речевого развития.- Нацелить роди...
![](/sites/default/files/pictures/2018/11/14/picture-1030488-1542207467.jpg)
2020г. Тематическая неделя "Юный исследователь". Детские проекты "Что нам осень принесла"
Тематическая неделя "Юный исследователь". Детские проекты "Что нам осень принесла"...
![](/sites/default/files/pictures/2018/04/12/picture-1029086-1523509461.jpg)
2020г. Тематическая неделя "Юный исследователь". Детские проекты "Что нам осень принесла"
Детские проекты "Что нам осень принесла"...