Конина Мария Митрофановна - исследователь детской речи
презентация к уроку по развитию речи (подготовительная группа) на тему
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Конина М.М. Родилась 20 ноября 1913г. г.Кологрив Костромской области 1931 г. – закончила индустриально-педагогический техникум им.Профинтерна 1932 – 1934 – воспитатель детского сада 1938 г. - МГПИ им.В.И.Ленина с отличием 1941 г. - защита кандидатской диссертации, опять воспитатель, инспектор по детским садам С октября 1943 по 1978 г. – доцент кафедры дошкольной педагогики
Конина Мария Митрофановна – ее научные интересы и мировоззрение ученого – методиста сформированы под руководством талантливого учителя, доктора педагогических наук, члена корреспондента АПН РСФСР, профессора Евгении Александровны Флёриной
Конина Мария Митрофановна Корифеи, которые сформировали педагога А.В.Суровцева Ф.С. Левин-Щирина Д.В.Менджерицкая
НИИ ДОШКОЛЬНОГО ВОСПИТАНИЯ АПН РСФСР СВЯЗЫВАЛИ НАУЧНЫЕ ИНТЕРЕСЫ Присуще качества Марии Митрофановны - гражданственность, - принципиальность, - преданность своему делу, - высокий профессионализм, - увлеченность работой, - любовь к детям, - умение располагать к себе. Л.А. Пеньевская Р.И.Жуковская Ф.А.Сохин
На тему: «Формирование словаря» проведен семинар для студентов «Взаимодействия слова и наглядности в работе над словарем детей дошкольного возраста».
Шестядесятые годы – годы своего творческого подъёма С 1957 по 1963 – декан факультета c оздается полноправный факультет дошкольной педагогики, открывается вечернее отделение С 1963 по 1070 – заведует кафедрой дошкольной педагогики
М.М.Конина разделяет мнение авторов о большом значении сказок для речевого развития и словесного творчества детей: К.Бюлер Е.Н.Водовозова А.М.Калмыкова Г.Кершенштейнер П.Ломброзо Дж.Селли А.Толстой Н.В.Чехов
М.М. Конина изучив работы: В.Штерна Рибо Гауппа С.Л.Рубенштейна отмечает, что «сказка даёт богатую пищу детскому воображению».
М.М.Конина выделила этапы детского творчества: 1 этап – в детских сказках отсутствует единая сюжетная линия. Незаметно для самого расказчика может быть заменён главный герой, а конец оказывается совершенно неожиданным, 2 этап - наблюдается большая связь отдельных эпизодов, стремление подчинить их единой сюжетной линии. 3 этап - наблюдается большая логическая связь с единым чётким сюжетом, стройной структурой, в последующем развернутым действием.
М.М.Конина продолжила работу Е.А.Флёриной в области подготовки педагогов к работе по выразительному чтению: - М.М.Конина изучала влияние картинки на словарную работу с дошкольниками. - М.М.Конина отдавала предпочтение картинке перед игрушкой, ребёнок хочет играть, она вызывает моторную активность. - М.М.Конина показала роль картинки в обогащении и активизации словаря.
Научная школа М.М.Кониной – бывшие аспиранты доцент В.И.Яшина – заведующая кафедрой методики дошкольного воспитания и обучения
Ученики М.М.Кониной доценты: А.П.Иванченко Н.П.Иванова И.С.Дементьева. Её ученики – доктор педагогических наук, профессор, зав.лабораторией речи и речевого общения института дошкольного воспитания и образования РАО – О,С.Ушакова , кандидат педагогических наук сотрудник центра «Дошкольное детство» им.А.В.Запорождца – А.Г.Арушанова Теперь учёные – методисты в области развития речи детей.
ПЕРВОНАЧАЛЬНОЕ ОБСЛЕДОВАНИЕ РЕЧЕВОГО УРОВНЯ ДЕТЕЙ С ПОМОЩЬЮ КАРТИНКИ В России применение принципа наглядности наиболее полно разработал К. Д. Ушинский. Он являлся сторонником использования картинки для развития речи детей, в частности, для обогащения и активизации детского словаря. Польза картинки, по мнению Ушинского, заключается в том, что ребёнок приучается тесно связывать слово с представлением о вещи, учится логически и последовательно излагать свои мысли, что картинка одновременно развивает и ум и речь ребёнка.
ПЕРВОНАЧАЛЬНОЕ ОБСЛЕДОВАНИЕ РЕЧЕВОГО УРОВНЯ ДЕТЕЙ С ПОМОЩЬЮ КАРТИНКИ Работа над словарём дошкольника является актуальным вопросов, недостаточно разработанным теоретически и практически. Исследования, касающиеся словаря дошкольника (Каптерева, Вахтерова, Державина и др .) это побудило провести специальное исследование, в котором ставили себе следующие задачи: Показать примерный путь развития детского словаря под влиянием различных последовательно применяемых приёмов обучения и роль картинки в этом процессе. Показать, как разные типы картинки влияют на развитие речи ребёнка, в частности, на его словарь. Показать использование картинки в осуществлении разных задач словарной работы: уточнении, обогащении и активизации детского словаря.
ПЕРВОНАЧАЛЬНОЕ ОБСЛЕДОВАНИЕ РЕЧЕВОГО УРОВНЯ ДЕТЕЙ С ПОМОЩЬЮ КАРТИНКИ Исследование велось методом естественного эксперимента, под которым мы понимали особым образом планово проводимую педагогическую работу. Для работы мы выбрали определённый программный материал из «Руководства для воспитателей детских садов», а именно очень небольшую часть раздела «Знакомство с окружающим», тему — «Домашние животные».
ПЕРВОНАЧАЛЬНОЕ ОБСЛЕДОВАНИЕ РЕЧЕВОГО УРОВНЯ ДЕТЕЙ С ПОМОЩЬЮ КАРТИНКИ Перед началом экспериментальной работы было проведено предварительное обследование речевого уровня детей, их умения рассказывать по картинке. Занятия с детьми проводились самим экспериментатором.
ПЕРВОНАЧАЛЬНОЕ ОБСЛЕДОВАНИЕ РЕЧЕВОГО УРОВНЯ ДЕТЕЙ С ПОМОЩЬЮ КАРТИНКИ Прежде чем начать проведение экспериментальной работы обследовали речевой уровень детей с целью: 1) выявить умение детей рассказывать по картинке, 2) выявить детский словарь, его точность богатство, соотношение между активным и пассивным словарём . Для осуществления первой задачи нами была использована репродукция с картины Шишкина «Утро в лесу».
ПЕРВОНАЧАЛЬНОЕ ОБСЛЕДОВАНИЕ РЕЧЕВОГО УРОВНЯ ДЕТЕЙ С ПОМОЩЬЮ КАРТИНКИ Обследование, показав особенности детского словаря на определённом материале, выдвинуло перед нами следующие задачи словарной работы над этим материалом при использовании картинки: Выявление и активизация имеющегося у детей словаря и его уточнение. Обогащение детского словаря новыми необходимыми словами. Закрепление слов путём упражнений, прочное введение их в разговорную речь детей. Все эти задачи осуществлялись нами при помощи картинок с применением разнообразных приёмов обучения.
СОДЕРЖАНИЕ И ПРИЁМЫ ОБУЧЕНИЯ РЕБЁНКА РОДНОМУ ЯЗЫКУ ПРИ ПОМОЩИ КАРТИНКИ (СЛОВАРНАЯ РАБОТА) Цель исследования заключалась в установлении примерного пути развития детского словаря при помощи картинки, в уяснении последовательности отдельных приёмов обучения в процессе целенаправленной педагогической деятельности. Руководство развитием детского словаря начинается не с обучения детей новым словам и оборотам речи, а с активизации имеющегося у них словарного запаса, с привлечения и систематизации опыта детей.
ВЫВОДЫ Результаты проведённой экспериментальной работы позволяют сделать следующие выводы: В развитии детской речи, в работе над словарём ребёнка старшего дошкольного возраста, обучение играет большую роль. Оно состоит из прямого сообщения новых понятий и соответствующих слов и из уточнения и активизации имеющегося у детей словаря. В процессе словарной работы обучение начинается с выявления и активизации детского словаря, уточнения и приведения в систему неточных представлений, затем предполагается прямое обучение новым словам, расширение представлений и словарного запаса. Основой для обогащения детского словаря служат конкретные впечатления от окружающей действительности. В процессе словарной работы картинка играет большую роль. При активизации и уточнении детского словаря картинка выступает как вспомогательный материал, помогающий ребёнку мобилизовать и уточнить свой прошлый опыт.
ВЫВОДЫ Планово организованная систематическая работа над словарём ребёнка, базирующаяся на определённом программном материале и точном знании словаря ребёнка, с применением картинки и различных приёмов обучения, оказывает большое влияние на общее развитие речи ребёнка, воспитывает у детей интерес к слову, способствовать к свободному использованию своего словарного запаса, получению и передаче знаний. Правильно применяемые методы обучения поднимают ребёнка на более высокую ступень развития. Благоприятным условием для развития речи детей следует считать атмосферу бодрости и непринуждённости в группе. Такая атмосфера создаётся внимательным, заботливым отношением воспитателя к речи ребёнка, его заинтересованностью в детских достижениях и одновременно воспитанием у детей внимательного и чуткого отношения друг к другу. Необходимо чувство меры в работе над исправлением речи детей.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Детская речь. Факторы, влияющие на формирование правильной речи.
Речь – историческая сложившаяся форма общения людей посредством языка.Высшее абстрактно-понятийное мышление невозможно без речи. Речевая деятельность имеет существенное значение для развития и д...
Рекомендации по созданию благоприятных условий для развития правильной речи детей в семье. Этапы развития детской речи в Онтогенезе
Очень часто я вижу родителей и педагогов, воспитателей, которые не знают, в каком возрасте появляется какой звук. Мы часто видим мам, желающих слышать звук Р у трехлетнего ребенка. И главное, что она ...
Кинезиология в детской речи. Движение и речь.
laquo; Развитие мозга ребенка соответствует двигательным навыкам. Этому же закону подчиняется и речь, а речь – средство развития интеллекта.В последнее время количество детей с нарушениями речи...
Тренинг для родителей детей старшей группы по теме: "Все о развитии детской речи речи ".
- Способствовать развитию родительской уверенности, радости иудовлетворения от общения со своими детьми.- Повысить уровень их компетентности в вопросах речевого развития.- Нацелить роди...
2020г. Тематическая неделя "Юный исследователь". Детские проекты "Что нам осень принесла"
Тематическая неделя "Юный исследователь". Детские проекты "Что нам осень принесла"...
2020г. Тематическая неделя "Юный исследователь". Детские проекты "Что нам осень принесла"
Детские проекты "Что нам осень принесла"...