конспект НОД приглашение к путешествию
план-конспект занятия по развитию речи (подготовительная группа) на тему

Обобщить представление детей о некоторых правилах и нормах поведения в разных ситуациях 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konsekt_nod_priglashenie_k_puteshestviyu.docx19.48 КБ

Предварительный просмотр:

Образовательная деятельность совместно с детьми по закреплению правил этикета и культуры общения.

Тема: «Приглашение к путешествию».

Воспитатель Шлык Н.Н.

МБДОУ №3 «Тополёк» ст. Фастовецкой.

Цель: обобщить представление детей о некоторых правилах и нормах поведения в разных ситуациях. Познакомить с некоторыми устаревшими формами вежливого обращения и с некоторыми русскими национальными традициями приёма гостей. Приобщать детей к русской национальной культуре.

Дидактический материал и оборудование: современный сервиз, скатерть, салфетки; деревянная посуда, хлеб, солонка, рушник; иллюстрации к русским народным сказкам «Маша и медведь», «Колобок», «По щучьему веленью», «Лиса и журавель», «Царевна лягушка».

Ход НОД.

Воспитатель: Здравствуйте, ребята. Сегодня я вам предлагаю отправиться в путешествие. Путешествовать – это замечательно. Вы, уже все подросли и ходите в подготовительную группу.

Подготовительная группа…

Что это значит?

Значит, никто уже утром не плачет.

Суп не прольёт на рубашку никто,

Все надевать научились пальто.

Даже ботинки с тугими шнурками

Не доверяем ни папе, ни маме.

 И мы сегодня с вами ждём гостей.

И вот доктор Айболит собрался навести своих пациентов, которые живут в разных уголках земли. Кто пациенты доктора Айболита?

Ответы детей.

Воспитатель: И, конечно же, добрый доктор пригласил с собой Таню и Ваню. Во время поездок они будут доктору и попутчиками и помощниками. Кто такие попутчики?

Ответы детей.

Воспитатель: Но для этого, чтобы отправиться куда – то, тем более так далеко и надолго, необходимо спросить разрешения у родителей. И доктор Айболит собирается прийти в гости, в семью Тани и Вани, чтобы поговорить с их родителями о предстоящем путешествии.

Ребята скажите, что делают хозяева дома, когда ждут гостей?

Ответы детей.

Воспитатель: Наводят в доме порядок, готовят угощение. А что значит навести порядок?

Ответы детей.

Воспитатель: Разложить вещи по местам, вытереть пыль, пропылесосить, проветрить комнаты.

Как обычно занимаются этим в вашей семье? Помогаете ли вы родителям?

Воспитатель: Вспомните сказки, в которых герои оказывали друг другу помощь.

Ответы детей: «Репка», «Кот, петух и лиса», «Заячья избушка».

Физкультурная минутка «Теремок»

Исходное положение: дети стоят лицом к ведущему.

Стоит в поле теремок.

Дети поднимают руки над головой.

Кончики пальцев левой руки

 соединяют с кончиками пальцев

правой руки – «это крыша»

Он не низок, не высок.                                          

   Приседают «низок»,встают

«высок».

Кто бы тот замок нам открыть помог?

Слева зайка, справа мишка.

Сцепляют пальцы рук в «замок» так

Сильно чтобы пальцы покраснели.

Кивают головой один раз влево, один

Раз вправо

Тянут руки в разные стороны,

но пальцы оставляют на замке-

«крепкий замок».

Отодвиньте –ка  задвижку?

Слева ёжик, справа волк.

Кивают головой один раз влево, один

Раз враво

Сильнее сжимают пальцы

- Нажимайте на замок!

Зайка, мишка, ёжик, волк

Открывают теремок, теремок.

«Открывают замок»- разводят руки в

Разные стороны.

Воспитатель: Пора накрывать на стол. На сколько человек накрыт стол?

Ответы детей: На пять.

Воспитатель: За столом сядут Доктор Айболит, Таня, Ваня и их родители. Сколько поставим тарелок? С какой стороны положи вилку, а с какой – нож?

Ответы детей: Вилку слева, нож справа.

Воспитатель: Что обязательно должно быть на столе?

Ответы детей. Хлеб, соль, перец.

Воспитатель: Не забывать поставить салфетки. В салатнице должна быть ложка, ею накладывают салат в свою тарелку.

А как поступить, если, например, хлеб находиться далеко от вас?

Ответы детей: Вежливо попросить.

Воспитатель:С тарелки надо брать тот кусок хлеба, колбасы или сыра, который смотрит на вас, то есть лежит ближе. И конечно, не забывать благодарить.

Как вы думаете, сколько еды надо класть на тарелку?

Ответы детей.

Воспитатель: Совсем немного, чтобы быть уверенным в том, что доешь всё. Нельзя оставлять еду на тарелке. Если блюдо тебе понравилось, обязательно скажите об этом хозяйке, ей будет приятно.

Мы с вами знаем эти правила поведения с детства. А вот всегда ли они были такими?

Ответы детей.

Воспитатель: Мы привыкли к определённым продуктам питания. Но всегда ли люди ели то же самое? Чтобы узнать это, мы с вами отправимся в прошлое.

Милости просим, гости дорогие.

Теперь вы красны девицы и добры молодцы.

Девочки надевают сарафаны, мальчики подпоясываются кушаком.

Воспитатель: Представьте себе, что мы с вами оказались в русской избе. Какая обстановка здесь?

Ответы детей (с помощью иллюстраций)

Воспитатель: Вот печь. Как говорили о ней в старину?

Ответы детей.

Воспитатель: «Она и поилица, и кормилица, и телосогревательница».

Воспитатель: Вот большой деревянный стол. Вот лавки. Почему они такие длинные и широкие?

Ответы детей.

Воспитатель: На них сидят во время обеда, а ночью на лавках спят.

Воспитатель: Ребята, а в старину говорили «Здраве буде». Что это означает, как вы думаете?

Ответы детей.

Воспитатель:Будьте здоровы, здравствуйте. Встречает гостей хозяйка дома, в руках у неё хлеб да соль. Хлеб лежит на полотенце, вышитым по краям. Это рушник. «Милости просим гости дорогие. Хлеб да соль», - и с поклоном приглашает нас хозяйка.

Что необходимо сделать перед едой?

Ответы детей : Вымыть руки.

Воспитатель: Как мыли руки в старину?

Ответы детей

Воспитатель: Из рукомоя. Вытирали рушником. Почему это полотенце так называется?

Ответы детей .

Воспитатель: Рушник для рук. Русские люди очень гостеприимны. Гостя полагалась напоить и накормить досыта. «Всё, что в печи -на стол мечи», - гласит русская пословица.

«Хлеб на стол, так и стол – престол, а хлеба ни куска, так и стол доска – так говорили в старину. Еду обычно заранее не солили, соль очень берегли. Солонку ставили на стол, чтобы каждый солил по вкусу. Нежеланному гость соль не предлагали. Про такого гостя говорили: «Ушёл, не солоно хлебавши». В какой сказке вы слышали это выражение.

Ответы детей. «Лиса и журавель».

Воспитатель: Что оно обозначает?

Ответы детей.

Воспитатель: В народных пословицах хлеб и соль объединены в одно неразделимое целое. «Хлеб – соль ешь, а правда режь» - говорили в народе.

Во время еды в старину сидели важно, о пустяках не говорили. Вставать было нельзя. На середину стола ставилась одна большая миска на всю семью. Во главе стола сидел хозяин, и никто не смел раньше него начать есть. Он черпал деревянной ложкой первым, а за ним все остальные. Теперь понятно, что если будешь болтать за столом – голодным останешься. Под ложку подкладывали кусочек хлеба. Зачем, как вы думаете?

Ответы детей.

Воспитатель: Чтобы каша с ложки не капала на стол. Вообще раньше все ели руками, кроме, конечно жидкой пищи. Вилок в старину небыло. Что же подавали на стол?

Ответы детей.

Воспитатель: «Каша – мать наша», говорили тогда. Её ели ежедневно. Вспомните сказку «Лиса и журавель». Чем угощала хитрая лиса журавля?

Ответы детей.  Кашей.

Воспитатель: А он чем потчевал лису?

Ответы детей.  Окрошкой.

Воспитатель: Кто знает, что это такое?

Ответы детей .

Воспитатель: Варили уху. В какой сказке молодец ухватил щуку в руку и радовался, что уха будет сладка?

Ответы детей. «По щучьему веленью».

Воспитатель: А давайте вспомним как многие сказки заканчиваются?

Ответы детей.

Воспитатель: «Ия там был, мёд, пиво пил, по усам текло, да в рот не попало». Мёд – медовый или фруктовый напиток. Ещё варили кисели. «Киселём брюхо не испортишь» - говорили в старину. В какой сказке девочке предлагали поесть простого киселька с молочком?

Ответы детей. «Гуси – лебеди».

Воспитатель: Раньше ещё в старину ели много овощей. Вместо картошки ели репу. На зиму огурцы солили, капусту квасили в бочках.

Физкультминутка «Киселёк».

Воспитатель: Я по садику гуляла

И в корзинку собирала

Яблоки и сливы

Вышло так красиво.

Воспитатель предлагает детям заштриховать изображения фруктов. Подвести  итог .


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия "Приглашение от солнца в весенний лес".

Создание благоприятных условий для использования разнообраных видов деятельности, их интеграции в целях повышения эффективности воспитательно - образовательного процесса....

КОНСПЕКТ итоговой комплексной организованной образовательной деятельности во второй младшей группе с приглашением родителей «Путешествие с куклой Катей»

Цель: обобщение знаний полученных на предыдущих занятиях.Закреплять знания о геометрических фигурах, основных цветов.Закрепление знаний о безопасном поведении дома.Задачи:Образовательные: - Продолжать...

Конспект НОД «Приглашение в сказку»

Актуальность:  данное занятие позволяет формировать умение у детей ориентироваться как на собственном теле, так и определять местоположение объекта в пространстве....

«Приглашение к путешествию в волшебный мир природы»

Любите ли вы путешествовать? Не сомневаемся, что- да! Путешествие – это всегда открытие, встреча с неизведанным. Правда,  найти всегда сложно, даже если до открытия только шаг. Но ведь это ...

Конспект НОД в подготовительной группе (открытое итоговое занятие) «Приглашение в путешествие»

НОД в подготовительной группе (итоговое занятие) "Приглашение в путешествие"...

Конспект занятия "Приглашения Слона и Коня в детский сад"

Конспект занятия по шахматам был проведен в ДОУ как задание к повышению квалификации по "Теория обучения по шахматам"...

Конспект занятия по познанию в старшей группе по теме «Приглашение к путешествию»

Доминирующая ОО: познавательное развитие.Интеграция ОО:  речевое, физическое, художественно- эстетическое, социально-личностное, физическое развитиеПрограммное содержаниеЦель: обобщить представле...