конспект НОД приглашение к путешествию
план-конспект занятия по развитию речи (подготовительная группа) на тему
Обобщить представление детей о некоторых правилах и нормах поведения в разных ситуациях
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konsekt_nod_priglashenie_k_puteshestviyu.docx | 19.48 КБ |
Предварительный просмотр:
Образовательная деятельность совместно с детьми по закреплению правил этикета и культуры общения.
Тема: «Приглашение к путешествию».
Воспитатель Шлык Н.Н.
МБДОУ №3 «Тополёк» ст. Фастовецкой.
Цель: обобщить представление детей о некоторых правилах и нормах поведения в разных ситуациях. Познакомить с некоторыми устаревшими формами вежливого обращения и с некоторыми русскими национальными традициями приёма гостей. Приобщать детей к русской национальной культуре.
Дидактический материал и оборудование: современный сервиз, скатерть, салфетки; деревянная посуда, хлеб, солонка, рушник; иллюстрации к русским народным сказкам «Маша и медведь», «Колобок», «По щучьему веленью», «Лиса и журавель», «Царевна лягушка».
Ход НОД.
Воспитатель: Здравствуйте, ребята. Сегодня я вам предлагаю отправиться в путешествие. Путешествовать – это замечательно. Вы, уже все подросли и ходите в подготовительную группу.
Подготовительная группа…
Что это значит?
Значит, никто уже утром не плачет.
Суп не прольёт на рубашку никто,
Все надевать научились пальто.
Даже ботинки с тугими шнурками
Не доверяем ни папе, ни маме.
И мы сегодня с вами ждём гостей.
И вот доктор Айболит собрался навести своих пациентов, которые живут в разных уголках земли. Кто пациенты доктора Айболита?
Ответы детей.
Воспитатель: И, конечно же, добрый доктор пригласил с собой Таню и Ваню. Во время поездок они будут доктору и попутчиками и помощниками. Кто такие попутчики?
Ответы детей.
Воспитатель: Но для этого, чтобы отправиться куда – то, тем более так далеко и надолго, необходимо спросить разрешения у родителей. И доктор Айболит собирается прийти в гости, в семью Тани и Вани, чтобы поговорить с их родителями о предстоящем путешествии.
Ребята скажите, что делают хозяева дома, когда ждут гостей?
Ответы детей.
Воспитатель: Наводят в доме порядок, готовят угощение. А что значит навести порядок?
Ответы детей.
Воспитатель: Разложить вещи по местам, вытереть пыль, пропылесосить, проветрить комнаты.
Как обычно занимаются этим в вашей семье? Помогаете ли вы родителям?
Воспитатель: Вспомните сказки, в которых герои оказывали друг другу помощь.
Ответы детей: «Репка», «Кот, петух и лиса», «Заячья избушка».
Физкультурная минутка «Теремок»
Исходное положение: дети стоят лицом к ведущему.
Стоит в поле теремок.
Дети поднимают руки над головой.
Кончики пальцев левой руки
соединяют с кончиками пальцев
правой руки – «это крыша»
Он не низок, не высок.
Приседают «низок»,встают
«высок».
Кто бы тот замок нам открыть помог?
Слева зайка, справа мишка.
Сцепляют пальцы рук в «замок» так
Сильно чтобы пальцы покраснели.
Кивают головой один раз влево, один
Раз вправо
Тянут руки в разные стороны,
но пальцы оставляют на замке-
«крепкий замок».
Отодвиньте –ка задвижку?
Слева ёжик, справа волк.
Кивают головой один раз влево, один
Раз враво
Сильнее сжимают пальцы
- Нажимайте на замок!
Зайка, мишка, ёжик, волк
Открывают теремок, теремок.
«Открывают замок»- разводят руки в
Разные стороны.
Воспитатель: Пора накрывать на стол. На сколько человек накрыт стол?
Ответы детей: На пять.
Воспитатель: За столом сядут Доктор Айболит, Таня, Ваня и их родители. Сколько поставим тарелок? С какой стороны положи вилку, а с какой – нож?
Ответы детей: Вилку слева, нож справа.
Воспитатель: Что обязательно должно быть на столе?
Ответы детей. Хлеб, соль, перец.
Воспитатель: Не забывать поставить салфетки. В салатнице должна быть ложка, ею накладывают салат в свою тарелку.
А как поступить, если, например, хлеб находиться далеко от вас?
Ответы детей: Вежливо попросить.
Воспитатель:С тарелки надо брать тот кусок хлеба, колбасы или сыра, который смотрит на вас, то есть лежит ближе. И конечно, не забывать благодарить.
Как вы думаете, сколько еды надо класть на тарелку?
Ответы детей.
Воспитатель: Совсем немного, чтобы быть уверенным в том, что доешь всё. Нельзя оставлять еду на тарелке. Если блюдо тебе понравилось, обязательно скажите об этом хозяйке, ей будет приятно.
Мы с вами знаем эти правила поведения с детства. А вот всегда ли они были такими?
Ответы детей.
Воспитатель: Мы привыкли к определённым продуктам питания. Но всегда ли люди ели то же самое? Чтобы узнать это, мы с вами отправимся в прошлое.
Милости просим, гости дорогие.
Теперь вы красны девицы и добры молодцы.
Девочки надевают сарафаны, мальчики подпоясываются кушаком.
Воспитатель: Представьте себе, что мы с вами оказались в русской избе. Какая обстановка здесь?
Ответы детей (с помощью иллюстраций)
Воспитатель: Вот печь. Как говорили о ней в старину?
Ответы детей.
Воспитатель: «Она и поилица, и кормилица, и телосогревательница».
Воспитатель: Вот большой деревянный стол. Вот лавки. Почему они такие длинные и широкие?
Ответы детей.
Воспитатель: На них сидят во время обеда, а ночью на лавках спят.
Воспитатель: Ребята, а в старину говорили «Здраве буде». Что это означает, как вы думаете?
Ответы детей.
Воспитатель:Будьте здоровы, здравствуйте. Встречает гостей хозяйка дома, в руках у неё хлеб да соль. Хлеб лежит на полотенце, вышитым по краям. Это рушник. «Милости просим гости дорогие. Хлеб да соль», - и с поклоном приглашает нас хозяйка.
Что необходимо сделать перед едой?
Ответы детей : Вымыть руки.
Воспитатель: Как мыли руки в старину?
Ответы детей
Воспитатель: Из рукомоя. Вытирали рушником. Почему это полотенце так называется?
Ответы детей .
Воспитатель: Рушник для рук. Русские люди очень гостеприимны. Гостя полагалась напоить и накормить досыта. «Всё, что в печи -на стол мечи», - гласит русская пословица.
«Хлеб на стол, так и стол – престол, а хлеба ни куска, так и стол доска – так говорили в старину. Еду обычно заранее не солили, соль очень берегли. Солонку ставили на стол, чтобы каждый солил по вкусу. Нежеланному гость соль не предлагали. Про такого гостя говорили: «Ушёл, не солоно хлебавши». В какой сказке вы слышали это выражение.
Ответы детей. «Лиса и журавель».
Воспитатель: Что оно обозначает?
Ответы детей.
Воспитатель: В народных пословицах хлеб и соль объединены в одно неразделимое целое. «Хлеб – соль ешь, а правда режь» - говорили в народе.
Во время еды в старину сидели важно, о пустяках не говорили. Вставать было нельзя. На середину стола ставилась одна большая миска на всю семью. Во главе стола сидел хозяин, и никто не смел раньше него начать есть. Он черпал деревянной ложкой первым, а за ним все остальные. Теперь понятно, что если будешь болтать за столом – голодным останешься. Под ложку подкладывали кусочек хлеба. Зачем, как вы думаете?
Ответы детей.
Воспитатель: Чтобы каша с ложки не капала на стол. Вообще раньше все ели руками, кроме, конечно жидкой пищи. Вилок в старину небыло. Что же подавали на стол?
Ответы детей.
Воспитатель: «Каша – мать наша», говорили тогда. Её ели ежедневно. Вспомните сказку «Лиса и журавель». Чем угощала хитрая лиса журавля?
Ответы детей. Кашей.
Воспитатель: А он чем потчевал лису?
Ответы детей. Окрошкой.
Воспитатель: Кто знает, что это такое?
Ответы детей .
Воспитатель: Варили уху. В какой сказке молодец ухватил щуку в руку и радовался, что уха будет сладка?
Ответы детей. «По щучьему веленью».
Воспитатель: А давайте вспомним как многие сказки заканчиваются?
Ответы детей.
Воспитатель: «Ия там был, мёд, пиво пил, по усам текло, да в рот не попало». Мёд – медовый или фруктовый напиток. Ещё варили кисели. «Киселём брюхо не испортишь» - говорили в старину. В какой сказке девочке предлагали поесть простого киселька с молочком?
Ответы детей. «Гуси – лебеди».
Воспитатель: Раньше ещё в старину ели много овощей. Вместо картошки ели репу. На зиму огурцы солили, капусту квасили в бочках.
Физкультминутка «Киселёк».
Воспитатель: Я по садику гуляла
И в корзинку собирала
Яблоки и сливы
Вышло так красиво.
Воспитатель предлагает детям заштриховать изображения фруктов. Подвести итог .
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект занятия "Приглашение от солнца в весенний лес".
Создание благоприятных условий для использования разнообраных видов деятельности, их интеграции в целях повышения эффективности воспитательно - образовательного процесса....
КОНСПЕКТ итоговой комплексной организованной образовательной деятельности во второй младшей группе с приглашением родителей «Путешествие с куклой Катей»
Цель: обобщение знаний полученных на предыдущих занятиях.Закреплять знания о геометрических фигурах, основных цветов.Закрепление знаний о безопасном поведении дома.Задачи:Образовательные: - Продолжать...
Конспект НОД «Приглашение в сказку»
Актуальность: данное занятие позволяет формировать умение у детей ориентироваться как на собственном теле, так и определять местоположение объекта в пространстве....
«Приглашение к путешествию в волшебный мир природы»
Любите ли вы путешествовать? Не сомневаемся, что- да! Путешествие – это всегда открытие, встреча с неизведанным. Правда, найти всегда сложно, даже если до открытия только шаг. Но ведь это ...
Конспект НОД в подготовительной группе (открытое итоговое занятие) «Приглашение в путешествие»
НОД в подготовительной группе (итоговое занятие) "Приглашение в путешествие"...
Конспект занятия "Приглашения Слона и Коня в детский сад"
Конспект занятия по шахматам был проведен в ДОУ как задание к повышению квалификации по "Теория обучения по шахматам"...
Конспект занятия по познанию в старшей группе по теме «Приглашение к путешествию»
Доминирующая ОО: познавательное развитие.Интеграция ОО: речевое, физическое, художественно- эстетическое, социально-личностное, физическое развитиеПрограммное содержаниеЦель: обобщить представле...