Конспект занятия по развитию речи: "Устное народное творчество. Колыбельные"
план-конспект занятия по развитию речи (подготовительная группа) на тему

Легкова Людмила Александровна

Занятие  продолжает знакомство детей с малыми жанрами русского детского фольклора - колыбельными песнями. В ходе занятия дети сравнивают авторские и народные колыбельные песни; работают над значением устаревших слов; узнают о том, какое животное стало частым гостем колыбельных песен; выполняют практическую работу по изготовлению колыбельки для малыша.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kolybelnye_konspekt.docx21.63 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное образовательное учреждение дополнительного образования детей-

 "Дом детского творчества"Гармония" г. Ртищево Саратовской области"

Конспект занятия по развитию речи для обучающихся студии "Предшкольная пора".

Тема: "Устное народное творчество. Колыбельные."

                                                                         

                                                                                           Автор: педагог дополнительного

                                                                                           образования   Л.А.Легкова.                                                                                                                                                                                                

2015г.

Цель: создание условий для осмысления значения колыбельной песни.

Задачи:  - выявить  особенности жанра колыбельной песни;

                - сравнить  литературную( авторскую) и народную колыбельные песни;

                - воспитывать интерес к малым жанрам  русского детского  фольклора.

Ход занятия:

Вводная часть

1.Организационный момент

2.Мотивация к деятельности

       1)  Слайд  :            Спальня

                                       Тёплая кроватка

                                       Сладкий сон

                                       Мама

                                       Песня

                                       Нежный, мягкий голос

( Педагог читает слова.)

-Какую картину представили?

-Сделайте предположение, о чём пойдёт речь на занятии?

(Исполняется колыбельная)

-Подтвердилось ли ваше предположение?

-Слышали эту колыбельную раньше?

- Что вам помогло определить, что это колыбельная?

-Сегодня колыбельная песня пришла к нам на занятие.

2) - Хотите ли вы узнать, почему колыбельная песня так называется?      На доске:        ?

    -  Кто придумал колыбельные песни?                                                                                 ?

    - Какое животное стало частым гостем колыбельных  песен?                                         ?

Основная часть

 1) - О том, как появилось название  колыбельной песни, послушаем сообщение.    Слайд

Ребенок:

В старину ребёнок спал в кроватке, которую называли колыбелькой, от слова колебать, значит качать, укачивать.

 Есть и другое название колыбельных песен. Их называют байками. Баять - значит убаюкивать, укачивать, усыплять, напевая песни.

Педагог: - Почему же колыбельные так называют?    (ответы)         На доске:              !

                                                                                                                                                   ?

                                                                                                                                                   ?

Педагог:  - Издавна в  народе дорожили колыбельными песнями. Мать обучала дочерей, играющих с куклами, правильно "байкать", баюкать. Поэтому пение колыбельных - это искусство, которому в старину учились с детства.

2) Работа в парах.

Обсуждение вопроса: - Кто придумал колыбельные песни?

(мамы, бабушки, няни, старшие сёстры)                   Слайд

- Почему именно эти люди придумали колыбельные?

- Когда это было?

                                                                                                          На доске:               !

                                                                                                                                           !

                                                                                                                                           ?

Педагог: - Такие колыбельные называют народными. Почему народными?

                  - Вы  слышали народные колыбельные песни?

                      (Слушание народной колыбельной песни)

Слайд :      - Ещё есть современные колыбельные, которые сочинили

                     разные авторы : поэты и музыканты.                                                      

                  - Как бы вы назвали такие колыбельные? (авторские)

Минутка отдыха (для глаз):    Положите голову на руки, закройте глаза, послушайте колыбельную. Если знаете слова, можно подпевать.

                       (Слушание авторской  колыбельной "Спят усталые игрушки...")

                    - Раньше  слышали такую колыбельную? Где? Она народная или авторская?

                    - Кто авторы  этой колыбельной?

                    - Если вас заинтересовал этот вопрос, можете найти ответ на него дома с помощью  родителей. ( слова: Зоя Петрова, музыка: Аркадий Островский)

                    - Что объединяет народные и авторские колыбельные?(спокойное, ласковое, нежное исполнение , замедленный темп, напевность, мелодичность)

                    - Чем они отличаются?

( Для народных колыбельных характерны повторы слов и выражений: баю, баюшки, баю; ой, люли, люли, люли. Колыбельные песни в старину исполнялись без музыкального сопровождения, нараспев. Их  мотив однообразный.

У авторской колыбельной другой ритм и меняющаяся  мелодия, более сложные современные слова.)

3) На доске картинки : ЗАЯЦ    МЫШКА      СОБАЧКА       КОТИК        КУРОЧКА

    -  Какое животное является частым гостем колыбельных песен?

              - Найдите правильный ответ среди картинок.

                         - Ребёнок  читает наизусть:

                             Котя- котя - коток,

                             Котя - серенький хвосток,

                             Приди, котик , ночевать-

                             Мою деточку качать.

                             Вы коты, коты, коты.

                             Коты - серые хвосты.

                             Вы коты, коты, коты.

                             Принесите дремоты.    Слайд            

               - Это стихотворение можно "превратить" в колыбельную? Как?

(Слушание колыбельной про котика)

Динамическая пауза:   Котик все движения выполняет плавно, мягко, очень тихо...

 Попробуем и мы!

Встанем на носочки, руки на пояс. Повернём туловище влево, вправо.

Руки  вперёд ,наклон вперёд,  выгнуть спинку, потянуться.

Руки на пояс, левую ногу поставить вперёд на носочек, наклониться к левой ноге.

Руки на пояс, правую ногу поставить вперёд на носочек, наклониться к правой ноге.

- Почему именно котик стал частым гостем колыбельных песен?

Педагог:  - Котик любит поспать. Он сам себя убаюкивает: песенки поёт, мурлычет. В давние времена прежде, чем положить малыша в постельку, клали в неё кошечку или котика, чтобы они могли передать младенцу свою привычку мирно, спокойно спать. Обычай забыли, а котик остался самым любимым персонажем колыбельных песен.

                                                                                                        На доске:           !

                                                                                                                                    !

                                                                                                                                    !

3. Заключительная часть.

1) Рефлексия.

Педагог: - Предлагаю сделать колыбельку для малыша.

Пальчиковая гимнастика:       Котик ниток моток

                                                       Укатил  в уголок.

                                                       Укатил в уголок

                                                       Котик ниток моток.

                        (Звучит колыбельная "Спи, моя радость, усни.")

2) Итог:

- Что нового узнали сегодня?

- Для кого поют колыбельные песни? ( для кукол, для малышей)

- Как  их поют ? ( с теплотой и любовью, заботой и нежностью)

- Как колыбельные влияют на состояние людей? ( успокаивают, настраивают на хорошие дела)

- На все ли поставленные вопросы мы ответили?

- Оцените свою работу:

- Если  у вас все получалось, то поднимите "солнышко".

- Если  у вас что- то не получилось, то поднимите " солнышко с тучкой".

- А  если вам было трудно, тогда поднимите  "тучку".

- Было ли вам  сегодня  интересно?

- Хотите продолжить эту работу?

- Узнайте у своих родителей, какие колыбельные они вам пели, как часто?

- Нарисуйте вместе с  родителями рисунки к колыбельным.

                                                                                       


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

В гости к хозяюшке. Конспект занятия по ознакомлению с устным народным творчеством с детьми младшей группы

Знакомство с народными потешками, загадками, пестушками, потягушками, считалками и колыбельными песнями расширяет кругозор детей, обогащает их чувства и речь, формирует отношение к окружающему миру. В...

Конспект занятия по ознакомлению с устным народным творчеством с детьми средней «А» группы на тему: "В гости к хозяюшке"

Цели:Ознакомление с малыми фольклорными формами.Вызвать у детей радость от повторения (проговаривания и подговаривания) знакомых потешек, пестушек, потягушек, колыбельных песен вместе с воспитателем.С...

Конспект занятия по развитию речи "Устное народное творчество"

Занятие для детей старшего и подготовительного к школе возраста. Дети учатся составлять сказку по серии картинок и пересказывать....

конспект занятия на тему "Восприятие устного народного творчества."

Восприятие устного народного творчества.Цели1. Формировать представление детей о культуре, традициях и быте русского  народа. Расширять знания о народных промыслах и ремёслах. Дать детям почувств...

Конспект занятия по ознакомлению с русским народным творчеством для детей дошкольников 5-7 лет

Конспект занятия по ознакомлению с русским народным творчеством для детей дошкольников 5-7 лет «Шутку шутить – людей насмешить»...

Занятие по развитию речи "Устное народное творчество. Потешки для кота Василия"

Занятие по развитию речи "Устное народное творчество. Потешки для кота Василия", для второй младшей группы дошкольного детского образовательного учреждения. Подготовила воспитатель высшей кв...